Технологическая карта урока по математике по теме Произведение. Название результата умножения (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта изучения темы «Произведение. Название результата умножения»

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)

Урок составлен к учебнику И.И. Аргинской, Е.И. Ивановской, С.Н. Кормишиной «Математика 2 класс» ч. I система Л.В. Занкова

Автор: Мармылёва И.Е. учитель начальных классов МБОУ гимназии №1 имени Н.М. Пржевальского

Тема

Произведение. Название результата умножения

Цель Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Содержательная цель: познакомить с терминами, связанными с действием умножения: произведение, значение произведения

Задачи Создать условия для формирования образовательных компетенций (информационные, коммуникативные, рефлексивные и др.) в предметной области математика по теме «Произведение. Название результата умножения». Образовательные: направить действия учащихся на первичное знакомство с терминами, связанными с действием умножения: произведение, значение произведения Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, коллективной работе.

Планируемый результат Предметные: Знать и использовать знаки и термины, связанные с действием умножения: знак «умножить», произведение, значение произведения. Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; самостоятельно работать по плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Математические термины «произведение», «значение произведения».

Межпредметные связи

Окружающий мир, технология

Ресурсы:

И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина «Математика 2 класс» ч. I, проектор, экран

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах.

Условия

Учебно-материальные, морально-психологические.





Технология проведения





Деятельность ученика





Деятельность

учителя





Обучающие и развивающие задания каждого этапа





Диагностируюшие задания

ФОУД*





Время

Методы, формы, приемы обучения, педагогические технологии



Планируемые результаты

УУД

I этап. Организационный момент.

Цель - активизация учащихся

Проверяет подготовку рабочего места, приветствует гостей

Настраивает детей на работу.

Ф

Приём: речь учителя Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь организовывать свое рабочее место, проявлять вежливость по отношению к окружающим, настраиваться на работу

(Личностные УУД)

II этап. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

-актуализиро

вать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

Предполагает тип урока

Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тип урока.

Слайд 1

- Сегодня к нам на урок пришел ученый Гном. У него есть для вас задания. Он очень много знает, но хочет узнать еще больше. Поможем ему в этом? Он очень любит математику. А вы любите?

Слайд 2

« Где есть желание, найдётся путь!»

- Почему сегодня у нас такой девиз?

(Наверно, мы будем открывать новые знания.)

- Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

- Вы готовы к работе? Тогда в путь.

Х

Ф

1 мин

Метод: стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, наглядный.

Приём: речь учителя.

Средства:

рисунок с изображениеем сказочного персонажа - ученого Гнома, плакат с девизом Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

III этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

- закрепить счет в пределах 100

Работает с информацией, представленной в форме стихотворения.

Участвует в обсуждении проблемных вопросов, формулирует собственное мнение и аргументирует его.

Организует фронтальную работу по счёту в пределах 100

Устный счёт

Мы в путь за наукой сегодня пойдём,
Смекалку, фантазию нашу возьмём,
Дорогой с пути никуда не свернём.
И по цепочке скорее пройдем

- Ученый Гном предлагает вам игру «Цепочка».

+4 +8 -20 -21 +7

25

- Что вызвало затруднение?

(Нет начала «цепочки», а только ее конец.)

- Как решить эту проблему? Где искать подсказку?

- Чем записанные вами числа похожи? Чем различаются?

-Какую роль играет знание математики в вашей жизни?

- Для чего вам нужны математические знания?

Ф

2 мин

Методы: игровой, проблемно-поисковый

Приём: сравнения, сопоставления

Технология: игра Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую, решать вопросы проблемного характера (Познавательные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

IV этап.

Минутка чистописания.

Цель: закрепить умение аккуратно писать цифры

Устанавливают закономерность.

Аккуратно записывает двузначные числа цифрами

Организует работу по выполнению чистописания

Слайд 3

31 33 35 …(37,39,41,43,45,47)

- Определите последовательность написания чисел в данном ряду.

- Какая ячейка будет следующей?

- Запишите ряд чисел, соблюдая закономерность. Х

- Что можете сказать об этих числах?


