- Преподавателю
- Начальные классы
- Пояснительная записка к предмету Юный исследователь 1 класс
Пояснительная записка к предмету Юный исследователь 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бачкало Е.П. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
-
Пояснительная записка
2.Описание места курса в плане внеурочной деятельности лицея В соответствии с планом внеурочной деятельности лицея и примерными программами внеурочной деятельности начального общего образования на данный курс в 1 классе отводится один час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 33 часа. Рабочая программа курса «Юный исследователь» соответствует общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.
3.Общая характеристика курса Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования лицеистов, потому что исследовательская деятельность является средством освоения действительности, способствует развитию умения работать с информацией, формированию исследовательского стиля мышления. Цель курса: трансформация процесса развития интеллектуально творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития. Задачи курса:
- развивать познавательные потребности младших школьников;
- развивать познавательные способности младших школьников;
- обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
- формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
3.Описание места курса в плане внеурочной деятельности лицея В соответствии с планом внеурочной деятельности лицея и примерными программами внеурочной деятельности начального общего образования на данный курс в 1 классе отводится один час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 33 часа.
4.Результаты освоения курса
Личностные результаты.
У учащегося будут сформированы:
-
положительное отношение к исследовательской деятельности;
-
широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
-
интерес к новому содержанию и новым способам познания;
-
ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-
способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Учащийся получит возможность для формирования:
-
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
-
выраженной познавательной мотивации;
-
устойчивого интереса к новым способам познания;
-
адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
-
морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметные результаты. Регулятивные УУД. Учащийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретро - оценки;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно - следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому - либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи.
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и
- взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
5.Содержание курса Программа учебно-исследовательской деятельности обучающихся должна включает три раздела. 1.«Тренинг». Приобретение учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска. 2.«Исследовательская практика». Проведение обучающимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. 3. «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.) 1. «Тренинг» (17ч.) Тема «Что такое исследование» Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир: Как и где человек проводит исследования в быту? Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? Что такое научные исследования? Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие? Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.). Тема «Наблюдение и наблюдательность» Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности. Тема « Наблюдение как способ выявления проблем» Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.). Практические задания: "Назови все особенности предмета", "Нарисуй в точности предмет", "Парные картинки, содержащие различие", "Найди ошибки художника". Тема «Методы исследования» Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания _ использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий. Тема « Как выбрать тему исследования» Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования. Тема «Цели и задачи исследования» Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Тема «Гипотеза» Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез. Тема «Что такое эксперимент» Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.). Тема «Как составить план работы» Составление плана работы. Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент. Тема «Как задавать вопросы» Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Тема «Учимся выделять главное и второстепенное» Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом». Тема «Как делать схемы» Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание - пиктограммы. Тема «Как работать с книгой» Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов. Тема «Что такое парадоксы» Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа - эксперименты по изучению парадоксальных явлений. Тема «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях» Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.). Тема «Подготовка к защите исследовательской работы» Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования» Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры. 2.«Исследовательская практика» (8ч.) Тема «Экспресс-исследование» Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие. Тема «Коллективная игра-исследование» Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную. Тема «Коллекционирование» (2 ч) Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала. Тема «Экспресс - исследование «Какие коллекции собирают люди» (2 ч) Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах. Тема «Сообщения о своих коллекциях» (2 ч) Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы. 3. «Мониторинг» (8ч.) Тема «Мини-конференция по итогам экспресс - исследований» (2 ч.) Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном. Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследований» (2 ч.) Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Тема «Анализ исследовательской деятельности» Тема «Защита собственных исследовательских работ» (2ч.) Тема «Участие в научно-практической конференции лицея» Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
Тематический план
Кол-во часов по четвертям
Основные разделы
Кол-во часов Всего Теория Практика I четверть (9 часов
Что такое исследование?
1
Наблюдение и наблюдательность.
1
Наблюдение как способ выявления проблем.
1
Методы исследования
1
Как выбрать тему исследования
1
Цели и задачи исследования.
1
Гипотеза.
1
Что такое эксперимент.
1
Как составить план работы.
1
II четверть (7 часов)
Как задавать вопросы.
1
Учимся выделять главное и второстепенное.
1
Как делать схемы.
1
Как работать с книгой.
1
Что такое парадоксы.
1
Мыслительные эксперименты и эксперименты на моделях.
1
Подготовка к защите исследовательской работы.
1
III четверть (9 часов)
Как сделать сообщение о результатах исследования.
1
Экспресс- исследование.
1
Коллективная игра - исследование.
1
Коллекционирование.
1
Коллекционирование.
1
Экспресс - исследование «Какие коллекции собирают люди».
1
Экспресс - исследование «Какие коллекции собирают люди».
1
Сообщения о своих коллекциях.
1
Сообщения о своих коллекциях.
1
IV четверть (8 часов) Мини конференция по итогам экспресс - исследований.
1
Мини конференция по итогам экспресс - исследований.
1
Мини конференция по итогам собственных исследований.
1
Мини конференция по итогам собственных исследований.
1
Анализ исследовательской деятельности.
1
Защита собственных исследовательских работ.
1
Защита собственных исследовательских работ.
1
Участие в научно-практической конференции лицея.
1
Итого
33ч
6. Описание программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников Савенков А.И Программа «Я - исследователь» - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
Рабочая тетрадь
для обучающихся
Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
Методическое пособие с поурочными разработками Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
Список используемой литературы 1.Савенков А.И. Развитие познавательных способностей.
6 -8 лет. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010. 2. Развитие логического мышления. 6-7 лет. -
Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы 1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru 2.Справочно-информационный Интернет-портал. - Режим доступа: gramota.ru 3.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: nsc.1september.ru/urok
Технические средства обучения
Компьютер, мультимедийный проектор.
7. Основные формы занятий. Занятия могут проводиться в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) исследовательская деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований. Исследовательская деятельность предусматривает поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Лист корректировки рабочей программы
учителя Бачкало Е.П. по внеурочной деятельности «Юный исследователь» в 1В классе
№ урока
Название темы
Дата проведения по плану
Причина корректировки
Корректирующие мероприятия
Дата проведения по факту
Сводная таблица «Выполнение рабочей программы»
Класс
Кол-во часов по плану (год/неделя)
По плану/по факту
Отставание
% реализации программ
Количество компенсирующих мероприятий
I
II
III
IV
V
П
Ф
П
Ф
П
Ф
П
Ф
П
Ф
I
II
III
IV
V
I
п/г
II
п/г
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сургутский естественно-научный лицей
РАССМОТРЕНО:
на заседании кафедры _______________________ Протокол № 1 от «_____» ___________2015г. Заведующий кафедрой ________/_________________
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВВВР _________/___________
УТВЕРЖДАЮ: Приказ № _______________ от « ____» __________2015г. Директор ______________ Т.В.Кисель
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Юный исследователь»
на 2015-2016 учебный год
Учитель: Бачкало Екатерина Петровна
Класс: 1 В
Количество часов по программе: 33
Количество часов в неделю: 1
г.Сургут