- Преподавателю
- Начальные классы
- Здоровьесбережение в образовательном процессе
Здоровьесбережение в образовательном процессе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дедыч Т.В. |
Дата | 27.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Моя цель-использование здоровьесберегающих технологий для улучшения показателей состояния здоровья и качества жизни детей в процессе учебной деятельности.
В процессе обучения проблема здоровья усугубляется из-за следующих факторов:
-учебные нагрузки
-снижение двигательной активности
-нарушение зрения
-нарушение осанки
-увеличение простудных заболеваний
-ухудшение нервно-психического здоровья
В связи с этим, я предприняла ряд мер для организации индивидуального подхода в учебно- воспитательной работе с учетом состояния здоровья учащихся. С первого года обучения консультируюсь с медицинским работником нашей школы и согласовываю с ним вопросы, связанные с нагрузками, как физическими, так и интеллектуальными. Интересуюсь, состоянием здоровья у каждого ученика. В индивидуальных беседах с родителями, выясняю, на что особенно мне надо обратить внимание относительно здоровья. При доверительных отношениях, можно получить очень ценную информацию.
Для сохранения и укрепления здоровья детей, веду работу в следующих направлениях:
-
Организация уроков с использованием приемов здоровьесберегающих технологий .
Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Я включаю в уроки такие методические приемы и средства, которые обеспечивают выполнение этой задачи. Приведу примеры.
-
Русский язык.
Так как этот предмет богат разнообразием словарной работы, можно акцентировать внимание детей на этой теме. Различные тексты, предложения, слова, связанные с понятием «Здоровье» я стараюсь использовать в целях здоровьесбережения. Когда дети пишут под диктовку, списывают тексты, работают над отдельными словами, мы обязательно ведем работу над осмыслением важности здорового образа жизни.
-
Литературное чтение.
Богатое содержание этого предмета позволяет нам делать обобщенные выводы о правильной жизни, о здоровье, о безопасном поведении. В литературном чтении мы рассматриваем рассказы, сказки, пословицы и поговорки на тему здорового образа жизни. Например, после чтения сказки К.И.Чуковского «Доктор Айболит» можно побеседовать о значимости профессии врача, ветеринара. При рассмотрении пословиц , полезно задать вопросы:
-Как вы понимаете пословицу «В здоровом теле - здоровый дух»?
Разумеется, малышам трудно ответить на такой вопрос, но, тем не менее, учитель может разъяснить смысл высказывания - если тело здоровое, то и душа не страдает.
-Объясните пословицу: «Если хочешь быть здоров -закаляйся!» Обычно эту пословицу дети объясняют с легкостью. (Для здоровья надо заниматься спортом, обливаться прохладной водой, проводить время на свежем воздухе. Учитель может добавить, что закаливание-это повышение устойчивости организма к неблагоприятным условиям, в частности к переохлаждению.)
3) Окружающий мир.
Прекрасные возможности для здоровьесбережения. Не секрет, что здоровье людей зависит от экологической обстановки, поэтому я уделяю большое внимание экологическому воспитанию. Также большое значение имеет профилактика травматизма, соблюдение гигиены, здоровый образ жизни. Рассмотрим темы уроков в 1 классе, с точки зрения здоровьесбережения:
-Что вокруг нас может быть опасным? (На данном уроке идет работа над выполнением правил дорожного движения, над правилами обращения с опасными предметами в доме, учим детей оберегать себя от опасности дома и на улице, идет работа по профилактике травматизма.)
-Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
-Куда текут реки?
-Откуда берутся снег и лед? (На этих уроках я обязательно занимаюсь экологическим воспитанием, говорю о непосредственной связи человека и природы, подвожу детей к мысли о том, что здоровье людей зависит от здоровья природы.)
-Как живут растения?
-Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
(Изучение этой темы тоже направлено на экологическое воспитание. Мы говорим о богатом растительном мире, о пользе лекарственных растений, о разумном использовании природных ресурсов на благо людей.)
-Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
-Как живут животные? Как зимой помочь птицам?
-Где зимуют птицы?
-Где живут слоны?
-Где живут белые медведи?
-Почему мы любим кошек и собак?
(Снова экологическое воспитание, возможность поговорить
о бережливом отношении к природе, о милосердии к животным, об эмоциональном здоровье.)
-Зачем мы спим ночью? ( Эта тема связана со здоровым образом жизни, мы говорим о пользе полноценного сна.)
-Почему нужно есть много овощей и фруктов? (Рассуждаем о пользе правильного питания для человека, о соблюдении правил гигиены.)
-Почему нужно мыть руки и чистить зубы? (Беседуем о правилах гигиены, говорим о тяжелых последствиях, в случае их невыполнения.)
-Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
-Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? (На этих уроках мы говорим о технике безопасности в общественном транспорте, о бережливом отношении к своему здоровью и здоровью окружающих людей.)
-Почему мы часто слышим слово «Экология»? (Экологическое просвещение и воспитание.)
Очень часто темы окружающего мира связаны именно с экологическим воспитанием, и это правильный подход.
Хочу отметить, что мне очень нравится предмет «Окружающий мир» , поэтому, когда я даю открытые уроки, отдаю предпочтение именно этому предмету. Я считаю, что учебники , тетради, методические пособия А.А.Плешакова содержат богатый материал, составлены очень грамотно и интересно .
