Урок литературного слушания в 1 классе Братья Гримм Заяц и ёж

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного слушания в 1 классе

Автор: Боровских Светлана Леонидовна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 95

города Архангельска

Тема урока: Братья Гримм « Заяц и ёж».

Цель: знакомство учащихся с произведением Братьев Гримм «Заяц и ёж».

Задачи:

Образовательные: 1. Учить видеть особенности авторских сказок.

2.Учить оценивать поступки персонажей произведения, давать им оценку.

3.Продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью,

осознанностью.

4.Формировать общеучебное универсальное действие - моделирование обложки, на примере произведения.

Развивающие: 1.Учить строить живое высказывание в устной форме.

2.Формировать логические универсальные действия: анализ, синтез, построение логической цепи

рассуждений.

3.Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные: 1.Прививать любовь к чтению.

2.Развивать умение сотрудничать с другими людьми, вступать в диалог.

Оборудование: 1.Л.А.Ефросинина. Литературное чтение:

Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса. - М.: Вентана Граф, 2011, стр.85-87.

2. Карточки для работы, цветные карандаши.

3.Выставка книг Братьев Гримм:

Братья Гримм. Бременские музыканты. -М.: Малыш, 1984.

Гримм Якоб и Вильгельм. Храбрый портняжка. -М.: Современная школа, 2008.

Братья Гримм. Горшок каши. -М.: Детская литература, 1981 и др.

4.Портрет писателей.

5.План сказки на доске.

6.Костюмы для инсценировки сказки.

План-конспект урока

Этапы урока,

время.

Оборудование


Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся.

Универсальные учебные действия

1.Организационный момент (1мин).



Начать наш сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения. Слушайте.

О чём-то скрипит половица,

И детям опять не спится.

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходят сказки…













Дети внимательно слушают. Регулятивные действия: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.


2.Актуализация знаний (2 мин).

На доске иллюстрации из книг: «Бременские музыканты», «Храбрый портняжка», «Горшок каши».

На доске портрет.



Книги со сказками.


А какие ходят сказки, вы узнаете, когда отгадаете героев. На доске иллюстрации из книг. Кто изображён на первой иллюстрации? Из какой он (они) сказки?


Кто автор этих замечательных сказок?

Действительно, эти сказки написали Братья Гримм.

Посмотрите внимательно на доску, вот эти сказочники.

Братья Гримм, Вильгельм и Якоб - знаменитые немецкие учёные и писатели, родились более 150 лет назад. Они были очень дружные, никогда не расставались и не унывали. Братья учились в университете и там же работали. Но известны братья сказками, которые они слушали в деревнях, записывали и печатали в книгах. Целых десять лет они собирали свои сказки, до сих пор мы их любим и читаем. Ими написаны и другие сказки: «Белоснежка и семь гномов», «Госпожа Метелица», «Золотой гусь» и многие другие.

На первой иллюстрации Бременские музыканты из сказки « Бременские музыканты»,

на второй изображён Портняжка из сказки «Храбрый портняжка», на третьей - девочка, она из сказки «Горшок каши».

Эти сказки написали Братья Гримм.


Познавательные действия (ЛУД): анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков; синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Познавательные действия (ОУД): смысловое слушание, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

3. Знакомство с темой урока

(4 мин).

На столах конверты с изображением героев сказки.


На доске тема урока:

Братья Гримм

Заяц и ёж.

А с какой сказкой встретимся сегодня, вы узнаете, когда выполните следующее задание.

Работаем в парах. Возьмите конверт на парте и соберите картинку с изображением героев сказки. Работаем дружно, прислушиваемся к мнению соседа.

Назовите, кто у вас получился?

У кого получился заяц?

У кого ёж? Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой, в которой эти герои встречаются вместе. Эту сказку тоже написали Братья Гримм, а как она называется, прочитайте название на доске.

Парная работа.

Дети собирают картинку из частей, работают в парах.

Заяц и Ёж.

Дети хором под руководством учителя читают тему урока.






Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия.


4. Изучение нового материала (26 мин).

А) Слушание текста.



Б) Проверка первичного восприятия.

Костюмы ежа, зайца.

Приготовьтесь слушать сказку.

(Учитель читает зачин сказки)

А что было дальше, нам покажут наши артисты.

Как вы думаете, сможет ли ёж обогнать зайца?

А как? Придумайте продолжение. (Учитель может сделать подсказку: на каких сказочных предметах можно быстро передвигаться, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, волшебная палочка…)


А теперь дослушайте сказку до конца и узнаем, чья история похожа на сказку Братьев Гримм (чтение учителем сказки до конца). Вам понравилась сказка? Назовите героев сказки? Почему заяц и ёж поссорились?
Почему ежу удалось обогнать зайца?

