Урок русского языка во 2 классе УМК ПНШ Написание существительных с суффиксом –ищ-

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка по теме: "Написание существительных с суффиксом -ищ-"


Цель деятельности учителя: познакомить учеников с тем, что существительные с суффиксом -ищ- в начальной форме имеют окончания -а, если оно образовано от основы существительных женского рода, и окончание -е, если оно образовано от существительного мужского и среднего рода.

Задачи:

  • Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение друг к другу (обсуждать, договариваться, приходить к единому мнению), самостоятельность; воспитывать стремление изучать математику , как предмет необходимый при решении проблемных ситуаций.
  • Обучающие: формировать навык написание существительных с суффиксом -ищ; работы с различными видами словарей русского языка, умение работать с лексическим значением фразеологический оборотов;.
  • Развивающие: развивать логическое мышление, память, связную устную и письменную речи, умение применять знания теоретического материала.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно решать учебные задачи используя алгоритм действий; выполняют обоснованный выбор написания существительных разного рода.
Критерии сформированности компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Тип урока: проблемно-поисковый.

Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, взаимопроверка.

Материалы и оборудование: учебник, тетрадь для самостоятельной работы, презентация по теме: «Фразеологизмы», фишки для самооценки.

Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Организационный момент Проверяет готовность обучающихся к уроку, обеспечивает мотивацию, побуждает к высказыванию своего мнения. -Сегодня наш урок будет проходить под девизом: «С маленькой удачи начинаются большие успехи»

Учащиеся анализируют, высказывают свои предположения.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют выводы.

Актуализация знаний

Учитель формулирует задание и проводит параллель с ранееизученным материалом.

  1. Каллиграфическая минутка.

Ии Щщ и щ ищ ищ ищ -Прочитайте слог (ищ) и скажите, какой частью слова может встретиться в словах? (суффиксом). -В словах какой части речи они могут употребляться? -Кто догадался, какая тема нашего урока? -Напишите соединения по образцу, подчеркните самое удачное.

  1. Словарная работа.
-Сегодня на уроке для словарной работы мы познакомимся еще с одним фразеологическим оборотом и пополним свой активный словарь. После дождичка в четверг… -Группе наших исследователей было поручено выяснить происхождение этого крылатого выражения.

-Благодаря этим крылатым выражениям появилась такая пословица: «У лжеца на одной неделе семь четвергов». Объясни эту пословицу.

-Составь предложение с этим фразеологизмом.

Ученики сравнивают и анализируют соединения букв.

Отвечают на вопросы, повторяя при этом пройденный материал. Визуально оценивают свой труд.











Исследовательская группа представляет сообщение о происхождении фразеологизма. -Русичи - древнейшие предки русских - чтили среди своих богов главного бога - бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен из дней недели четверг. -Перуну возносили моления о дожде в засуху; считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в «свой день» - четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка «После дождичка в четверг» стала применяться ко всему несбыточному, что неизвестно когда исполнится.
-Есть еще похожие фразеологизмы: «Когда рак на горе свистнет» «На тот год, когда черт крестился», «Когда лысые перекудрявеют», «Когда курица запоет по-петушиному», «Когда свиньи будут с поля шагом идти», «Когда петух яйцо снесет» Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевые высказывания в устной форме о правилах правописания разделительных знаков; логические - осуществляют поиск необходимой информации.










Постановка проблемы. Организует погружение в проблему. Чтение диалога Миши и Анишит Йокоповны в учебнике на стр. 79-80. Работа с обратными словарями на - ища-, -ище-. -Хотите поразмышлять и попробовать ответить на этот вопрос? Дети принимают и сохраняют учебную цель и задачу.



Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют выводы.

«Открытие» новых знаний детьми


Учитель организовывает работу с текстом по «цепочке»,с обратным словарем, обеспечивает положительную реакцию обучающихся на новую иформацию













Выполним упражнение 90 (с. 80), прочитают по цепочке слова на -ища, назывем слова, давшие жизнь данным существительным (по образцу в учебнике), определим их род.

-Выполним упражнение 91, также по цепочке прочитаем слова на -ище, назывем слова, давшие этим существительным жизнь, определим их род. среди этих слов существительные м.р. (зубище, медведище, дождище, гвоздище, холодище, снежище, ножище, сапожище, глазище, морозище, арбузище, туманище, комарище, сборище, позорище, голосище, носище, усище, хвостище, зайчище, волчище, паучище) и ср.р. (чудище, страшилище, днище, окнище). - Прочитать плакат летучей Мыши и дополните его на основе выводов, сделанных вами на материале выполненных упражнений 90 и 91.





