Урок окружающего мира на тему: Путешествие в космос

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6

Урок окружающего мира во 2-м классе по теме " Путешествие в космос".

Программа: «Школа России».

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:

1.Дать ученикам представление о том, что такое «космос»; познакомить детей с биографией первого космонавта - Ю. Гагарина; познакомить с устройством космического корабля.

2. Развивать наблюдательность и интеллектуальные способности учащихся.

3. Воспитывать интерес к истории нашей страны.

Ход урока

I. Организационный момент.

Минута гармонии. Приветствие гостей.

2) Психологический настрой.

- Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

II. Актуализация опорных знаний учащихся. Самоопределение к деятельности.

- Дорогие ребята! Мы с вами сегодня совершим удивительный полет в Космос. Старт будет совершен с Земли. Пассажиры нашего корабля - это наши гости и вы, ученики 2 "Г" класса. Прежде чем занять свое место в салоне корабля, вы должны приобрести авиабилет, цена которого - ваши знания. Приготовьтесь ответить на вопросы.

1) Повторение сведений о космосе, которые понадобятся для усвоения новых знаний (продуктивное повторение).

Викторина.

  1. Когда вся страна отмечает День космонавтики? (12 апреля)

  2. Как фамилия космонавта, впервые осуществившего выход в открытый космос? ( Гагарин)

  3. Космический корабль Юрия Гагарина назывался? ("Восток")

  4. Что сказал Гагарин в первую секунду полета? ( Поехали!)

  5. В каком году Гагарин впервые совершил полет в космос? (1962)

  6. Как долго продолжался первый в истории человечества орбитальный космический полёт? (1 ч 48 мин, т.е.108 мин)

  7. Какой позывной был у первого космонавта? ( Кедр)

  8. Кто был главным конструктором космического корабля, на котором летал Ю. А. Гагарин? (Королёв)

  9. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов)

  10. Кто стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны? (Нил Армстронг)

  11. Назовите русского ученого, основоположника космонавтики. (К.Э. Циолковский)

  12. Что означает «космос» по-гречески? (Вселенная)

  13. Как звали первую женщину-космонавта? (Терешкова)

  14. Как называется летательный аппарат, на котором совершаются в настоящее время полеты в космос? ( Космический корабль)

  15. Как назывался первый в нашей стране космодром? (Байконур)

  16. Назовите ближайшую звезду. (Солнце.)

  17. Какое из животных впервые облетело Луну? (Собака)

  18. Как звали собак, побывавших в космосе? ( Белка и стрелка)

  19. Что в переводе на русский означает слово «планета»? ( Блуждающая)

  20. Как назывался самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны? («Луноход»)



  1. Постановка цели урока.

- Дорогие члены корабля, удобно займите свои места, проверьте осанку. Во время полета очень многое будет зависеть от вашей организованности и внимания. Вас, как настоящих космонавтов, ждут неожиданности. Будьте готовы к ним.

- Какими, на ваш взгляд, должны быть космонавты? (Смелыми, выносливыми, находчивыми, любознательными, трудолюбивыми, сообразительными).

- В любое космическое путешествие отправляются с определённой намеченной целью. Есть она и у нас. Посмотрите на тему нашего урока. (Запись на доске). Давайте, вместе определим, что мы должны сделать, путешествуя в космосе.

3) Целеполагание:

1)Узнать новое о космосе.

- На доске записаны «ключевые слова» нашего урока. Прочитайте их. Это слова космической азбуки. Все ли слова вам понятны? Хотите узнать, что они означают? Тогда это будет следующей целью нашего урока.

2)Познакомиться со значением новых слов.

Космическая азбука: центр управления полетом, космодром, ракета - носитель, спускаемый аппарат, иллюминатор, скафандр, невесомость, открытый космос, орбита, межпланетная станция.

3) Запуск ракеты в космос.

- Внимание! Внимание! Всем приготовиться к запуску!

Есть приготовиться к запуску!

- Пристегнуть ремни!

Есть пристегнуть ремни!

- Запустить двигатели!

Есть запустить двигатели!

- Включить контакт!

Есть включить контакт!

- Поехали! СЛАЙД -2

III. Работа над новым материалом.

- Наш старт в космический полет был совершен с космодрома. Слайд-3

Это место, где готовят и откуда запускают ракеты, спутники и Слайд-4

межпланетные станции. Первый искусственный спутник Земли был запущен с космодрома Байконур. Отсюда же был совершен первый в мире полет в космос.

- Когда впервые человек полетел в космос? (12 апреля 1962 года)

- Как зовут первого космонавта?

(Юрий Алексеевич Гагарин). Слайд-5

- Что вы знаете о нем?

Сообщение ученика.

- Юрий Алексеевич Гагарин-первый космонавт земли, гражданин Советского Союза. Больше часа, а именно 108 минут, длился его полет в космос. За это время корабль облетел весь земной шар и опустился в точно заданном районе. Гагарин вернулся на Землю живым и здоровым, и ученые решили, что человек может жить и работать в космосе.

Представление о космическом скафандре.

- Ребята, а кто знает, как называется специальная одежда космонавтов, которую мы видим на Юрии Гагарине? (Космический скафандр.) Слайд-6

Сообщение ученика. Слайд-7

Одежда, которую надевает космонавт, называется - скафандр. Он спасает и защищает от пожара и различных повреждений. Конечно, в нем не очень удобно, он стесняет движения, но это безопасно. Скафандр имеет свою систему подачи воздуха. Если к нему подключить автономную систему дыхания, то человек может выходить в открытый космос. Эта система находится в ранце. Надевают его за спину, как и наши портфели, только весит такой ранец около сорока килограммов. Но в космосе этот вес совсем не ощущается.

