Рабочая программа по курсу ВД Волшебный карандаш для 4 классов

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по курсу ВД Волшебный карандаш для 4 классовРабочая программа по курсу ВД Волшебный карандаш для 4 классовРабочая программа по курсу ВД Волшебный карандаш для 4 классовРабочая программа по курсу ВД Волшебный карандаш для 4 классовМуниципальное общеобразовательное учреждение -

гимназия г. Переславля-Залесского



Согласовано

Руководитель МО учителей начальных классов___________ Торопова Т.С.

Проведена экспертиза на МО

протокол № _____________

от «___» __________ 2015 г.

Утверждена

Приказ по гимназии

от «____»____________2015 г.

Директор гимназии

_______________________

Чистякова М.А.

Согласовано

Председатель МС

___________________Захарова М.М.

Рассмотрена на заседании МС

протокол № _____________

от «___» __________ 2015 г.



Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Волшебный карандаш!»

(общекультурное направление)
4 класс



Составила: Коморина О. В

учитель начальных классов

первой категории

г. Переславль - Залесский, 2015 г.

1.Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Волшебный карандаш» составлена учителем начальных классов МОУ «Гимназия» для 4 класса на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации». 2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по математике. 3. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Гимназия». 4. Учебный план МОУ «Гимназия» на 2015-2016 учебный год Программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования Цель данной программы - раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке. Задачи: 1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности. 2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения. 3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу. 4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми. 5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение. 6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.

II. Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Жить здорово!» Актуальность курса заключается в том, что работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. А если ребенок попробует своими руками что-то изобразить, это прекрасно. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: - репродуктивный (воспроизводящий); - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); - проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения); - эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения). В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок - куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей. Основной формой работы являются внеурочные занятия. Это могут быть и занятия - вариации, занятия - творческие портреты, импровизации, занятия - образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия - праздники, занятия - эксперименты. Режим занятий: занятия курса ВД проходят после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 40 минут. Занятия проводятся в учебном кабинете. Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Волшебный карандаш» предназначена для обучающихся 4 классов, от 9 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год. III. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса ВД «Волшебный карандаш»

Личностные результаты

  • эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, художекственных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к изучению шедевров искусства великих художников;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественны произведением);

  • пользоваться словарями, справочниками, эциклопедиями;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;


IV. Содержание курса ВД «Волшебный карандаш!»


Раздел 1: «Искусство в твоем доме»

Твои игрушки
Игрушки придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Создание игрушки из пластилина, глины или других материалов.
Материалы: пластилин или глина, солома, заготовки из дерева; бумага, гуашь, водоэмульсионная краска, тонкие кисти, тампоны.
Зрительный ряд: слайды народной игрушки: дымковской, городецкой, филимоновской, богородской резной; игрушки из подручного материала (упаковки, ткань, мех).
Музыкальный ряд: русская народная музыка; П. Чайковский. «Детский альбом».
Литературный ряд: пословицы, поговорки, русские народные сказки.
Посуда у тебя дома
Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись, украшение посуды.

Материалы: тонированная бумага, гуашь; пластилин, водоэмульсионная краска, глина.
Зрительный ряд: образцы посуды из натурного фонда; слайды народной посуды; посуда из разных материалов (металл, дерево, пластмасса).
Мамин платок
Эскизы платков для девочки, для бабушки. Платки, разные по содержанию, ритмике рисунка; колорит как средство выражения.
Материалы: гуашь, кисти, белая и цветная бумага.
Зрительный ряд: слайды природных мотивов платков; платки и ткани; образцы детских работ по этой теме.
Музыкальный ряд: русская народная музыка (как фон).
Обои и шторы в твоем доме
Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная и т. д. Работу можно выполнить и в технике набойки.
Материалы: гуашь, кисти; клише, бумага или ткань.
Зрительный ряд: отрывки из какой-либо сказки, где приводится словесное описание комнат сказочного дворца.
Музыкальный ряд: музыкальные отрывки, характеризующие разные состояния: бурное (Ф. Шопен. «Полонез ля-бемоль мажор», соч. 53), спокойное, лирически-нежное (Ф. Шопен. «Мазурка ля-минор», соч. 17).
Твои книжки
Художник и книга. Образ книги: иллюстрации, форма, шрифт, буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.
Материалы: гуашь, кисти; белая или цветная бумага, восковые мелки.
Зрительный ряд: обложки и иллюстрации к хорошо знакомым сказкам (иллюстрации разных авторов к одной и той же сказке); книжки-игрушки; детские книжки.
Литературный ряд: текст выбранной сказки.
Поздравительная открытка
Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.
Материалы: бумага маленького формата, тушь, перо, палочка.
Зрительный ряд: слайды с гравюр по дереву (ксилография), по линолеуму (линогравюра), по металлу (офорт), с литографий; образцы детских работ в разных техниках.
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)
На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ детей. Ведут беседу три Мастера. Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание того, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, должно стать итогом урока и одновременно открытием.

