- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок по русскому языку на тему: Состав слова. Общее понятие о приставке и суффиксе
Открытый урок по русскому языку на тему: Состав слова. Общее понятие о приставке и суффиксе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Смолякова Е.А. |
Дата | 11.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа №24
с углубленным изучением отдельных предметов гуманитарного профиля
им. И.С. Тургенева
Открытый урок
по русскому языку
в 3 классе
Тема: Состав слова. Общее понятие о приставке и суффиксе
Составил
учитель начальных классов
Смолякова Елена Анатольевна
2014 -2015 уч. г.
Пояснительная записка Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. ФГОС второго поколения ставят перед школой задачу формирования и воспитания функционально - грамотной компетентностной личности, формирования у учащихся универсальных учебных действий, т.е. научить саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Учитывая эти положения, на уроке используется проблемно - диалогическая технология, подводящая к самостоятельному формированию темы и целей урока. На протяжении всего урока учащийся имеет возможность делиться своими рассуждениями. Это создает условия для формирования коммуникативных универсальных действий. Одной из наиболее удачной форм подготовки и представления учебного материала к уроку можно назвать создание мультимедийных презентаций. В ходе урока используются ИКТ, и задача учителя показать детям, что интернет источник знаний и информации, а не только развлечений. Задания на уроке позволяют включить в работу всех детей и поддерживать интерес в течение всего урока.
Оборудование
- Ноутбук, мультимедиа - проектор
- Мультимедийное приложение - презентация
- Демонстрационные карточки
- Рамзаева Т. Г. Русский язык 3 кл, 1 часть - М: Дрова 2013 г. Учебник
- Сигнальные карточки (для рефлексии)
Тема: Состав слова. Общее понятие о приставке и суффиксе
План урока 1. Организационный момент 2. Актуализация опорных знаний 3. Знакомство с темой и задачами урока 4. Формирование новых знаний 5. Закрепление 6. Информация о домашнем задании 7. Итог урока 8. Рефлексия
Цель: ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке, развитие умения выделять приставку и суффикс в слове, познакомить детей с понятием "состав слова". Задачи:
- развивать внимание и умение делать выводы
- развивать умение работать в группах, разбирать предложение по членам предложения, умение работать со словарными словами
- воспитывать уважение к окружающим (умение слушать и слышать друг друга)
Ход урока 1 Организационный момент Самоопределение учащихся к деятельности - Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица и думаю, что сегодняшний день принесет радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! - Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? - Ребята, прочитайте высказывание. Девиз. "С малой удачи начинается большой успех" - Как понимаете эти слова? (Малые победы сегодня станут основой успеха в бедующем). - Я думаю, нам придется многому удивиться! - А какой звук произносят, когда удивляются? 2 Актуализация знаний учащихся. Повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося 2.1 Минутка чистописания - Вспомним, как пишется строчная буква о. - Какой звук обозначает буква о? - Итак, Тетрадь с наклоном положу, Ручку правильно держу. Сяду прямо - не согнусь За работу я возьмусь 2.2 Словарная работа - Какое сейчас время года? - На уроках литературного чтения мы знакомились со стихотворениями русских поэтов, которые посвящены осени. Вспомним их (дети рассказывают наизусть). - Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь) - Что это за слова? (словарные) - Давайте вспомним, как они пишутся (дети хором читают эти слова, объясняя орфограммы). Запишите их в тетрадь, подчеркните орфограммы. - Какие приметы осени вы знаете? (холодно, часто идут дожди, птицы улетают в теплые края) - Составьте и запишите предложения об осени в тетрадь (Птицы улетели в теплые края) - Сделайте разбор предложения по членам предложения Взаимопроверка 3 Знакомство с темой и задачами урока - Прочитайте слова осень осенний осинка - Какое слово можно назвать лишним? - Почему? (осень - осенний - однокоренные слова) - Какие слова мы называем однокоренными? - Что такое корень? - Выделите корень в однокоренных словах. - Как пишется корень в однокоренных слова? - Ребята, как вы думаете, какая тема нашего урока? - Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (научиться определять корень в словах, учиться разбирать слова по составу) 4 Формирование новых знаний - Чтобы научиться разбирать слова по составу, надо знать части слова. - С корнем мы уже познакомились. - Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (окончание)
Работа в парах Карточка Задание: составь из данных слов три предложения. Если нужно, изменяй окончание в словах. школьники, делают, зарядка, утром ученики, нашего, любят, класс, спорт укрепляет, спорт, здоровье Напиши предложения. Выдели окончания слов - Почему нужно было изменять окончания слов? - Если в слове меняется окончание, то получается форма того же слова или родственное слово? - У вас получился текст? Докажите. - Определите тему этого текста.
