Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: «Собственные и нарицательные имена существительные»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные». Предмет: русский язык Класс: 2 Смирнова Марина Алексеевна, учитель начальных классов ГБОУ ООШ №2, г.о. Жигулёвск.


Конспект урока Цель урока: Познакомить с понятием собственные и нарицательные имена существительные и формирование правильной речи учащихся. Задачи. Учить решать проблемные задачи. Обогащать словарный запас, развивать культуру речи. Развивать мышление, внимание. Прививать интерес к урокам русского языка. Тип урока: открытие новых знаний. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Оборудование: карточки с заданиями для индивидуальной работы, компьютерная презентация с заданиями, ПК. Ожидаемые результаты: Умение распознавать в речи имена существительные собственные и нарицательные, приобретение знаний о правописании и грамматических признаках собственных имен существительных, развитие культуры речи. План урока: 1. Организационный момент. 2. Орфографическая минутка. 3. Каллиграфическая минутка. 4. Словарно - орфографическая работа. 5. Актуализация опорных знаний. 6. Знакомство с новым материалом. 7. Компетентностно- ориентированное задание. 8. Закрепление пройденного материала 9. Проверка усвоения материала. 10. Итог урока.
Этапы урока:
Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Организационный момент 1 мин Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новыми понятиями, мы понаблюдаем за грамматическими признаками новых понятий и повторим то, что мы уже знаем.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настройка на плодотворную работу.Постановка проблемы.
Орфографическая минутка 3 мин Прочитать слова. Вставить буквы, определить место орфограммы в слове, поставь ударение. Частично - поисковый метод, способствующий активизации познавательных процессов Дети читают и определяют ударение. Каллиграфическая минутка 2 мин Вспомните из каких элементов состоит буква Т. Прописать её и соединения с другими буквами. Найди и исправь ошибку . Анализируют конструкцию письменных букв Т, т. Вспоминают способы соединения букв. Каллиграфически прописывают буквы и соединения в тетради. Словарно - орфографическая работа 5 мин Вспомните, какие словарные слова вы знаете с буквой т. Поставь ударение. Дети называют словарные слова с Т. Определяют орфограмму и её место в слове. Произносят слово орфографически верно. Записывают слова в тетрадь. Актуализация опорных знаний 2 мин Учитель задаёт вопросы об имени существительном. Для повторения используется игра «Паронимы». Говори правильно. Дают определение части речи, приводят примеры слов в доказательство своего ответа. Из предложений находят правильные и с ошибкой. Доказывают свой выбор. Знакомство с новым материалом Сообщение темы, цели 11 мин Сегодня на уроке мы узнаем ещё об одном признаке имен существительных. Учитель задаёт вопросы о жительстве учащихся, так, чтобы на доске образовалось два столбика имён существит. - собственные и нарицательные. Направляет деятельность учащихся, подводит их к правилу и к выводу о том, что имена существительные делятся на собственные и нарицательные.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, ответы записывают в тетрадь. Затем анализируют два ряда слов. Доказывают почему одни пишутся со строчной буквы, а другие с заглавной. Делают вывод, читают правило в учебнике. Физминутка 2 мин Сообщает о важности сохранения зрения Выполняют зрительно-двигательную гимнастику для глаз. Компетентностно-ориентированное задание 3 мин А сейчас мы понаблюдаем, изменяются ли по числам нарицательные и собственные имена существительные. Давайте проверим сначала нарицательные имена сущ-е. , а затем собственные.
Учащиеся изменяют по числам имена сущ. собственные и нарицательные. Закрепление пройденного материала 8 мин Учитель предлагает компетентностно-ориентированное задание. У вас есть карточка. «Найди пару».Помогите словам найти пару и соедините их линией. Работать вы будете в паре. Персональные компьютеры.

Учащиеся работают в паре с соседом по парте. Распределяют слова по парам. Соединяют ответы линией. Отвечают на вопрос: Почему одни и те же слова написаны по-разному и отнесены в разные группы? Делают вывод о том, что надо сделать, чтобы мы точно знали, какое это существительное: собственное или нарицательное? Составляют и записывают предложение с любой парой слов.
Рубрика «Это интересно» 1 мин Учитель сообщает интересные факты из русского языка. О том, что некоторые нарицательные имена произошли от названий городов, местностей, где впервые был сделан или откуда вывозился тот или иной предмет.
Учащиеся пытаются самостоятельно определить происхождение тех или иных нарицательных имён. Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке.
5 мин Сейчас вам предстоит поработать с тестом , который поможет вам различать собственные и нарицательные имена существительные. Задачная формулировка: замените в нужных случаях маленькую букву в начале слова на большую (заглавную) Ответьте на вопросы: что называют имена существительные, как они пишутся в разных случаях.
Прочитать слова в тесте, найти какие слова нарицательные, а какие собственные имена. Заменяют в нужных случаях маленькую букву в начале слова на заглавную. Доказывают свой ответ, подтверждают ответ правилом. Итог урока 2 мин Понравился ли вам урок? Понравился ли ты сам себе на уроке? Трудно ли тебе было работать? Узнал ли ты что-то новое для себя на уроке?
Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою работу на уроке. Аспект - оценка собственного продвижения.












Ход урока.

