Применение личностно-ориентированной технологии на уроке обучения грамоте

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа №2»



Открытый урок по обучению грамоте

по теме: « Звуки [х], [х'], буквы Х, х».

Личностно-ориентированная технология обучения.



Учитель : Ларионова Марина Александровна















Урок обучения грамоте по теме: "Звуки [х], [х'], буквы Х, х"

Личностно-ориентированная технология обучения

Цели:

образовательные:

  • познакомить учащихся с согласными глухими звуками [х] и [х'] и буквой для их обозначения;

  • формировать навык звуко - слогового анализа;

  • формировать навык правильного, сознательного, выразительного чтения слов и предложений

развивающие:

  • развивать фонематический слух учащихся;

  • развивать познавательные процессы (мышление, воображение, внимание);

  • расширять кругозор учащихся;

воспитывающие:

  • формировать интерес к родному языку;

  • создавать благожелательную творческую атмосферу при работе в коллективе.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Формы организации урока:

  • индивидуальная;

  • фронтальная;

  • работа в паре

  • Оборудование:

  • образцы букв "Х", "х",

  • игра "Дополни слоги до слов",

  • грамзапись "Спокойной ночи,малыши",

  • набор звуковых карточек (для каждого ученика)

  • кукла Хрюша

  • листы квадратной формы на каждого ученика

  • толковый словарь Ожегова

  • картинка Незнайка

Ход урока

Этапы урока

Содержание

Примечание

1Орг.момент


2.Сообще

ние темы урока





3.Изучение

нового

материала









Работа

С чисто

Говоркой


-Чтение с

Буквой Х

Дифференцированное задание


-







-




-работа

В паре







4.Итог урока

Рефлексия

Гимнастика вдох-выдох.

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости.Поздороваемся.

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок

На места все тихо сели

На меня все посмотрели.

(ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА ПЕСНИ «Спят усталые игрушки»)

Вы узнали эту мелодию? из какой она передачи? Правильно из передачи «Спокойной ночи,малыши» А кому нравится смотреть ее?Каких героев вы знаете?

Правильно. Ребята, расскажу вам по секрету, к нам в гости приехал один из героев передачи, но он такой упрямый,никак не хочет вылезать из своего сундучка пока не отгадаем загадку.Отгадаем? (загадка лежит на сундучке,учитель зачитывает ее)

Чок - Чок, пятачок,

Сзади розовый крючок,

Посреди бочонок,

Голос тонок, звонок.

В луже я лежать люблю,

И похрюкивать: «Хрю-Хрю»

С Филей и Степашкой очень я дружу,

И с Каркушей также потрещать люблю,

Кто же это?

Это Хрюша, милые друзья,

Так встречайте гостя , (Появляется Хрюша из коробочки)

Здравствуйте, а вот и я.

Ребята, наш гость приехал посмотреть, чем мы будем заниматься,с какими буквами познакомимся, во что поиграем, и он очень хочет найти друзей. Но с дороги он устал, да и мы засиделись. Давайте покажем нашему гостю, как мы умеем снимать усталость и поднимать настроение.

Физ. минутка «Поросятки»

Лентяи - поросятки (округлить руки вдоль туловища)

Не делают зарядки.

И стали неуклюжи (раскачиваться из стороны)

Не вылезти из лужи (в сторону)

Никак, никак, никак.

А наши - то ребятки (руки поднять вверх, к плечам)

Все делают зарядку (пальцы сжаты в кулачки)

И делают как нужно (руки в стороны, пальцы разжать)

Вот так, вот так! (Руки к плечам)

Шагают в ногу дружно (ходьба на месте)

Вот так, вот так!

Давайте все вместе назовем имя нашего гостя. Хрюша.

Какой первый звук вы услышали в слове -хрюша?(х)

- Произнесите этот звук громко

-Что можно сказать о звуке(х). (Согласный, так как при произнесении воздух встречает препятствие. Твердый . Глухой, так как образован при помощи шума,- -проверим.закройте ушки-ххх)

-Хрюша любит смеяться. Как он смеется,хихикает? (Хи-хи-хи)

-Что можно сказать о звуке [х']. (Согласный,мягкий,глухой)

Ребята, Хрюша мне по секрету сказал, что очень любит играть

Давайте поиграем с ним .