-Выполним упражнение 92.




























Ученики выполняют задание, осуществляют взаимопроверку, работают с обратным словарем, с учебником. При чтении текста и выполнении задания, а также при выполнении следующих двух упражнений дети пользуются обратным словарем. Читая текст, они отыскивают в словаре существительные, о которых говорит Миша (с. 165-166), и читают их. возможно, кто-то из учеников выскажет предположение в ответ на вопрос Миши и Анишит Йокоповны
В итоге дети смогут высказать предположение о том, что все прочитанные слова произошли от основ слов женского рода и что они также женского рода, поэтому у них окончание -а
Дети могут сказать, что большая часть слов на -ище мужского рода. Род слов на -ище ученики определяют по образцу в учебнике. например: можно сказать мой больной зубище, но нельзя сказать мое больное зубище, значит, существительное зубищемужского рода.

Определив род существительных, дети делают выводы, отвечая на вопросы учебника: 1. слово с суффиксом -ищ- сохраняет род того слова, от основы которого оно образовано. 2. У слов м.р. и ср.р. с суффиксом -ищ- окончания одинако- вые. Это окончание -е. Дети выписывают парами слова на цветном фоне и родственные им слова с пропущенными окончаниями: тетрад/очк/а - тетрадищ... карандаш/ик/ - карандашищ... Слав/очк/а - Славищ... Бор/еньк/а - Борищ... забор/чик/ - заборищ... Учащиеся объясняют разницу в значениях слов в парах, которую придают им разные суффиксы. затем ученики выписывают в столбик слова с пропущенными окончаниями и слова, от которых они образованы, указывая их род. например: скамеища - скамья (ж.р.) тетрадища - тетрадь (ж.р.) Только определив род, дети смогут правильно вписать все пропущенные окончания и обосновать их написание. Дети разбирают слова по составу, называя суффикс каждого слова. Познавательные:общеучебные - осущестляют поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, словаря; логические - осуществляют анализ способов написиния существительных с суффиксом -ищ-. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; аргументируют собственное мнение.

Физкультми

нутка

Учитель формулирует задание и руководит проведением физминутки.

-Если я называю слово на - ище - топают ногами мальчики, если слова на -ища- девочки хлопают в ладоши,

Чудище, страшилище, силища, ямища, папище, мамища.

Дети выполняют движения в соответствии с заданием.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют свои знания на практике.

Самостоятельная работа со взаимопроверкой.

Учитель организовывает самостоятельную работу учащихся и осуществляет взаимопроверку.

Работа в тетради для самостоятельных работ с.43 упр.45. Взаимопроверка.


Раз, два, три, четыре,
Начинается игра.
Мы теперь не просто дети,
Мы теперь - учителя.

Ученики самостоятельно выполняют упражнение, затем меняются тетрадями и проверяют работу друг друга.

Регулятивные: действуют точно по инструкции, данной в тетради, применяютосвоенные способы действия.

Первичное закрепление. Учитель акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. «Ищ был очень большой и серьёзный. Он превратил холм в холмище. На нём построил домище. В нём стал жить домище. У котища был ротище, носище, лбище, животище, хвостище. Выли у него зелёные глазища. Вот какой был котище. На шее котище носил... что? Помоги, пожалуйста. Правильно, бантище. Вешал его на....Однажды кот, котик и котище отправились ловить рыбу, попались карась и лещ. Скажи, кто попался на крючок .....? Подумай, что делает со словами суффикс -ищ-?
Назови слова с этим суффиксом. Ученики слушают юмористический текст, восполняют пропуски, обобщают изученный материал.. Регулятивные: учет правила в планирование и контроле способа решения; выполнение учебных действий в материализованной , громкоречевой и умственной форме

Рефлексия. Учитель уточняет понимание учащимися поставленных целей урока, побуждает к высказыванию своего мнения. Если вы поняли тему, но вам еще нужно потренироваться в написании, то поднимите желтую фишку; если понял все и хочешь еще узнать новые правила написания суффиксов, поднимите красную фишку. Но а теперь, вспомните девиз нашего урока, какое значение он теперь принял для вас?

Ученики формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Дифферинци

рованное домашнее задание Учитель дает комментарии к дифференцированному домашнему заданию. 1.Выполнить упр.46 в тетради для самостоятельной работы, сделать выводы по изученной теме. 2.Исследовать правило написание существительных с другими суффиксами.

Осуществляют выбор домашнего задания.

7


© 2010-2022