Инсценировка отрывка (2, 3 части) сказки.


Дети рассказывают своё продолжение сказки.

Заяц обидел Ежа, посмеялся над его ногами. Ёж перехитрил Зайца.


Познавательные действия (ОУД): смысловое слушание, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров. Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия.




Личностные действия: нравственно-этическая ориентация, в том числе оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Физкультминутка.


В) Моделирование обложки.














Г) Словарная работа.






















Д) Работа над планом произведения.


















Е) Чтение текста.



















Ж) Работа с пословицами.

З) Характеристика героев.

На столах белые листы бумаги, цветные карандаши.


На доске слова: брюква борозда разделены на слоги, поставлено ударение.



На доске план на листах с неправильной последовательностью частей.

1) Встреча ежа с зайцем . 2) Зачин.

3)Спор зверей.

4) Соревнование зверей. 5)Разговор ежа и ежихи.

6)Концовка.


Учебник «Литературное слушание» (хрестоматия) на странице 87



На доске пословицы:

1. Сила есть, ума не надо. 2. Кто умён, тот и силён.

Возьмите белый лист. Сделайте модель обложки произведения, с которым мы познакомились.

Покажите свои обложки. Посмотрите на обложки ребят, что скажете?

Почему выбрали круг? Докажите, что это сказка.

Какая это сказка народная или авторская?

Почему круг коричневого цвета?

Подведём итог, о чём рассказывает обложка?

Давайте прочитаем слова из сказки на доске и проверим, понятны ли они вам?

Что такое брюква?

Проверим, правильно ли вы объяснили это слово: «Брюква-это овощ, на вид похожа на большую репу, жёлтого цвета, а внутри оранжевая мякоть».

А что такое борозда? Проверим: «Борозда- углубление в земле между рядами растений»

Представьте, что вы рассказываете сказку младшим брату или сестре, и некоторые выражения им не понятны. Объясните их:

В такую рань по полю рыщешь?

Куда тебе с зайцем тягаться?

На доске записан план: цепочка событий, происходящих в этой сказке. Прочитаем.

Вы согласны, что цепочка событий записана правильно?

Прочитайте первый пункт.

Вы согласны?

Что должно быть сначала?

Что такое зачин?

Найдём зачин. Прочитаем.

Ещё есть ошибки в этой цепочке? Найдите.

( Учитель исправляет, переставляет части плана)

Прочитаем цепочку ещё раз.

А теперь вы согласны, что цепочка событий восстановлена правильно?

Откройте учебник на странице 87.

Первая группа (назвать фамилии) нашли текст на зелёном фоне. Остальные ребята на жёлтом фоне. Прочитайте отрывки из сказки шёпотом.

Как вы думаете, к какой части плана относится ваш отрывок?

А теперь прочитаем отрывки вслух.

Чем закончилась история?

К какой части плана отнесём наши отрывки?

Как мы можем назвать эту часть?

Верно, мы прочитали две части: соревнование зверей и концовка.

Поработайте в парах. Прочитайте пословицы. Как вы думаете, можно этими пословицами оценить поведение героев сказки?

Какая из пословиц подходит к ежу? А к зайцу?

А какой герой вам больше понравился заяц или ёж?

Каким его изобразили нам авторы?

Каким показан заяц?

Ребята, а мне жалко зайца. А вам?

Изменился ли заяц в конце сказки?

Послушайте, как о нём говорят авторы сказки.

(Учитель зачитывает концовку)

Да, бывает такое в жизни, что ты ошибаешься, делаешь ошибки, но ошибки всегда надо исправлять.

Практическая работа по моделированию обложки.

Это сказка.

Называют признаки сказки.

Авторская, потому что её написали авторы - братья Гримм.

Это сказка о животных.

Ответы детей.

Ответы детей.


Рано встал и пошёл искать что-то в поле.

Соревноваться с зайцем.

Коллективная работа с деформированным планом.





Парная работа

Первая пословица относится к зайцу, вторая - к ежу.

Ёж.

Ёж умный, хитрый, находчивый…

Гордый, важный, грубый…

Заяц изменился.


Познавательные действия (ОУД): моделирование (знаково-символическое общеучебное действие) - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.







Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные действия: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона и его результата.










Познавательные действия (ОУД): преобразование модели с целью выявления общих законов. Познавательные действия (ЛУД): анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков; синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. установление причинно-следственных связей. Познавательные действия (ОУД): смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные действия: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий. Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные действия: нравственно-этическая ориентация, в том числе оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. 5. Релаксация (2 мин).

С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

Можно эту сказку назвать поучительной?

Чему учит эта сказка?

Вот об этом и хотели сказать вам авторы сказки.

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Со сказкой братьев Гримм «Заяц и Ёж»

Ответы детей. Регулятивные действия: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.


© 2010-2022