Конспект выступления на тему: Самообразование и качество знаний

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ п Ключ жизни Елецкого муниципального района Липецкой области

«Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества знаний обучающихся».

Подготовила :учитель начальных классов Меркулова О.В.

Эпиграф педсовета: "Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский)

«Мастерство учителя - это специальность, которой надо учиться» А.С.Макаренко

Российская общественность связывает деятельность современного учителя с его творческой самостоятельностью, мобильностью, высоким интеллектуальным и нравственным потенциалом, с его профессиональной компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровень социального окружения. Это, несомненно, выдвигает на первый план необходимость поиска и внедрения в практику повышения квалификации учителей современных педагогических технологий, стимулирующих образовательную активность личности. Достижение данных требований невозможно, с одной стороны, без осознания учителем своей высокой личной ответственности и, с другой стороны, без постоянного обновления знаний и практических умений специалиста в процессе повышении квалификации и самообразования.

Совершенствование качества образовательного процесса в школе, повышение эффективности обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.

Повышению уровня профессионального мастерства способствуют различные курсы повышения квалификации, семинары и конференции, посещение занятий коллег и т.п. Но их роль невелика без процесса самообразования преподавателя.

Самообразование предполагает развитие учителя как личности и профессионала, способствует повышению уровня его профессиональной компетентности и совершенствованию профессионально-личностных качеств, педагогических способностей и практических умений.

Самообразование - процесс сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков.

Преподаватель может совершенствовать свой педагогический опыт по различным направлениям:

в профессиональной сфере (знание своего предмета);

в области методики преподавания (овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения и т.д.);

в сфере педагогической психологии и т.п.

В ходе самообразования педагог может использовать различные источники информации: изучение литературы и материалов в сети Интернет, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опыта, обучение в мастер-классе и т.п. При этом преподаватель может выбрать любую форму обучения: индивидуальную или групповую, традиционную или дистанционную.

В начале учебного года, педагоги, выбирают тему самообразования, которая фиксируется в планах методического объединения.

Тему преподаватель выбирает исходя из своих потребностей.

На основании выбранной темы разрабатывается личный план работы над поставленной перед собой проблемой.

Самообразование направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки.

Сегодня существуют множество форм и способов, как преподавателю повышать свою квалификацию с помощью интернет - ресурсов и технологий, например:

Дистанционные курсы для педагогов.

Дистанционные конференции. Разновидность дистанционных конференций - дистанционные семинары.

Дистанционные конкурсы.

Дистанционные эвристические олимпиады.

Педагогические форумы. Примерные формы участие в проектах дистанционного образования Наименование проекта Кол-во детей Кол-во педагогов

Телешкола. 38

«Учитель нашей новой школы» 5

Современные подходы к реализации технологического образования школьников
1 Стратегические направления развития образования
1 Управление качеством образования в условиях модернизации образования
1 Вебинар «Моя современная школа» «Нормативно -правовое регулирование образовательного процесса» «Правовое обеспечение воспитательного процесс в школе»

2

1

1


Менеджмент: «Управление школой в условиях модернизации образования»

1 Проектирование образовательного процесса в информационно - образовательной среде в соответствии с требованиями ФГОС .

5 Примерные формы участие в проекте Дневник.ru (количество участников) , участие педагогических работников в Интернет-проектах:
Название проектов Кол-во участников

создание блогов


16

страниц на сайтах


7

собственные почты


42

Всероссийский проект «Русский медвежонок для учителей» 3

Региональный фотопроект «Остановись мгновенье. Ты прекрасно! 2

Региональный проект «Проба пера». Рубрика поэтическое творчество учителя 1

С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Кроме поиска необходимой информации, педагоги могут активно участвовать в работе различных педагогических Интернет - сообществ. Это не только возможность использования качественных методических разработок, созданных другими, но и возможность представления своих материалов на суд коллег, бесплатное участие в обучающих Мастер - классах, а самое главное - это возможность общения с людьми, близкими тебе по духу. Чужое творчество, когда прикасаешься к нему, очень заразительно.

Я перечислила только некоторые формы самообразования и повышения квалификации преподавателя с помощью ресурсов и технологий сети Интернет. По мере их освоения наверняка откроются и другие. Но надо с чего-то начинать.

Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути не находился преподаватель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.

В сложившейся ситуации в области самообразования, остается важным участие администрации, методических объединений учителей - предметников и всего коллектива в самообразовании каждого педагога как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития. Всё это способствует формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждает всех к изучению новой информации и передового опыта, стимулирует и учит самостоятельно приобретать знания, приучает учителей к самооценке и самоанализу.

Учитывая внутренние и внешние мотивы, требования, предъявляемые современным обществом к учителю, под влиянием морально-психологического климата, сложившегося в коллективе, и требований администрации образовательного учреждения, каждый учитель определяет свою траекторию самосовершенствования и саморазвития. Педагог прекрасно понимает, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе он использует, тем больше эффект от неё. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим», «просятся ли к нему в класс». Эта профессия творческая, работа должна доставлять удовольствие.

Самообразование будет продуктивным в том случае, если учитель владеет способами самопознания и самоанализа собственного педагогического опыта, когда понимает как позитивные, так и негативные моменты своей педагогической деятельности, признает свое несовершенство, следовательно, является открытым для изменений.

Факторы, препятствующие саморазвитию (по мере убывания):

  • недостаток времени;

  • состояние здоровья;

  • разочарование в результате имевшихся ранее неудач;

  • недостаточная поддержка со стороны администрации;

  • собственная инерция;

Факторы, стимулирующее саморазвитие:

  • интерес к работе;

  • возрастающая ответственность за результаты труда;

  • пример коллег;

  • организация труда в школе;

  • внимание администрации к возникшей проблеме;

  • новизна деятельности;

  • обучение на курсах;

  • пример и влияние администрации;

  • организация методической работы в школе;

  • возможность получения признания в коллективе.

Принцип творческого саморазвития личности становится сегодня одним из приоритетных и системообразующих, открывает новые педагогические стратегии. В наше время деятельность учителя-профессионала - это непрерывный процесс самообразования и саморазвития.

У современного учителя, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры, сформирована способность строить свою педагогическую лабораторию, вырабатывать и постоянно обогащать собственную творческую программу, согретую как ярким умом, так и теплотой любви и уважения к ученику.

Таким образом, современную школу должен создавать учитель творческого типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых приемов, техник, но и реализации потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в саморазвитии и самореализации. Только там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат.

Таким образом, можно сделать вывод: важно, чтобы учитель сам мог увидеть свои недостатки и, желая избавиться от них, стремился заняться профессиональным самообразованием . Только тогда учитель будет иметь возможность квалифицированно помогать детям.

Работать по принципу: ОБУЧАЯ СЕБЯ, ОБУЧАЙ И РАЗВИВАЙ ДРУГИХ!
Единая методическая тема школы:

«Обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее качество образования и компетентностный подход».

Цель: создание условий для самостоятельного осознанного выбора каждой личности своей стратегии поведения, способов существования, направления самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры.




Рекомендации:

  • 1. Для повышения качества знаний обучающихся, мастерства педагогов использовать на уроках и во внеурочное время современные инновационные методики, новые формы организации и проведения учебных занятий.

  • 2.Продолжать методическое совершенствование учителя для повышения его профессионализма.

  • 3.Активнее и шире использовать на уроках современные педагогические технологии, возможности информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет.


© 2010-2022