Раздел 2: «Искусство на улицах твоего города»

Памятники архитектуры - наследие веков
Изучение и изображение архитектурного памятника родных мест.
Материалы: восковые мелки или гуашь, тонированная или белая бумага.
Литературный ряд: материалы, связанные с выбранным архитектурным памятником.
Парки, скверы, бульвары
Архитектура; постройка парков. Образ парка: парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера (возможен коллаж).
Материалы: цветная и белая бумага, гуашь или восковые мелки, ножницы, клей.
Зрительный ряд: видовые слайды, репродукции картин.
Ажурные ограды
Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе. Резные украшения сельских и городских деревянных домов. Проект ажурной решетки или ворот; вырезание их из сложенной цветной бумаги и вклеивание в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары».
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды старинных оград в Москве и Санкт-Петербурге, современных декоративных решеток и оград в наших городах, деревянные резные украшения домов.
Фонари на улицах и в парках
Какими бывают фонари. Форму фонарей тоже создает художник. Образы фонарей: праздничный, торжественный, лирический и т. д. Фонари на улицах городов как украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды разных фонарей.
Витрины магазинов
Роль художника в создании витрин, рекламы. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).
При наличии дополнительного времени можно сделать групповые объемные макеты.
Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды оформленных витрин; детские работы предыдущих лет.
Транспорт в городе
В создании форм машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
Материалы: графические материалы, белая и цветная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: фотографии транспорта; виды старинного и современного транспорта.
Что сделал художник на улицах моего города (села)
Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.

Раздел 3: «Художник и зрелище»

Театральные маски
Маски разных времен и народов. Древние народные маски, театральные маски, маски на празднике.
Конструирование выразительных острохарактерных масок.
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: маски разного характера.
Художник в театре
Вымысел и правда театра. Праздник в театре. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.
Материалы: картонная коробка, разноцветная бумага, краски, клей, ножницы.
Зрительный ряд: слайды эскизов театральных художников.
Литературный ряд: выбранная сказка.
Театр кукол
Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные, тростевые куклы, куклы-марионетки. Работа художника над куклой, разнообразие персонажей. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.
Материалы: пластилин, бумага, ножницы, клей, ткань, нитки, мелкие пуговицы.
Зрительный ряд: слайды с изображением театральных кукол; репродукции из книг о кукольном театре; диафильм.
Театральный занавес
Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Создание эскиза занавеса к спектаклю (коллективная работа 2-4 человек).
Материалы: гуашь, кисти, бумага большого размера (или обои).
Зрительный ряд: слайды театральных занавесов, репродукции из книг о кукольном театре.
Афиша, плакат
Значение афиши. Образ спектакля и его выражение в афише. Шрифт, изображение в афише. Создание эскиза плаката-афиши к спектаклю.
Материалы: цветная бумага большого формата, гуашь, кисти, клей.
Зрительный ряд: театральные и цирковые афиши.
Художник и цирк
Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.
Материалы: цветная бумага, мелки, гуашь.
Зрительный ряд: фрагменты циркового представления.
Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщение темы)
Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей - родителей, детей.

Раздел 4: «Художник и музей»

Музеи в жизни города
Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи родного города.
Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях
Что такое картина. Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
Материалы: гуашь, бумага, кисти.
Зрительный ряд: слайды натюрмортов с ярко выраженным настроением (Ж.-Б. Шарден, К. Петров-Водкин, П. Кончаловский, М. Сарьян, П. Кузнецов, В. Стожаров, В. Ван Гог и др.).
Картина-пейзаж
Знакомство со знаменитыми пейзажами И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.

