Поурочный план по обучению грамоте на тему Согласные звуки (З, З*), буквы Зз

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: русская грамота

Тема: «Согласные звуки (З, З*), Буквы Зз».

Цель: Познакомить учеников со звуками (З) (З) и буквой, которая их обозначает; учить отличать звуки (З), (З) и букву, которая их обозначает от других звуков и букв; учить читать слоги, слова с новой буквы.

Оборудование: Учебник «Букварь»; ноутбук, диски с фрагментами сказок, ребус, рисунки героев сказок, иллюстрации.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока.

Звучит мелодия «Сказки гуляют по свету».

Учитель: Сейчас вам надо будет представить себя экспертами - знатоками сказок. Вы посмотрите три фрагмента из разных сказок. Первый ряд угадывает название сказки, второй - второй сказки, третий - третей сказки. Знатоки, будьте внимательны!

Учащиеся смотрят фрагменты из сказок «Двенадцать месяцев»», «Морозко», «По щучьему велению» и отвечают н6а вопрос учителя.

Ответы учеников:

Кто из вас догадался, куда мы сегодня совершим путешествие?

Мы отправимся в Страну сказок, где познакомимся с новыми звуками и буквой, которая их обозначает. Наше путешествие начинается.

  1. Знакомство с новыми звуками.

Звучит мелодия из «Детского альбома» П.И.Чайковского, «Нянина сказка». Учитель открывает большую книгу сказок.

Учитель: Вот наш путеводитель по Стране сказок - волшебная книга сказок. В нашем путешествии нас будет сопровождать экскурсовод. Отгадайте его имя?

Скорей бы близился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченной карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Откуда я, как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет-

К себе на чердак я вернусь.

- Кто же это?

Ученики: Золушка.

Появляется Золушка.

Учитель: Не смотря на то что эта девушка очень хрупкая и нежная, она очень трудолюбивая. Золушка приготовила различные задания, чтобы ваше путешествие стало незабываемым. Помните, что сегодня вы - знатоки сказок, а значит, к выполнению заданий должны подойти ответственно.

Слушаем первое задание Золушки.

Золушка: Произнесите мое имя и посчитайте, сколько в нем слогов.

Ученики: ЗО-ЛУШ-КА

Золушка: Сколько слогов?

Ученики: Три слога.

Золушка: Назовите первый слог.

Ученики: Зо

Далее называют второй и третий слоги.

Золушка: Произнесите еще раз мое имя, но выделяя голосом только первый звук.

Ученики: З-з-золушка.

Учитель: Какой звук мы выделили?

Ученики: Звук (З)

Учитель: Какой он?

Ученики: Согласный.

Золушка: Охарактеризуйте звук (З)

Ученики: Звук (з) - согласный, звонкий, твердый.

Золушка: Какое условное обозначение для этого звука вы возьмете? Объясните свой ответ.

Ученики: Возьмем квадратик синего цвета, так как этот звук согласный, твердый.

Учитель: Вы справились с первым заданием Золушки, и она приглашает вас проследовать дальше по ее стране.

Звучит «Вальс цветов». Рисунки героев сказок «Двенадцать месяцев», «Морозко», «По щучьему велению».

Учитель: Кого вы видите? Из каких сказок эти герои?

Ответы учеников:

Учитель: Вы очень внимательны. А теперь послушайте второе задание Золушки.

Золушка: В какое время года происходит основное действие во всех этих сказок?

Золушка: Произнесите слово Зима и посчитайте, сколько в нем слогов?

Учитель: Ставим руки подбородок и считаем.

Сколько слогов?

Золушка: Произнесите это слово еще раз, выделяя голосом первый звук.

Учитель: Какой звук мы выделили?

Какой он?

Охарактеризуйте звук.

Золушка: Какое условное обозначение для этого звука вы возьмете? Объясните свой ответ.

Возьмем квадратик зеленого цвета, так как этот звук согласный, мягкий.

4.Физминутка.

Учитель: Вы справились и со вторым заданием Золушки. Ребята, Золушка интересуется, вы наверное устали?

Тогда все дружно встаем. В Стране сказок очень любят играть в слова, и сегодня наша сказочная героиня предлагает вам игру. Золушка будет называть слова, а вы, если услышите в них звук (З) - хлопок, а если нет ни того, ни другого звука, вы делайте поворот головой влево, вправо.

