- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 и 3 классов Я и мой район
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 и 3 классов Я и мой район
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лариева Ц.С. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях российкого народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Воспитание первых чувств гражданственности у детей - это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живёт, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне. Любовь ребёнка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине. Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. В этой возрастной группе начинается важная и нелегкая работа по закреплению и развитию, а порой и по коррекции сформированных в дошкольном возрасте чувств. Успех здесь в решающей мере зависит от позиции учителя, его умения вовремя определить уровень развития чувств каждого воспитанника и класса в целом и соответственно строить работу с учащимися. Формируя коллективистские качества, нравственность, ответственность детей по отношению к окружающему миру, учитель начальных классов вырабатывает и их взгляды на развитие России в XXI веке; ее роль в мировом обществе, Вооруженные Силы страны, примеры служения Отечеству, помогает осознать коллективный характер созидания и защиты Родины, ее конституционного строя. При этом следует учитывать, что развивающий эффект всех форм патриотического воспитания состоит в том, что формирование знаний учащихся о защите Отечества должно сопровождаться формированием их нравственного, эмоционально-волевого отношения к Родине, деятельности по ее защите, особенно организованной в виде игры. Задача учителя в этих условиях заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость младших школьников, познакомить их с героической историей нашей Родины, развить чувство любви к ней, ее защитникам, вызвать желание в будущем встать в их ряды, накопить эмоциональный опыт переживания героических событий истории Отечества. В настоящее время, когда всё ещё продолжается этап выработки ведущей национальной идеи в России, призванной служить объединению и процветанию российского общества и государства, всё большая роль отводится патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся младших классов. Данная программа представляет собой определённую систему содержания, форм и методов педагогических воздействий, направленных на формирование патриотического воспитания младших школьников , рассчитана на ( 1 час в неделю-35ч. в год) Формы работы: ▪ беседы ▪ экскурсии ▪ встречи ▪ «круглые столы» ▪ классные часы ▪ уроки мужеств ▪ викторины ▪ конкурсы ▪ праздники ▪ игры ▪ поручения
Методы работы: ◊ Методы убеждения: короткое разъяснение, рассказ-размышление, спор, дискуссия; ◊ Методы побуждения: увлечение добрым делом, творческим поиском, увлечение героическим, красивым, прекрасным, необычным, таинственным, загадочным; поощрение, похвала, награда; требование, напоминание; ◊Методы приучения: творческое поручение, игра, соревнования, традиции, личный пример. Программа опирается на принципы индивидуализации, мотивированности взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды, предусматривает воспитание гражданина-патриота Родины, владеющего интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой России и мира, культурой межнациональных отношений, созидателя и творца-преобразователя, способного и готового к самоорганизации и самовоспитанию, умеющего адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающего осознанным желанием и развитым умением жить для Родины, для людей, способного и готового встать на защиту Отечества.
Цели и задачи программы Цель: воспитание у детей младшего школьного возраста патриотизма, любви к Родине, к родному краю, привитие ценностного отношения к истории страны. Достижение данной цели становится возможным через решение следующих задач: 1. Углубление знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения; 2. Более содержательное знакомство с историей своей семьи; 3. Углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России; 4. Воспитание гражданского самосознания, политической культуры, чувства гордости за свою страну; 5. Формирование у учащихся их личной ответственности за будущее страны; 6. Поддержка общественно-значимых инициатив обучающихся. Стержневые понятия: СЕМЬЯ - ШКОЛА - РОДИНА - ПАМЯТЬ
Идея программы: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для своей Родины»
Участники программы
Обучающиеся 1 и 3 классов
Школьная и сельская библиотека.
Классный руководитель 1 и 3 классов
Механизм реализации.
-
Работа с ученическим коллективом.
-
Работа с коллективом родителей.
-
Работа с педагогическим коллективом.
Тематическое планирование программы «Я и мой район»
Содержание работы
Форма
Ответственные
1 четверть
1
Наша Родина - Россия. Гимн России. Символика России.
Беседа, песни, стихи,
Выставка рисунков.
Классный руководитель, учитель музыки.
2
Наша малая Родина-Калмыкия. Гимн Калмыкии. Символика Калмыкии.
Беседа, песни, стихи,
Выставка рисунков.
Классный руководитель, учитель музыки.
3
Обобщение по теме « Родина»
КВН
Классный руководитель.
4
Район, в котором я живу
(история Целинного района).
Экскурсия в музей боевой и трудовой славы школы.
Администрация школы, классный руководитель.
5
Путешествие по родному краю.
Презентация.
Выставка рисунков.
Классный руководитель.
6
Песни о родном крае.
Разучивание песен.
Классный руководитель, учитель музыки
7-
9
Постановка калмыцкой сказки о родном крае.
Инсценировка.
Классный руководитель.