Материалы: гуашь, кисти, белая бумага.
Зрительный ряд: слайды с примерами живописного пейзажа с ярко выраженным настроением (В. Ван Гог, Н. Рерих, И. Левитан, А. Рылов, А. Куинджи, В. Бялыницкий-Бируля).
Музыкальный ряд: музыка на этом уроке может быть использована для создания определенного настроения.
Картина-портрет
Знакомство с жанром портрета. Изображение портрета по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).
Материалы: гуашь, кисти (или пастель), бумага.
Зрительный ряд: слайды живописных портретов Ф. Рокотова, В. Серова, В. Ван Гога, И. Репина.
В музеях хранятся скульптуры известных мастеров
Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Скульптуры-памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
Материалы: пластилин, стеки, подставки из картона.
Зрительный ряд: слайды из наборов «Третьяковская галерея», «Русский музей», «Эрмитаж» (произведения П. Трубецкого, Е. Лансере, А. Л. Бари и др.).
Исторические картины и картины бытового жанра
Знакомство с произведениями исторического и бытового жанров. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории Средневековья) или изображение своей повседневной жизни (завтрак в семье, игра и т. д.).
Материалы: большой лист цветной бумаги, мелки.
Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)
«Экскурсия» по выставке лучших работ за год. Праздник искусств по своему собственному сценарию. Подведение итогов на тему «Какова роль художника в жизни каждого человека».

Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.


V. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности

Перечень разделов

Количество часов по каждой теме

Описание основных видов деятельности

Примечание

Общее

Теоретические занятия

Практические занятия

Искусство в твоем доме

9

3

6

Искусство на улицах твоего города

6

2

4

Художники и зрелище

11

4

7

Художник и музей

8

3

5

Итого:

34

12

22



  1. Формы учета знаний и умений, система контролирующих

материалов для оценки планируемых результатов освоения

программы внеурочной деятельности Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.


Поурочное планирование



№ п/п

Что пройдено на уроке

Формы обучения (индивидуальная - И, групповая - Г, фронтальная - Ф)

Описание основных видов деятельности

Формируемые УУД (регулятивные, коммуникативные, познавательные)

Дата

Раздел 1: «Искусство в твоём доме» (9 часов)

1

Твоя игрушка (создание формы, роспись).

Цель: развивать умение наблюдать окружающую действительность. и использовать наблюдения для создания тематического рисунка

И, Ф

Определяют образцы игрушек Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели. Преобразовывают в мастера Постройки, создавая форму игрушки Познавательные: образцы игрушек Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели. Регулятивные: принимать и сохранять поставленную задачу; оценивать правильность выполнения рисунка; Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях по результатам наблюдений за росписью игрушек;

Личностные: эмоционально-ценностно относятся к природе и искусству.

03,09

2

Твоя игрушка (создание формы, роспись).

Цель: использовать наблюдения для создания тематического рисунка

И, Ф

Узнают, чем отличается

Гжель от Хохломы

(цвета).

Выполняют роль

Мастера Украшения,

расписывая игрушки.

10,09

3

Твоя посуда.

Цель: совершенствовать приемы рисования с натуры, правильную передачу формы и пропорции.

И, Ф

Изображают посуду

по своему образцу. Познавательные: обсуждение приемов рисования с натуры; Регулятивные: принимать поставленную задачу; Коммуникативные: совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; владеть образной речью;

Личностные: обладать способностью к творческому развитию.

17,09

4

Твоя посуда.

Цель: развивать умение самостоятельно решать декоративное оформление предметов, познакомить с элементами хохломской росписи

И, Ф

Расписывают посуду, используя элементы хохломской росписи

24,09

5

Мамин платок.

Цель: показать приемы составления декоративных композиций (растительный узор - Хохлома, Гжель)

И, Ф

Составляют простейший орнамент Узнают разнообразие художественных росписей платков, назначение платков.

Отличают платок от ткани

Личностные: чувство сопричастности к

худ-ной культуре

России через картины

01,10

6

Обои, шторы, в твоем доме.

