Урок литературного чтения Н. Некрасов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Примаченко Татьяна Васильевна

Место работы, должность: МКОУ Усть - Кадинская СОШ с. Усть - Када Куйтунского района Иркутской области

Класс: 4 класс Предмет: Литературное чтение

Тема урока: Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок «Мужичок с ноготок»). УМК «Гармония». Учебник «Литературное чтение», автор Кубасова, тетрадь «Литературное чтение» Урок рассчитан на детей разного уровня подготовки. Тип урока - комбинированный.

Урок направлен на формирование УУД: Личностные- оценивать поступки героев, самоопределяться в системе ценностей;

Коммуникативные- умение работать в парах и группах, доносить свою позицию, понимать других; Познавательные- поиск информации, умение переработать её; Регулятивные - умение определять цель и составлять план работы, действовать по плану, оценивать результат.

В соответствии с поставленными целями были выбраны следующие способы учебного взимодействия с обучающимися: фронтальная работа по формированию нравственных ценностей, задания развивающего и занимательного характера в парной и групповой работе. Урок носит деятельностный характер. Ведущие технологии урока: проблемный диалог, продуктивное чтение, оценивание учебных успехов. Была использована компьютерная презентация. Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, были включены здоровьесберегающие технологии: физкультурные паузы, игровые моменты. При взаимодействии с учащимися приоритетными формами работы были: сотрудничество, дискуссия, коллективный поиск решения, моделирование.

Организационные условия: -преемственность в подаче материала; -введение системы «заменителей» (условных обозначений), а также составление моделей, схематического плана; -разнообразие видов деятельности в процессе изучения материала, так как монотонность является фактором утомления.

Тема урока: Н. А. Некрасов «Крестьянские дети» отрывок «Мужичок с ноготок»

Цель: - познакомить с отрывком из поэмы Некрасова «Крестьянские дети», расширить знания о жизни детей в прошлом.

Задачи: -создать условия для формирования познавательного интереса к литературному чтению, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;

-создать условия для формирования умений слушать, анализировать поэтическое произведение, выразительно читать стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонации, ориентироваться в тексте, моделировать обложку, рассуждать;

-создать условия для осознания сущности поведения героев

-способствовать развитию устной речи, обогащению словарного запаса учащихся;

- способствовать развитию умений работать в парах (группах), выполнять самоконтроль и самооценку;

- создать условия для воспитания культуры общения.

- способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через применение элементов здоровьесберегающих технологий.

Оборудование: «Литературное чтение» 4 класс: тетрадь на печатной основе № 2 ; портрет Н.А.Некрасова, компьютерная презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран; памятки: «Описание героя», «Работа над стихотворением», репродукция картины Владимира Егоровича Маковского "Крестьянские дети", выставка книг с произведениями Н.А.Некрасова

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

ЭТАП ВЫЗОВА

1.Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

-подготовиться к продуктивной работе на уроке,

Задачи: -Создать положительный эмоциональной настрой, помочь настроиться на работу

Метод: словесный

Прозвенел звонок и смолк, Нам пора начать урок. -

Ребята, какое у вас настроение? (дети показывают рисунок солнышка или тучки). У меня тоже прекрасное настроение и я надеюсь, что и на этом уроке вы будете мне настоящими помощниками. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство, злость. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к себе и друг к другу

-Методический прием «Корзина понятий»

- Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке? - Какие ассоциации возникли? (Слайд1)

Проведем логические цепочки (по записям)

Фронтальная работа Н.Некрасов - поэт - стихи -о Родине -о детях- жизнь детей в прошлом- вызывают чувстваСоставление кластера

2.

Актуализация знаний, умений и навыков. Цели, которые учитель ставит перед учащимися:

Показать свои знания, активно участвовать в диалоге.Цель, которую учитель хочет достичь:

Актуализировать знания учащихся, необходимые для восприятия нового материала, подведения к теме урока.

Методы: словесные Методы стимулирования: похвала.

Дыхательная гимнастика «Упражнение со свечой», Речевая разминка: «Жужжащее чтение»

Работа по карточкам, где записаны отрывки из стихотворений Н.Некрасова. Необходимо вспомнить названия произведений.

-Идет-гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний шум! - _) - -Мы за деревней в реке очутились. Тут мои зайчики точно сбесились: Смотрят, на задние лапы встают, Лодку качают, грести не дают:

В зимние сумерки нянины сказки Саша любила. Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой, Полная счастья, с горы ледяной.

Взаимопроверка правильности чтения.

- Назовите положительные моменты в чтении вашего соседа.

-Назовите произведение, где героями были дети?

Проверка домашнего задания. Индивидуальный опрос. Выразительное чтение отрывка «На Волге» (Обговорить критерии оценивания)

Фронтальная беседа Почему Некрасов так часто посвящает свои стихи детям?

