Дать представления о разделительном мягком знаке

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Технологическая карта изучения темы

Предмет: Русский язык УМК: ПНШ

Тип урока: изучения нового материала

Учитель начальных классов: Кузьмина Наталья Георгиевна Класс: 2 «А»

Тема

Разделительный мягкий знак

Цель

Дать представления о разделительном мягком знаке.

Формируемые УУД

Личностные: проявлять интерес к процессу письма, настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности; Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке. Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления.

Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации .

Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения.

Планируемый результат

Предметные: разграничивать ь- показатель мягкости и разделительный ь.Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

Базовый учебник

Н.А.Чуракова. Русский язык. 2 класс. Учебник в трёх частях. Часть третья. Под редакцией М.Л.Каленчук. Москва. Академкнига/Учебник. 2011.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность ученика

Планируемые результаты


1

Самоопределение к деятельности (организационный момент)

На доске пословица "Кто больше хочет знать, тому меньше надо спать".)
Прочитайте.
Что вы прочитали? Как вы понимаете эту пословицу?
А вы хотите больше знать?
Что вам поможет в этом?




пословицу

ранее изученный материал и внимание


2

Актуализация опорных знаний

  1. Чистописание.
    я е ё ь ю
    Что общего в этой записи? ()

На какие две группы можно их разделить?

Какая буква лишняя?

Что общего у гласных второго ряда?

В каких случаях?

Прочитайте вновь пословицу и найдите слова, в которых ь не обозначает звука. (Больше, знать, меньше, спать)

Разделите эти слова на две группы. По какому признаку вы это сделали?
Выпишите эти слова в два столбика в зависимости от позиции ь.

2. Работа с загадками. Запись отгадок
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год! (декабрь)
Мчусь, как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд,
Да мелькают огоньки!
Кто несёт меня? (коньки)
Кручу, верчу, заморожу, замету! (вьюга) -все буквы обозначают мягкость согласного -гласные второго ряда и ь - так как не обозначает звука
-они обозначают два звука -в начале слова и после гласной слышим й
на конце слова и между согласными



1 человек у доски, проверка.

Познавательные УУД: осознано строят речевые высказывания в устной форме.

Регулятивные: Применяют освоенные способы действия с учётом выделенных учителем ориентиров

Коммуникативные УУД:Умеют ориентироваться в своей системе знаний


3

Создание проблемной ситуации

  • Что вы заметили? (слова: "декабрь", "коньки" записаны у всех ребят одинаково с ь, а слово "вьюга" у всех - по-разному)


  • А почему это произошло?


  • А чем отличается позиция ь в последнем слове?

  • Так почему же у нас возникло затруднение?

Рассуждают на проблемный вопрос, высказывая свои предположения

-потому что позиция ь разная: мы умеем с помощью ь обозначать мягкость согласных на конце слова и между согласными -мы не знакомы с такой позицией ь

Познавательные УУД: осознано строят речевые высказывания в устной форме.


4

Постановка учебной задачи

Какова цель урока?

Как вы думаете, как мы сумеем достичь этой цели?

Что нам поможет?

Какие знания о ь мы должны использовать?

Что вы можете предложить для решения этой проблемы?

-правописание слов с ь

-мы должны вслушаться в эти слова, как они звучат

-звукобуквенный разбор

не обозначает звука


-попробуем составить алгоритм правописания слов с ь

Познавательные УУД. Самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи.

5

Решение учебной задачи Составление алгоритма

1 шаг. Слышится ли в слове после согласного звук [й]?|
2 шаг. Какие следующие буквы? Есть ли Е, Е, И, Ю, Я?

3 шаг. Пиши после согласного ь, после него- одну из указанных букв.

4.Проверь написанное.

Высказывают свои предположения. -да, слышится нет, не слышится пиши без ь -да, есть , нет: пиши без ь



Познавательные: осознано строят речевые высказывания в устной форме .

Регулятивные: Применяют освоенные способы действия с учётом выделенных учителем ориентиров

Коммуникативные УУД:Умеют ориентироваться в своей системе знаний

6

Физминутка Учитель выполняет упражнения вместе с детьми. Один из учащихся показывает упражнения, остальные - повторяют.


7

Первичное закрепление

Теперь, зная алгоритм, хотите поработать в группах над построением звуковых схем к словам: варенье, жильё, воробьи, осенью, крылья (1 минута на работу)

С чего вы начнёте свою работу? (произнесём слово вслух, послушаем, как оно звучит)
Посмотрите на те слова, с которыми вы работали в группах. (по одному человеку от группы комментируют звуковой состав слов)

Что вы услышали?
Где вы услышали этот звук? (учитель подчёркивает гласные второго ряда на карточках на доске)

Что вы заметили?