Цель: учить составлять непрерывные полосные орнаменты, развивать навыки использования растительных форм для орнаментальных композиций, развивать художественный вкус

И, Ф

Узнают роль художников в создании обоев, штор. Разрабатывают эскиз для создания образа будущей комнаты в соответствии с ее назначением (детская, спальня и т. п.) Создают обои и шторы: построение ритма, изобразительные мотивы. Превращают их в орнамент для украшения комнаты.

Личностные: уметь

находить нужную по теме информацию и пользоваться ею.

08,10

7

Твоя книжка.

Цель: развивать творческие способности учащихся, умения раскрывать в иллюстрациях содержание литературного произведения

И, Ф

Узнают роль художника в создании книги, многообразие видов книг. Узнают роль обложки, шрифта, буквицы. Самостоятельно оформить обложку, используя придуманный шрифт Познавательные: осуществление поиска необходимой информации в произведениях литературы; осуществление анализа иллюстраций содержания литературного произведения. Регулятивные: анализировать собственную деятельность; Коммуникативные: уметь объяснить роль обложки и использование шрифта;

Личностные: эстетически и эмоционально воспринимать иллюстрации

15,10

8

Поздравительная открытка (декоративная закладка).

Цель: познакомить с графическими работами

И, Ф

Выполняют

простую графическую

работу. Отличают литографии от линогравюры. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации в презентации; Регулятивные: анализировать собственную деятельность; Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание;

Личностные: обладают способностью к творческому развитию. Эмпатия как

понимание чувств других людей и сопереживание им.

22,10

9

Обобщение темы четверти.

И, Ф, Г

Выполняют эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам) самостоятельно Познавательные: создание творческой работы по представлению; Регулятивные: понимать, в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения; Коммуникативные: уметь строить взаимоотношения в коллективе на общечеловеческих принципах - гуманизме, сотворчестве, сотрудничестве;

Личностные: сориентированы в отношении общечеловеческих ценностей и правильных отношениях с другими людьми; природой; искусством.

29,10

Раздел 2: «Искусство на улицах твоего города» (6 часов)

10

Витрины на улицах.

И, Ф, Г

Отличают разные по назначению и оформлению витрины. Знают о назначении

витрин как способе

украшения улицы.

Составляют проект оформления витрины Познавательные: обсуждение сюжетов рисунков на витринах; Регулятивные: принимать поставленную задачу; Коммуникативные: совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; владеть образной речью;

Личностные: обладать способностью к творческому развитию.

12,11

11

Парки, скверы, бульвары.

И, Ф, Г

Изображают парк или сквер. Знают, что такое ландшафтная архитектура;

что работа художника-

архитектора - работа

целого коллектива.


Познавательные: обсуждение ландшафта и архитектуры на фотографиях; Регулятивные: принимать поставленную задачу; Коммуникативные: совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; владеть образной речью;

Личностные: обладать способностью к творческому развитию. Формационный

материал по теме, умение пользоваться им

19,11

12

Ажурные ограды.

Цель: развивать творческое воображение художников-

конструкторов

И, Ф

Конструируют из проволоки ажурные решетки.

Основа для развития

чувства прекрасного

26,11

13

Фонари на улицах и в парках.

Цель: расширять представление

учащихся о работе художников по

созданию общего облика города,

продолжать работу над панно

И, Ф, Г

Узнают виды и назначение фонарей.

Придумывают свои варианты фонарей

Полноценное

Отношение к урокам ИЗО

03,12

14

Фонари на улицах и в парках.

Цель: расширять представление

учащихся о работе художников по

созданию общего облика города,

продолжать работу над панно

И, Ф, Г

Узнают виды и назначение фонарей.

Придумывают свои варианты фонарей для

детского праздника.

10,12

15

Транспорт.

Цель: обратить внимание детей на выразительность форм транспорта - воздушного, наземного, на его историю и эволюцию

И, Ф

Изображают разные виды транспорта.

Полноценное

Отношение к урокам ИЗО

17,12

Раздел 3: «Художники и зрелище» (11 часов)

16

Художник и театр (образ театрального героя).

Цель: развивать представление о деятельности художника, раскрыть сущность театрального слова, показать в чем проявляется фантазия художника и зрителя

И, Ф

Рисуют арену

древнего театра.