Ф

2 мин

Приемы:

определение закономерности;

широкая постановка вопроса

Моторное восприятие.

(Личностные УУД)

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)

V этап.

Открытие новых знаний.

Цель:

-познакомить с понятиями «произведение», «значение произведения».















Участвовать в работе по решению примеров

Осуществлять самоконтроль

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу по решению примеров

Обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов

и определения темы урока

1. Постановка проблемы. Открытие нового:

1) -Вспомните, как называются компоненты сложения.

- Что можете еще сказать о таких равенствах? (Числа, соединенные знаком +, называются суммой).

На доске запись

-Наш гость Ученый Гном сделал такую запись.

5+3+2+4 34+43

2+2+2+2 х+х+х+х+х

15+15 40+4+50+5

- Он спрашивает, как эти выражения можно разделить на две группы?

-Выпишите только те суммы, в которых сложение можно заменить умножением.

- Какие суммы выписали?

- Произведите замену.

2·4 15·2 ?

-Что случилось? В чём проблема?

(х+х+х+х+х - ?)

- Можно ли здесь произвести замену?

- Проверьте себя.

  • Самопроверка

(плакат для самопроверки на доске х·5).

- Почему х на первом месте?

- Что обозначает число 5?

- Почему не выписали остальные суммы?

- Запишите еще две суммы одинаковых слагаемых.

- Произведите замену.

- Найдите значения и этих выражений, и тех, что выписали ранее.

- В чем проблема на этот раз? (Нельзя найти значение выражения

х·5)

- Что же делать?



  • Взаимопроверка.

- Обменяйтесь тетрадями проверьте друг у друга выполнение этого задания.

2) Слайд 4

-Гном предлагает вам составить задачу по схеме.

- Можно ли записать решение?

- С какого числа начнем запись?

Слайд 5

- Что означает число 4?

- Сколько раз его надо записать?

- Какой знак поставить между числами?

- Можно ли произвести замену сложения умножением?

- Какой вариант записи предложите?

Слайд 6

- В математике все имеет свое название. Все ли вы знаете про данное равенство?

- Попробуйте определить тему урока.

- Какова цель урока?

- Чего же вы не знаете?

- Как бы вы назвали выражение 4·3?

- А число 12?

- Что же такое «произведение»? Х

- Почему не справились с заданием?

- Можно ли произвести замену?

- Как правильно записать?

- Как будет выглядеть запись?

Ф

И

К

13 мин

Методы:

словесный, наглядный,

проблемный, частично-поисковый,

практичес

кий, самоконтроль, взаимоконтроль, стимулирования интереса к учению

Формы: фронтальная; индивидуальная; коллективная.

Приёмы: целеполагания;

классификация, неожиданности задания,

широкая постановка вопроса:

Средства:

плакат для самопроверки

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

VII этап.

Физкультминутка

Участвовать в проведении динамической паузы

Организовать проведение динамической паузы

- Вы хорошо трудились, а сейчас давайте немного отдохнем.

- Кто хочет провести физкультминутку?

Учитель приглашает желающего ученика:

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки - плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем -

Руки сложили назад.

Ф

2 мин

Технологи:

здоровьесберегающая

Пробовать проявлять организаторские способность.

(Личностные УУД)

VI этап.

Первичное закрепление

Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Участвать в использовании нового способа действий с проговариванием во внешней речи, осуществлять самоконтроль

Организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Организовать фронтальную работу по учебнику.

Работа по учебнику.

- Давайте узнаем как говорят о таких выражениях настоящие математики. Откройте учебник на с.10, №286. Начнем со 2) пункта.

«Прочти и запомни.

Математическое выражение, в котором числа соединены знаком умножения, называется произведением»

- А что представляли собой эти выражения до того, как числа в них вы соединили знаком умножения?

-Что же такое умножение?

Ф

2 мин

Методы:

словесный,

наглядный,практический, самоконтроль

Формы: фронтальная;

Приемы: речь учителя; текст учебника;

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

VIII этап.

Закрепление изученного.

Цель:

- организовать выполнение учащимися заданий, направленных на включение нового знания в систему уже имеющихся знаний.

