Работа с синонимами на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа с синонимами на уроках русского языка и литературного

чтения в начальной школе Слово, как известно, является важнейшей единицей языка, носителем знаний. Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Методика словарной работы предусматривает следующие направления деятельности: во-первых, наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно: уточнение их знаний путем включения в контекст, сопоставление близких по значению слов и противопоставление антонимов; во-вторых, усвоение синонимики лексической и тех оттенков значений слов, тех эмоциональных и функционально-стилистических окрасок слова, которые связаны отдельным синонимом в синонимической группе. Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой. Понятия о предметах, действиях, признаках имеют множество вариантов, оттенков. Чем больше в словаре синонимов, их обозначающих, тем богаче, выразительнее возможности как языка в целом, так и каждого его носителя. М.Р. Львов уделяет большое внимание работе с лексико-семантическими группами слов. Тогда как теоретических сведений о синонимах в начальных классах не дается, проводится практическая работа с синонимами, в процессе которой у учащихся формируется понятие о синонимах. Система практических упражнений с синонимами складывается из следующих элементов: 1) обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий употребления; 2) подбор синонимов, которые могут служить заменой данному и выяснение оттенков значений, различий употребления; 3) специальные упражнения с синонимами (градация синонимов); 4) активизация синонимов, т.е. использование в связной речи; 5) исправление речевых ошибок (неудачное употребление слов); 6) замена слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте. Элементарную работу с синонимами начинают в первом классе. Например, в «Азбуке» дети читают предложение: «Все они хотят счастья, светлого, солнечного неба. Учитель обращает внимание на то, что слово «солнечный» усиливает значение слова«светлый». Во втором классе учащиеся подбирают группы из двух-трех синонимов. Обычно при подборе синонимов они располагаются по нарастающей степени качества: большой, огромный, громадный; красивый, прекрасный. Во втором-четвертом классах целесообразно вводить группы из трех синонимов и более: смелый, храбрый, отважный (воин); ложь, неправда, вранье. В методических пособиях даются примеры простейших упражнений с синонимами. 1. Предлагается список слов, относящихся к одной части речи. В списке две синонимические группы и одно-два «конфликтных» слова. Задание состоит в том, чтобы из этого списка выписать или вычленить эти группы. Возможный вариант списка слов: бежит, глядит, спит, лечится, смотрит, несется, глаз не сводит. Здесь «конфликтное» слово«спит». Кроме того, в список включен фразеологизм«глаз не сводит». 2. Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака (градации синонимов). Школьникам дается группа слов: огромный, гигантский, большой, маленький, крохотный, микроскопический. Дети составляют ряды по возрастанию размеров, затем с этими словами составляются предложения, позволяющие уточнить значения каждого слова, например: В траве копошатся маленькие кузнечики, крохотные жучки, микроскопические букашки. 3. Подбор синонимов к данному слову. Даются, например, слова: смешной - забавный - потешный; работать - трудиться; метель - вьюга - буран - пурга. Могут быть составлены предложения. 4. Замена синонима в предложении. В предложение поочередно включаются разные синонимы, и определяется, в чем различие значений этих слов. Примеры: Я читал интересную книгу (увлекательную, захватывающую). Лиса обманула медведя (косолапого). Мальчик споткнулся и упал (шлепнулся, растянулся). 5. Выбор наиболее точного слова из двух синонимов. Например: Разведчики (смотрели, наблюдали) за противоположным берегом реки. В данном случае дети выбирают слово «наблюдали» и обосновывают свое решение. Несомненно, тема «Имя прилагательное» является очень интересной и благодатной в плане развития речи учащихся. Имена прилагательные по своим выразительным качествам не могут сравниться ни с одной частью речи. На значение обогащения словаря ребенка прилагательными указывал Н.С. Рождественский. Он писал: «Обогащение словаря ребенка прилагательными имеет важное значение потому, что с их помощью ребенок выделяет в предметах, лицах и явлениях те качества, которые осмысливаются им как наиболее важные для него по свей жизненной значимости в связи с его интересами и потребностями» (Рождественский, 1970, 138). М.Р. Львов отмечает, что «имена прилагательные в речи младших школьников занимают незначительное место, но их использование от класса к классу быстро растет: в первом классе - не более 2%, в третьем классе - 6% всего числа словоупотреблений, в пятом - 8% и в последующих - до 9%» (Львов, 1985, 7). Ученый установил, что «достижение пика интенсивности» имен прилагательных опережает систематическое изучение их в школьном курсе русского языка и приходиться на третий класс. Следовательно, необходимо искать пути и возможности обогащения речи учащихся начальных классов именами прилагательными еще до «пика интенсивности» в первом, особенно во втором классе (Львов, 1987, 91). Младшие школьники должны понять, что одной из главных функций синонимов является функция замещения с целью избежания ненужной тавтологии. Синонимы имеют широкое распространение в произведениях художественной литературы. Прием противопоставления синонимовиногда используется для подчеркивания не различий, а наоборот, почти тождественности явлений, как, например, в стихотворении М. Светлова:

Я не знаю, где граница

Между севером и югом;

Я не знаю, где граница

Меж товарищем и другом. Другим приемом использования синонимов является их параллельное употребление. Каждый из синонимов, отличаясь оттенками значений, подчеркивает, выделяя какую-то особенность предмета, явления, а в совокупности синонимы способствуют более яркому всестороннему описанию явлений действительности. Например, образную картину зимнего пейзажа создал поэт Я. Хелемский, употребив синонимы полыхать, гореть: Розовеют сугробы Под лучами зари,

Полыхают рябины

И горят снегири. В художественных, публицистических текстах, в речи иногда используется прием «нанизывания» синонимов для детализации описания явления: «Прощай, милый Саша!» - думала она, и впереди ей рисовалась жизнь новая, широкая, просторная. (А.П.Чехов). Не тоскуй, не горюй, из очей слез не лей.(А.В.Кольцов)». Прием «нанизывания» синонимов характерен для устного народного творчества, в котором сложились устойчивые выражения, характерные формулы, например: не знаю, не ведаю; ни конца, ни краю; путь, дорога; пригорюниласъ - запечалилась.Они встречаются в произведениях некоторых поэтов, писателей, что придает художественным произведениям народный характер, например:

Завируха какая -

Ни пути, ни дороги.

Снег по пояс деревьям

И стогам по макушке.

С.В. Вику лов. Анализ произведений детской художественной литературы позволяет сделать вывод, что русский язык имеет чрезвычайно развитую лексическую систему отношений, которая делает художественную речь точной и выразительной. Однако непросто научиться правильно и уместно использовать эти отношения в акте речевого общения. В методике выделяют следующие требования, при которых работа над синонимами в начальных классах будет достаточно эффективной: упражнения над синонимами должны проводиться систематически и планомерно; должен быть определен круг синонимов, которые могут использоваться учителем в качестве практического материала для упражнений. Опыт учителей начальных классов показывает, что можно расширить и углубить систему лексических упражнений в начальной школе. Следует любую грамматико-орфографическую работу обогащать лексическим аспектом. При проведении лексических упражнений повышается интерес детей к урокам русского языка, расширяется словарный запас, устраняется повторение одних и тех же слов, речь становится более яркой, точной и выразительной. Цель упражнений с синонимами - привлечь внимание обучаемых к словам, близким по смыслу, научить школьников узнавать в предложении синонимы, создать определенный запас слов-синонимов в речи учащихся начальных классов и подготовить детей к более глубокому и всестороннему восприятию синонимов в курсе русского языка средней школы.



© 2010-2022