Физминутка Нам пора передохнуть, Потянуться и вздохнуть Покрутили головой, И усталость вся долой! - Ребята, надо следить за своим здоровьем, чтобы быть крепкими, сильными и ловкими.
- В начале урока мы говорили об осени. Вы называли признаки осени (холодно, часто идут дожди, птицы улетают в теплые края). А еще осенью бывают заморозки. - В словаре С. И. Ожегова есть объяснение этому явлению. Заморозки - это легкие утренние морозы весной или осенью. - Найдите в этом предложении однокоренные слова и запишите в тетрадь (Морозы, заморозки). - Назовите из каких частей состоит слово морозы. - А вот в слове заморозки обозначены не все части слова. Вот о них и пойдет сегодня речь на уроке.
(приставки, суффиксы) - Попробуйте образовать новые слова, приставив части за-, от- к слову морозить. - Назовите, какие слова у вас получились. Запишите их - Мы образовали новые слова или форму слова? - Выделите в этих словах корень. - Та часть, которую мы с вами приставили к слову, называется приставка и обозначается следующим образом ¬. Учитель показывает обозначение приставки. - Давайте попробуем сами сделать вывод. Что же называется приставкой?
Работа в парах Возьмите в руки карточки и карандаш. Посовещайтесь друг с другом и подчеркните в карточке №1 нужные слова или словосочетания в скобках, чтобы получилось правило. Карточка 1 Приставка - это (слово, предложение, часть слова), которая стоит (за корнем, перед корнем, после корня) и служит для (образования новых слов, для образования предложения). Дети зачитывают свой вариант правила. Работа с учебником - Откройте учебник на с.66 и прочитайте правило. Совпадает ли оно с тем правилом которое мы с вами вывели самостоятельно? Самостоятельная работа по вариантам - Прочитайте задание с.67 упр. 146. Вопросы есть? - 1 вариант работает со словом ходить. 2 вариант - со словом летать.
Взаимопроверка Работа над лексическим значением слов - Сравните слова дом, домик, домище - Что общего в этих словах? - Выделите в этих словах корень и окончание. - Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Эта та часть, которую мы не выделили. Выделяется она следующим образом (учитель показывает образец /\).
Работа в парах - Возьмите в руки карточки и карандаш. Посовещайтесь друг с другом и подчеркните в карточке №2 нужные слова или словосочетания в скобках, чтобы получилось правило. Карточка 2 Суффикс - это (корень, часть слова, текст), которая стоит (после корня, перед корнем) и служит для (образования новых слов, для связи слов в предложении). - Откройте учебник на с.67 и прочитайте правило. Совпадает ли оно с нашим правилом? Самостоятельная работа С.67 упр. 147
Взаимопроверка - Какой оттенок внес суффикс в смысл слова? Работа над лексическим значением слов
5 Закрепление - Вернемся к слову заморозки. Разберем слово по составу. Образец разбора Памятка №5 (в учебнике).
Физминутка Ходит суффикс по дорожке И играет на гармошке Вот домишко. Это домик. Это дом. Живет здесь гномик. Вот домище Великана Великана-Истукана Побежали от него Чтоб не тронул никого!!
Для закрепления нового материала "Приставка и суффикс" можно использовать игровые моменты. - Итак, мы узнали еще две части речи: приставку и суффикс. - Что такое приставка? - Что такое суффикс? - Для чего они служат в русском языке? - О каком времени года мы говорили сегодня? - Что такое заморозки? - Какую помощь может оказать человек птицам? - Придумайте слово, в котором есть приставка, корень "корм", суффикс и окончание
6 Информация о домашнем задании - Дома вы продолжите работу по составу слова с.69 упр. 152
7 Итог урока - Вернемся к цели нашего урока. Удалось ли нам достичь поставленной цели? Что на уроке у вас хорошо получалось? Кому удача сегодня улыбнулась?
8 Рефлексия - Много осень рассыпала разноцветных листочков: золотых, красных, зеленых. Давайте мы свою работу оценим с помощью осенних листьев. Золотые - очень хорошо. Красные - не очень хорошо. Зеленые - буду еще стараться. Посмотрите, какой сегодня у нас получился листопад! Молодцы! Спасибо за урок.
Приложение Использованные ресурсы: 1. Т. Г. Рамзаева. Русский язык 3 класс 1 часть, М. Дрофа 2013 г. 2. Интернет ресурсы: img.pixasa.net/static/e/5/1/e5148ae9-1334-476d-b448-6043a6f4b5ec.jpg cdn.freebievectors.com/illustrations/9/b/brown-autumn-leaf-background/preview.jpg