- Преподавателю
- Начальные классы
- Мой первый проект Эти удивительные цифры
Мой первый проект Эти удивительные цифры
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Соколова М.А. |
Дата | 08.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
городского округа - город Камышин
Технология внедрения инновационного продукта
«Эти удивительные цифры»
Учитель начальных классов
Соколова Мария Александровна
Технологическая карта педагогического проекта «Эти удивительные цифры» Тип проекта: поисково-творческий. Тип проекта по предметной области: математический. Тип проекта по временным рамкам: долгосрочный.
Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта Учебно-методическое обеспечение:
- Петерсон Л.Г. учебник «Математика»
- Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий - М.: Просвещение, 2011.
- Мельникова Т.А. Математика. Развитие логического мышления. 1-4 классы - Волгоград: Учитель, 2011.
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- Режим доступа: school-collection.edu.ru
- Презентации уроков «Начальная школа».- Режим доступа: nachalka.info/about/193
- Я иду на урок начальной школы.- Режим доступа: festival.1september.ru
- Официальный сайт Образовательной школы «Школы 2100».- Режим доступа: school2100.ru
Цель проекта: овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне. Проблема проекта: неумение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Задачи проекта:
- Приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.
- Формирование в процессе изучения математики специфических качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе.
- Овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в школе.
Понятийно-терминологический аппарат
- Метод - способ организации процесса познания овладения определенной областью практического или теоретического знания.
- Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
- Метод проектов как педагогическая технология - это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
- Проектное задание - объект проектной деятельности, замысел, имеющий определенную цель конечного результата, выполнение которого требует поиска доказательств, интеграции знаний и умений.
Результаты работы над проектом Результатами работы над проектом должны выступать универсальные учебные действия, которые представлены познавательными, регулятивными, коммуникативными и личностными результатами. Личностные УУД: Развиваем умения: 1) осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; 2) быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; 3) не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки - обязательная часть решения любой задачи. 4) целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни. Метапредметными результатами работы над проектом являются: Познавательные УУД: Развиваем умения: 1) составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; 2) самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей; 3) находить необходимую информацию и представлять её в разных формах; 4) отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы.
Регулятивные УУД: Развиваем умения: 1) принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий); 2) участвовать в оценке и обсуждении полученного результата; 3) выполнять работу в соответствии с заданным планом; 4) оценивать свою работу по критериям, выработанным в классе. Коммуникативные УУД: Развиваем умения: 1) выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учёт позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают); 2) участвовать в диалоге (отвечать на вопросы учителя; слушать, слышать, понимать речь других; строить понятные для партнёра высказывания, оформлять свою мысль в устной форме); 3) делать выводы в результате совместной работы всего класса; 4) формулировать собственное мнение и позицию.
Технология внедрения инновационного продукта
Этапы работы над проектом/ сроки реализации
Цели и задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Погружение в проект
(1 октября) Цель: подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи: - определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; - создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.
Отбираю возможные темы и предлагает их учащимся. Побуждаю у учащихся интерес к теме проекта. Помогаю сформулировать: • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи. Мотивирую учащихся к обсуждению, созданию проекта. Организую поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогаю в анализе и синтезе, наблюдаю, контролирую. Консультирую учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирую их формулировку.
Формирую необходимые специфические умения и навыки. Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы решение по поводу темы проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. Формулируют цель проекта. 2.Планирование деятельности
(1 неделя октября) Цель: пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи:
- определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;
- установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
- распределение обязанностей между членами группы. Направляю процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогаю определить круг источников информации). Предлагаю учащимся: • различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • спланировать деятельность по решению задач проекта; • продумать возможные формы презентации результатов проекта; • продумать критерии оценки результатов и процесса. Формирую необходимые специфические умения и навыки. Организую процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.
3.Осуществление деятельности по решению проблемы (в соответствии с тематическим планированием октябрь-ноябрь)
Цель: разработка проекта. Задачи:
- самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным, групповым задачам проекта.
- промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). Наблюдаю, советую, косвенно руковожу деятельностью, отвечаю на вопросы учащихся. Контролирую соблюдение правил техники безопасности. Слежу за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
При необходимости консультируются с учителем. Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
4.Оформление результатов.
(декабрь)
Цель: структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: - анализ и синтез данных;
- формулировка выводов. Наблюдаю, советую, направляю процесс анализа. Помогаю в обеспечении проекта. Мотивирую учащихся, создаю чувство успеха; подчеркиваю социальную и личностную важность достигнутого. Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.
5.Презентация результатов
(25 декабря - в рамках класса;
апрель - общешкольная конференция) Цель: демонстрация материалов, представление результатов. Задачи:
- подготовка презентационных материалов;
- подготовка выступления;
- презентация проекта. Организую презентацию.
Продумываю и реализую взаимодействие с родителями.
При необходимости консультирую учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.
Репетирую с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Выступаю в качестве эксперта. Принимаю отчет:
• обобщаю и резюмирую полученные результаты;
• подвожу итоги обучения;
• оцениваю умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
• акцентирую внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат. Выбирают (предлагают) форму презентации. Готовят презентацию.
Продолжают оформлять портфолио.
При необходимости консультируются с учителем. Осуществляют защиту проекта.
Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют:
• понимание проблемы, цели и задач;
• умение планировать и осуществлять работу;
• найденный способ решения проблемы;
• рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.
Возможные сложности при использовании инновационного продукта и пути их преодоления
- Низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе.
- Неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием.
- Разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки.
- Отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
«Мой первый проект. Эти удивительные цифры»
Творчество - залог успеха. Юные математики на кружке «Поиграем, посчитаем» оформляют работу.
Защита проектов проходит в несколько этапов.
Первая защита (в рамках класса) состоялась 25 декабря на празднике «Мой первый проект».
Во втором полугодии (27 февраля) ребята выступали на открытом родительском собрании. В апреле лучшие проекты будут представлены на общешкольной научно-практической конференции «Юный исследователь».