2 четверть
1
Природа нашего района.
Презентация.
Выставка рисунков.
Классный руководитель.
2-3
Растения нашего района.
Панно « Цветы Калмыкии».
Поделка из пластилина.
Классный руководитель.
4
Животный мир нашего района.
Презентация.
Выставка рисунков.
Классный руководитель.
5-6
Животные нашего района.
Панно « Животные Калмыкии».
Поделка из пластилина.
Классный руководитель.
7
Игра-« Путешествие по родному краю»
Викторина.
Классный руководитель.
3 четверть
1
Праздники нашего района.
Презентация.
Выставка рисунков.
Классный руководитель.
2-4
Постановка калмыцкого праздника.
Инсценировка.
Классный руководитель.
5
Чем богат наш район.
Презентация.
Выставка рисунков.
Классный руководитель.
6-7
Изготовление папки-передвижки.
Поделка папки.
Классный руководитель.
8
Достопримечательности нашего района.
Презентация.
Классный руководитель.
9-10
Изготовление папки-передвижки.
Поделка папки.
Классный руководитель.
4 четверть
1
Художники и поэты нашего района.
Выставка рисунков. Разучивание стихов.
Классный руководитель.
2
Артисты, танцоры и певцы нашего района.
Экскурсия в драматический театр.
Администрация школы, классный руководитель.
3
Славные подвиги наших земляков в ВОВ.
Экскурсия по музеям школ Целинного района.
Администрация школы, классный руководитель.
4
Акция « Подари подарок ветерану»- (изготовление панно).
Поделка из пластилина.
Классный руководитель.
5-7
История ВОВ в жизни моей семьи
Исследовательская деятельность.
Классный руководитель.
8
Итоговое занятие « Я и мой район»
Защита проектов.
Администрация школы, классный руководитель.
Тематическое планирование программы «Я и моя семья»
Содержание работы
Форма
Ответственные
1 четверть
1
Наша Родина - Россия. Гимн России. Символика России.
Беседа, песни, подвижные игры на свежем воздухе.
Классный руководитель, учитель музыки.
2
Наша малая Родина-Калмыкия. Гимн Калмыкии. Символика Калмыкии.
Беседа, песни, подвижные игры на свежем воздухе.
Классный руководитель, учитель музыки.
3
Обобщение по теме « Родина».
КВН
Классный руководитель, школьный библиотекарь.
4
Семья, в которой я живу.
Выставка рисунков, подвижные игры на свежем воздухе.
Классный руководитель.
5-6
Наш семейный альбом.
Проект, выставка фотографий.
Классный руководитель.
7-8
«Моя семья».
Изготовление поделки из цветной бумаги.
Классный руководитель.
9
«Папа, мама, я- вместе дружная семья»!
Урок-игра.
Классный руководитель.
2 четверть
1-2
Дом, в котором я живу.
Инсценировка сказки «Теремок».
Классный руководитель.
3
Где раньше жили калмыки?
Поделка из пластилина.
Классный руководитель.
4
Песни о родном крае.
Урок пения.
Классный руководитель, учитель музыки.
5
Как отмечают «Зул» и
«Новый год»?
Презентация, подвижные игры.
Классный руководитель.
6-7
Новогодние игрушки.
Изготовление игрушек из цветной бумаги.
Классный руководитель.
3 четверть
1
Для чего нужен режим дня?
Презентация, подвижные игры.
Классный руководитель.
2
Для чего нужны витамины?
Урок-игра.
Классный руководитель.
3
Что такое активный отдых? (Поход на горку).
Подвижные игры на свежем воздухе.
Классный руководитель.
4
Кто такие «Защитники Родины»?
Урок-игра.
Классный руководитель.
5
«Мои родные- Защитники Родины».
Презентация, выставка фотографий.
Классный руководитель.
6
«Рыцарский турнир».
Спортивные соревнования.
Классный руководитель, учитель физкультуры.
7
Подарок маме - «Весенний букет».
Изготовление поделки из цветной бумаги.
Классный руководитель.
8
«Для чего нужен друг?
Урок-игра.
Классный руководитель.
9
Мои питомцы.
Выставка рисунков, подвижные игры.
Классный руководитель.
4 четверть
1
Для чего нужны профессии?
Урок-игра.
Классный руководитель.
2
Увлечения моей семьи.
Фотоотчет, подвижные игры на свежем воздухе.
Классный руководитель.
3
Интерьер моего дома.
Поделка из пластилина.
Классный руководитель.
4
Игольница-«Ёжик».
Поделка из ткани.
Классный руководитель.
5
Подарок ветерану « 9 мая».
Изготовление открытки.
Классный руководитель.
6-7
История ВОВ в жизни моей семьи.
Проект.
Классный руководитель.
8
Итоговое занятие « Я и моя семья».
Защита проектов.
Администрация школы, классный руководитель.