- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности Поиграй-ка 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности Поиграй-ка 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Демидова Г.В. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Заброденская средняя общеобразовательная школа
Калачеевского муниципального района Воронежской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Поиграй - ка»
1 «А» класс
на 2015 -2016 учебный год
Количество часов - 66
Учитель: Демидова Г.В.
Стаж: 27 лет, категория: ВКК
Год аттестации: 2014
Согласована:
зам. директора по УВР Юрченко О
Юрченко О.Г.
« __ » __________ 2015г.
2015г
Пояснительная записка
Программа «Поиграй-ка» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МКОУ Заброденская СОШ отводится 1 внеаудиторный час в неделю.
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от учащихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие. Оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
У многих учеников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно- сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжают существовать. Результативно может происходить только в случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания»разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.
Общая характеристика
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Поиграй-ка» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психологического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в услоиях поиска. Развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместно с учителем выполнение алгоритма- это возможность научить ученика автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры- это не только важное средство воспитания, значение их шире- это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В секцию вошли народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм.
«Поиграй-ка» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные игры, настольные игры, викторины разной тематики. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний ,соревнований между командами.
Место секции в учебном плане.
Содержание секции отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению. Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
-формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
-формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия;
-развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
-привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях;
-развитие двигательной активности учащихся. Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества. Основными задачами данного курса являются:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;
- развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
- развитие сообразительности, творческого воображения;
- развитие коммуникативных умений;
- воспитание внимания, культуры поведения;
- создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к себе;
- обучить умению работать индивидуально и в группе,
- развить природные задатки и способности детей;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
-
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
Планируемые результаты секции «Поиграй-ка»
Личностными результатами являются следующие умения:
- - оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
-
- умение выражать свои эмоции;
-
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Метапредметными результатами «Поиграй-ка» вляется формирование универсальных учебных действий (УУД).
-
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
-
- проговаривать последовательность действий во время занятия;
-
- учиться работать по определенному алгоритму
Познавательные УУД:
-
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-
Коммуникативные УУД:
- -умение оформлять свои мысли в устной форме
-
- слушать и понимать речь других;
- - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
-
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
-
(лидера исполнителя).
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации
программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Поиграй-ка» обучающиеся должны знать:
- основные группы игр
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- основы развития познавательной сферы;
- свои права и права других людей;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение игр для сохранения и укрепления здоровья;
уметь:
- провести любой вид игры со своими одноклассниками
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков
- заботиться о своем здоровье
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Содержание курса
1.Игры большей подвижности. Подвижные игры в учебном процессе начальной школы применяют строго целенаправленно, с учетом конкретных задач каждого отдельного урока, его содержания. Подвижные игры должны эффективно содействовать нормальному росту. Развитию и укреплению важнейших функций и систем организма учащихся с учетом возраста, а также формированию правильной осанки. Игры: «Жмурки», «Ноги от пола», «Западня». «Пятнашки мячом», «Змейка», «Зеркало», «Лохматый пес», «Птицы» и другие.
2.Игры малой подвижности. Игры . которые можно проводить и в помещении, и на свежем воздухе. Они направлены на развитие внимания, памяти, умению правильно строить. Игры: «Краски», «Фанты», «Молчанка», «Телефон», «Камешек», «Мережка», «Дятел».
3. Настольные игры. Игры, помогающие всестороннему развитию детей, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, сообразительности, настойчивости, развитию речи. Лото, шахматы, детское домино
4.Интеллектуальные игры. . Игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей, скорости реакции, развитию речи, умению найти свое место в коллективе. Викторина «Собери пословицу», «Наши любимые сказки». Конкурс пословиц и поговорок. Математическая эстафета 5. Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игр способствует отдыху участников игр после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры. Игра «Чего нет?». Поиск исчезнувшего предмета, «Отгадай, кто подходил?», «Яша и Маша», «Слепой и зрячий», «Холодно-горячо».
6. Игры с быстрым нахождением своего места . В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
7. Игры-хороводы. Многие игры-хороводы с изображением трудовых процессов («Уж мы сеяли лен, приговаривали» и др.), с традициями быта, обряда и ритуалами, устарели и остались как фольклорные игры тех времен. Но совсем хороводы не исчезли: они приняли другие, более современную форму и содержание, более близкие современным условиям жизни, остались и старые хороводы с не скольким измененным содержанием. Игра «Ходим кругом», Игра «Золотые ворота».
8. Игры с сопротивлением и борьбой. Игры направленные на развитие силовых качеств, умение следовать алгоритму действий. Игра «Пригибание руки», «Коршун и наседка», «Цепи», «Поймай последнего».
9. Игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок, в которых один ловит всех, и кончая сложными салками, в которых одна команда догоняет другую, разные условия и разные правила. Игра «Салки-приседалки», «Салки с домом», «У медведя на бору», «Дедушка Мазай», «Рыбачок», «Уголки», «Узелок», «Третий лишний», «Волк во рву», «Два Мороза», «День и ночь».
