Мой ум. Классный час

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мой ум. Классный часМКОУ « Спартаковская СОШ»




Классный час во 2 классе.





Подготовила

Коптева Светлана Анатольевна

Январь, 2015 год


Цели: показать детям значение ума в жизни человека; способствовать развитию у детей желания развивать свой ум с раннего детства. Оборудование: портреты ученых, пословицы, слово «энциклопедия», разные энциклопедии.

Ход классного часа

1.Вводная беседа (Учитель читает небольшой рассказ.) Сережа отправился с бабушкой и папой в цирк. Дул сильный ветер. - Пап! А кто качает деревья? - А почему идет дождь? - А можно его остановить? - А почему дует ветер? И на все вопросы Сережи папа терпеливо отвечал. На что бабушка сказала: «Видишь, Сережа, какой у тебя умный папа». - Иногда учитель вам говорит: «Умник, умница». Правда, приятно слышать эти слова? От какого слова они происходят? (Они происходят от слова «ум».) - А что же такое ум? Прочитайте пословицу на доске. (Ум - всему голова.) - Как вы ее понимаете? Что значит ум для человека? (Человек может думать, все решать, читать, давать правильный ответ, лечить людей, учить, летать в космос и т. д.) - Послушайте смешную историю. Один мальчик пришел в аптеку и попросил дать ему таблетки. «Какие?» - спросил у него фармацевт. «Я хочу быть самым умным. Да побольше, побольше!» - Как вы думаете, ему дали таблетки? Почему? (Нет, ему не дали таблеток, потому что ум зависит не от таблеток, а от человека. Он сам развивает свой ум.) - А как нужно развивать ум? Что поможет вам развить ум? (Нужно много читать, заниматься, пытаться все понять, а что непонятно, спрашивать у учителя, родителей, старших братьев. Искать ответ в словарях, книгах.) 2.Знакомство с энциклопедиями - Есть прекрасная книга, которую можно назвать «Всезнайка». Это Детская энциклопедия. Давайте хором прочитаем это слово. (Эн-цик- ло-пе-ди-я.) (Учитель демонстрирует разные энциклопедии.) - В них столько интересного! В них можно найти ответ почти на любой вопрос. В них можно прочитать о многих умных людях, которые сделали великие открытия и прославились на весь мир. Д.И. Менделеев - это известный русский химик, он разработал Периодическую систему химических элементов, благодаря которой мы знаем много об окружающих нас веществах, например, знаем структуру воды. Им же написаны первые учебники по химии. Циолковский сконструировал космическую ракету. Первый человек, полетевший в космос, - русский космонавт Ю.А. Гагарин. М.В. Ломоносов - первый русский естествоиспытатель. Он занимался физикой, химией, благодаря его деятельности в Москве был открыт первый университет. Когда вы вырастите и станете умными, вы непременно захотите там учиться. - Скажите, на что же направлен ум этих ученых? На добрые или злые дела? (На добрые дела.)
3.Беседа - Где живет у нас ум? (В голове, в мозге.) - Мозг человека - это командный пункт всего организма. Мозг состоит из мельчайших клеток. Клетки мозга - настоящие работяги, поэтому им нужно много пищи. Как вы думаете, какой? (Предположения детей.) - Клетки мозга питаются кислородом. Поэтому, чтобы мозг хорошо работал, следует больше гулять и дышать свежим воздухом. 4.Зарядка для ума ( Слайды 1-3) - Скажите, а что может развивать ваш ум? (Выслушиваются высказывания детей.) - Приготовьтесь отвечать на вопросы. Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.) Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (Ножницы.) Ни лает, ни кусает, а в дом не пускает. (Замок.) Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер.) Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит. (Река.) Он и желтый, и сыпучий Во дворе насыпан кучей, Если хочешь, можешь брать И играть. (Песок.) В огороде у дорожки Стоит солнышко на ножке, Только желтые лучи У него не горячи. (Подсолнух.) Горел в траве росистой Фонарик золотистый Потом померк, потух И превратился в пух. (Одуванчик.) Летом - в огороде, Свежие, зеленые. А зимою - в бочке, Крепкие, соленые. (Огурцы.) Он в лесу стоял, Никто его не брал, В красной шапке модной, Никуда не годный. (Мухомор.) Красный нос В землю врос, А зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос. (Морковь.) Кафтан на мне зеленый, А сердце как кумач. На вкус, как сахар, сладок, А сам похож на мяч. (Арбуз.) Она под осень умирает И вновь весною оживает. Иглой зеленой выйдет к свету, Растет, цветет все лето. Коровам без нее - беда: Она их главная еда. (Трава.) Клейкие почки, Зеленые листочки. С белой корой Стоит под горой. (Береза.) Без досок, без топоров - Через речку мост готов. Мост - как синее стекло: Скользко, весело, светло. (Лед.) На минуту в землю врос Разноцветный чудо-мост. Чудо-мастер смастерил Мост высокий без перил. (Радуга.)
5 ФИЗ. МИНУТКА( слайд 4)
6.Игры - тренировки (слайд 5) - Ребята, давайте поиграем в игры. Первая игра называется «Я знаю...» а) «Я знаю...» Я знаю пять имен мальчиков: Саша - раз, Миша - два, Сережа - три, Алеша - четыре, Денис - пять. Я знаю пять деревьев: ... Я знаю пять рек:... Я знаю пять имен девочек:... Я знаю пять фруктов: ... Я знаю пять видов одежды:... (Можно эту игру провести с мячом, ударяя на каждый раз мячом об пол.)