Какова функция гласных второго ряда?

Какова роль ь в этих словах? ()

Как бы вы предложили назвать ь, выполняющий такую функцию в словах? Он называется разделительным.
Сделайте вывод.Вывод: Разделительный ь пишется после согласных букв перед гласными я е ё и ю, если в этих словах слышится [й']. (Учитель вывешивает эталон на доску)
Проверим ваш вывод по учебнику.
Вернёмся к слову "вьюга". Объясните правописание ь с помощью алгоритма.Что помогало написать эти слова грамотно?

Работа в группах






проверка.




[й']

-перед буквами я е ё и ю


-во всех словах ь стоит перед гласными второго ряда

-обозначают мягкость согласного

- он нужен для того, чтобы мы не прочитали слияние согласного с гласным


-предложения детей





- алгоритм правописания слов с разделительным ь

Регулятивные: Применяют освоенные способы действия с учётом выделенных учителем ориентиров

Коммуникативные УУД:Умеют ориентироваться в своей системе знаний.



Регулятивные УУД: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


8

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 1. Комментирование по алгоритму.
Определите, в каких из этих слов ь надо писать
(Учитель диктует слова: полёт - польёт,семя-семья.)
2. Комментирование в парах с проговариванием друг другу по вариантам:
солю - солью, тюлени - тюленьи. работа в парах с проверкой.

Регулятивные УУД: уметь выполнять работу по предложенному плану.




3.Теперь вы самостоятельно сможете выполнить задание и проверить его с помощью эталона? Желаю успеха! Вам даётся 2 минуты.
1 вариант: ^ Я пол.ю грядки. Я пол.ю грядки.
2 вариант: Олен.и живут на севере. Олен.и рога красивые.
Кто уже выполнил задание, может придумать свои примеры на новое правило.
Проведите самопроверку по эталонам на доске. Кто допустил ошибки при выполнении задания?
Над чем надо поработать? На что нужно обратить внимание? (запомнить правило правописания разделительного ь, пользоваться алгоритмом)
Молодцы и те, кто нашёл и исправил свои ошибки. Поставьте на полях знак "+".У кого ошибок нет? Молодцы ^ Эталон для самопроверки

1 вариант: Я полю ([пал'у]) грядки. Я полью ([пал'й'у]) грядки.

2 вариант: Олени ([ал'эн'и]) живут на севере. Оленьи ([ал'эн'й'и]) рога красивые.



9.

Включение в систему знаний и повторение Как мы можем применить новое знание? (использовать слова на новое правило в предложениях и в текстах)
Перед вами листочки с напечатанным стихотворением:
Осен., осен.ю, ден.ки,
Мал.чик, окун., окун.ки,
Кол.я, стул.я и скам.я,
Крыл.я, брат.я и сем.я.
Расскажи, зачем и как
Служит в речи мягкий знак. (Н.М. Бетенькова)

Предлагаю вам выбрать задание себе по силам:

Первый уровень: спишите слова, вставляя буквы.
Второй уровень: разделите слова на две группы: с ь - показателем мягкости согласного и с разделительным ь) и запишите в тетрадь.
Третий уровень: придумайте ещё по три слова к каждой из групп.
Проверим. Какие вставили буквы?











По одному ученику от каждого уровня работают у доски

Регулятивные: Применяют освоенные способы действия с учётом выделенных учителем ориентиров

Коммуникативные УУД:Умеют ориентироваться в своей системе знаний.



Регулятивные УУД: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


9

Оценка (рефлексия)

Какую цель ставим перед собой? ()-Достигли мы цели?

Как пишутся слова, в которых перед гласной второго ряда слышится звук [й']? С какой пословицы мы начинали урокВы узнали что-нибудь новое? Почему? Оцените каждый свою деятельность. Прочитайте данные высказывания: Я всё понял, но у меня остались вопросы.
Я всё понял, могу работать по алгоритму.
Я всё понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому.
Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь? (высказывания детей)
Как работал на уроке наш класс? (высказывания детей)
На следующих уроках мы будем применять и использовать новое правило. Отвечают на вопросы. -узнать правило правописания ь



Регулятивные: фиксируют в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

10

Домашнее задание

Повторите правило и запишите по пять слов с разделительным ь. А тот, кто очень хорошо понял тему, попробует придумать грамматическую сказку на новое правило.





© 2010-2022