Тематический план
№П/П
Тема программы
Количество часов
1
Игры большой подвижности
10
2
Игры малой подвижности
12
3
Настольные игры
6
4
Интеллектуальные игры
6
5
Игры -поиски
6
6
Игры с быстрым нахождением своего места
8
7
Игры -хороводы
8
8
Игры с сопротивлением и борьбой
4
9
Игры -догонялки
6
всего
66
Календарно-тематическое планирование
№п/п
Дата план
Дата факт
Раздел и тема
Количество часов
теории
практики
всего
Игры большей подвижности(10ч)
1
Подвижные игры: «Жмурки», «Ноги от пола» «Западня», «Пятнашки мячом»
1
1
2
Подвижные игры: «Жмурки», «Ноги от пола» «Западня», «Пятнашки мячом»
1
1
3
Подвижные игры: «Круговая лапта». «Змейка», «Зеркало» , «Лохматый пес»
1
1
4
Подвижные игры: «Круговая лапта». «Змейка», «Зеркало» , «Лохматый пес»
1
1
5
Подвижные игры: «Нептун и рыбаки», «Услышь свое имя», «Птицы» , «Догони свою пару»
1
1
6
Подвижные игры: «Нептун и рыбаки», «Услышь свое имя», «Птицы» , «Догони свою пару»
1
1
7
Подвижные игры: «Найди себе пару», «Хитрая лиса» , «Кот идет», «Красная шапочка», «Космонавты»
1
1
8
Подвижные игры: «Найди себе пару», «Хитрая лиса» , «Кот идет», «Красная шапочка», «Космонавты»
1
11
9
Повторение изученных игр
1
1
10
Повторение изученных игр
1
1
Игры малой подвижности (12ч)
11
Знакомство с играми малой подвижности
1
1
12
Разучивание игр: «Краски», «Фанты»
1
1
13
Разучивание игр: «Краски», «Фанты»
1
1
14
Разучивание игр: «Молчанка», «Телефон»
1
1
15
Разучивание игр: «Молчанка», «Телефон»
1
1
16
Разучивание игр: «Камешек», «Мережка»
1
1
17
Разучивание игр: «Камешек», «Мережка»
1
1
18
Разучивание игр: «Дятел», «Солнце и месяц»
1
1
19
Разучивание игр: «Дятел», «Солнце и месяц»
1
1
20
21
Повторение изученных игр
1
1
22
Повторение изученных игр
1
1
Настольные игры(6ч)
23
Знакомство с настольными играми
1
1
24
Детское домино
1
1
25
Детское домино
1
1
26
Детское лото
1
1
27
Шашки
1
1
28
Сюжетные настольные игры
1
1
Интеллектуальные игры (6ч)
29
Знакомство с интеллектуальными играми
1
1
30
Разгадывание кроссвордов
1
1
31
Игра «Поле чудес»
1
1
32
Игра «Угадай животного»
1
1
33
Конкурс пословиц и поговорок
1
1
34
Викторина «Наши любимые сказки»
1
1
Игры -догонялки (6ч)
35
Разучивание игр: «Салки-приседалки», «Салки с домом», «У медведя во бору»
1
1
36
Разучивание игр: «Салки-приседалки», «Салки с домом», «У медведя во бору»
1
1
37
Разучивание игр: «Дедушка Мазай», «Рыбачок» , «Уголки»
1
1
38
Разучивание игр: «Узелок» , «Третий лишний»
1
1
39
Разучивание игр: 2Волк во рву», «Два Мороза», «День и ночь»
1
1
40
Повторение изученных игр
1
1
Игры-поиски (10ч)
41
Знакомство с играми-поисками
1
1
42
Разучивание игры «Чего нет?»
1
1
43
Разучивание игры «Кто подходил?»
1
1
44
Разучивание игры «Яша и Маша»
1
1
45
Разучивание игры «Слепой и зрячий»
1
1
46
Разучивание игры «Холодно-горячо»
1
1
47
Разучивание игры «Найди лишнее»
1
48
Разучивание игры«Чего много?»
1
49
Повторение изученных игр
1
1
50
Повторение изученных игр
1
1
Игры с быстрым нахождением своего места(8ч)
51
Разучивание игры «Море волнуется!»
1
1
52
Разучивание игры «Птицы на гнезда!»
1
1
53
Разучивание игры «Гусек»
1
1
54
Разучивание игры «Найди свое место»
1
1
55
Разучивание игры «Космонавты»
1
1
56
Разучивание игры «Третий лишний»
1
1
57
Повторение изученных игр
1
58
Повторение изученных игр
1
1
Игры -хороводы(4ч)
59
Знакомство с игрой «Ходим кругом»
1
1
60
Знакомство с игрой «Ходим кругом»
1
1
61
Разучивание игры «Золотые ворота»
1
1
62
Повторение изученных игр
1
1
Игры с сопротивлением и борьбой(4ч)
63
Разучивание игр: «Пригибание руки», «Коршун и наседки»
1
1
64
Разучивание игр: «Цепи», «Поймай последнего»
1
1
65
Повторение изученных игр
1
1
66
Какие игры мы узнали за год? Подведение итогов
1
1
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Спортивный инвентарь:
Мячи
Скакалки
Настольные игры:
Шахматы
Шашки
Домино
Сюжетные настольные игры
Ноутбук
Проектор
Документ -камера
Литература
-
Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
-
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. - М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.