Конспект урока по теме Правописание слов с сочетаниями жи-ши, цы-ци (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Кирилова Г.Н. ГБОУ ООШ №21 г.Новокуйбышевск Русский язык Тема: Правописание слов с сочетаниями жи-ши, цы-ци. Класс: 2 УМК: «Школа России» Цель: систематизировать знания учащихся о правописании слов с сочетаниями жи-ши, цы-ци. Задачи:
  • формировать умение безошибочно писать слова с сочетаниями жи-ши, цы-ци;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление;
  • воспитывать потребность в знаниях, наблюдательность.
Ожидаемый результат: учащиеся должны знать: о звуках [ж], [ш], [ц] как твердых. учащиеся должны уметь: правильно писать слова с сочетаниями жи, ши, цы-ци. Дидактический материал и оборудование: презентация, учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, экран. Используемая литература:
  1. Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова Русский язык. Учебник для 2 класса начальной школы в 2 частях. Москва. Просвещение. 2007 год, стр.122-124, упр. 159-162.
  2. О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс. М.: ВАКО, 2009 г., 352 с.
  3. О. В. Гвинджилия Словарные слова. Рабочая тетрадь: 2 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2010 г., 93 с.







Ход урока I. Орг. момент Учитель: Давайте улыбнемся друг другу и мне. Хорошо, когда мы улыбаемся. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.
II.Чистописание
Учитель: Запишите буквы: ж, ш, ц, л, ы, и. (Учащиеся прописывают строчку до конца)
III. Актуализация знаний. Постановка темы урока Учитель: Что вы можете рассказать о буквах, которые мы записали? Учащиеся: Это строчные письменные буквы. Учитель: На какие группы можно разделить эти буквы? Учащиеся: Гласные и, ы и согласные ж, ш, ц, л. Согласные звонкие ж, л и глухие ш, ц. Учитель: Какая буква из согласных лишняя? Почему так считаете? Учащиеся: Л так как она не образует опасный слог, обозначает 2 звука [л] - [л,]. Учитель: Из оставшихся букв составьте и запишите слоги. Учащиеся: ши, жи, цы, ци Учитель: О чём сегодня на уроке будем говорить? Учащиеся: О сочетаниях жи - ши, цы-ци
IV. Работа по теме урока 1.Правописание слов с жи-ши
Учитель: Прочитайте слова. Учащиеся: малыш - чиж - ухо - груша - карандаш - морж - уж - Учитель: Один или много одинаковых предметов они называют? Учащиеся: Данные слова называют один предмет. Учитель: Объясните, нужно ли проверять правописание конечных согласных в выделенных словах? Учащиеся: В данных словах нужно проверять согласные на конце слова, так как это парные согласные. Учитель: Как проверить написание парного согласного на конце? Учащиеся: Для проверки парного согласного в конце слова нужно изменить слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный. Слова в единственном числе можно проверить теми же словами во множественном числе. Учитель: Измените, все слова так, чтобы они называли много одинаковых предметов. (Устная работа) Учитель: Какое правило мы должны вспомнить, чтобы не ошибиться при написании слов с сочетаниями жи-ши? Учащиеся: Знаем твёрдо: ЖИ - ШИ Пишем только с буквой И. Учитель: Почему же в сочетаниях ЖИ-ШИ пишется буква И? Учащиеся: Звуки [ж], [ш] всегда твёрдые, но в сочетаниях ЖИ - ШИ не пишется буква ы. Так договорились люди между собой. Когда-то очень давно, звуки [ж], [ш] в нашем языке были мягкими, и с тех пор осталось правило: В СОЧЕТАНИЯХ ЖИ - ШИ ТОЛЬКО И ВСЕГДА ПИШИ! Учитель: Запишите слова парами. Подчеркните сочетания жи - ши. ПРОВЕРКА Учитель: Разделите слова на слоги.
Учитель: Отгадайте загадки и запишите отгадки. Животное с длинной шеей. ЖИРАФ Сами крошки, боятся кошки, Под полом живут, туда всё несут. МЫШИ Белые горошки на зелёных ножках. ЛАНДЫШИ
К розе не подпускают, От всех её защищают. ШИПЫ Я бываю разная: Чёрная и красная, Грузовая, легковая. Кто же я такая? МАШИНА Учитель: Поставьте в словах ударение. Физкультминутка Учитель: Если вы услышите слова с сочетанием жи - наклоняйтесь влево, с сочетанием - ши - вправо, если не услишите сочетаний жи-ши - приседайте. Широкий, жить, шить, животное, цирк, живот, шишка., пассажир, цифры, вершина, пружина, кувшин. 2.Правописание слов с ЦЫ-ЦИ Учитель: в каких словах не было сочетаний ЖИ-ШИ? Учащиеся: Цифры, цирк. Учитель: Когда в словах после Ц пишется И, а когда Ы? Учащиеся: В середине слова пишется и, а в конце слова пишется ы. Учитель: Во всех ли словах в середине слова после Ц пишется буква И? Учащиеся: Нет. Есть слова исключения: цыган, цыпочках, цыкнул, цыплёнок, цыц. Учитель: Какая «запоминалочка» помогает нам запомнить слова-исключения?
Учащиеся: Цыган подошёл к цыплёнку на цыпочках и цыкнул: «Цыц».
(Тренажёр, выполненный по технологическому приёму «Волшебная труба» используется как методический приём, так и как гимнастика для глаз. Дети записывают группу слов, затем по щелчку мыши идёт проверка с объяснением.) Учитель: Запишите слова, вставив пропущенные буквы. Цинк, птенцы, принцы, цыплёнок, пальцы, цикорий, цифры, цыган. 3.Словарная работа: ЛОПАТА Учитель: Почему же в минутке чистописания была буква Л? Учащиеся: (предполагают) Учитель: Сегодня мы узнаем новое слово, которое начинается с этой буквы.
Учитель: Отгадайте загадку и запишите отгадку. Я землю копала - Ничуть не устала. А кто мной копал, Тот и устал. Учащиеся: Лопата Учитель: ЛОПАТА - орудие для копания и насыпания чего-либо с широким плоским концом. Слово «ЛОПАТА» «родственник» слова «ЛОПУХ». Древний корень «ЛОП» обозначал плоскость, широкий лист. От него образовались и лопух (растение с широкими листьями), и лопата (орудие труда). Учитель: Запишите транскрипцию этого слова. Учащиеся: [ЛАПАТА] Учитель: Подчеркните опасное место в слове. Можно ли проверить безударный гласный? Учащиеся: Нет Учитель: Какой можем сделать вывод? Учащиеся: Это словарное слово, правописание которого нужно запомнить Учитель: Составьте предложение, опираясь на этимологию слова. Учащиеся: Широкая лопата похожа на лист. Учитель: Запишите предложение. Поставьте в словах ударение. Какие орфограммы встретились в данном предложении? Учащиеся: Ши пиши с буквой И; безударная гласная непроверяемая ударением, правописание парного согласного на конце слова. Учитель: Подчеркните эти орфограммы.. V.Рефлексия Учитель: Закончите предложения: Сегодня на уроке я … Мне запомнилось … Понравились ответы …
V. Домашнее (творческое) задание: Составить небольшой рассказ о животных, используя как можно больше слов с сочетаниями жи-ши.

5



© 2010-2022