б)«Круглый» Учитель бросает мяч кому-то из учеников и говорит: «Круглый арбуз». Ученик бросает мяч следующему и говорит: «Круглый шар» и т. д. Слова не должны повторятся. в) «Страна Наоборотия»( слайд 6) - Есть такая сказочная страна Наоборотия. В ней живут люди, которые разговаривают на иностранном языке, немного похожем на наш, только все слова они читают наоборот. Например, слово «сад» они произносят «дас». Я сейчас взмахну волшебной палочкой, произнесу волшебное заклинание «чубрики-мубрики-кекс-брекекс», и все вы превратитесь в наоборотов - жителей страны Наоборотия, которые могут говорить слова только наоборот. Итак, приготовились! (Учитель взмахивает волшебной палочкой и произносит заклинание. После этого можно начинать игру. Учитель называете слово, состоящее из трех букв. Игрок, поймавший мяч, должен назвать его наоборот по буквам (сок - кос, кот - ток). Сложность игры зависит от длины слов: чем больше букв они имеют, тем труднее задание.) г) Ребусы ( слайд 7) Решение различных ребусов - это хорошая тренировка логического мышления и способности действовать в уме. Прежде чем предложить детям ребусы для самостоятельного решения, необходимо ознакомить их с основными правилами. Основная задача состоит в том, чтобы разгадать зашифрованное слово. Шифруется оно с помощью букв, цифр и картинок. Буквы используются сами по себе, с ними ничего делать не надо. Если в ребусе стоит цифра или картинка, значит, нужно использовать слово, обозначающее данную цифру или предмет, изображенный на данной картинке. Это слово следует соединить с имеющимися буквами (в том же порядке, как они изображены в ребусе), после чего должно получиться зашифрованное слово. Наконец, последнее правило: если возле картинки или цифры стоит апостроф, значит, в слове-названии, которое к ней относится, должна быть отброшена одна буква: если апостроф стоит перед цифрой или картинкой, то отбрасывается первая буква, а если после этой цифры или картинки, то последняя. Наиболее легкими являются ребусы, в которых ответ состоит из трех букв, а задание - из одной буквы и одной картинки. Именно с таких ребусов и желательно начать. Затем можно постепенно усложнять задания путем увеличения количества букв и картинок, а также путем включения в ребус цифр. Для примера можно разобрать несколько ребусов, состоящих только из букв и цифр: 100лб (Столб.), 40а (Сорока.), ви3на (Витрина.), 7я (Семья.).

