Развитие позновательных способностей 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска

средняя общеобразовательная школа № 16


Рабочая программа

курса «Развитие познавательных способностей»

для 1 класса



Программа разработана на основе Программы курса «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей». (Автор О. А. Холодова, лауреат конкурса «Грант Москвы», учитель высшей категории прогимназии № 1758 СВАО г. Москвы).



Пояснительная записка
Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле. Сенека младший, римский писатель и философ.
Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и не поздно. Но лучше начать эту работу как можно раньше. В этом может помочь специальный курс «Юным умникам и умницам» («Развитие познавательных способностей»). Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, помогает формированию нестандартного, «красивого» мышления. Данный систематический курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Дополнительные сведения из различных областей жизни, включённые в методическое пособие и рассказанные взрослым, существенно расширят знания детей о мире, будут способствовать их нравственному воспитанию и всестороннему развитию личности. Для проведения занятий по РПС предлагается учебно-методический комплект, состоящий из: а) двух рабочих тетрадей на печатной основе для учащихся на каждое полугодие; б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещёнными в тетради; в) программы курса РПС.


Настоящая рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования) по русскому языку, утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.
  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
  4. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего образования на 2012-2013 учебный год (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 20.04.2010 г. № 164-мр (в ред. от 30.12.2010 г. № 1235-мр).
  5. Учебный план ОУ на 2012-2013 учебный год.
  6. Примерная (авторская) программа по русскому языку.
  7. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 г. № 75-37-0541/11.



Общая характеристика учебного предмета


Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности. А это означает, что возникает интерес к учебе. В данном курсе сделана попытка создания системы учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии необходимо проводить коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей сформируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач. В курсе используются задачи разной сложности, и слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия. В процессе выполнения каждого из них идет развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Все задания условно можно разбить на несколько групп: - задания на развитие внимания. - задания на развитие памяти. - задания на совершенствование воображения. - задания на развитие логического мышления. Задания на развитие внимания К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие: произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение таких заданий способствует формированию жизненно важных умений: целенаправленно сосредоточиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи. Задания, развивающие память В рабочие тетради включены упражнения на совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени. Задания на развитие и совершенствование воображения Развитие воображения построено в основном на материале геометрического характера:

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, которые выбираются из множества данных;
  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Также включена работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел). Задания, развивающие мышление Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Также предлагаются задания, направленные на формирование умений выполнять алгоритмические предписания.

Цели и задачи курса
Цель курса: расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод в зону актуального развития. Задачи курса: - развитие познавательных способностей; - развитие общеучебных умений и навыков.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности курса
Познавательный аспект Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков. Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Развивающий аспект Развитие речи. Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать. Развитие сенсорной сферы. Развитие двигательной сферы. Воспитывающий аспект Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).

Основные принципы распределения материала


1) системность - задания располагаются в определенном порядке; 2) принцип «спирали» - через каждые 7 занятий задания повторяются ; 3) принцип «от простого к сложному» - задания постепенно усложняются; 4) увеличение объема материала; 5) наращивание темпа выполнения заданий; 6) смена разных видов деятельности. Таким образом достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Построение занятия
Методы и приемы организации учебной деятельности второклассников ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Большое внимание уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания. На занятие по РПС во втором классе отводится 40-45 минут. Рекомендуемая модель занятия: «МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (2-3 минуты). РАЗМИНКА (3-5 минут). Во втором классе увеличивается количество вопросов, включенных в разминку. Сами вопросы становятся более сложными. Увеличивается темп вопросов и ответов. ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ - ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ (15 минут). Материал, включенный в раздел «Задания на развитие внимания», имеет своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает. Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант. В раздел «Развитие воображения» включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (работа со спичками); на вычерчивание фигур без отрыва карандаша; на отгадывание изографов; на разгадывание ребусов. ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут). ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ - (10 - 15 минут). Во 2 классе, с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников, предлагаются задачи логического характера. Продолжается совершенствование умений сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения; делать заключение из двух суждений.. Продолжается формирование умений делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики. ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И СПОСОБНОСТИ РАССУЖДАТЬ - (5 минут). В целях развития логического мышления учащимся нужно предлагать задачи, при решении которых им нужно самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения. Способность ребенка анализировать проявляется при разборе условий задания и его требований, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой. Поэтому в занятия включены задачи «на группировку». Общий смысл таких задач заключается в поиске общих и отличительных признаков у различных предметов. Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени. Поэтому в занятия включены задачи «на выведение». Общий смысл этих задач заключается в поиске суждения, непротиворечиво следующего из данных суждений.

Контроль и оценка достижений


Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы 1, данные в которую заносятся на занятиях № 1 и № 33 (34 во 2-4 классах). Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят. Для оценки эффективности занятий по РПС можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
  • поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Перечень программно-методического обеспечения


Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет): Рабочие тетради в 2-х частях. О. Холодова. - М: Росткнига, 2012. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет): Методическое пособие, 1 класс. О. Холодова. - М: Росткнига, 2012.










№ п/п

Тема урока (развиваемые способности)

Дата

Материал

1 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало года

4с с. 1-3

2

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

11с с. 4-7

3 Тренировка внимания. Развитие мышления.

18с с. 8-10

4

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

25с с. 10-12

5 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

2ок с. 13-15

6

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.

9ок с. 16-18

7 Совершенствование воображения. Совершенствование мыслительных операций.

16ок с. 18-21

8

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

23ок с. 21-23

9 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

30ок с. 24-26

10 Тренировка внимания. Развитие мышления.

13н с. 27-29

11 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

20н с. 30-32

12 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

27н с. 33-35

13 Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.

4д с. 36-38

14 Совершенствование воображения

11д с. 39-41

15 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

18д с. 42-44

16 Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

25д с. 45-47

17 Тренировка концентрации внимания. Развитие мышления.

15я с. 48-50

18 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

22я с. 1-3

19 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

29я с. 4-6

20 Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.

5ф с. 7-9

21 Совершенствование воображения

12ф с. 10-13

22 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

26ф с. 13-16

23 Тренировка концентрации внимания. Развитие мышления.

5м с. 17-19

24 Тренировка внимания. Развитие мышления.

12м с. 20-22

25 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

19м с. 23-25

26 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

2а с. 26-29

27 Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.

9а с. 29-32

28 Совершенствование воображения

16а с. 33-36

29 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

23а с. 36-39

30 Тренировка концентрации внимания. Развитие мышления.

30а с. 39-42

31 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

7м с. 43-46

32 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

14м с. 46-48

33 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец года

21м с. 49-51

Календарно-тематическое планирование





© 2010-2022