Работать с информацией, представленной в форме диаграммы

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре, в группе).

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать

организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание, взаимопроверку, работу в парах, в группах

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Организовать фронтальную работу по учебнику.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

1. Самостоятельная работа.

- Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание.

Учебник № 287

-Прочитайте задание:

«Запиши решение задачи, используя разные действия.

Задача для девочек:

Винни Пух, Пятачок и ослик Иа подарили Сове по букету цветов. В каждом букете было 5 цветов. Сколько всего получила в подарок Сова?

Задача для мальчиков:

Кролик угощал вареньем друзей. Он разложил варенье из банки по 4 тарелкам. На каждой тарелке оказалось 6 ложек варенья. Сколько ложек варенья помещается в банке?»

- Если потребуется помощь друг друга, можно обсудить выполнение этого задания в парах.

- Для какого равенства в записях решения ваших задачах можно использовать новые понятия «произведение», «значение произведения»?

Физкультминутка

Хома, хома, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хома раненько встает

Щечки моет, шейку трет,

Подметает хома хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять -

Хома хочет сильным стать.

2. Учебник № 283

-Прочитайте задание.

«Двум ученикам предложили такую задачу.

У отца три сына. У каждого сына есть родная сестра. Сколько детей в семье?

Один ученик сказал, что в семье 6 детей, а другой - 4. Кто из них прав?

-Поработайте в группах, обсудите выполнение задания.

Проверка выполнения задания.

3. Учебник №289.

«Какие записи верны? В каких допущены ошибки? Исправь их.

13 · 4 = 13+13+1

17+17+17=17·4 - 17

6+6+5+6=6·3+5

28·5=28+28+27+28+28»

- Поработайте в парах, обсудите выполнение задания.

- Есть ли ко мне вопросы?

Проверка выполнения задания.

4. Учебник № 288 пункт 1) (резерв).

«Найди значения сумм.

9+9+9+9 26+26+26

15+15 14+14+14+14

7+7+7+7+7

3+3+3+3

Замени суммы произведением».

- Кто при выполнении всех заданий не допустил ни одной ошибки?

- Почему некоторые ребята допустили ошибки?

- Что нужно сделать, чтобы ошибок стало меньше?

Ф

Г

П

19 мин

Методы:

словесный,

практический; стимулирования интереса к учению

Формы: фронтальная; индивидуальная; коллектив

ная, работа в малых группах

Приём:

тренировочно-творческое упражнение

Технологии

создание ситуации успеха

Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

IX этап.

Рефлексия учебной деятельности

Цель:

подвести итог проделанной работе на уроке

Участвовать в подведении итога

проделанной работе на уроке,

получать позитивный настрой от урока

Организовать подведение итога проделанной работе на уроке, обеспечить положитель

ную реакцию учащихся на уроки математики

- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие.

- Вспомните, с каких слов мы начали урок?

- Подведите итог своей учебной деятельности на уроке.

Дети подводят итог, пользуясь началом фраз на плакатах, расположенных на доске.

«Сегодня на уроке я узнал(а) …», «Меня заинтересовало …», «Мы вместе с …», «Еще хотелось бы узнать …»

- Какие затруднения испытывали?

- Довольны ли вы своей работой?

- Ваша самооценка совпала с моей оценкой. Гному тоже очень понравилась ваша работа на уроке. Он и сам узнал много нового. Молодцы!

Ф

2 мин

Уметь выражать свои мысли;

использовать критерии для обоснования суждений.

(Коммуникативные УУД)

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

X этап.

Домашнее задание.

Записывают домашнее задание, задают вопросы

Организовать запись домашнего задания, осуществлять комментарии

Сборник задач:

1 уровень - №1084, 1085.

2 уровень - №1073, 1074.

3 уровень - № 1062, 1063.

Слайд 7

- Спасибо за урок.

Ф

И

1 мин

Уметь выражать свои мысли

(Коммуникативные УУД)

* ФОУД - форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф - фронтальная, И - индивидуальная, К - коллективная, П - парная, Г - групповая



© 2010-2022