Золушка: Слова: стрекоза, зебра, бизон, зяблик, волк, лиса, медведь, кузнечик.

Учитель: Мы поиграли, отдохнули, а теперь пора идти дальше - ведь время нашего путешествия ограниченно. Путешествие продолжается.

5.Знакомство с новой буквой.

Рисунок замка на доске.

Как называется сооружение на данной иллюстрации?

Разгадав ребус, вы узнаете, возле чьего замка вы остановились.

На доске ребус.

Ответы учеников: Около замка Кота.

Учитель: Молодцы! А теперь давайте послушаем Золушку.

Золушка: Ребята, так как вы сегодня в Стране сказок и являетесь знатоками, то вы должны вспомнить, в какой сказке Кот имел замок, как называется сказка и кто ее написал.

Золушка: Молодцы! Вы действительно настоящие знатоки сказок. Теперь послушайте следующее мое задание.

В замке Кота ровно столько окон, сколько вы изучили букв. В каждом окне спрятана буква. Назовите номер окна, в котором спрятана буква, обозначающая звуки (З), (З). Как называется эта буква?

Учитель: Ребята, вы очень хорошо сегодня работаете. Посмотрите, за замком Кота расположен большой сказочной лес, о котором Кот вам хочет что-то рассказать.

Кот: В моем лесу живет много животных и насекомых. Среди насекомых преобладают комары. А самое хитрое животное - лиса. Про мой лес есть стихотворение, под которое можно выполнять упражнения. Я сейчас вам расскажу, а упражнения вы повторяйте за учителем.

Только в лес мы вошли,

Появились комары.

Раз - хлопок над головой,

Два - хлопок за спиной.

Видим мы -из-за куста.

Смотрит рыжая лиса.

Мы лисичку обхитрим,

На носочках убежим.

6. Чтение слогов, слов и текста с новой буквой.

Учитель: Непонятно, что случилось,

Только буква заблудилась.

Ищет буковка свой дом

Мы сейчас его найдем.

На доске два домика с окошками, в которых поселились гласные и согласные буквы. Около одного дома забор из букв З.

Когда дети называют буквы, учитель открывает окошки, где спрятаны соответствующие буквы.

Учитель: Давайте назовем слоги, которые получаются при сочетании согласной буквы З с гласными.

ЗА ЗО ЗУ ЗЫ ЗИ

Золушка: Перед вами иллюстрации и слоги. Соотнесите слог и предмет, с которого начинается название предмета, изображенного на иллюстрации.

Иллюстрации: зебра, зонт, зубы, забор, зима.

А на карточках слоги: ЗА ЗУ ЗИ ЗЫ ЗЕ ЗО.

Учитель: А теперь следующее задание.

На доске напечатаны слова, вам нужно их прочитать.

Дети читают слова с пометками.

-Молодцы! И с моими заданиями вы справились, а теперь послушаем, что же нам хочет сообщить Золушка.

Золушка: Сегодня вы посетили Страну сказок, повстречались с ее жителями. Откройте ваши «Буквари». Рассмотрите рисунки. Герои каких сказок изображены здесь?

Прочитайте текст на этой странице и ответьте на вопрос , заданный в нем.

Дети выполняют задания и называют известные им сказки.

- Молодцы ребята! Вы знаете очень много сказок, хорошо справились со всеми моими заданиями, но пришло время расставания. Меня ждет много дел, а у вас осталось еще одно задание, с которым вас познакомит учитель. Я надеюсь, что мы с вами еще не раз встретимся.

До свидания!

7. Итог урока.

Звучит мелодия «Вальс цветов». Открывается последняя страница сказочной книги.

Учитель: Задание, которое приготовила вам Золушка, называется «Чей предмет?». Вам будут показаны различные предметы, а вы должны сказать, какому сказочному герою они принадлежат. Будьте внимательны!

На доске рисунки: сапоги, клубок, азбука, зеркало.

- Под предметами разместите буквы, с которых начинается каждое слово.

Дети размещают первую букву каждого слова.

- Прочитайте, какое слово у нас получилось?

Учитель: Сегодня мы с вами побывали в гостях у сказки, где узнали много нового и интересного.

Звучит мелодия «Маленькая страна». Закрывается последняя страница сказочной книги.

Отправляясь в дальний путь,

Эти сказки не забудь.

Сказка учит доброте,

Смелости и красоте.

Побыстрее вырастай,

Книжки мудрые читай.







© 2010-2022