Основа для развития чувства прекрасного

24,12

17

Образ театрального героя.

Цель: ввести в мир театра, в мир условностей, в мир игры

И, Ф

Создают кукольного героя с выразительным характером

Основа для развития

чувства прекрасного

14,01

18

Театральные маски.

Цель: познакомить с масками как способом перевоплощения;

развивать эмоционально-целостное отношение к искусству

И, Ф

Знать о роли художника в создании маски,

об условности языка

масок.

Конструируют выразительные маски из бумаги (бумагопластика). Познавательные: экспериментирование с кистью и красками: пятно, мазок, цветная линия; Регулятивные: принимать и выполнять поставленную задачу Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение;

Личностные: сохраняют уверенность в своих силах, способность к творческой деятельности.

21.01

19

Театральные маски.

Цель: познакомить с масками

как способом перевоплощения;

развивать эмоционально-целостное отношение к искусству

И, Ф

Расписывают маски из бумаги, подчеркивая ее выразительный характер

28,01

20

Театр кукол. Голова куклы.

Цель: создать куклы к кукольному спектаклю; расширить представление детей о кукольном театре и его истоках; развивать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего

народа

И, Ф

Знать, что такое перчаточная кукла.

Уметь изготовить голову перчаточной кукле


Регулятивные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; формулирование ответов на вопросы учителя; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке; Коммуникативные: вступать в коллективное творческое сотрудничество;

Личностные: понимают значение красоты.

04,02

21

Театр кукол. Театральный костюм.

Цель: создать куклы к кукольному спектаклю; расширить представление детей о кукольном театре и его истоках; развивать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего

народа

И, Ф, Г

Знать, что такое перчаточная кукла.

Изготовливают театральный костюм

11,02

22

Театральный занавес.

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о театре; познакомить с театральным зданием

И, Ф, Г

Изображают эскиз театрального занавеса Познавательные: создание творческой работы по представлению; Регулятивные: понимать, в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения; Коммуникативные: уметь строить взаимоотношения в коллективе на общечеловеческих принципах - гуманизме, сотворчестве, сотрудничестве;

Личностные: сориентированы в отношении общечеловеческих ценностей и правильных отношениях с другими людьми; природой; искусством.

18,02

23

Афиша.

Цель: познакомить с театральным плакатом; дать представление о назначении афиш

И, Ф

Знать различие между плакатом и афишей. Создают эскиз афиши группой без помощи учителя Познавательные: вариативность и импровизация в выборе композиции своего рисунка и в воплощении своего художественного замысла; Регулятивные: анализировать свои мысли, действия, чувства;

Коммуникативные: интересно рассказывать о своих наблюдениях, впечатлениях

25,02

24

Афиша.

Цель: познакомить с работой художников графиков, с театральным плакатом; дать представление- о назначении афиш

И, Ф

Знать различие между плакатом и афишей. Создать эскиз афиши группой без помощи учителя Познавательные: создание творческой работы по представлению; составление эскиза афиши; Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение заданий;

Личностные: обладают способностью к творческому развитию; умеют передавать свое отношение к изображению; эмоционально и эстетически воспринимают значение афиши и плаката.

03,03

25

Художник и цирк. Цель: закрепить знания о театре и цирке

И, Ф, Г

Знать элементы оформления, созданные художником в цирке: костюм, реквизит. Изображают цирковой персонаж в движении


Познавательные: создание творческой работы по представлению; Регулятивные: понимать, в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения; Коммуникативные: уметь строить взаимоотношения в коллективе на общечеловеческих принципах - гуманизме, сотворчестве, сотрудничестве;

Личностные: сориентированы в отношении общечеловеческих ценностей и правильных отношениях с другими людьми; природой; искусством.

10,03

26

Праздник в городе.

Цель: закрепить знания о театре и цирке

И, Ф, Г

Изобразить цирковой персонаж в городе

17,03

Раздел 4: «Художник и музей» (8 часов)

27

Музеи в жизни города.

Цель: познакомить с историей культуры и искусства, приобщить к миру искусства, помочь сделать первый шаг к самостоятельному их изучению и посещению музея

И, Ф

Знать, из чего состоит интерьер музея; крупнейшие музеи страны. Создать образ музея (работа в паре) Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; понимать возможность различных позиций;

Личностные: признают свою гражданскую идентичность по отношению к своей Родине, её культуре, искусству;

28

Изобразительное искусство: картина-пейзаж.