Мой ум. Классный час (Ответы: лук, сок, пар, ком, лещ, хлеб, брат, крот, зубр, носорог, слово, тыква, канат, начало.) д) Выбери пословицу ( слайд 8) Игра на смысловое соотнесение. Напишите на доске три-четыре пословицы, а потом своими словами подробно объясните детям основную мысль одной из них. Например: «Даже если людям чего-то не хватает, они могут жить в мире и согласии». После этого следует показать пословицы, написанные на доске, и попросить определить, о какой пословице идет речь. Из трех пословиц дети должны выбрать ту, о которой идет речь. Задание 1. 1. Дружбу помни, а зло забывай. 2. В тесноте, да не в обиде. 3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Правильный ответ здесь - пословица под номером 2. Вот еще несколько заданий для игры с пословицами. Объяснение пословицы: «Если договориться о чем-то, то надо честно выполнять свои обязательства, потому что честность, честное имя дороже денег».
Задание 2
1. Не красив собой, зато честен душой. 2. Не в деньгах счастье. 3. Уговор дороже денег. Правильный ответ: пословица под номером 3. Задание 3 Объяснение пословицы: «Подарок не обсуждают, принимают то, что дарят». Пословицы для выбора: 1. Дареному коню в зубы не смотрят. 2. Оттого, кто не мил, и подарок постыл. 3. Не дорог подарок, дорога любовь. Правильный ответ: пословица под номером 1.
е)Скажи быстро (аналог игры «Самый умный») Как это называется? - Школьный стол. (Парта.) - Устройство для прыжков с самолета. (Парашют.) - Болотная трава, которой легко порезаться. (Осока.) - Пространство над землей, в котором много звезд. (Небо.) - Главная песня государства. (Гимн.) - Упаковка для писем. (Конверт.) - Катастрофа, случившаяся с автомобилем. (Авария.) - Куча снега. (Сугроб.) - Суша возле воды. (Берег.) - Остаток дерева, заменяющий в лесу табурет. (Пень.) Сколько? - Дней в неделе? (7 дней;) - Пальцев на правой ноге? (5.) - Задних и передних лап у гуся? (2.) - Времен года, осенних месяцев? (4 времени года; З месяца.) - Месяцев в году? (12 месяцев.) - Гномов у Белоснежки? (7.) - Глаз и бровей у человека? (2 глаза и столько же бровей.) - Букв в названии нашей страны? (6 букв.) - Углов у квадрата? (4 угла.) - Хвостов у двух котов? (2 хвоста.) ж) «Азбука Морзе» (слайд 9) Это шифровка. На этот раз шифровка с использованием азбуки Морзе. Так называют азбуку, которую изобрел американский художник и изобретатель Сэмюэл Морзе. Азбука Морзе - это специальный код, который используется для приема и передачи сообщений. Код состоит из коротких и длинных звуковых сигналов. На бумаге они обозначаются как точки (короткие сигналы) и тире (длинные сигналы). Сигналы азбуки Морзе передаются и принимаются с помощью специальных передатчиков и приемников. Прочитайте несколько слов, зашифрованных с помощью азбуки Морзе. Сначала дается обозначение нескольких букв этой азбуки, а затем - зашифрованные слова. На каждой карточке - одна буква.

Мой ум. Классный час (Ответы: еж, мед, репа, зебра, парад, Морзе, борода, обжора, ребро.)
.

7.Подведение итогов ( Слайд 9) - Какие вы молодцы! Как много знаете! Но, наверное, хотите знать еще больше. Какой вы сделали вывод для себя? (Высказывания детей.) - Развивайте свой ум и старайтесь больше читать, узнавать, ведь «Ум - всему голова».



© 2010-2022