«Метод «Чтение с пометами»

- А все ли мы знаем о Некрасове как о человеке?

При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях: V- уже знал, + - узнал новое, - - хочу узнать

А) Самостоятельное чтение автобиографии ( у каждого печатные листы) с пометами.

Б) Что нового узнали?

Вывод: Продолжаем изучение произведений Н.Некрасова.

Гимнастика для глаз

Работа по картине -Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н. А. Некрасов, рассмотрим репродукцию картины великого русского художника В. Е. Маковского. Что вы видите на первом плане? Что вы можете сказать о материальном положении семьи? Как вы определили? (На доске надпись - «Крестьянские дети»)- Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через лазейку в заборе к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке. Поэтому ему было известно все о бедном житье крестьянских детей.

Работаем в группах. Определите, что объединяет данные модели. (На доске надпись - стихотворение о детях)

Индивидуальная работа по карточке

«Зеленый Шум»

-«Дед Мазай и зайцы»

«Саша»

Работа в парах.

Оценивание работы товарища.

Фронтальная работа. Мы познакомились с произведением «Саша», «На Волге». Выделение критерием оценивания чтения наизусть ( выразительность, передача интонации, правильность, темп). Слушание отрывка. Обобщение информации. Характеристика личности автора. (Любит детей, уважает, скучает по детству).

Индивидуальная работа При чтении биографии карандашом выставляют пометки на полях.

Фронтальная работа. Дети рассказывают биографические факты из жизни Некрасова.

Диалог

Мы видим большую семью у бедного дома.

Это крестьянская семья. Дети одеты бедно, худы. Жильё ветхое.

Групповая работа

Обобщение и систематизация информации. Данные модели объединяет тема: 1)произведения о детях 2)жанр - стихотворение

3.

Постановка учебной задачи

Цель: сформулировать цель урока.

-Посмотрите внимательно на доску. (На доске надписи: Некрасов, стихотворение, о детях, «Крестьянские дети»)

Определите тему нашего урока. Молодцы! Как вы думаете, кто будет главным героем произведения? Что мы узнаем нового?

- Поставьте перед собой учебные задачи.

Фронтальная работа

Мы познакомимся со стихотворением Некрасова о крестьянских детях. Это произведение о крестьянских детях. Мы узнаем, как крестьянским детям жилось в то историческое время. Научимся выразительно читать произведения Н.Некрасова.

4.

ЭТАП ОСМЫСЛЕНИЯ

1.Открытие новых знаний

Цель: обсудить проект решения учебной задачи, составление плана работы над стихотворением.

Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умений слушать, анализировать поэтическое произведение, выразительно читать стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонации, ориентироваться в тексте, моделировать обложку, рассуждать.

Методы: учебный диалог, моделирование

Прием «Предположения» - А что вы хотели бы узнать о крестьянских детях? -Ребята, давайте вспомним, как мы работаем над стихотворением?

Чтение учителем.

Прием «Чтение с остановками»

1.Чтение до слов «Лошадку ведет под уздцы мужичок»

2. Прием «Дерево предсказаний»

Каким вы себе представляете этого мужичка?

3. Чтение отрывка до конца.

4. Мозговой штурм. - Совпали ли предположения? - Что поразило? -Когда и где происходит действие? Кто главный герой стихотворения?

5. Лексическая работа:

А) упражнение в выразительном чтении

-Откройте тетрадь на стр. 37 , прочтите текст.

- Это очень красивое стихотворение, с интересным интонационным рисунком. Необходимо правильно использовать паузы. Вспомните, какие бывают паузы? Выделим их аккуратно карандашом. -Найдите в стихотворении рифмы. Выдели аккуратно их карандашом. Выразительное чтение текста повторно.

Б) Для выполнения следующих заданий нам потребуется сила коллективной мысли. Мы с вами будем работать в группах.

1 группа: Составит коллективное описание героя Власа по памятке: Имя героя. Три слова-признака героя. (какой?) Три слова-действия героя (что делает?). Составь одно предложение о нем. 2 группа: -Объяснит значение подчеркнутых слов. Однажды в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.

- Что значит "студёная пора"? Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз. -И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведёт под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах … а сам с ноготок! - Здорово, парнище! - "Ступай себе мимо!"
- Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? - "Из лесу, вестимо,
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу"

Какое из слов является устаревшим. Дайте его определение.

3 группа . Выполнит модель обложки книги.

6. Выступление групп

Фронтальная работа Как одевались, чем занимались, во что играли? Построение алгоритма работы над стихотворением

Стихотворение можно послушать, можно выучить наизусть, выразительно прочитать, найти рифмы, расставить паузы…

Прослушивание текста

Групповая работа. Составление предположений.

Прослушиваие текста.

