- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа Город мастеров внеурочная деятельность
Рабочая программа Город мастеров внеурочная деятельность
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Алексина О.Г. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании ШМО | Заместитель директора по УВР | Директор МАОУ СШ №19 |
Протокол № | _____________ Кравчук А.Ю.. | ___________ Дегтярева Н.А. |
от «___ » _____________ 2015г. | «___» _________________ 2015г. | Приказ от № |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №19 имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Мытарева
города Димитровграда Ульяновской области»
Рабочая программа
творческого объединения « Город мастеров »
Наименование направления художественно-эстетическое ________________________________________
Класс 1_____________________________________________________________________ Уровень начальное образование базовый ___________________________
Учитель Алексина Ольга Геннадьевна_____________________________________________
Срок реализации программы, учебный год___2015-2016
Количество часов по плану 66 в год, 2 часа в неделю __________________ Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО по внеурочной деятельности, на основе авторской программы Т.М.Рагозиной
Рабочую программу составил(а)__________________________________/____________________________/
подпись расшифровка подписи
I. Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Город мастеров» для 1 - 4 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 (с последующими изменениями)
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г., рег. № 19993);
- План внеурочной деятельности МАОУ СШ№19 им.И.П.Мытарева;
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Программа «Город мастеров» по декоративному творчеству была разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности и примерных программ по учебным предметам начальной школы для занятий кружка по декоративно-прикладному творчеству в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план начальной школы. Содержание программы «Город мастеров» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа знакомит со следующими направлениями декоративно - прикладного творчества: пластилинография, бисероплетение, бумагопластика, изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения. Программа способствует: -развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера; -помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни; -формированию понятия о роли и месте декоративно - прикладного искусства в жизни; -освоению современных видов декоративно - прикладного искусства; -обучению практическим навыкам художественно - творческой деятельности, пониманию связи художественно - образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств; -созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы; -знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях. Цель программы: -Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно - прикладного искусства. -Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций. Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
-Расширить представления о многообразии видов декоративно - прикладного искусства.
-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно - прикладным искусством.
-Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
-Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
- Приобщать школьников к народному искусству;
-Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
-Воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Задачи программы
Обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и способствовать их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно - прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
-приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
-пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
-развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
-развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Воспитывающие:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого - педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
- Связь с современностью
- Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
- Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
1. эскиз
2. воплощение в материале
3. выявление формы с помощью декоративных фактур. Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок. Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, участие в конкурсах и на выставках.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОГРАММЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Программа «Город мастеров» разработана на 1 год занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 66 часов в 1 классе, длительность занятия 25 минут.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально - логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания. Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Освоение детьми программы «Город мастеров» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно - познавательного интерес к декоративно - прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально - ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей. В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок. Младшие школьники получат возможность научиться: -осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия. - пользоваться средствами выразительности языка декоративно - прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой; - моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно - прикладного творчества. -осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации; -отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла; В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся: - различать изученные виды декоративно - прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества; - приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; - осваивать особенности художественно - выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно - прикладном творчестве. - развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства; - художественно - образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира; - развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память; - развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно - прикладного искусства; Младшие школьники получат возможность научиться: -создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач; - понимать культурно - историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их; - более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно - творческой деятельности в целом. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся: -первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности; - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Оценка планируемых результатов освоения программы Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий Выставки могут быть: однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения; постоянные - проводятся в помещении, где работают дети; тематические - по итогам изучения разделов, тем; итоговые - в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (66 часов)
Основные разделы программы
№
Название раздела
Общее
количество часов
Часы
аудиторных
занятий
Часы
внеаудиторных
активных
занятий
1
Мастерская игротеки
8
3
5
2
Мастерская лепки
8
7
1
3
Мастерская флористики
8
5
2
4
Мастерская Деда Мороза
8
7
1
5
Мастерская коллекции идей
22
20
2
6
Мастерская оригами
4
4
-
7
Мастерская конструирования и моделирования
8
6
2
Итого
66
52
14
Тематический план занятий по программе «Город мастеров»
1 год обучения. (2 часа в неделю)
Номер п.п.
Название разделов и тем
Дата план/факт
Кол-во часов
Введение: правила техники безопасности.
1
2
Домино
1
3
Головоломки из пластилина
1
4-8
Игры народов Поволжья
5
9
Что такое флористика? Вводное занятие
1
10-11
Изготовление коллективного панно «Золотая осень»
2
12-13
Работа с природным материалом «Бабочка»
1
14-15
Подготовка к выставке «Осенние краски»
2
16
Выставка для учащихся школы
1
17
Вводное занятие. «Путешествие в Пластилинию».
1
18
Экскурсия.