Цель: познакомить учащихся с жанром пейзажа, научить видеть и передавать в рисунке красоту природы

И, Ф

Знать знаменитые картины-пейзажи И. Айвазовского, И. Шишкина. Передают настроение пейзажа Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание о жанрах пейзажа, настроении; Регулятивные: планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; Коммуникативные: активно слушать одноклассников, учителя; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их;

Личностные: сориентированы на активное восприятие произведений поэзии и красоты окружающего мира, связывают свои наблюдения за красотой природы с оценкой увиденного в художественных фото.

29

Картина-натюрморт.

Цель: показать отношение

художника к тому, что он изображает

И, Ф, Г

Знать о средствах выражения настроения

в натюрморте, о роли

цвета.

Создают

натюрморты с разным

настроением (веселый,

грустный) Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; формулирование ответов на вопросы учителя; Регулятивные: адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке; Коммуникативные: вступать в коллективное творческое сотрудничество;

Личностные: понимают значение красоты.

30

Картина-портрет.

Цель: познакомить учащихся

с изображением человека на портрете

И, Ф

Знать знаменитые картины, портреты.

Создают самостоятельно живописный портрет близкого человека Познавательные: обсуждение сюжетов рисунков; Регулятивные: принимать поставленную задачу; Коммуникативные: совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; владеть образной речью;

Личностные: обладать способностью к творческому развитию.

31

Картины исторические и бытовые.

Цель: научить отличать исторические картины от бытовых, прививать любовь к Родине - чувство патриотизма

И, Ф

Знать мемориальный

комплекс Воинской

славы в городе-герое

Волгограде.

Изображают мемориальный комплекс Воинской славы Познавательные: объяснение понятий город-герой; просмотр исторических картин. Регулятивные: принимать и выполнять поставленную задачу; Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение;

Личностные: сохраняют уверенность в своих силах, способность к творческой деятельности; прививать любовь к Родине - чувство патриотизма

32

Скульптура в музеях.

Цель: познакомить с жанром

скульптуры, разнообразием скульптурных материалов

И, Ф

Знать разнообразие

скульптурных материалов. Лепят фигуру человека в движении Познавательные: вариативность и импровизация в выборе композиции своего рисунка и в воплощении своего художественного замысла; Регулятивные: оценивать свои действия и содержательно обосновывать правильность результата, соотнося его со схемой (алгоритмом) действия; Коммуникативные: уметь принимать на слух речь учителя;

Личностные: имеют интерес к экспериментированию в художественно-творческой деятельности

33

Скульптура на улицах.

Цель: познакомить с жанром

скульптуры, разнообразием скульптурных материалов

И, Ф

Знать разнообразие

скульптурных материалов, особенности парковой скульптуры. Лепят фигуру животного в движении

34

Художественная выставка

обобщение темы четверти.

Цель: оформить выставку лучших работы обучающихся за год

И, Ф, Г

Знать разнообразие

скульптурных материалов, особенности парковой скульптуры. Оформление выставки Познавательные: создание творческой работы по представлению; Регулятивные: понимать, в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения; Коммуникативные: уметь строить взаимоотношения в коллективе на общечеловеческих принципах - гуманизме, сотворчестве, сотрудничестве;

Личностные: сориентированы в отношении общечеловеческих ценностей и правильных отношениях с другими людьми; природой; искусством.

Итого: 34 часа

VII. Описание учебно - методического и материально - технического обеспечения курса «Волшебный карандаш»

Литература


  1. Маслов Н.Я. Пленэр. - М.,1989г.

  2. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. - М.,1987г.

  3. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. - М.,1994г.

  4. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. - М.,1983г.

  5. Программно - методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.

  6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., 1999 г.

  7. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.

  8. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.

  9. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.

  10. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. - М., 1978г.

  11. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе. - М..1988г.

  12. Энциклопедический словарь юного художника. - М.,1983г.

18.Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи». «Белый город». 2006г.