Фронтальная работа. Частично. Маленький мальчик выполняет работу взрослого Зимой. Мальчик - Влас

Индивидуальная работа

- Паузы бывают короткие -/, средние

-//и длинные-///.

Пору-гору, мороз-воз…

Индивидуальный опрос.

Групповая работа (Динамическая смена поз). 1группа С опорой на синквейн составляют описание героя.

1. Влас. 2. Он спокойный, маленький, важный. 3. Он ведет, шествует, отвозит. 4. Влас чинно ведет под узцы лошадь. 2 группа. Пользуясь различными источниками информации (словари, доступ к ресурсам Интернета) дают определение слов. Составление словарика. Дети выполняют моделирование обложки.Защита заданий. Фронтально:Выводы: После 2 группы: Очень холодно, Сухие сучья, ветви, деревья. Часть конской сбруи - надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями. Короткая, до колен, верхняя одежда на меху. Конечно, разумеется. Слово вестимо является устаревшим. В эпоху Некрасова была другая одежда, язык. После 1 группы. Крестьянским детям приходилось помогать выполнять работу взрослым. Им некогда было играть, они не играли во взрослых, а рано ими становились.

5

Физ. минутка.

Зарядка для глаз. Зарядка для мышц корпуса (стихотворное)


6

Закрепление учебного материала

Цель: развивать творческие способности, самостоятельность учащихся (работа в тетради)

Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умений самостоятельно работать, выполнять самоконтроль.

Методы: репродуктивные

1 Повторное аналитическое чтение стихотворения по частям.

- Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз? - Что узнали о семье, в которой рос мальчик? - Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье. - Подумайте, почему мальчик так говорит? - Как идёт мальчик?

Найдите в стихотворении диалог автора и мальчика.

Вывод: Что хотел автор донести до нас текстом произведения?

2..Подготовьте чтение вслух по ролям со своим соседом.

3. Самостоятельная работа

Работаем в тетради стр. 38-39 самостоятельно.

1) Сколько лет мальчику? 2)Найди в тексте описание мальчика, какой прием лежит в основе этого описания? 3)Как разговаривает мальчик с незнакомцем? 4)Как разговаривает герой-рассказчик с мальчиком? 5) Почему мальчика называют «Малюточка», «Мужичок», «Парнище»?

Фронтальная работа.

Выборочное чтение. С отцом пришёл в лес за дровами. Он хоть и маленький, но уже помогает взрослым.Большая семья. Он понимает, что он понимает важность своей работы? Он идёт гордо, важно. Ему некогда разговаривать с Некрасовым. Ему нужно работать. Жизнь крестьянских детей в России 19 века была нелегка.Работа в паре. Чтение по ролям. Индивидуальная работа. Дети выполняют задания в тетради, раскрашивают иллюстрацию.-Шестой миновал -Сравнение -Как с равным -Как со взрослым -Он маленький, но выполняет работу взрослого. Фронтальная работа Ответы на поставленные вопросы.

7

Итог урока

Домашнее задание

Цель: закрепить умение выразительно читать стихотворения наизусть

Цель, которую ставит перед собой учитель: формирование познавательного интереса к литературному чтению, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;

Работа с выставкой книг. - Обратите внимание на нашу выставку. Здесь много произведений Некрасова, которые вам неизвестны. Я предлагаю вам подготовить выразительное чтение любого стихотворения или наизусть отрывок «Мужичок с ноготок»

"Мужичок с ноготок" любим многими поколениями людей. Презентация Народные умельцы вырезали его из дерева. На своих картинах его изобразили В.А. Серов и Зиновьев. Интересно представил образ мальчика О. Мартынюк при работе с деревом.

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»

отрывок «Мужичок с ноготок»

Выучить наизусть

Просмотр презентации произведений искусства.

8.

РЕФЛЕКСИЯ Цель, которую ставит перед собой учитель:формировать у детей навык самоконтроля, развивать рефлексивную деятельность учащихся.

Цель: учиться определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем

- С каким настроением заканчиваете урок? Методика незаконченных предложений. Я узнал…. Меня поразило во Власе….. Особенно интересным было….. Поставь на оценочном листе оценку за урок:

Себе

Учителю

Соседу




Соотнесение «новой» информации со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления»

Индивидуальная работа. Закончить предложения.

1. Использованная литература

  1. Ежова Н.Я. Я лиру посвятил народу своему…/ Читаем, учимся, играем - 2006.- № 10 - с. 41-44.
  2. «Литературное чтение» 4 класс, автор Кубасова
  3. Материал для выставки в школе: Жизнь и творчество Н.А. Некрасова.- М.: Детская литература, 1981.
  4. Некрасов Н.А. Стихотворения и поэмы.- М.: Астрель, АСТ, 2006.


© 2010-2022