- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока по математике по теме Произведение. Название результата умножения (2 класс)
Технологическая карта урока по математике по теме Произведение. Название результата умножения (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мармылёва И.Е. |
Дата | 02.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта изучения темы «Произведение. Название результата умножения»
Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)
Урок составлен к учебнику И.И. Аргинской, Е.И. Ивановской, С.Н. Кормишиной «Математика 2 класс» ч. I система Л.В. Занкова
Автор: Мармылёва И.Е. учитель начальных классов МБОУ гимназии №1 имени Н.М. Пржевальского
Тема
Произведение. Название результата умножения
Цель Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель: познакомить с терминами, связанными с действием умножения: произведение, значение произведения
Задачи Создать условия для формирования образовательных компетенций (информационные, коммуникативные, рефлексивные и др.) в предметной области математика по теме «Произведение. Название результата умножения». Образовательные: направить действия учащихся на первичное знакомство с терминами, связанными с действием умножения: произведение, значение произведения Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, коллективной работе.
Планируемый результат Предметные: Знать и использовать знаки и термины, связанные с действием умножения: знак «умножить», произведение, значение произведения. Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; самостоятельно работать по плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия
Математические термины «произведение», «значение произведения».
Межпредметные связи
Окружающий мир, технология
Ресурсы:
И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина «Математика 2 класс» ч. I, проектор, экран
Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах.
Условия
Учебно-материальные, морально-психологические.
Технология проведения
Деятельность ученика
Деятельность
учителя
Обучающие и развивающие задания каждого этапа
Диагностируюшие задания
ФОУД*
Время
Методы, формы, приемы обучения, педагогические технологии
Планируемые результаты
УУД
I этап. Организационный момент.
Цель - активизация учащихся
Проверяет подготовку рабочего места, приветствует гостей
Настраивает детей на работу.
Ф
Приём: речь учителя Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь организовывать свое рабочее место, проявлять вежливость по отношению к окружающим, настраиваться на работу
(Личностные УУД)
II этап. Мотивация к учебной деятельности.
Цели:
-актуализиро
вать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- установить тематические рамки;
- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности
Предполагает тип урока
Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тип урока.
Слайд 1
- Сегодня к нам на урок пришел ученый Гном. У него есть для вас задания. Он очень много знает, но хочет узнать еще больше. Поможем ему в этом? Он очень любит математику. А вы любите?
Слайд 2
« Где есть желание, найдётся путь!»
- Почему сегодня у нас такой девиз?
(Наверно, мы будем открывать новые знания.)
- Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности.
- Вы готовы к работе? Тогда в путь.
Х
Ф
1 мин
Метод: стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, наглядный.
Приём: речь учителя.
Средства:
рисунок с изображениеем сказочного персонажа - ученого Гнома, плакат с девизом Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
III этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
- закрепить счет в пределах 100
Работает с информацией, представленной в форме стихотворения.
Участвует в обсуждении проблемных вопросов, формулирует собственное мнение и аргументирует его.
Организует фронтальную работу по счёту в пределах 100
Устный счёт
Мы в путь за наукой сегодня пойдём,
Смекалку, фантазию нашу возьмём,
Дорогой с пути никуда не свернём.
И по цепочке скорее пройдем
- Ученый Гном предлагает вам игру «Цепочка».
+4 +8 -20 -21 +7
25
- Что вызвало затруднение?
(Нет начала «цепочки», а только ее конец.)
- Как решить эту проблему? Где искать подсказку?
- Чем записанные вами числа похожи? Чем различаются?
-Какую роль играет знание математики в вашей жизни?
- Для чего вам нужны математические знания?
Ф
2 мин
Методы: игровой, проблемно-поисковый
Приём: сравнения, сопоставления
Технология: игра Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую, решать вопросы проблемного характера (Познавательные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
IV этап.
Минутка чистописания.
Цель: закрепить умение аккуратно писать цифры
Устанавливают закономерность.
Аккуратно записывает двузначные числа цифрами
Организует работу по выполнению чистописания
Слайд 3
31 33 35 …(37,39,41,43,45,47)
- Определите последовательность написания чисел в данном ряду.
- Какая ячейка будет следующей?