19. Журнал «Начальная школа» 20. «Начальная школа» - журнал и приложение к газете « Первое сентября» 21. В.С. Кузин «Изобразительное искусство». Рабочие тетради 1-4 кл. «Дрофа».2004г. Печатные пособия: Таблицы к основным разделам материала по изобразительному искусству, содержащегося в стандарте начального образования. Репродукции картин. Технические средства обучения: Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Компьютер Документкамера Интерактивная доска Принтер

Фотокамера цифровая. ЭОР: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: school-collektion.edu/ru Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»: rus.1september.ru Коллекция «Мировая художественная культура»: art.september.ru Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: musik.edu.ru

Журнал «Начальная школа»: openworld/school

Газета «1 сентября»: 1september.ru


VI. Формы подведения итогов реализации программы курса ВД

«Жить здорово!»

Основными формами учёта знаний и умений будут:

-анкетирование детей;

-выставки, конкурсы;

-практические работы;

- реализация проектов;

- коллективные творческие дела.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: творческие конкурсы, выставки.

Описание диагностических процедур по отслеживанию запланированных результатов Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Лист наблюдения

Лист оценки формирования коммуникативных УУД

Класс: 4 «А» Учитель: Коморина О. В. Дата: _________

ФИО

Использует художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника

Высказывает и обосновывает свою точку зрения

Слушает и слышит других, пытается принимать иную точку зрения, готов корректировать свою точку зрения;

Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности


Условные обозначения:

- низкий уровень овладения + - средний уровень

++ - повышенный уровень +++ - высокий уровень

Лист оценки формирования личностных УУД

Класс: 4 «А» Учитель: Коморина О. В. Дата: _________


ФИО

Осознаёт и определяет эмоции других людей; сочувствует другим людям, сопереживает;

Умеет чувствовать красоту и выразительность речи, художественных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры

Любит и уважает Отечество, его язык, культуру;

Интересуется шедеврами искусства великих художников;


2.


Условные обозначения:

- низкий уровень овладения + - средний уровень

++ - повышенный уровень +++ - высокий уровень

Лист оценки формирования познавательных УУД

Класс: 4 «А» Учитель: Коморина О. В. Дата: _________

ФИО

Перерабатывает и преобразовывает информацию из одной формы в другую

Пользуется словарями, справочниками, энциклопедиями

Осуществляет анализ и синтез

Устанавливает причинно-следственные связи

2.


Условные обозначения:

- низкий уровень овладения + - средний уровень

++ - повышенный уровень +++ - высокий уровень

Лист оценки формирования регулятивных УУД

Класс: 4 «А» Учитель: Коморина О. В. Дата: _________

ФИО

Самостоятельно формулирует тему и цели занятия

Составляет план решения учебной проблемы совместно с учителем

Работает по плану, сверяя свои действия с целью, корректирует свою деятельность

В диалоге с учителем вырабатывает критерии оценки и определяет степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

2.


Условные обозначения:

- низкий уровень овладения + - средний уровень

++ - повышенный уровень +++ - высокий уровень


Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.
Вопросы для самоанализа могут быть следующими:
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что____________________________________________________________ Наиболее трудным мне показалось _________________________________ Я думаю, это потому, что ____________________________________________ Самым интересным было______________________________________________________________ Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее __________________________________________________________________ Я бы хотел попросить своего учителя __________________________________
Все - или наиболее значимые - результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в портфолио ребенка. Обучающиеся должны знать:

  • разнообразие возможных выразительных средств изображения; разнообразие
скульптурных материалов, художественных росписей платков;
  • значение понятий: живопись, графика, пейзаж, портрет, натюрморт, литография, линография, парк, сквер, плакат, афиша, реквизит;
  • произведения искусства картины и скульптуры известных мастеров, которые хранятся в крупнейших художественных музеях: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи родного города;
  • творчество мастеров русского искусства: И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро, Ж.-Б. Шарден, К. Петров-Водкин, П. Кончаловский, М. Сарьян, П. Кузнецов, В. Стожаров, В. Ван Гог и др.
  • правила создания экспозиций, основы прикладной графики.

Обучающиеся должны уметь:

  • работать в определённой цветовой гамме;
  • добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
  • передавать пространственные планы способом загораживания;
  • передавать движение фигур человека и животных;
  • сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
  • свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
  • решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.











© 2010-2022