Урок по окружающему миру на тему Когда изобрели велосипед

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Когда изобрели велосипед?»

«УМК «Школа России».

Учитель: Ашихмина Ольга Александровна

Цель урока: создание условий для сформирования знаний, умений, навыков обучающихся по теме «Когда изобрели велосипед?» и для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных)

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с историей появления и усовершенствования велосипеда,

  • уточнить знания об устройстве велосипеда, правил безопасной езды на велосипеде,

  • обучение приемам запоминания с опорой на таблицу.

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса и навыков практической деятельности

  • обогащение словарного запаса учащихся

  • развитие произвольного внимания, памяти, речи.

Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к жизни и здоровью;

  • обогащение жизненного опыта детей.

Технология обучения: технология деятельностного метода обучения, технология проблемно-диалогического обучения.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично- поисковые.

Форма организации урока: урок - диалог

Формы организации работы в классе: парная, коллективная, индивидуальная.

Тема: Когда изобрели велосипед?

Тип: предъявление (открытие) нового знания.

Цель урока: создание условий для сформирования знаний, умений, навыков обучающихся по теме «Когда изобрели велосипед?» и для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных)

Планируемые результаты


Предметные: Знания: познакомятся с историей создания и видами велосипеда; усвоят, что детям до 14 лет нельзя кататься на велосипедах по улицам и дорогам; запомнят дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено». Умения: научатся называть и показывать части велосипеда. Навыки: уточнят правила безопасной езды на велосипеде

  • рассказывать об устройстве велосипеда;
  • обсуждать роль велосипеда в нашей жизни;
  • знать правила безопасной езды на велосипеде
Метапредметные: Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; выбирать наиболее эффективные способы решения задач (разбор жизненных ситуаций, связанных с целью урока); использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач урока. получать информацию из рисунка в учебнике Коммуникативные: учиться работать в парах: определять сходство и различие объектов, слушать собеседника; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; учиться строить понятные для партнера высказывания, формулировать собственную позицию.
  • понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои достижения;

Личностные

  • проявлять целостный социально ориентированный взгляд на мир;

  • овладеть начальными навыками адаптации в мире

  • освоить роли ученика;

формирование интереса к учению

Ресурсы урока: А.А.Плешаков Учебник с 22,23,рабочая тетрадь; электронное приложение к учебнику, презентация

Сценарий урока


Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент 1 мин

Прозвенел и смолк звонок

Начинаем мы урок.

Подтянулись, улыбнулись.

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.


Л-самоопределение

Р- целеполагание

К- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Фиксация затруднения в деятельности.

ЦЕЛЬ: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне, выявление затруднения, готовность мышления и осознание потребности нового способа действия.

Постановка учебной задачи

Цель: выявление места и причины затруднения, обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Руководит процессом выхода из затруднения и определения темы урока с помощью побуждающего диалога

В 2005 году в Великобритании был проведён опрос. У людей спрашивали, какое самое главное техническое изобретение было сделано за последние 250 лет.

- Как вы думаете, какое изобретение называли чаще других?

П- Ответы учащихся ( Компьютер, интернет, мобильный телефон, самолёт и др.)

Отвечают на вопрос, анализируют.

М-выполнять анализ

Р- осущетвлять самоконтроль

К- слушать и понимать речь других;

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

А ответ вы найдете, определив лишнее слово:

Ве-ло-си-пед

Са-мо-лет

Па-ро-воз

Ма-ши-на

Верно. Самым выдающимся изобретением был признан велосипед.

Посмотрите на его фотографию.

Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

- У кого из вас есть велосипед?

- Что вы можете рассказать о велосипеде?

Велосипед по-русски обозначает

« быстрые ноги».

- А что еще хотели бы узнать о велосипеде?

Сформулируйте тему урока. На доске:

Когда изобрели_______?

-Откроем учебник с. 22

Поставим учебные задачи, используя схему и учебник:

- Прочитайте их в учебнике.

- Сформулируйте учебные задачи по схеме:

Узнаем когда____ _____.

Узнаем как________ велосипед.

Узнаем. как устроен________.

Узнаем, как безопасно ездить на ____?

(Узнаем когда изобрели велосипед.)

Узнаем как менялся велосипед с течением времени)

(Будем учиться правилам безопасной езды на велосипеде.)

Заполните первую и вторую колонки таблицы.(+,-) ЗНАЛ ХОЧУ УЗНАТЬ Узнал

- Итак. тему урока «Когда изобрели велосипед?» мы будем изучать по плану:

  1. Когда изобрели велосипед?

  2. Как устроен велосипед?