- Запишите ряд чисел, соблюдая закономерность. Х
- Что можете сказать об этих числах?
Ф
2 мин
Приемы:
определение закономерности;
широкая постановка вопроса
Моторное восприятие.
(Личностные УУД)
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)
V этап.
Открытие новых знаний.
Цель:
-познакомить с понятиями «произведение», «значение произведения».
Участвовать в работе по решению примеров
Осуществлять самоконтроль
Оценивать правильность выполнения заданий.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Организовать работу по решению примеров
Обеспечить
контроль
за выполнением
задания.
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов
и определения темы урока
1. Постановка проблемы. Открытие нового:
1) -Вспомните, как называются компоненты сложения.
- Что можете еще сказать о таких равенствах? (Числа, соединенные знаком +, называются суммой).
На доске запись
-Наш гость Ученый Гном сделал такую запись.
5+3+2+4 34+43
2+2+2+2 х+х+х+х+х
15+15 40+4+50+5
- Он спрашивает, как эти выражения можно разделить на две группы?
-Выпишите только те суммы, в которых сложение можно заменить умножением.
- Какие суммы выписали?
- Произведите замену.
2·4 15·2 ?
-Что случилось? В чём проблема?
(х+х+х+х+х - ?)
- Можно ли здесь произвести замену?
- Проверьте себя.
-
Самопроверка
(плакат для самопроверки на доске х·5).
- Почему х на первом месте?
- Что обозначает число 5?
- Почему не выписали остальные суммы?
- Запишите еще две суммы одинаковых слагаемых.
- Произведите замену.
- Найдите значения и этих выражений, и тех, что выписали ранее.
- В чем проблема на этот раз? (Нельзя найти значение выражения
х·5)
- Что же делать?
-
Взаимопроверка.
- Обменяйтесь тетрадями проверьте друг у друга выполнение этого задания.
2) Слайд 4
-Гном предлагает вам составить задачу по схеме.
- Можно ли записать решение?
- С какого числа начнем запись?
Слайд 5
- Что означает число 4?
- Сколько раз его надо записать?
- Какой знак поставить между числами?
- Можно ли произвести замену сложения умножением?
- Какой вариант записи предложите?
Слайд 6
- В математике все имеет свое название. Все ли вы знаете про данное равенство?
- Попробуйте определить тему урока.
- Какова цель урока?
- Чего же вы не знаете?
- Как бы вы назвали выражение 4·3?
- А число 12?
- Что же такое «произведение»? Х
- Почему не справились с заданием?
- Можно ли произвести замену?
- Как правильно записать?
- Как будет выглядеть запись?
Ф
И
К
13 мин
Методы:
словесный, наглядный,
проблемный, частично-поисковый,
практичес
кий, самоконтроль, взаимоконтроль, стимулирования интереса к учению
Формы: фронтальная; индивидуальная; коллективная.
Приёмы: целеполагания;
классификация, неожиданности задания,
широкая постановка вопроса:
Средства:
плакат для самопроверки
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).
VII этап.
Физкультминутка
Участвовать в проведении динамической паузы
Организовать проведение динамической паузы
- Вы хорошо трудились, а сейчас давайте немного отдохнем.
- Кто хочет провести физкультминутку?
Учитель приглашает желающего ученика:
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки - плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем -
Руки сложили назад.
Ф
2 мин
Технологи:
здоровьесберегающая
Пробовать проявлять организаторские способность.
(Личностные УУД)
VI этап.
Первичное закрепление
Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Участвать в использовании нового способа действий с проговариванием во внешней речи, осуществлять самоконтроль
Организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Организовать фронтальную работу по учебнику.
Работа по учебнику.
- Давайте узнаем как говорят о таких выражениях настоящие математики. Откройте учебник на с.10, №286. Начнем со 2) пункта.
«Прочти и запомни.
Математическое выражение, в котором числа соединены знаком умножения, называется произведением»
- А что представляли собой эти выражения до того, как числа в них вы соединили знаком умножения?
-Что же такое умножение?
Ф
2 мин
Методы:
словесный,
наглядный,практический, самоконтроль
Формы: фронтальная;
Приемы: речь учителя; текст учебника;
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
VIII этап.
Закрепление изученного.
