Пояснительная записка к предмету Юный исследователь 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Юный исследователь» для обучающихся 1 класса составлена в соответствии с основными нормативными документами: 1Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ). 2.Примерная основная образовательная программа (начального) общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). 3.Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». 4.Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4694/12 «О составлении рабочих программ». 5.Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4696/12 «Об организации внеурочной деятельности». 6.Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993). 7.Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Сургутского естественно-научного лицея на 2015-2016 учебный год. 8.Положение о рабочих программах лицея. 9. Авторская программа А. И. Савенкова «Юный исследователь» Основная цель организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в образовательной организации, создание благоприятных условий для развития ребёнка, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей. Программа курса «Юный исследователь» ориентирована на обучающихся начальной школы.

2.Описание места курса в плане внеурочной деятельности лицея В соответствии с планом внеурочной деятельности лицея и примерными программами внеурочной деятельности начального общего образования на данный курс в 1 классе отводится один час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 33 часа. Рабочая программа курса «Юный исследователь» соответствует общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.


3.Общая характеристика курса Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования лицеистов, потому что исследовательская деятельность является средством освоения действительности, способствует развитию умения работать с информацией, формированию исследовательского стиля мышления. Цель курса: трансформация процесса развития интеллектуально творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития. Задачи курса:

  • развивать познавательные потребности младших школьников;
  • развивать познавательные способности младших школьников;
  • обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
  • формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

3.Описание места курса в плане внеурочной деятельности лицея В соответствии с планом внеурочной деятельности лицея и примерными программами внеурочной деятельности начального общего образования на данный курс в 1 классе отводится один час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 33 часа.


4.Результаты освоения курса

Личностные результаты.

У учащегося будут сформированы:

  • положительное отношение к исследовательской деятельности;

  • широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;

  • интерес к новому содержанию и новым способам познания;

  • ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

  • морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметные результаты. Регулятивные УУД. Учащийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • оценивать свои действия на уровне ретро - оценки;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Учащийся получит возможность научиться:
  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи
Познавательные УУД. Учащийся научится:
  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной формах;
  • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
  • владеть основами смыслового чтения текста;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно - следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по какому - либо признаку);
  • подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии;
  • оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи.
Учащийся получит возможность научиться:
  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;
  • оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
  • использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные УУД. Учащийся научится:
  • допускать существование различных точек зрения;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.
Учащийся получит возможность научиться:
  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и
  • взаимодействии;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Воспитательные результаты могут быть распределены по трем уровням. Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в урочной и внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательной организации, т. е. в защищенной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательной организации, в открытой общественной среде

5.Содержание курса Программа учебно-исследовательской деятельности обучающихся должна включает три раздела. 1.«Тренинг». Приобретение учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска. 2.«Исследовательская практика». Проведение обучающимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. 3. «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.) 1. «Тренинг» (17ч.) Тема «Что такое исследование» Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир: Как и где человек проводит исследования в быту? Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? Что такое научные исследования? Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие? Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.). Тема «Наблюдение и наблюдательность» Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности. Тема « Наблюдение как способ выявления проблем» Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.). Практические задания: "Назови все особенности предмета", "Нарисуй в точности предмет", "Парные картинки, содержащие различие", "Найди ошибки художника". Тема «Методы исследования» Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания _ использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий. Тема « Как выбрать тему исследования» Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования. Тема «Цели и задачи исследования» Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Тема «Гипотеза» Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез. Тема «Что такое эксперимент» Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.). Тема «Как составить план работы» Составление плана работы. Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент. Тема «Как задавать вопросы» Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Тема «Учимся выделять главное и второстепенное» Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом». Тема «Как делать схемы» Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание - пиктограммы. Тема «Как работать с книгой» Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов. Тема «Что такое парадоксы» Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа - эксперименты по изучению парадоксальных явлений. Тема «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях» Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.). Тема «Подготовка к защите исследовательской работы» Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования» Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры. 2.«Исследовательская практика» (8ч.) Тема «Экспресс-исследование» Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие. Тема «Коллективная игра-исследование» Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную. Тема «Коллекционирование» (2 ч) Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала. Тема «Экспресс - исследование «Какие коллекции собирают люди» (2 ч) Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах. Тема «Сообщения о своих коллекциях» (2 ч) Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы. 3. «Мониторинг» (8ч.) Тема «Мини-конференция по итогам экспресс - исследований» (2 ч.) Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном. Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследований» (2 ч.) Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Тема «Анализ исследовательской деятельности» Тема «Защита собственных исследовательских работ» (2ч.) Тема «Участие в научно-практической конференции лицея» Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.


