- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект выступления на тему: Самообразование и качество знаний
Конспект выступления на тему: Самообразование и качество знаний
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Меркулова О.В. |
Дата | 30.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ СОШ п Ключ жизни Елецкого муниципального района Липецкой области
«Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества знаний обучающихся».
Подготовила :учитель начальных классов Меркулова О.В.
Эпиграф педсовета: "Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский)
«Мастерство учителя - это специальность, которой надо учиться» А.С.Макаренко
Российская общественность связывает деятельность современного учителя с его творческой самостоятельностью, мобильностью, высоким интеллектуальным и нравственным потенциалом, с его профессиональной компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровень социального окружения. Это, несомненно, выдвигает на первый план необходимость поиска и внедрения в практику повышения квалификации учителей современных педагогических технологий, стимулирующих образовательную активность личности. Достижение данных требований невозможно, с одной стороны, без осознания учителем своей высокой личной ответственности и, с другой стороны, без постоянного обновления знаний и практических умений специалиста в процессе повышении квалификации и самообразования.
Совершенствование качества образовательного процесса в школе, повышение эффективности обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.
Повышению уровня профессионального мастерства способствуют различные курсы повышения квалификации, семинары и конференции, посещение занятий коллег и т.п. Но их роль невелика без процесса самообразования преподавателя.
Самообразование предполагает развитие учителя как личности и профессионала, способствует повышению уровня его профессиональной компетентности и совершенствованию профессионально-личностных качеств, педагогических способностей и практических умений.
Самообразование - процесс сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков.
Преподаватель может совершенствовать свой педагогический опыт по различным направлениям:
в профессиональной сфере (знание своего предмета);
в области методики преподавания (овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения и т.д.);
в сфере педагогической психологии и т.п.
В ходе самообразования педагог может использовать различные источники информации: изучение литературы и материалов в сети Интернет, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опыта, обучение в мастер-классе и т.п. При этом преподаватель может выбрать любую форму обучения: индивидуальную или групповую, традиционную или дистанционную.
В начале учебного года, педагоги, выбирают тему самообразования, которая фиксируется в планах методического объединения.
Тему преподаватель выбирает исходя из своих потребностей.
На основании выбранной темы разрабатывается личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
Самообразование направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки.
Сегодня существуют множество форм и способов, как преподавателю повышать свою квалификацию с помощью интернет - ресурсов и технологий, например:
Дистанционные курсы для педагогов.
Дистанционные конференции. Разновидность дистанционных конференций - дистанционные семинары.
Дистанционные конкурсы.
Дистанционные эвристические олимпиады.
Педагогические форумы. Примерные формы участие в проектах дистанционного образования Наименование проекта Кол-во детей Кол-во педагогов
Телешкола. 38
«Учитель нашей новой школы» 5
Современные подходы к реализации технологического образования школьников
1 Стратегические направления развития образования
1 Управление качеством образования в условиях модернизации образования
1 Вебинар «Моя современная школа» «Нормативно -правовое регулирование образовательного процесса» «Правовое обеспечение воспитательного процесс в школе»
2
1
1
Менеджмент: «Управление школой в условиях модернизации образования»
1 Проектирование образовательного процесса в информационно - образовательной среде в соответствии с требованиями ФГОС .
5 Примерные формы участие в проекте Дневник.ru (количество участников) , участие педагогических работников в Интернет-проектах:
Название проектов Кол-во участников
создание блогов
16
страниц на сайтах
7
собственные почты
42
Всероссийский проект «Русский медвежонок для учителей» 3
Региональный фотопроект «Остановись мгновенье. Ты прекрасно! 2
Региональный проект «Проба пера». Рубрика поэтическое творчество учителя 1
С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Кроме поиска необходимой информации, педагоги могут активно участвовать в работе различных педагогических Интернет - сообществ. Это не только возможность использования качественных методических разработок, созданных другими, но и возможность представления своих материалов на суд коллег, бесплатное участие в обучающих Мастер - классах, а самое главное - это возможность общения с людьми, близкими тебе по духу. Чужое творчество, когда прикасаешься к нему, очень заразительно.
Я перечислила только некоторые формы самообразования и повышения квалификации преподавателя с помощью ресурсов и технологий сети Интернет. По мере их освоения наверняка откроются и другие. Но надо с чего-то начинать.
Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути не находился преподаватель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.
В сложившейся ситуации в области самообразования, остается важным участие администрации, методических объединений учителей - предметников и всего коллектива в самообразовании каждого педагога как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития. Всё это способствует формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждает всех к изучению новой информации и передового опыта, стимулирует и учит самостоятельно приобретать знания, приучает учителей к самооценке и самоанализу.
Учитывая внутренние и внешние мотивы, требования, предъявляемые современным обществом к учителю, под влиянием морально-психологического климата, сложившегося в коллективе, и требований администрации образовательного учреждения, каждый учитель определяет свою траекторию самосовершенствования и саморазвития. Педагог прекрасно понимает, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе он использует, тем больше эффект от неё. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим», «просятся ли к нему в класс». Эта профессия творческая, работа должна доставлять удовольствие.
Самообразование будет продуктивным в том случае, если учитель владеет способами самопознания и самоанализа собственного педагогического опыта, когда понимает как позитивные, так и негативные моменты своей педагогической деятельности, признает свое несовершенство, следовательно, является открытым для изменений.
Факторы, препятствующие саморазвитию (по мере убывания):
-
недостаток времени;
-
состояние здоровья;
-
разочарование в результате имевшихся ранее неудач;
-
недостаточная поддержка со стороны администрации;
-
собственная инерция;
Факторы, стимулирующее саморазвитие:
-
интерес к работе;
-
возрастающая ответственность за результаты труда;
-
пример коллег;
-
организация труда в школе;
-
внимание администрации к возникшей проблеме;
-
новизна деятельности;
-
обучение на курсах;
-
пример и влияние администрации;
-
организация методической работы в школе;
-
возможность получения признания в коллективе.
Принцип творческого саморазвития личности становится сегодня одним из приоритетных и системообразующих, открывает новые педагогические стратегии. В наше время деятельность учителя-профессионала - это непрерывный процесс самообразования и саморазвития.
У современного учителя, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры, сформирована способность строить свою педагогическую лабораторию, вырабатывать и постоянно обогащать собственную творческую программу, согретую как ярким умом, так и теплотой любви и уважения к ученику.
Таким образом, современную школу должен создавать учитель творческого типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых приемов, техник, но и реализации потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в саморазвитии и самореализации. Только там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат.
Таким образом, можно сделать вывод: важно, чтобы учитель сам мог увидеть свои недостатки и, желая избавиться от них, стремился заняться профессиональным самообразованием . Только тогда учитель будет иметь возможность квалифицированно помогать детям.
Работать по принципу: ОБУЧАЯ СЕБЯ, ОБУЧАЙ И РАЗВИВАЙ ДРУГИХ!
Единая методическая тема школы:
«Обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее качество образования и компетентностный подход».
Цель: создание условий для самостоятельного осознанного выбора каждой личности своей стратегии поведения, способов существования, направления самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры.
Рекомендации:
-
1. Для повышения качества знаний обучающихся, мастерства педагогов использовать на уроках и во внеурочное время современные инновационные методики, новые формы организации и проведения учебных занятий.
-
2.Продолжать методическое совершенствование учителя для повышения его профессионализма.
-
3.Активнее и шире использовать на уроках современные педагогические технологии, возможности информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет.