- Преподавателю
- Начальные классы
- Творческий проект Русская народная кукла-закрутка
Творческий проект Русская народная кукла-закрутка
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Харина А.А. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Содержание: Введение………………………………………………………………….стр.3 1.История куклы-закрутки………………………………………..….стр.5
2. Подготовка к выполнению проекта………………………..……..стр.8 2.1.Оборудование и техника безопасной работы. 2.2.Способы изготовления куклы-закрутки. 2.3. Технология изготовления. 3. Создание куклы-закрутки…………………………………….…..стр.12 4. Реклама изделия………………………………………….……..…..стр.17 Заключение………………………………………………………………стр.18 Список используемой литературы……………………………….……стр.19
Введение. У Груши не было куклы. Она взяла сено и связала из сена жгут. И это была ее кукла. Звала она ее Маша. Л. Н. Толстой. Грушина кукла Для меня и сама Груша, и ее необычная кукла из пучка сухой травы уже «преданья старины глубокой». Бытовавшая в народной среде самодельная кукла-закрутка из сена - один из наиболее распространённых типов игрушек. Она привлекательна простотой изготовления и доступностью материала. Для придания пучку травы подобия человеческой фигурки его надо, слегка скрутив, согнуть пополам. Затем перетянуть ниткой в двух местах так, чтобы обозначились «шея» и «пояс», между которыми теперь можно вставить «руки» - толстую соломинку, щепку или сплетенные косичкой стебли той же травы. Вот кукла и готова. Также несложно справить и кукольный наряд, использовав для этого листья лопуха или подорожника, мох, цветы, ягоды... В деревнях подобных кукол - стригушков - обычно делали из соломы. Поскольку материал этот достаточно ломкий, пополам основу не перегибали, а просто связывали снопом Для придания соломенной фигурке большей устойчивости ее по нижнему краю подравнивали - стригли ножницами (отчего кукла и получила свое название). Однако соломенная кукла недолговечна, а потому, как правило, и делали стригушков лишь деталями (косичка, фартучек, платочек) создавая необходимый образ. Совсем другое дело кукла тряпичная, изготовление и отделка которой занимали много времени. В отличие от травы или соломы, ткань довольно прочна. Вещи из льняного холста хранятся буквально веками. Это свойство материала обеспечивало тряпичным куклам «долгую жизнь», что в старину считалось очень важным, ведь тогда было в обычае передавать их по наследству как залог счастливого материнства и семейного благополучия. Наиболее простым способом изготовления традиционной куклы является закручивание двух лоскутков светлой однотонной ткани. Полученную основу затем можно «нарядить» в соответствии с выбранным образом. Все дети любят играть. Сейчас вокруг нас огромное количество игр и игрушек. На уроках технологии я узнала, что раньше на Руси игрушки изготавливали своими руками из разных природных материалов: соломы, дерева, глины, кусочков ткани и ветоши. Игрушка была одним из наиболее дешевых произведений искусства. Одни игрушки забавляли ребенка и служили ему оберегом, другие оберегали очаг и дом.
Мотив выбора и значимость для окружающих. Я думаю, что народная игрушка незаслуженно забыта. Ведь она рассказывает о традициях нашего народа, воспитывает в человеке доброту, любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его внутренний мир. Такую народную куклу не купишь в магазине. Поэтому я сама решила смастерить традиционную русскую игрушку. Изучая историю кукол и особенности техники выполнения игрушек, можно получить представление о народе, о его культуре. Любимой в старину игрушкой в русской деревне была тряпичная кукла. Она не требует особых затрат безопасна в использовании, развивает фантазию и приносит радость. Поэтому я остановила свой выбор на тряпичной кукле.
Цель проекта: узнать историю куклы-закрутки и особенности её изготовления.
Задачи проекта:
• Ознакомиться с историей русской народной игрушки;
• Изучить технологию изготовления народной тряпичной куклы.
• Приобщиться к народной культуре и научиться мастерить куклу-закрутку.
• Проявить фантазию и творчество, сохраняя традиции русского костюма куклы.
1.История куклы-закрутки. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучие в жизни. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо - неприятностей не миновать. Кукол дарили друг другу в знак любви и дружбы. При этом считалось, что подарок, сделанный от чистого сердца, приносит счастье, а с затаенной неприязнью - накликает всяческие напасти и беду на себя же. В некоторых семьях кукол насчитывалось не меньше сотни. Пока девочка была маленькой, для нее кукол делали мама, бабушка или старшие сестры. Они всегда находили для этого время, несмотря на тяжелый крестьянский труд. А когда малышке исполнялось 5 лет, она уже должна была сооружать кукол сама. Это было не трудно. Впервые народная кукла стала предметом научного и общественного внимания в конце 1870-х годов, и связано это прежде всего с деятельностью выдающегося представителя российской науки Егора Арсеньевича Покровского (1834-1895), основоположника отечественной этнографии детства. Раздел экспозиции «Собрание по первоначальному физическому воспитанию», который готовил Е.А. Покровский, включал разнообразнейший «детский материал», собранный со всех концов России с помощью сети респондентов и информаторов. В панораме «Воспитание русских крестьянских детей в деревне» среди колыбелей, каталок, ходалок, детской одежды и игрушек заняла свое место и народная кукла, преимущественно тряпичная. Мир детства впервые предстал как ценностное явление народной культуры. Крестьянские куклы были очень простыми, делались в основном из тряпок с помощью традиционных приемов. В Подмосковье делали кукол-пеленашек (сворачивали из двух платков и перевязывали ленточками).