-
Физическая культура.
Этот предмет направлен непосредственно на укрепление здоровья детей. Дети с огромной радостью занимаются физической культурой, для них это естественная потребность, им нравится играть в подвижные игры, соревноваться. Ребята с удовольствием занимаются физическими нагрузками на свежем воздухе. Лыжные соревнования, кросс, эстафеты, игры - прекрасные способы укрепления здоровья!
-
Технология.
И на этом предмете можно позаботиться о здоровье. Дети очень любят заниматься творчеством. Они получают массу положительных эмоций. Создается психологически комфортная обстановка.
-
Математика.
На уроках математики я использую игровые технологии, а они в свою очередь создают благоприятную атмосферу. Детям нравится соревноваться и играть, например, какой ряд быстрее решит примеры в пределах 10 или 20. При решении задач мы придумываем задачи на тему здорового образа жизни, например «Дима пробежал лыжную дистанцию за 5 минут, а Коля -за 8 минут. На сколько минут Дима пробежал быстрее своего товарища?»
-
Изобразительное искусство.
Дети очень любят рисовать, я тоже. Мне нравится прививать своим ученикам эстетические чувства. Творчество-это душевное совершенствование человека, оно приносит массу положительных эмоций, что является источником радости и здоровья. Дети рисуют природу, человека, себя, своих сверстников, сказочных героев, животных. Все это можно связать со здоровым образом жизни, с душевной гармонией.
Я стараюсь не упускать возможности затронуть тему здоровья на любом уроке. Есть множество возможностей в учебном процессе уделять внимание здоровьесбережению. Главное- всегда об этом помнить. Не забываю и о технике безопасности, особенно на уроках физической культуры и технологии, провожу беседы, привожу примеры, акцентирую внимание на безопасном поведении.
-
Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Все мы знаем, что выполнение санитарно-гигиенических требований -одно из важнейших для поддержания благоприятной обстановки в плане здоровьесбережения учащихся. Я обращаю внимание на следующие аспекты:
-
Чистота и опрятность ребенка (одежда, состояние волос, ногтей, кожи)
-
Соблюдение гигиенических мероприятий перед употреблением пищи, после посещения туалета
-
Использование моющих средств для мытья рук
-
Использование сменной обуви
-
Чистота и порядок в классе, проветривание кабинета
-
Наличие в классе чистой питьевой воды и одноразовых стаканчиков
-
Наличие средств гигиены
На классных часах мы говорим о правилах гигиены, об уходе за своим телом, о культуре питания, о вредных привычках и их последствиях. В учебном уголке размещаю плакаты о здоровом образе жизни.
-
Создание комфортной среды с целью сбережения здоровья.
Считаю необходимым создавать благоприятную атмосферу в классе. Спокойный и доброжелательный психологический климат способствует положительному эмоциональному настрою у детей. Учебные нагрузки стараюсь регулировать, использую разнообразные методы работы, избегаю монотонности и однообразия в учебном процессе. Реагирую на конкретные ситуации с целью избежать конфликтов и нервных напряжений. Ученики очень чувствительны к оценке со стороны детей, и взрослых, поэтому я стараюсь создать оптимальные условия для каждого ребенка. Для меня важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в детском коллективе.
-
Работа над физическим развитием.
Эта работа связана с физической нагрузкой на уроках физического культуры. Я учитываю физические возможности каждого ученика (по медицинским показателям). Стараюсь привить интерес к физической культуре, а также воспитываю в детях дух коллективизма, терпимость к неудачам, стремление к лучшим результатам. Для меня важно научить ребят помогать друг другу в трудной ситуации, проявлять сочувствие.
На уроках регулярно использую физкультминутки. Дети с удовольствием разучивают комплексы упражнений на разные группы мышц, тем самым снимают напряжение и усталость. Физкультминутки обязательно имеют стихотворное сопровождение, иногда мы используем бодрую музыку. Для того, чтобы позаботиться о зрении, мы делаем зарядку для глаз, при этом используем различные варианты упражнений. Например, концентрация взгляда вдаль , вверх, вниз, вправо и влево. Поочередно закрываем и открываем глаза. Используем различные ориентиры для тренировки зрительной активности (разного рода траектории, цветовые сигналы, «Веселые человечки»).
-
Внеклассная работа.
Внеклассная работа обязательно включает в себя пропаганду здорового образа жизни. Различные мероприятия направлены на здоровьесбережение -это экскурсии в парк, подвижные игры на свежем воздухе, веселые соревнования и праздники, беседы о гигиене, о вредных привычках, о пользе спорта, о причинах травматизма. На переменах я стараюсь следить за отдыхом детей, организовываю групповые игры (метание в цель, «ручеек», настольные игры, игры с теннисными мячиками и ракетками и т.д). Я стараюсь обеспечить безопасный и комфортный отдых.
Применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует:
-сохранению и укреплению физического здоровья детей;
-снижению заболеваемости;
-принятию здорового образа жизни;
-повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса;
-повышению работоспособности и творческой активности учащихся.
Обобщив свой опыт по использованию технологий здоровьесбережения, могу с уверенностью отметить, что эта деятельность имеет положительный эффект. Очень радует, что мои ученики стали больше уделять внимание своему здоровью, поэтому я буду продолжать эту работу.