Урок - праздник «Праздник первого десятка»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Праздник первого десятка. Цели: 1. Познакомить с тем, как люди научились считать и записывать цифры. 2. Закрепить знание цифр то 0 до 10. 3. Развивать память, мышление, прививать интерес к математике. 4. Воспитывать внимание и развивать речь учащихся. Оборудование: цифры от 0 до 10; плакаты с древними и римскими цифрами. Литература: «Праздник числа» В. В. Волина.

I.Вступление. 1.Как люди научились считать. Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько лап у кота? Чтобы всё подсчитать, нужно знать цифры. А как считали древние люди, которые их не знали? Вот послушайте. Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями различных растений. Иногда ловили рыбу, собирали ракушки , охотились. Одевались в шкуры убитых зверей. Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных лишь тем, что владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда: палкой, камнем или камнем, привязанным к палке. Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счета. Но теперь детей учат считать родители, учителя, старшие братья и сестры, товарищи. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Поэтому и обучение шло медленно. Поначалу они определяли количество предметов как «один» и «много». Позднее наш далекий предок мог сравнить двух убитых уток с парой глаз и еще позднее научился выделять три предмета и больше. Так как названий чисел тогда не было, число показывали на пальцах. Одна пятерня означала 5, две - 10. Когда рук не хватало, в ход шли ноги. Две руки и одна нога - 15, две руки и две ноги - 20.

2.Как люди научились записывать цифры. В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Когда люди не умели еще делать бумагу, записи появлялись в виде зарубок на палках и костях животных, в виде отложенных ракушек или камешков или в виде узелков, завязанных на ремне или веревке. Очень разные и порою даже забавные были эти «цифры» у разных народов. В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. А 10 обозначалось скобочкой в виде подковы. Урок - праздник «Праздник первого десятка» Чтобы написать 15, надо было ставить пять палочек и одну подкову. И так до сотни. Для 100 был придуман крючок, для 1000 - значок вроде цветка, десять тысяч обозначали рисунком пальца, сто тысяч - лягушкой, а миллион - фигуркой с поднятыми руками. Очень большая возня была с этими значками - иероглифами! Особенно неудобно было их складывать, вычитать, умножать, делить. Значительно позднее цифры стали изображать иначе. Римская нумерация: I - 1, II- 2, III - 3. На руке пять пальцев, чтобы не писать пять палочек, стали изображать руку простым знаком V - 5, VI -6, VII - 7, VIII - 8. А как записать 4? Надо от 5 отнять один и записать впереди IV. Это пять без одного. Как записать 10? Десять состоит из двух пятерок, вот и изобразили 10 двумя пятерками: одна стоит как обычно, а другая перевернута вниз - X. Если рядом с Х написать одну палочку справа - XI то будет одиннадцать, а если слева - IX - девять. Римские цифры употребляют довольно часто в наши дни. И все же для записи и выполнения арифметических действий римская нумерация была не очень удобна. Способ записи чисел всего несколькими знаками (десятью), который принят теперь во всем мире, был создан в Древней Индии. Индийская система счета распространилась затем по Европе, а цифры получили название арабских. Но правильнее их называть все-таки индийскими. Итак, начинаем наше необычное путешествие в сказочное королевство математики, где весело живут все десять цифр. 3.Давайте, ребята, учиться считать. Делить, умножать, прибавлять, вычитать. Запомните все, что без точного счета Не сдвинется с места любая работа.
Без счета не будет на улице света, Без счета не может подняться ракета, Без счета письмо не найдет адресата И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Считайте, ребята, точнее считайте, Хорошее дело скорей прибавляйте, Плохие дела поскорей вычитайте. Учебник научит вас точному счету, Скорей за работу, скорей за работу!
II. Знакомство с цифрами. ******************* 1.Вот один, иль единица Очень тонкая как спица. Похожа единица на крючок, А может на обломанный сучок.
Начинаем представленье, Детворе на удивленье! Познакомимся, друзья, Единица - это я! Я умею делать стойку, По канату я хожу, За собою цифру двойку На веревочке вожу.
Все цифры по порядку Запишешь ты в тетрадку. Я про первую сейчас Сочиню тебе рассказ. В задачнике жили один да один. Пошли они драться один на один. Но скоро один зачеркнул одного И вот не осталось от них ничего! А если б дружили они меж собою, То дружно бы жили, их было бы двое!
Игра «Сядь первым». К спинке стула привязывают две ленты длиной 4 - 5 метров. Двое играющих прикрепляют их к поясу и расходятся в разные стороны. По сигналу они начинают, закручивая на пояс ленту, чтобы первым занять место на стуле.
****************** А вот это - цифра два! Полюбуйся, какова: Выгибает двойка шею, Волочится хвост за нею. Вид её, как запятая, Хвост крючком, и не секрет: Любит всех она лентяев, А лентяи её - нет.