  3. Какие бывают велосипеды?

  4. Как безопасно ездить на велосипеде?

Классифицируют по самостоятельно выбранному признаку и с помощью учителя формулируют тему.


Ученик консультант уточняет сведения о происхождении и значении слова «велосипед», готовивший дома информацию из дополнительных источников. Велосипед по-русски обозначает « быстрые ноги».

У учеников карточка:

М- определяют тему урока (совместно с учителем)

П - просмотр слайдов.

Один ребенок читает. остальные следят.

Формулируют задачи.

У учеников карточки

С помощью учителя строят план достижения цели.

Заполняют 1 и 2 колонки

Л- узнавать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (Зачем?)

Определять и формулировать цель деятельности на уроке;

Под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке.

П- классификация по самостоятельно выбранному признаку.

ИКТ- Умение находить информацию в словарях и справочниках.

П- умение работать со схемами и таблицами.

Представление (открытие) нового знания.

ЦЕЛЬ: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действия в объекте изучения.

Организует внимание, сообщает новый материал, обеспечивает восприятие, осознание. систематизацию и обобщение нового материала обучающимися, путем максимального использования самостоятельности в добывании знаний и овладения способами действий.

Из истории велосипеда. Рассказывают заранее подготовленные ученики.

-Ребята. как вы думаете, давно ли изобрели велосипед?

- С каким пунктом плана мы сейчас будем работать? Прочитайте его. Что мы узнаем на этом этапе урока? (Когда изобрели велосипед)



Проект первого велосипеда предложил еще в 1495 году великий итальянский ученый Леонардо да Винчи. Он нарисовал двухколесный механизм со всеми подробностями. - Рассмотрите этот рисунок. Похож ли он на современный велосипед?

Но этот рисунок был потерян, и люди увидели его только в конце XIX века.

200 лет назад жил на Урале купец Ефим Михеевич Артамонов. Он придумал машину - самокат, у которой было 2 колеса с железными ободьями, педали и руль.



Над приспособлением для быстрого передвижения трудились не только в России, но и в других странах. В 1817 году в Германии появился двухколесный велосипед, его изобрел немецкий офицер Карл Фридрих Дрез. Это была тяжелая жесткая конструкция с равновеликими деревянными колесами, усиленными железными обручами. Движение осуществлялось отталкиванием ногами от земли. Прозвали эту машину тогда «костотряс». Как вы думаете, почему он получил такое название? 1870-1885 годы. На смену ему пришел велосипед, в котором вместо деревянных колес появились металлические обручи с большим количеством спиц. Его назвали «паук». - Рассмотрите внимательно рисунок на слайде и подумайте, почему он получил такое название. «Пауки» уже имели рычаги управления и педали, прикрепленные к переднему колесу. Переднее колесо увеличили в размере, и человек сидел над ним. Такое положение было опасным. Кстати, резиновые шины тоже впервые появились на пауке. Английскому врачу Данлопу так надоел грохот от велосипеда его сына, что он взял резиновый садовый шланг, отрезал от него кусок и примотал бечёвкой к колесу. Вскоре он догадался надувать шины воздухом. Это ещё уменьшило шум и сделало ход велосипеда намного мягче. Через 20 лет на смену «пауку» пришла машина, похожая на современный велосипед.

ИТОГ:

Сколько лет тому назад изобрели велосипед?

- Как называли велосипед в период его изобретения?

Организует работу с таблицей.

- Отметьте в таблице, что мы узнали о на этом этапе урока?

- Скажите вывод.

- Скажите, когда изобрели велосипед?

Физкультминутка.

Организует оздоровительный момент.

Мчат колеса по дороге,
Над дорогой мчатся ноги.
Это еду я бегом.
Это я бегу верхом!
Я и сидя бегу,
И встаю на бегу,
И колеса кручу,
И качу,
Куда хочу!

- Какая следующая задача урока?

Как устроен велосипед

- Ребята, в начале урока вы назвали некоторые части велосипеда. А кто из вас знает об устройстве велосипеда чуть больше- для чего предназначены части велосипеда

Л - Актуализируют личный опыт.

Участвуют в побуждающем диалоге.

Высказывают предположения, выдвигая гипотезы в совместной (парной, групповой) деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации.

Сравнивают , находят сходства и различия первой и современной конструкций.

Работают с таблицей-схемой.

Л - Определяют вместе с учителем учебную задачу этапа урока.











Выполняют движения, имитирующие езду на велосипеде, с дополнительными движениями по содержанию стихотворения.

Работают со схемой

Рассматривают рисунок на слайде

и транслируют знания об устройстве велосипеда, основанные на жизненном опыте.