1. Организационный момент. (настройка на урок) Стимул: - Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новыми понятиями. Задачная формулировка: понаблюдать за грамматическими признаками новых понятий и повторить то, что мы уже знаем. Начинаем работать. Проблема. На доске слова на карточках. шарик, роза, василёк, пушок. Задание для класса. Придумай предложения со словами. ( Коля звонит своему другу. Вася опустил жалюзи. )
2.Каллиграфическая минутка. Т, т. Запись слов с этой буквой в соединении. Найди и исправь ошибку. Тетрадь, транвай, трава, Татьяна. (Кто написал красивее?)
3.Орфографическая минутка. Портфель, щавель, километр, магазин .шофёр. алфавит. Стимул: (Знание словарных слов) Поставь ударение.
4. Словарная работа. Картинный диктант. Собака ,корова, коза ,петух, ворона, медведь. Жучка, Михаил Иванович, Зорька, Каркуша, Петя, Милка.
5. Актуализация опорных знаний. Игра «Паронимы» Найди и исправь ошибку. Объясни свой выбор.

  1. Саша надел пальто.
  2. Мама надела дочку.
  3. Лена одела куклу.
  4. У светы в чашке кофей.

Надел на себя. Одел кого-то.
6. Знакомство с темой урока. Сегодня на уроке мы узнаем новое об именах существительных.. Скажите, пожалуйста, в каком селе наша школа ? Но ведь наше село само по себе не существует, оно находится где? (в стране) Итак у нас появилось второе слово. Кто догадался, какой следующий будет вопрос? Как называется наша планета? (планета Земля) Что же у нас получилось? У нас с вами получилось два столбика слов. Что можно сказать о первом столбике слов? Как написаны слова? (со строчной буквы) А как написаны слова второго столбика? ( с заглавной буквы) Дело в том, что все имена существительные можно разделить на 2 большие группы: собственные и нарицательные. Как вы думаете, какие из этих слов будут собственными? Какие нарицательными? У каждого есть имя - это собственное или нарицательное. Давайте прочитаем правило.Учебник..
Итак, мы разделили имена существительные на две группы. Те слова, которые мы написали с большой буквы, называются собственные имена существительные. Они называют такие предметы, которые единичные, неповторимые. Что значит слово «единичное»? Имена существительные, которые называют неединичные предметы, называются нарицательными. - Подпишите названия в каждый столбик.
7. Физ- минутка для глаз.
8. Компетентностно-ориентированное задание. Компетентность информационная. Аспект - извлечение первичной информации. Слова «омонимы» Рассмотри пары слов. Почему одинаковые слова записаны по-разному? Дружок- дружок Серёжка- серёжка. Роза-роза С данными словами придумайте и запишите сочетания слов или предложение.
9. Закрепление нового материала. У козлёнка выросли маленькие рожки. Бабушка сварила рожки. Ударение в словах. Работа на компьютерах в парах. Вот теперь мы дополнили наши знания и самое время выполнить некоторые упражнения. 10.У вас есть карточка. «Найди пару». Помогите словам найти пару и соедините их линией. Работать вы будете в паре.
котёнок пушок корова зорька корабль удача журнал огонёк город орёл яркий «Огонёк» мягкий Пушок птица Орёл неожиданная «Удача» утренняя Зорька
- Распределите имена существительные по группам. Почему одни и те же слова написаны по-разному и отнесены в разные группы? Проблема! - Что надо сделать, чтобы мы точно знали, какое это существительное: собственное или нарицательное? - Составим и запишем предложение
11. Рубрика «Это интересно» - Некоторые нарицательные имена произошли от названий городов, местностей, где впервые был сделан или откуда вывозился тот или иной предмет. Пломбир - от названия французского города Пломбьер. Есть имена нарицательные, которые восходят к именам легендарных героев древнего мира. Геркулес (силач) от имени героя. Многие собственные имена - это в прошлом имена нарицательные, значения которых забылись. Петр(греч)-камень.
Софья(греч)-мудрость.
Марина (лат) - морская.
12. Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке. Стимул: Сейчас вам предстоит поработать с тестом, который поможет вам различать собственные и нарицательные имена существительные. Задачная формулировка: замените в нужных случаях маленькую букву в начале слова на большую (заглавную)
1. Имена существительные собственные называют: - неединичные предметы - предметы, которые единичны, неповторимы 2. Нарицательные существительные пишутся: - с большой буквы - с маленькой буквы 3. В какой строке все слова написаны верно: - дерево, бабушка, москва - дом, цветок, Пушкин 4. В какой строке допущена ошибка: - мартышка, васильев, машина - Москва, Волга, Лихославль
12. Итог урока. Компетентность разрешения проблем. Аспект - оценка собственного продвижения. Понравился ли вам урок? Понравился ли ты сам себе на уроке? Трудно ли тебе было работать? Узнал ли ты что-то новое для себя на уроке?
- Что нового узнали на уроке? - Что для вас было уже легко? - Что было еще трудно? - А что показалось самым интересным?
Презентация
Список литературы:
1.Русский язык: Комментарии к урокам: 2 класс. - М.: Вентана - Граф, 2008. 2. Русский язык: учебник 2 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. - 2012год.. 3. Сухин И. Г. Занимательные материалы для начальной школы. М., 2004 4. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Абсолютная грамотность за 15 минут. М., 2003


© 2010-2022