Сценка. Шепчет Ротик: - Эй, послушай, что ты, Носи, приуныл? Ко всему ты равнодушен, Будто свет тебе не мил? Грустный Носик отвечал: - Разве ты не замечал? Глазок - двое, ушек - двое, Две руки и две ноги. Только мы живем с тобою В одиночку, чудаки! - Что ты, Носик, чем мы хуже, Говорил тебе не раз: Если мы с тобою дружим, Значит тоже двое нас.
Игра «Вдвоем одну веревку». Двое играющих садятся на стулья спиной друг к другу. Под стульями - веревка. По сигналу надо встать и бегать вокруг стульев пока звучит музыка. Потом сесть и вытянуть веревку.
Игра «Два гнома» (для родителей). На слово два хлопаем в ладоши.
Ночью шум стоял в подвале, Там два гнома побывали. Залезали на весы, Часто морщили носы, Но без гирь они едва ли На весах свой вес узнали! ********************* А вот это - посмотри Выступает цифра три. Тройка третий из значков Состоит из двух крючков.
С тройкой справиться Скажу вам нелегко: Не уедете на тройке далеко. Двойка с плеткою двухвостою в руке Подгоняет эту тройку в дневнике. Уж поверьте мне, ребята, Двойка тройке очень рада!
Задачи в стихах. 1)На поляне у дубка Крот увидел два грибка, А подальше, у осин, Он нашел еще один. Кто ответить нам готов, Сколько крот нашел грибов?
2)На качели, на качели В зоопарке звери сели. Два пятнистых леопарда Солнцу улыбаются И со старым добрым львом Весело качаются. Сколько зверей всего?
Игра «Кто самый внимательный» (для детей). Расскажу я вам рассказ В полтора десятка фраз. Как скажу я слово три, Приз немедленно бери. Мечтает мальчик закаленный Стать олимпийским чемпионом. Смотри, на старте не хитри, А жди команду: «Раз, два… марш!» Когда стихи запомнить хочешь, Их не зубри до поздней ночи. А про себя их повтори, Разок, другой, но лучше… пять. Недавно поезд на вокзале Мне три часа пришлось прождать. Ну что ж вы приз, друзья, не взяли, Когда была возможность взять!
********************* За тремя идет четыре, Острый локоть оттопыря. Гляди, четыре - это стул, Который я перевернул. Четыре в комнате угла, Четыре ножки у стола И по четыре ножки у мышки, и у кошки.
Идет четыре после трех. Поговорим о четырёх: Четыре времени в году - Я разговор о них веду. Зима бела и холодна, Пушистый снег несет она. Весна бросает в землю зерна, А лето трудится проворно. За летом осень золотая Несет корзины урожая. Четыре времени в году - Я разговор о них веду.
Задачи в стихах.
Три пушистых кошечки Улеглись в лукошечке. Тут одна к ним подбежала. Сколько кошек вместе стало?
Под кустами у реки Жили майские жуки. Дочка, сын, отец и мать. Кто успел их сосчитать?
Два пингвина в черных фраках Споря целый день. Однако Ни один решить не может: Два плюс два. Кто им поможет?
Мурка - кошка-мышеловка, Съела трех мышей в кладовке. И сейчас к норе подкралась. Цап! Еще одна попалась. Вот так Мурка! Сколько ей Удалось поймать мышей? ************* А потом пошла плясать По бумаге цифра пять. Руку вправо протянула, Ножку круто изогнула.

Я Володины отметки Узнаю без дневника. Если брат приходит с тройкой - Раздаётся три звонка. Если вдруг у нас в квартире Начинается трезвон, Значит, пять или четыре Получил сегодня он. Если он приходит с двойкой - Слышу я издалека: Раздаются два коротких Нерешительных звонка. Ну, а если единица - Он тихонько в дверь стучится.

- А какая самая лучшая отметка? Загадки.
Пять мешочков шерстяных - Греются братишки в них. (перчатка)
Пять ступенек - лесенка, На ступеньках - песенка. (ноты)
Кто имеет пятачок, не зажатый в кулачок? На ногах его копытца, ест и пьет он из корытца. (поросенок)
Есть, друзья, такая птица: Только сядет на страницу, Очень рад бываю я, А со мной моя семья. (пятерка)
************** Ребята, продолжаем счет… Вслед за пятёркой шесть идет.
Цифра шесть - дверной замочек: Сверху крюк, внизу кружочек. Эта цифра - акробатка: То шестерка, то девятка.
Задачи в стихах.
Сеть тяну, рыбу ловлю. Попало немало. Два окунька, три карася, Один ершок - и того в горшок. Уху сварю, всех угощу. Сколько рыб я сварю?