Тематический план
Кол-во часов по четвертям

Основные разделы

Кол-во часов Всего Теория Практика I четверть (9 часов

Что такое исследование?

1


Наблюдение и наблюдательность.

1


Наблюдение как способ выявления проблем.

1


Методы исследования

1


Как выбрать тему исследования

1


Цели и задачи исследования.

1


Гипотеза.

1


Что такое эксперимент.

1


Как составить план работы.

1

II четверть (7 часов)

Как задавать вопросы.

1


Учимся выделять главное и второстепенное.

1


Как делать схемы.

1


Как работать с книгой.

1


Что такое парадоксы.

1


Мыслительные эксперименты и эксперименты на моделях.

1


Подготовка к защите исследовательской работы.

1

III четверть (9 часов)

Как сделать сообщение о результатах исследования.

1


Экспресс- исследование.

1


Коллективная игра - исследование.

1


Коллекционирование.

1


Коллекционирование.

1


Экспресс - исследование «Какие коллекции собирают люди».

1


Экспресс - исследование «Какие коллекции собирают люди».

1


Сообщения о своих коллекциях.

1


Сообщения о своих коллекциях.

1

IV четверть (8 часов) Мини конференция по итогам экспресс - исследований.

1


Мини конференция по итогам экспресс - исследований.

1


Мини конференция по итогам собственных исследований.

1


Мини конференция по итогам собственных исследований.

1


Анализ исследовательской деятельности.

1


Защита собственных исследовательских работ.

1


Защита собственных исследовательских работ.

1


Участие в научно-практической конференции лицея.

1

Итого

33ч

6. Описание программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Программа к завершённой предметной линии и системе учебников Савенков А.И Программа «Я - исследователь» - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

Рабочая тетрадь

для обучающихся

Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

Методическое пособие с поурочными разработками Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

Список используемой литературы 1.Савенков А.И. Развитие познавательных способностей.

6 -8 лет. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010. 2. Развитие логического мышления. 6-7 лет. -

Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы 1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru 2.Справочно-информационный Интернет-портал. - Режим доступа: gramota.ru 3.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: nsc.1september.ru/urok

Технические средства обучения

Компьютер, мультимедийный проектор.

7. Основные формы занятий. Занятия могут проводиться в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) исследовательская деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований. Исследовательская деятельность предусматривает поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Лист корректировки рабочей программы

учителя Бачкало Е.П. по внеурочной деятельности «Юный исследователь» в 1В классе


№ урока

Название темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту























Сводная таблица «Выполнение рабочей программы»


Класс


Кол-во часов по плану (год/неделя)

По плану/по факту

Отставание

% реализации программ

Количество компенсирующих мероприятий

I

II

III

IV

V

П

Ф

П

Ф

П

Ф

П

Ф

П

Ф

I

II

III

IV

V

I

п/г

II

п/г







































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сургутский естественно-научный лицей



РАССМОТРЕНО:

на заседании кафедры _______________________ Протокол № 1 от «_____» ___________2015г. Заведующий кафедрой ________/_________________
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВВВР _________/___________

УТВЕРЖДАЮ: Приказ № _______________ от « ____» __________2015г. Директор ______________ Т.В.Кисель

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Юный исследователь»

на 2015-2016 учебный год



Учитель: Бачкало Екатерина Петровна

Класс: 1 В

Количество часов по программе: 33

Количество часов в неделю: 1




г.Сургут


© 2010-2022