Предметные:

познакомиться с историей создания и видами велосипеда;

научиться называть и показывать части велосипеда.

Метапредметные (УУД) регулятивные: работать по плану; выдвигать свои гипотезы на основе жизненного опыта; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль;

познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); овладевать умением поиска и выделения необходимой информации; границы знания/незнания); овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;

коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.










Первичное закрепление

ЦЕЛЬ: применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации успеха

Откройте учебник на с.22.,23.

Организует познавательную деятельность уч-ся.

- Рассмотрите картинки.

- Сравните старинные и современные велосипеды.

Обратите внимание на то, что черты старинных велосипедов сохранились в некоторых моделях современных велосипедов (у детского трёхколёсного велосипеда педали тоже располагаются на колесе). Показ фотографий


Организует самостоятельную работу с самопроверкой по эталону. Организует проверку глубины понимания обучающимися учебного материала, сущности новых понятий, работу над ошибками.

Работа по учебнику с самопроверкой (На партах конверты с названием частей велосипеда)

- Посмотрите на значок в учебнике на с. 22.

- Что он нам говорит?

- Прочитайте задание.

- Рассмотрите с соседом по парте рисунок на стр. 22 учебника и найдите в конверте названия частей велосипеда, которые не указаны на рисунке и дополните ими рисунок.

- Как проверим себя? (с.86)

Урок по окружающему миру на тему Когда изобрели велосипед

- Назначение каких частей велосипеда, вам, ребята, непонятны?

Микроитог:

- Назовите части велосипеда, которые вы дополнили.

Работа в тетради на печатной основе. Задание 1.

- Сформулируйте задание. Приклеить название частей велосипеда.

Организует деятельность по самооценке и оценке товарища.

_ Проверьте работу соседа и оцените по критериям:

-точность

-аккуратность

-быстрота

- За что можно похвалить соседа?

- Что можно посоветовать соседу?

Организует рефлексию

- Посмотрите в таблицу. Заполните столбик «Узнал»

- Скажите, что мы узнали на этом этапе урока?

Продолжение работы по теме урока 5 мин.

-Прочитайте следующую задачу урока.

- Какие бывают велосипеды?

Работа по учебнику с. 23.

- Поднимите руки у кого есть велосипед.

- Для чего он вам нужен?

- Рассмотрите рисунки на с.23 учебника. Мудрая черепаха приглашает нас порассуждать о том, нужен ли современному человеку велосипед и для чего он нужен?

- Какие современные виды велосипедов вы знаете?

Выступление ученика о разнообразии велосипедов

В нашей стране использование велосипеда в качестве транспорта не так распространено, как в других странах. Половина всех поездок в Китае осуществляется на велосипедах. В городах Дании, Германии, Голландии - треть поездок.

Работа со схемой.

Что мы узнали на данном этапе урока?

Заполните таблицу.

Сделайте вывод, что узнали.

П- Рассматривают иллюстрации, называют сходство старинных велосипедов с современными, различия между велосипедами.

Урок по окружающему миру на тему Когда изобрели велосипед

Строят ответ с опорой на схему.

П- Работают в парах: рассматривают рисунок - схему, читают названия частей велосипеда, показывают их на рисунке ,называют части не подписанные на рисунке (работа с электронным приложением) ,проверяют себя по учебнику.

Выполняют работу в парах, находят отсутствующие названия частей велосипеда и дополняют ими рисунок.

По завершении работы, пары называют дополнительные части, правильность сверяют с образцом на слайде.



П - Обсуждают назначение частей велосипеда.

Приклеивают названия частей.

Взаимопроверка по образцу на слайде.

Взаимоооценка

Показывают соответствующий цвет светофора соседу по каждому критерию.

Заполняют таблицу- схему. формулируют вывод.

Работают со схемой


Рассматривают рисунок, рассуждают о значении велосипеда в жизни человека. Называют знакомые виды велосипедов и их применение.
Уточняет ответы детей ученик- консультант, готовивший дома информацию из дополнительных источников о разнообразии велосипедов.

Отвечают на вопросы, сообщают уже имеющиеся знания.



Работают со схемой

Делают вывод на основе схемы

Называют виды велосипедов. Познавательные: добывать новые знания, находить ответы на вопрос, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные: контроль, саморегуляция, коррекция.

Коммуникативные: учиться работать в паре, формулировать собственное мнение










Познавательные: добывать новые знания, находить ответы на вопрос, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные: контроль, саморегуляция, коррекция.