Привела гусыня-мать Шесть детей на луг гулять. Все гусята, как клубочки. Три сынка, а сколько дочек?
Я нашел в дупле у белки Пять лесных орехов мелких. Вот еще один лежит, Мхом заботливо укрыт. Ну, и белка! Вот хозяйка! Все орешки посчитай-ка.
Два кубика у Маши, четыре у Наташи, Вы кубики эти сосчитайте, дети. ****************** Вот семёрка-кочерга. У неё одна нога.
Цифра семь! Цифра семь! Цифра легкая совсем. Я косу принесу и срисую ту косу.
Что сказать о цифре семь? Ты ведь знаешь дни недели? Посчитай-ка их скорей. Если в счёте не собьёшься - Ровно семь получишь дней. (считаем дни недели)
Игра «Семеро одного не ждут». Играют 8 человек. В кругу стоят 7 кеглей. Под музыку все танцуют. Музыки нет - берут кеглю. Один остается без кегли и покидает поле игры. И так, пока не останется один. *****************

У восьмерки два кольца Без начала и конца.
К этой цифре ты привык, Эта цифра - снеговик. Лишь зима сменяет осень, Дети лепят цифру восемь! Только к цифре ты, дружок, Третий не лепи кружок.
Задачи в стихах. Три гуся летят над нами, Три других над облаками. Два спустились на ручей. Сколько было всех гусей?
У пенечков пять грибочков И под елкой еще три. Сколько будет всех грибочков? Ну-ка, говори.
Яблоки в саду поспели, Мы отведать их успели. Пять румяных наливных, Три с кислинкой. Сколько их?
У этого цветка четыре лепестка. А сколько лепестков у двух таких цветков?
Игра «Кто быстрее». Ложкой принести 8 монеток. *******************

Я важней всех потому, Что запутать всех могу. Если я перевернусь, То другою окажусь.
Девять, как и шест, вглядись. Только хвост не вверх, вниз.
Задачи в стихах. Дружно муравьи живут И без дела не снуют. Три несут травинку, Три несут былинку, Три несут иголки. Сколько их под елкой.
Все ли здесь цыплятки-детки Надо сосчитать наседке:

Шесть на грядках, три - во ржи.

Сколько их всего? Скажи.

На удочку Андрей

Поймал шесть окуней,

А друг его Сергей

Трех небольших ершей.

Сосчитай без лишних слов

Этих мальчиков улов.

За девятью идет десятка.

Ты это знаешь? …Молодец!

Сочти все пальцы по порядку-

И счету нашему конец.

-Для записи числа десять нужно сразу две цифры. Вот одна их них…

Цифра вроде буквы о -

Это ноль, иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

Если ж слева рядом с ним

Единицу примостим.

Он побольше будет весить,

Потому что это - десять.

С.Я.Маршак «Веселые стихи».

Вот это ноль - иль ничего.

Послушай сказку про него.

Сказал веселый круглый ноль

Соседке - единице:

- С тобою рядышком позволь

Стоять мне на странице.

Она окинула его

Сердитым, гордым взглядом:

-Ты, ноль, не стоишь ничего

Не стой со мною рядом!

Ответил ноль:

-Я признаю, что ничего не стою,

Но можешь стать ты десятью,

Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,

Мала и худощава.

Но будешь больше в десять раз,

Когда я встану справа.

Ноль встает за единицей -

Цифра десять на странице.

Напрасно думают, что ноль

Играет маленькую роль.

Мы двойку в двадцать превратим.

Из троек и четверок

Мы можем, если захотим,

Составить тридцать, сорок.

Пусть говорят, что мы ничто,-

С двумя нулями вместе

Из единицы выйдет сто,

Из двойки - целых двести!

Напрасно думают, что ноль

Играет маленькую роль.

Как нету на свете

Без ножек столов,

Как нету на свете

Без рожек козлов,

Котов без усов

И без панцирей раков,

Так нет в арифметике

Действий без знаков.

Я - плюс! И этим я горжусь!

Я для сложения гожусь.

Я - добрый знак соединенья,

И в том моё предназначенье.

Я - минус, тоже добрый знак.

Ведь не со зла я отнимаю,

А свою роль лишь выполняю.

III. Итог.

Ну, вот и все, все числа и знаки вместе. Пора заканчивать наш праздник. А путешествие по королевству математики мы с вами продолжим на уроках. Ведь математика действительно - королева всех наук и с ней надо дружить.

© 2010-2022