Игра « Поймай звук»

Приготовьте звуковые ловушки.

- Какие карточки нам потребуются? (Нам потребуются карточки для обозначения согласного глухого твердого звука[х] син. и согласного глухого мягкого звука[х']). зел.).

(достать из сундука звуковые карточки На доске [х] и [х'])

- Встаньте. Вы ловите звук и определяете, где он находится в слове. (Дети стоят около парт. В каждой руке - звуковая карточка. Определив звук в слове, поднимают над головой нужную звуковую карточку.)

(слова достать из сундучка)

Мех хлеб уха хитрый махать вдох хлопушка хомяк мухи

Какой же буквой обозначаются Звуки [х], [х']?(Хрюша достает из сундучка букву, вывешивает на доску карточку с буквой Ха.)Запомните правильное название этой буквы.

Физминутка на развитие мелкой моторики пальцев рук (перегибание листка квадратной формы, в результате чего получится очертание буквы "х"):

-Хрюша Загадает вам загадку:
Становитесь на зарядку.
Раз - листочек поднимаем.
Два - листочек загибаем.
Три - еще разок свернули.
На четыре - развернули.
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив?
Назови!

- Ребята, на что похожа буква? (на ножницы, крестик…)

А нам сейчас прочитают стихи про эту букву…(вызвать учеников, достать из сундучка стихи )

1.Х- на ножницы похожа

Но в работе ,а не лежа

Хочешь порешь

Хочешь шьешь

Хочешь сам себя стрижешь

(показать раскрытые ножницы)

2.На что похожа буква Х?

Х-забавная игрушка

Деревянная вертушка

Ветру вольному подружка.

- Изобразите букву X с помощью пальчиков.

-А как еще можно изобразить?(с помощью палочек,карандашей,крестика)

-Встаньте,покажите букву Х.

-Хрюша любит веселиться.Давайте его повеселим.

(Веселая переменка.-Дотронься левой рукой до правого уха и наоборот)

Работа с чистоговоркой(на доске).

- В алфавите буква X самая смешливая. Почему?

Хохотушка буква X
Рассмеялась: ха-ха-ха.

- Посмеемся вместе с буквой X (Учитель показывает на слог, дети произносят чистоговорку, повторяя данный слог 3 раза):

ха-ха-ха
хо-хо-хо
хе-хе-хе
хи-хи-хи

Хрюше по моему очень нравится у нас в гостях,вот он мне на ушко шепнул,что хочет послушать как вы умеете читать.

Давайте разделимся По вариантам-1,2,3.

1 вариант будет читать с доски.Кто будет выполнять этот вариант?

2 вариант читать в букваре

3 вариант-по индивидуальным карточкам.

Кто будет выполнять 2 вар ,а кто 3?

(Фамилии учеников называю я ,дети запоминают свой вариант)

(1вар.-слабочитающие дети,низкий уровень.Чтение с доски слогов и легких слов.)

Ха хо хэ ху хы ох ах ых эх ух уха уход хор мох запах ход хороший

Хя хе хе хю хи ех ях их ех юх

2 вар. Средний уровень. Чтение по букварю с.92

3 вар.Высокий уровень.Чтение по индивидуальным карточкам-текст «Утро в деревне»

Жужжащее чтение. А мы с Хрюшей послушаем вас.Начали.

Проверка чтения.

1 вар.Кто хочет прочитать слоги? А остальные слушают.Апплодисменты.

Игра "Дополнить слоги до слов".

ха

хо

хи

хе

ху

халва

ходьба

хирург

хек

хурма

харчи

хозяин

хищник

художник

холодильник

Кто прочитает слова? А если не знаете значение слова,то куда надо обратиться?

(в толковый словарь). На какую букву откроете словарь?

Составьте предложения со словами.

Аплодисменты.

2вар.Кто прочитает слова? Что вы заметили?(слова 1,2,3 столбика отличаются порядком букв, а слова 4 столбика различаются ударением)

Прочитайте односложные слова,двусложные.трехсложные.

А кто знает что такое халва? Халва-кондитерское изделие из растертых орехов,семян,смешанных с карамельной массой.

