Самоанализ урока по грамоте В. И. Даль. Сказка «Девочка Снегурочка»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самоанализ открытого урока по русской грамоте

Дата проведения: 31 января 2011г.

Учитель: Козловская Аксана Михайловна

Класс: 1 «Б» класс

Тема урока: В.И. Даль. Сказка «Девочка Снегурочка»

Тип урока: Сообщение нового материала

I. Краткая общая характеристика класса

Общая подготовленность класса к коллективно-распределительной деятельности хорошая.

Ребята учатся слушать друг друга и фронтально взаимодействовать; умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга следует развивать и далее. В отношениях между учащимися преобладает сотрудничество, хотя в начале учебного года проявлялось и соперничество. Все дети включены в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе хороший. Программа к этому времени освоена полностью.

II. Комбинированная структура урока.

Цели:

  • формировать понятие об авторской и народной сказке, навык сравнительного анализа литературных произведений;

  • развивать интеллект младших школьников средствами литературы (развивать речь, логическое мышление, память, воображение, творческие способности, внимание), развивать навыки чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность); воспитывать любовь к родной литературе, произведениям устного народного творчества

  • воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, доброты, умение принимать решение, делать выбор с учетом мнения одноклассников

Методическое сопровождение:

Учебник «Родное слово» 1 класс, портрет В.И. Даля, книги со сказкой "Снегурочка" (различные варианты), рисунки Снегурочки, таблица для сравнения сказок, снежинки для планирования учебной деятельности, модели обложек книг, индивидуальные карточки для восстановления плана сказки, схема страны Сказок.

На данном уроке проектировалось формировать у учащихся понятие народной сказки и литературной, опираясь на жизненный опыт учащихся. Предполагалось дать понятие «сравнение», учить сравнивать произведения, которые в совокупности раскрывают основное понятие урока. Роль этого материала важна в дальнейшем при изучении последующих. Мною глубоко был изучен этот материал, я дополнила объяснение наглядностью, так как преподавание в первом классе должно быть очень эмоциональным и образным. Учащиеся на данном уроке должны были дополнить, систематизировать и закрепить свои представления о сказке. Понять всю важность данного жанра устного народного творчества. Учащиеся должны были осуществлять такие учебные действия как:

- постановка проблемы;

- повторение жанра сказка.

- знакомство со сказкой В.И. Даля «Снегурочка».

- сравнение народной и литературной сказок.

- моделирование обложек к сказкам.

Ввод учащихся в учебную задачу проектировался при помощи проблемных вопросов. В проекте урока предусматривались реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи (постановка проблемы, предположения по содержанию литературного произведения, выполнение практических действий, контроль)

Прогнозировались возможные ошибки учащихся: неверные ответы, ошибочные мнения о сказках. В проекте урока намечались следующие критерии освоения данного материала:

- прочность,

- осознанность,

- правильность ответов,

- связь времени года с жизнью.

Вывод: Проект урока был реален и эффективен в полной мере.

III. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла?

Урок был построен методически верно, своих целей достиг, так как достиг целей и задач каждый из его этапов. Форму урока составляли комбинированные структурные компоненты. Организационный момент имел мобилизующий характер, был реализован в словесной форме. Он же способствовал положительному эмоциональному настрою с самого начала урока. Ребята принимали активное участие в постановке цели урока. Актуализация и мотивация носила дифференцированный характер, проводилась фронтально.

Для реализации поставленных целей и задач на этапе систематизации, обобщении, дополнении изученного материала использовалось сравнение произведений и моделирование. Данные задания, главным образом, направлены на формирование целостного образа литературного чтения, Проведение урока в форме проектной задачи помогло поддержать сюжетную линию урока, позволило включить в урок сведения, способствовавшие повышению познавательной активности детей, развитию кругозора. В заключение был проведен мини-опрос, который выявил освоение цели данного этапа в полной мере.

Минутки релаксации, физкультминутки, динамические паузы были специально подобраны для данного урока. Были использованы с целью поддержания здоровьесберегающих технологий. С этой же целью я отказалась от использования ИКТ на уроках в первом классе, предпочитая ей практическую работу. Стоит отметить, что все задания соответствовали выбранной сюжетной линии урока. Считаю поставленные задачи решёнными, достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая атмосфера урока (рабочая, деловая). Главное, что работало на их достижение - разнообразие приёмов, форм, методов, заданий, а также сюжетная линия. В ходе практической работы мне удавалось создавать ситуацию успеха с помощью заданий, где были предложены задания такого уровня сложности, которые они могли выполнить, и почувствовать себя успешными. Контроль был включен в состав других действий. Ученик контролировал: процесс выполнения действия и результат (приклеивая картинки, ребята не только проверили правильность своих мнений, но и правильность других ребят)

В течение урока чередовались формы работы: общеклассные и индивидуальные.

Прослеживался индивидуальный, дифференцированный подход в обучении

1. Использовались методы:

а) по источнику знаний

- словесные

- беседа (взаимодействие, осуществление обратной связи и развитие устной речи учащихся).

- наглядные

- практические

б) по степени взаимодействия учителя и учащихся:

- беседа,

- самостоятельная работа

в) по характеру познавательной деятельности

- репродуктивные

- проблемные,

- частично-поисковые

- постановка проблемы, поиск решений, подтверждений выдвинутых предположений

2. Формы организации деятельности учащихся

-индивидуальные

- в парах

- фронтальные

3. Формы проверки достижений ожидаемого результата.

Самоконтроль. Использовались методы стимулирования - создание ситуации успеха, поощрения.

IV. Оценка целостности урока

Содержание коллективно-распределительной деятельности на уроке включало элементы развивающего обучения.

Такие взаимодействия, как ученик-ученик, ученик-учитель на уроке было организовано на достаточном уровне.

Творческий характер осуществления коллективно-распределенной деятельности, а также учебной деятельности учащихся положительно повлиял на освоение понятий, на положительный эмоциональный настрой учащихся.

V. Анализ самооценки воспитательной стороны урока

Я старалась быть эмоциональной и интересной детям. Это способствовало созданию положительного эмоционального климата на уроке и помогло достижению цели урока. Я сумела в процессе организации учебной деятельности уделить внимание формированию ценностной ориентации учащихся, их отношению к нравственным аспектам, которые всегда присутствуют на моих уроках: люди, сам ребёнок, окружающий мир и труд.


© 2010-2022