Цель:
- организовать выполнение учащимися заданий, направленных на включение нового знания в систему уже имеющихся знаний.
Работать с информацией, представленной в форме диаграммы
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре, в группе).
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Организовать
организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание, взаимопроверку, работу в парах, в группах
обеспечить
контроль
за выполнением
задания.
Организовать фронтальную работу по учебнику.
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
1. Самостоятельная работа.
- Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание.
Учебник № 287
-Прочитайте задание:
«Запиши решение задачи, используя разные действия.
Задача для девочек:
Винни Пух, Пятачок и ослик Иа подарили Сове по букету цветов. В каждом букете было 5 цветов. Сколько всего получила в подарок Сова?
Задача для мальчиков:
Кролик угощал вареньем друзей. Он разложил варенье из банки по 4 тарелкам. На каждой тарелке оказалось 6 ложек варенья. Сколько ложек варенья помещается в банке?»
- Если потребуется помощь друг друга, можно обсудить выполнение этого задания в парах.
- Для какого равенства в записях решения ваших задачах можно использовать новые понятия «произведение», «значение произведения»?
Физкультминутка
Хома, хома, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хома раненько встает
Щечки моет, шейку трет,
Подметает хома хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять -
Хома хочет сильным стать.
2. Учебник № 283
-Прочитайте задание.
«Двум ученикам предложили такую задачу.
У отца три сына. У каждого сына есть родная сестра. Сколько детей в семье?
Один ученик сказал, что в семье 6 детей, а другой - 4. Кто из них прав?
-Поработайте в группах, обсудите выполнение задания.
Проверка выполнения задания.
3. Учебник №289.
«Какие записи верны? В каких допущены ошибки? Исправь их.
13 · 4 = 13+13+1
17+17+17=17·4 - 17
6+6+5+6=6·3+5
28·5=28+28+27+28+28»
- Поработайте в парах, обсудите выполнение задания.
- Есть ли ко мне вопросы?
Проверка выполнения задания.
4. Учебник № 288 пункт 1) (резерв).
«Найди значения сумм.
9+9+9+9 26+26+26
15+15 14+14+14+14
7+7+7+7+7
3+3+3+3
Замени суммы произведением».
- Кто при выполнении всех заданий не допустил ни одной ошибки?
- Почему некоторые ребята допустили ошибки?
- Что нужно сделать, чтобы ошибок стало меньше?
Ф
Г
П
19 мин
Методы:
словесный,
практический; стимулирования интереса к учению
Формы: фронтальная; индивидуальная; коллектив
ная, работа в малых группах
Приём:
тренировочно-творческое упражнение
Технологии
создание ситуации успеха
Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
IX этап.
Рефлексия учебной деятельности
Цель:
подвести итог проделанной работе на уроке
Участвовать в подведении итога
проделанной работе на уроке,
получать позитивный настрой от урока
Организовать подведение итога проделанной работе на уроке, обеспечить положитель
ную реакцию учащихся на уроки математики
- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие.
- Вспомните, с каких слов мы начали урок?
- Подведите итог своей учебной деятельности на уроке.
Дети подводят итог, пользуясь началом фраз на плакатах, расположенных на доске.
«Сегодня на уроке я узнал(а) …», «Меня заинтересовало …», «Мы вместе с …», «Еще хотелось бы узнать …»
- Какие затруднения испытывали?
- Довольны ли вы своей работой?
- Ваша самооценка совпала с моей оценкой. Гному тоже очень понравилась ваша работа на уроке. Он и сам узнал много нового. Молодцы!
Ф
2 мин
Уметь выражать свои мысли;
использовать критерии для обоснования суждений.
(Коммуникативные УУД)
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
X этап.
Домашнее задание.
Записывают домашнее задание, задают вопросы
Организовать запись домашнего задания, осуществлять комментарии
Сборник задач:
1 уровень - №1084, 1085.
2 уровень - №1073, 1074.
3 уровень - № 1062, 1063.
Слайд 7
- Спасибо за урок.
Ф
И
1 мин
Уметь выражать свои мысли
(Коммуникативные УУД)
* ФОУД - форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф - фронтальная, И - индивидуальная, К - коллективная, П - парная, Г - групповая