На Смоленщине делали кукол-живулек (из соломы).
На Полтавщине куклы назывались поленушкой (она изготавливалась из полена, обернутого тканью). Закрутка - это то же самое, что и столбушка. В основе куклы плотно закрученный лоскут ткани или берестяная трубочка. Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. Как и многих других куколок. Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже. Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были безликими. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства. Пусть у нашей куклы всегда будет светлое лицо!
2. Подготовка к выполнению проекта. 2.1. Оборудование и техника безопасной работы. Оборудование: лоскуты ткани белые (х/б), разноцветные лоскуты ткани, остатки тесьмы, кружева, ленты; бисер, пайетки(по необходимости); нитки швейные; ножницы, швейные иглы ручные в игольнице. Техника безопасной работы:
- Хранить ножницы в футляре.
- Ножницы держать закрытыми, если ими не работаешь.
- Не класть ножницы на край стола, а класть их справа от себя кольцами к себе.
- Резать ножницами нужно осторожно, следя за лезвием и пальцами, так как этот инструмент имеет острые лезвия.
- Нельзя пользоваться сломанными ножницами.
- Игла должна быть в игольнице.
- Не оставлять иглу на рабочем столе без нитки. Необходимо воткнуть иглу в игольницу, если не работаешь ею.
- Нельзя пользоваться ржавой и гнутой иглой, а также иглой, имеющей заусенцы.
- Использовать инструменты только по назначению.
- На рабочем месте необходимо соблюдать порядок, иначе расположенные в беспорядке материалы и инструменты могут привести к травматической ситуации.
2.2.Способы изготовления куклы-закрутки.
Для изготовления куклы я выбрала первый способ, потому что хочу, чтобы она была немного похожа на современную.
2.3. Технология изготовления.
- Изготовливаем закрутку из прямоугольных лоскутов ткани, сначала туловище, затем руки. Для туловища надо скрутить вдоль широкой части «колбаску» из ткани, сложить пополам и перевязать в двух местах, ближе к согнутому краю - это так называемая «голова» куклы и посередине - «талия» будущей куклы. Для рук нужно взять лоскут ткани поменьше и скатав «колбаску», протянуть сквозь середину заготовки. Концы «рук» перевязать ниткой. Белым квадратным лоскутом ткани накрыть верх заготовки - «голову» и перевязать ниткой. Заготовка готова. Теперь куклу надо одеть.
- Сначала конструируем рубаху. Для этого можно взять цветной светлый лоскут ткани прямоугольной формы и сложить вдвое пополам, и еще пополам. Прорезать небольшое отверстие для головы куклы. Одеть лоскут на куклу через голову и закрепить в области талии ниткой. Для украшения рубахи можно пришить швом «вперед иголку» тесьму, кружево или ленты в местах традиционного украшения: по горловине, оплечьям, на концах рукавов, по подолу.
- Делаем юбку. Для этого берем цветной лоскут также прямоугольной формы и в несколько раз шире талии заготовки куклы. Прошиваем по одному краю швом «вперед иголку». Деталь юбки надо присборить по краю приблизительно по ширине талии, чуть больше и закрепить нитку. Обернем юбку вокруг талии куклы и прикрепим с помощью пояска. Поясок можно сплести или связать заранее в виде цепочки из воздушных петель , можно также использовать узкую полоску из ткани. Концы пояска украсить помпонами или кисточками.
- Можно дополнить костюм передником. Для этого берем небольшой прямоугольный лоскут однотонной ткани и украшаем полосами из тесьмы, лент, кружева с помощью шва «вперед иголку». Прикрепляем его под поясок.
- Осталось сделать кукле волосы и накрыть их головным убором, например, кокошником или платком. Для волос надо взять обычные вязальные нитки намотать на линейку 30 см, отрезать с одной стороны линейки намотку. Перевязать посередине. Пришить волосы посередине головы. Заплести «косу» кукле, повязать ленточку. Повязать платок или одеть кокошник.
3. Создание куклы-закрутки. 1. Заготовка.
2. Конструируем рубаху.
3.Делаем юбку.
4. Дополним костюм передником.
5.Добавим головной убор.
Кукла готова!
4. Реклама изделия.
Кукла - просто загляденье,
Взрослым всем на удивленье,
Для забавы малышам!
Посмотри, как хороша!
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить,
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
Заключение.
В результате выполнения данного проекта, я узнала много нового не только о кукле- закрутке, но и о традициях русского народа, связанных с такой простой и привычной игрушкой.
Я научилась мастерить куклу и хочу научить своих друзей этому увлекательному занятию.
Список используемой литературы. 1.Клиентов А. Народные промыслы. - Белый город, М, 2003 2.Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. - М, 2000 3.Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль, 1997 4.Телегина В. Начальная школа- №22/ 97
19