1
19
«Кактус в горшке»
1
20
Плоскостное изображение. «Рыбка»
1
21-22
«Натюрморт из чайной посуды»
2
23-24
Фигурки животных «Наша ферма»
2
25
Вводное занятие «технология изготовления поделок из разных материалов»
1
26-27
Аппликация из ткани «Дед Мороз»
2
28-29
Изготовление новогодних игрушек
2
30-31
Изготовление подарочной упаковки
2
32
Виртуальная экскурсия в Великий Устюг
1
33
Мастер-класс с преподавателями ДХШ
1
34
Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги». «Волшебные комочки».
1
35
Фрукты
1
36-37
«Чудо - дерево»
2
38
Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.
1
39
Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку
1
40-43
Параллельное низание. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.)
4
44
Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности
1
45
Кукла на картонной основе.
1
46-48
Пальчиковые куклы.
3
49-50
Социальная акция «Дари добро!»
2
51-52
Поделки из бросового материала
2
53-55
Коллективная работа
3
56
Искусство оригами. История.
1
57-59
Изготовление игрушки в технике оригами.
3
60
Вводное занятие по конструированию
1
61-63
Плоскостные модели
3
64-65
Подготовка к выставке
2
66
Итоговое занятие
1
Содержание программы «Город мастеров»
Первый год обучения (33ч.)
Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно - прикладного искусства, изготовление простейших декоративно - художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
Введение: правила техники безопасности Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности. Содержание разделов: Мастерская игротеки: форма организации работы- групповая. Темы занятий: Домино, головоломки из массы для моделирования. Знакомство с играми народов Поволжья. Мастерская лепки: форма организации занятий- индивидуальная, групповая. Темы занятий: Фигурки животных, композиции из пластилина. Экскурсия в музей. Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином. Мастерская флористики: форма организации занятий- индивидуальная, групповая. Картинки из засушенных листьев. Мастер-класс с участием родителей. Мастерская Деда Мороза: форма организации занятий- индивидуальная, коллективная. Новогодние игрушки из природных материалов и цветной бумаги. Виртуальная экскурсия в Великий Устюг. Мастер-класс с участием преподавателей ДХШ. История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности Мастерская коллекции идей: форма организации занятий- индивидуальная, коллективная. Поделки из бумаги. Поделки из ткани. Поделки из ниток. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ППБ. Организация социальной акции «Дари добро!» История куклы. Техника безопасности.Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. Мастерская оригами: форма организации занятий- индивидуальная, групповая. Фигурки животных, композиции. Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой. Условные обозначения. Мастерская конструирования и моделирования: форма организации занятий- индивидуальная, групповая. Плавающие и летающие модели. Игрушки. Экскурсия в музей, в другие клубы по моделированию.
III. МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материально - техническое обеспечение. Для выполнения задач, поставленных в программе необходимо иметь:
- Класс или другое помещение со столами.
- Рабочие шкафы для хранения различного материала для занятий.
- Наглядный материал.
- Материал для ручного труда: пластилин для нитки, пряжа, проволока, бумага (разных сортов), природный материал.
- оборудование и инвентарь: дощечки, клеенки, подставки, баночки для рисования, стеки, ножницы, иглы для шитья,
Методическое обеспечение программы.
- Альбомы, иллюстрации, плакаты, открытки, слайды, видеофильмы о народных промыслах и ремёслах.
- Методическая литература по изготовлению народных игрушек.
- Изделия народных мастеров для показа.
- Образцы, сделанные педагогом, трафареты, заготовки.
- Таблицы по основам цветоведения.
- Раздаточные материалы, трафареты.
Технические средства обучения. Компьютер, проектор, телевизор, DVD
IV СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004 Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно - методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов - организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. - М.: Айрис - пресс, 2003. - 176с. - (Методика). Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно - прикладного творчества: учебно - методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. - Ростов р/Д: Феникс, 2006. - 347 с.: ил. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с. Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек - сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1990. - 176 с.: ил. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 215 с. - (Стандарты второго поколения).] Паньшина, И. Г. Декоративно - прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1985. - 112с. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. - М.: Просвещение, 2010.-111с. - (Стандарты второго поколения). Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 232 с. - (Стандарты второго поколения). Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. - 2004. - №7. - С. 36-49. Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. - М.: Высш. шк., 1992. - 159с. Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. - 2004. - №7. - С.9-14
Список литературы для детей Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 160с., ил. Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова -СПб.: «Паритет», 2006. - 240с.+вкл. Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. - М.: Астрель: АСТ, 2006. - 143, [1] с.6 ил. - (Домашняя творческая мастерская). Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 48с. - (Город мастеров). Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 2006. - 224с., ил. - (Серия: «Бабушкин сундучок»). Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 157 с.: ил., [8] л. Ил. - (Город Мастеров). Ляукина, М. В. Бисер. - М.: АСТ -ПРЕСС, 1999. - 176 с.: ил. - («Основы художественного ремесла»).