Хвала?(высокая похвала,хороший отзыв о ком то,одобрение)

Хлопок?(Волокно семян хлопчатника,употребляется для изготовления пряжи. Хлопчатник-растение,семена которого покрыты пушистыми волосками,дающими хлопок)

3вар.Кто прочитает текст?

О чем говорится в тексте? (как наступает утро в деревне)

Кого можно услышать утром в деревне? (петуха,пастуха,который играет на рожке)

Кого можно встретить?(пастуха,охотника,ребят)

Хрюша просит всех вас встать

С красной точкой поиграть

Раз,два-выше голова…

Вот мы читали,а теперь попишем.

Работа в рабочей тетради с 43 №1,.3

А теперь детвора отдохнуть пришла пора.

Физкультминутка «Хома-хома-хомячок»

Интересно,а кто же еще пришел в гости с Хрюшей?

(залезаем в сундучок,достаем стихи-чит.дети)

Хрюша с Незнайкою

очень похожи

Один-поросенок,

другой-часто тоже.

Смешные,ворчливые

и любопытные,

Веселые,милые.

добрые,хитрые!

(из сундучка картинка-Незнайка)

А вы рады видеть Незнайку?

Найдите в букваре текст. Прочитайте его название.Кто нам встретится в этом тексте? Как вы думаете о чем этот текст? Как называется текст,где разговор двух людей? (диалог)

Первичное прочтение текста хорошо читающим учеником,а остальные шепотом следят за чтением.

-Кто вам встретился в этом тексте?(Незнайка и Цветик)

-О чем они разговаривали?

-Что такое рифма?

-Какую рифму подобрал Цветик к слову утка?коржик?

-А Незнайка к слову палка?

Помогите Незнайке подобрать рифму к слову палка.(галка,скакалка)

А вы знаете что наш Хрюша-артист? А вы хотите стать тоже артистами? Но артисты учат роли перед выходом на сцену, и чтобы хорошо сыграть свою роль для этого надо потренироваться,порепетировать.Вот сегодня у вас появилась такая возможность.

Сейчас вы будете репетировать в паре по партам.кто то из вас будет Незнайка,а кто то Цветик. Но сначала давайте вспомним правила работы в паре:

-работать шепотом

-не перебивать друг друга

-если быстро прочитаете,то еще раз читаете. Артисты репетируют несколько раз.

-на это вам 5 минут.

А мы с Хрюшей послушаем.

Итак,представьте,что мы попали в театр. Кто хочет прочитать,как настоящий артист-громко,выразительно?(выходят к доске) А мы зрители. Как себя ведут зрители?(воспитанно,не выкрикивают)

( Детям надеть шляпы-Незнайки и Цветика.)(достать из сундука)

Повторное чтение текста-по ролям (Незнайка,Цветик и слова автора встречаются дважды - в начале и в конце текста)начать с хор.чит.детей.

Апплодисменты за чтение.

А кто бы из Вас хотел стать поэтом?А чтобы быть поэтом надо просто одеть костюм?Нет. Кто такой поэт? Сейчас у каждого будет такая возможность.

Хрюша предлагает вам стать поэтом.

Давайте попробуем.После текста-назови нарисованные предметы. Подбери рифмующиеся слова:

Миска-киска

Книжка-мышка

Кошка-ложка

Крышка-мышка

Пробуем сочинять двустишия.(достать из сундучка) Примеры:

Доскажи словечко

На столе лежала книжка,

Под столом бежала мышка.

Положили кашу в миску

Позовем обедать киску.

Подарили кошке

В день рожденья ложку.

Апплодисменты.

Вот Хрюша принес пословицу,но он не знает ее смысл.

Работа с пословицей. Хочешь есть калачи-не лежи на печи.

Что такое калач? Это пшеничный хлеб по форме напоминает замок с дужкой.

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Если ты хочешь кушать,то надо работать.Ничего без труда не дается.

А нам она подходит? Кто любит учиться?

Хрюша шепчет мне на ушко,ему пора уходить.

Чему мы учили сегодня Хрюшу?Какую новую букву узнали?

Звучит фонограмма «Спокойной ночи ,малыши» . Хрюша исчезает в сундучок.

Ребята,кто сегодня очень старался работать активно-встаньте.Молодцы. Апплодисменты.

Вы сегодня все потрудились очень хорошо.Меня порадовали.Спасибо.

Урок закончен.




© 2010-2022