Коммуникативные: учиться работать в группе, формулировать собственное мнение



регулятивные: работать по плану; выдвигать свои гипотезы на основе жизненного опыта; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль;

познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); овладевать умением поиска и выделения необходимой информации; границы знания/незнания); овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;

коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Включение в систему знаний и повторение ЦЕЛЬ: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление изученного

- Использование велосипеда, как транспортного средства требует определённой подготовки и соблюдений правил дорожного движения.

- Посмотрите на схему-план и назовите следующую задачу урока.

- Кто считает себя опытным велосипедистом?

_ Какие советы- вы дали бы начинающему велосипедисту?

- А как можно назвать эти советы? (правила)

- Все ли правила мы знаем? (нет)

- Мудрая черепаха написала вам правила езды на велосипеде и то., что запрещается, но перепутала их. Давайте поможем ей разложить их.

На партах лежат бумажки с:

правилами

и то, что запрещается.

- А сейчас каждый из вас встанет в группу под той надписью, к которой относится ваше правило.

Дети встают и читают правила.

- Кто уже запомнил все правила? (не все)!!!

_ Как их сохранить, чтоб их можно было прочитать, вспомнить, рассказать младшим, не потерять?

Организует работу в паре.

Практическая работа в тетради с.18., задание 3.

ИТОГ

-Что узнали на этом этапе? отметьте это в своих схемах.

Работают со схемой.

Отвечают на вопросы, сообщают уже имеющиеся знания.

Работают в парах

Встают под надписями: « Правила езды на велосипеде» и «Категорически запрещается»

приклеивают

Выполняют самостоятельно задание, сверяются по эталону

Работа с таблицей


регулятивные: работать по плану; выдвигать свои гипотезы на основе жизненного опыта; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль;

познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); овладевать умением поиска и выделения необходимой информации; границы знания/незнания); овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;

коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные: усвоить, что детям до 14 лет нельзя кататься на велосипедах по улицам и дорогам; запомнить дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено»; уточнить правила безопасной езды на велосипеде

Метапредметные (УУД)

регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль;

познавательные: осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Рефлексия. Цель: оценка, самооценка и рефлексия результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний

Организует адекватность оценки и самооценки работы класса и отдельных обучающихся. Соотносит цель учебной деятельности и её результаты, намечает перспективу на будущее.

-Сегодня в начале урока у нас возникли вопросы

1. Когда изобрели велосипед?

2. Как устроен велосипед?

3. Какие бывают велосипеды?

4. Как безопасно ездить на велосипеде? Продолжите фразы. используя заполненную таблицу.:

Сегодня на уроке я узнал…

Я удивился…

Мне понравилось…

Мне запомнилось…

Мне было непонятно…

Теперь мы можем заполнить последнюю колонку таблицы «ЗНАЕМ. ХОТИМ УЗНАТЬ. УЗНАЛИ»

Урок по окружающему миру на тему Когда изобрели велосипед-

-

Продолжают предложенные фразы, рассказывают о приобретенных знаниях и опыте.

Отвечают на вопросы, участвуют в оценке своей работы, характеризуют своё эмоциональное состояние.

Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД):

регулятивные: осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Список литературы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2010

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др.- М. : Просвещение,2011.

  2. «Школа России» Сборник рабочих программ. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Рук. А.А. Плешаков. М.: Просвещение,2011

  3. 5. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности/ С.П. Казачкова, М.С. Умнова М.:Планета,2012

  4. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 1 класс. / Т.Н. Максимова Т.Н. М .: ВАКО,2012

Интернет ресурсы:

1. История создания велосипеда «Когда изобрели велосипед » prezentacia.ucoz.ru/load/fizkultura_i_sport/kogda_izobreli_velosiped/33-1-0-1237

2. Виды велосипедов (картинки) moesoz manetka.ru nanye.ru depositphotos.com kids-price.ru; ograjdenie.ru; columbia.k12.mo.us/bre/smarchio/CareerWebquest/image/j00946451.gif; ljplus.ru/img4/v/_/v_klimovich/trek.jpg;

mtbtula.ru/entry/41/file/chertezh_leonardo_da_vinchi.jpg;

inventions.ru/i/photo/davinci_bicycle.jpg;

sibvelz.ru/userdata/images/catalog/cargo-bike-m2-3.jpg

lookatme.ru/1242170899/assets/article_image-image/eb/df/262580/article_image-image-article.jpg

i122.photobucket.com/albums/o267/pijamkin/BrockhausEfron_Velosipedy2.jp3. Дорожные знаки: Велосипедная дорожка и Движение на велосипеде запрещено velotown.ru/about/shkolyi-pdd.html




17



© 2010-2022