- А знаете ли вы?

Дополнение учителя.

- Скафандр, гораздо правильнее называть не одеждой, а отдельной индивидуальной кабиной. Только эта кабина сделана не из металла, а из мягкого, прочного и надежного материала, сшитая по росту. В скафандре температура, как в комнате и дышится легко.

Конкурс «Одень космонавта» (Работа в парах)

(- А сейчас проведем конкурс «Одень космонавта». Вы будете работать в парах. У вас на партах изображение космонавта в тренировочном костюме. Оденьте на него скафандр. В результате, чей космонавт быстрее будет «одет», та пара и станет победителями).

IV. Электронная зрительная физминутка "Звёздная страна".

- А сейчас мы с вами немножко отдохнем. Помните, чтобы быть настоящим космонавтом - нужно иметь отличное зрение! Слайд - 8

V. Работа над новым материалом . Продолжение.

- Космонавты - мужественные люди, которые могут находиться на орбитальной станции несколько месяцев.

- Орбитальная станция. Слайд - 9

Что это? Как вы понимаете это словосочетание? Найдите его объяснение в учебнике на странице 135 и прочитайте. Слайд - 10

- Посмотрите внимательно, на то,

как устроен космический дом внутри. Слайд - 11

- Есть в нем ли окна? Как называется окно на корабле? (Иллюминатор).

- Найдите определение слова «иллюминатор». Прочитайте его.

-Многими месяцами и годами космонавты работают в космосе. Чем они питаются?

Сообщение ученика. Слайд -12

- Пища космонавтов: маленькие буханочки хлеба на один укус, чтобы не было крошек; щи, борщи, компоты, упакованные в тюбики, как зубная паста; продукты размещаются маленькими порциями в специальные пакеты или в консервные банки. В космосе надо уметь и правильно кушать! Ведь там же невесомость. Если жевать, не закрывая рта, или разговаривать при этом, то крошки хлеба, каша сразу же вылетят изо рта, и будут плавать прямо перед носом. Если какая-нибудь крошка, летая в невесомости, попадает в дыхательное горло, может произойти беда.

Дополнение учителя.

- Тарелки космонавтам не нужны, потому что и суп, и каша убежали бы с тарелки, ведь в космосе все находится в невесомости. Поэтому и первые блюда, и вторые - различные супы, каши, пудинги, пюре - приходится выдавливать из туб прямо в рот. Слайд -13

- Найдите значение слова «невесомость» в учебнике.

VI. Физминутка.

- Космонавты тоже находятся в состоянии невесомости Слайд -14

и они всегда тренируют свой вестибулярный аппарат. Сейчас и мы выполним несколько упражнений.

В небе ясном солнце светит, (руки подняли вверх)

Космонавт летит в ракете, (руки-вперед, в стороны, вниз)

А внизу - леса, поля, (наклоны вниз 3 раза)

Расстилается земля. (встать-руки развести в стороны)

VII. Работа над новым материалом . Продолжение. Групповая работа с дополнительными источниками.

- Наш полет продолжается Слайд -15

и нам предстоит работа в экипажах, т. е. в группах. У нас остались неузнанными такие понятия как: ракета-носитель, спускаемый аппарат, орбита, открытый космос, межпланетная станция. Используя дополнительные источники, которые лежат у вас на парте, вы самостоятельно найдите сведения о космических понятиях, ознакомьтесь и расскажите нам о них.

Сообщения групп.

  1. Ракета-носитель. Слайд -16-17

Дополнение учителя.

- В этой ракете корабль укреплен в голове. Ниже располагаются ступени, в каждой из которой находятся двигатели. Во время взлета ступени отделяются от ракеты и корабль летит самостоятельно. Он становится спутником земли.

2. Орбита. Слайд -18-19

Дополнение учителя.

- Путь, по которому движется планета или летит спутник.

3. Открытый космос. Слайд -20-21

Дополнение учителя.

- Когда человек в космосе выходит из космического корабля. Первым человеком, который шагнул в открытый космос, был Алексей Леонов.

4. Спускаемый аппарат. Слайд -22-23

Дополнение учителя. Слайд -24

- Кабина корабля, которая возвращается из космоса на Землю.

VIII. Итог урока.

-C центра управления полетами, нам пришло важное сообщение. Прочитайте его. Слайд -25

«Корабль 2 Г, просим вернуться на землю!»

- Скажите, цели поставленные в начале путешествия достигли? Отправляемся на землю? Тогда в путь.

IX. Рефлексия деятельности.

-Вот мы и вернулись на нашу планету Земля. Вам понравилось это путешествие? А чтобы узнать о впечатлении от полета каждого из вас, возьмите на парте ракету такого цвета, который подходит вашему настроению.

Слайд -26

Для меня тема была важной и интересной - красная ракета.

Узнал много нового - желтая ракета.

Мне было неинтересно - зеленая ракета.

- Выбранную вами ракету наклейте на условное звездное небо, которое лежит у вас на парте. Покажите, что у вас получилось. А теперь поверните гостям, пусть посмотрят они.

- Я очень рада видеть «в небе» ракеты красного и желтого цвета, это значит, что урок для вас был важным, интересным и познавательным.

X. Домашнее задание. Слайд -27

С. 132-135 читать, сочинить рассказ о путешествии в космос.



© 2010-2022