Рабочая программа внеурочной деятельности Литературное творчество

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОИНСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



«Согласовано»

Руководитель МО

Сеттарова С.П.______

Протокол №____

от «__»________2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора поУР МБОУ Воинский УВК

Герасимович Л.А._____

от «__»________2015г.


«Утверждено»

Директор МБОУ Воинский УВК

Мирошниченко В.П._____

Приказ №______

от «__»________2015г.




Программа

внеурочной деятельности

студии «Литературное творчество»




Срок реализации программы - 1 год

Количество часов в неделю - 0,5ч.

Составитель: Бербега Н.И.



Пояснительная записка

Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников - задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.

Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы. Одной из таких программ и является студия « литературное творчество». Цели и задачи: - расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике; - обогащение нравственно-эстетического опыта ребенка; - формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения; - формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей; - формирование культуры общения, стремления к творчеству, самореализации, интереса к искусству, познанию действительности в художественных образах, развития воображения младших школьников; - формирование коммуникативной компетенции в сотрудничестве: подавлять в сердцах детей недоброжелательность друг к другу ( при выборе ролей), уделять внимание взаимосвязанным действиям при сценическом общении детей, умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнёров; - развивать речь учащихся, их эмоциональную сферу, умение анализировать прочитанные тексты, сопоставлять, выделять главное и существенное, сравнивать способы изображения событий и характеры героев; - развивать такие качества личности, как ответственность, коллективизм, коммуникабельность, умение преподнести и обосновать свою мысль, художественный вкус, трудолюбие.

Место программы в учебном плане Данная программа предназначена для обучающихся 1 класса. Занятия проводятся 0,5 часов в неделю. Следовательно в 1 классе - 15 часов. Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению «Литературное творчество» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.

Ценностные ориентиры Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников - характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность - вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками. Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала. Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям: - все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста; - все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения; - мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме; - к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители.


Прогнозируемый результат реализации программы.


  1. Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.

  2. Умение работать с книгой.

  3. Умение работать с текстом.

  4. Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей у своих детей.

Диагностические средства.

Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:

1. Проверка техники чтения.

2. Проверка читательского кругозора.





























Анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся»

Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.

1. Любишь ли ты читать?

-да-

-нет-

2. Почему ты любишь читать?

-можно многое узнать

-интересно

3.Посещаешь ли ты библиотеку? -да -нет- 4. Что ты любишь читать? -стихи -сказки -смешные рассказы -рассказы о животных 5.Что любишь больше всего? -читать сам -слушать чтение взрослых 6. Читают ли в вашей семье книги вслух? -читают -не читают 7. Как ведут себя родители во время твоего чтения? -хвалят -ругают.

Содержание программы

1 класс- 15 ч.



Тема

Дата

количество часов


Вид занятий

(форма, метод)

Содержание

1.

« Клуб почемучек»


07.09


1

Беседа, чтение книг учителем.

Рассматривание, чтение книжек - малышек, игры с книжками- игрушками, раскрашивание рисунков в книжках- раскрасках.


2.

«Поляна сказок»

21.09

1

Драматизация сказки, игры на основе сказок

Чтение сказок учителем, драматизация сказки, игры на основе сказок, раскраски со сказками, лепка героев из пластилина.


3.

Игры с буквами

05.10

1

Игровая форма занятия.

Игры с буквами. Нужны для игр альбом, карандаши или краски, картинки с буквами

4.

Малые фольклорные жанры: народные песенки, потешки.

19.10

1

игры и хороводы

Чтение учителем, заучивание наизусть, игры и хороводы.

5.

Где живут книги?

09.11

1

Экскурсия в библиотеку школы.


Знакомство с библиотекарем и библиотекой.

Правила поведения в библиотеке,

порядок выдачи книг

6.

Малые фольклорные жанры: загадки.

23.

11


7.

Стихи о детях и для детей. Мои первые книжки».

07.

12

1

беседа

игра

рисование или раскрашивание отгадок- букв.

8.

Малые фольклорные жанры: веселые скороговорки, забавные считалки.

21.

12

1

Игры

Чтение стихов учителем, заучивание наизусть, игры.

9.

Из чего состоит книга?

25.

01

1

беседа

Разучивание скороговорок и считалок, игры пожеланию детей.

10.

Я рисую книжку.

15.

02

1

Проектная деятельность.

Элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление.


11.

Игровая программа для первоклассников в форме КВНа «Спасибо тебе, Азбука!»

29.

02

1

Игровая программа.

Изготовление книжки-малышки. 12.

Писатели-юбиляры.

14.

03

1

Совместное чтение книг, подготовка рисунков по произведениям.

Подготовка к празднику,

мероприятие. 13.

Игра - викторина по прочитанным книгам.

04.

04

1

викторина

Календарь знаменательных дат. Знакомство с книгами писателя.


14.

Летнее чтение

18.

04

1

беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев произведений и т.д.


15.

Итоговое занятие. Чему научились?

16.

05

1

беседа

Рекомендательный список произведений для летнего чтения.




Используемая литература.

  1. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. - Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998
  2. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. - «Лада», Москва, 2006

  1. Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. - Москва, Дрофа, 1999
  2. Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. - Москва, «5 за знания», 2006
  3. Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. - Калинин, 1988
  4. Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. - Тверь, 2005
  5. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. - Москва, 2001
  6. Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. - М.: АРКТИ - 2006
  7. Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
  8. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. - М.: Педагогика, 1980
  9. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. - М.: Педагогика, 1980
  10. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. - Ярославль, «Академия развития», 2006
  11. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру - к совершенству». Популярное пособие для родителй, гувернеров и воспитателей. - «Лист», Москва, 1997
  12. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
  13. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). - Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
  14. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. - М.: 1994
  15. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
. Литература для учителя.
  1. Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
  2. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.- М.: Либерия, 1999.
  3. Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
  4. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. - М.: Научное изд. «Большая Российская
  5. Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.
  6. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. - М.: Педагогика, 1980
  7. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. - М.: Педагогика, 1980
  8. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. - Ярославль, «Академия развития», 2006
  9. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру - к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. - «Лист», Москва, 1997
  10. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
  11. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). - Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
  12. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. - М.: 1994
  13. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006



Литература для учащихся.

  1. Азбука в загадках: книжка-раскраска - М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.
  2. Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. - М.: ООО «Издательство Артель». -2004
  3. Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. - М.: Планета детства. - 2001
  4. Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». - Киров. -2003
  5. Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. - М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002
  6. Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми - М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002
  7. Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. - М.: Айрис - Пресс: Рольф.» 2001
  8. Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок - М.: ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001
  9. Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. - М.: ЗАО «БАО - ПРЕСС». 2002






















© 2010-2022