Рабочая программа для 1 класса (внеурочная деятельность)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №79

Орджоникидзевского района городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

Рассмотрено Согласовано Утверждено

на заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ №79

учителей начальных классов Валеева Ф.Т. ______________ Сыртланов Р.Н.___________

Протокол №__ от________2014г «___»________________2014г Приказ №_______

Руководитель ШМО: от «____»___________2014г

Ахмерова А.Р._____________


Валеева Ф.Т. ______________ СыртланоР.Н.___________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ

(КРУЖОК)


«Изучаем родной край»

на 2014/2015 учебный год



Составила:

учитель начальных классов:

Каримова Г.Р.

Первая категория




Пояснительная записка


Курс «Изучаем родной край» реализует патриотическое направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках эксперимента по апробации федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного курса - ознакомление учащихся с историей родного края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее истории и культуре, формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми, совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры. Данный курс реализует региональный компонент и расширяет круг знаний по предмету «История, окружающий мир, культура и литература Башкортостана» Основными методами реализации программы являются изучение истории края, организация познавательной и творческой деятельности учащихся.
Место факультатива в учебном плане. Программа рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35 минут.


Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий, проектов) усиливают эффективность всех аспектов воспитания - нравственного, гражданского, эстетического. Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом.

Изучение курса направлено на достижение следующих целей:

- содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;

- формировать здоровые этико-эстетические представления школьников, привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов Башкортостана , стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно данной нации;

- способствовать возрождению и развитию национальных культур .



Общая характеристика факультатива
Содержание предполагает решение следующих задач:

  • ознакомление с историей и бытом башкир, их традициями и обычаями;
  • знакомство с героическими событиями, происходившими на башкирской земле, подвигами своих земляков;
  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;
  • введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

Содержание курса

С чего начинается Родина? 4ч

Символы Башкортостана 3ч

Исторические сведения 3ч

Жизнь башкирского народа 8ч

Культура башкирского народа 5ч

Башкирский фольклор 5ч

Природа Башкортостана 2ч

Обобщение 3ч

В предлагаемой программе предусматривается получение системных знаний по материальной и духовной культуре башкир, а также других народов, населяющих Башкортостан . В связи с тем, что история родного края самостоятельно в начальных классах не изучается, в программу включен и историко-краеведческий материал. Ознакомление учащихся с некоторыми важнейшими событиями истории, биографическими данными выдающихся личностей прошлого Башкортостана способствует воспитанию с малых лет интереса и любви к родной земле и родному краю.

Тематическое построение программы обеспечивает цельность и системность урока, дает возможность осуществления межпредметных связей, проведения интегрированных уроков культуры и музыки (изобразительного искусства, природоведения).

Содержание предмета составляют произведения детской литературной классики, музыкального, изобразительного, театрального искусства, сведения о наиболее значительных событиях из истории Башкортостана , а также лучшие детские произведения современных башкирских писателей, композиторов, художников, материалы о жизни и творчестве известных актеров, певцов, танцоров, фольклорные тексты, описания народных праздников, обычаев, игр; сведения о жизни и творчестве деятелей культуры , произведения литературы и искусства других национальностей, проживающих на территории республики Башкортостан . Содержание предмета учитывает художественную, образовательную и воспитательную ценность произведений, доступность материала соответственно возрастным особенностям учащихся, педагогическую целесообразность их изучения.

Основные разделы программы:

  • С чего начинается Родина?

  • Символы Башкортостана.

  • Исторические сведения

  • Жизнь башкирского народа

  • Культура башкирского народа

  • Башкирский фольклор

  • Природа Башкортостана

Воспитательные идеи программы:

  • Познай свою малую родину!

  • Люби свой родной край!

  • Старайся делать добро!

Ожидаемые результаты:

  • расширение кругозора, получение первичных знаний о своем родном крае;

  • обогащение личного опыта общения детей;
  • ориентация на общечеловеческие ценности;
  • уважительное отношение к истории и культуре родного края.

Учебный комплект для учащихся:

Идельбаев М.Х., Сулейманов А.М. Живые родники. - Уфа: Китап, 2011.

Культура Башкортостана . Рабочая тетрадь к учебнику Живые родники для 1- 2 класса . Уфа: Китап, 2011.

Учебно-методическая литература для учителя:

1. История и культура Башкортостана . Хрестоматия. Уфа, ГУП РБ «Уфимский полиграфкомбинат»,2008.

2 . Я живу в Башкортостане : Пособие для внеклассного чтения по культуре Башкортостана ./ БИРО, 2002.

3.500 вопросов и ответов об Уфе. Подготовлено при поддержке Администрации городского округа г.Уфа, 2010.

4. Ю.А. Узиков. Исторические памятники Уфы. - Уфа: Китап, 1999.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения

факультативного курса

Учащиеся по истории и культуре Башкортостана должны знать:

- по народному творчеству: жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (некоторые верования и обряды, пословицы, загадки, сказки, легенды и предания, песни, особенно связанные с историей, байты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей-сэсэнов;

- по литературе: основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов, иметь общее представление об основных этапах развития башкирской литературы.

Учащиеся должны быть ознакомлены с творчеством некоторых писателей и поэтов других республик, выходцев из Башкортостана , быть осведомленными о русско-башкирских литературных связях.

- по декоративно-прикладному и изобразительному искусству: знать об основных видах (вышивка, ткачество, художественная обработка дерева, металла, кожи и т.д.) декоративно-прикладного искусства и сферах его применения (украшения жилища, народный костюм, убранство коня, узорные ткани и т.д.), о связи (общие моменты и различия) декоративно-прикладного искусства башкир с аналогичным творчеством других народов, о творческой деятельности ведущих художников, скульпторов РБ;

- по музыкальному искусству: знать творчество ведущих композиторов РБ, иметь представление об основных жанрах музыкального искусства (песни, вокальные, хоровые, инструментальные произведения, симфония, балет, опера и др.), знать ведущих исполнителей как народного, так и профессионального искусства (курсистов, певцов, скрипачей, дирижеров и т.д.).

- по театральному и хореографическому искусству: знать краткую историю профессиональных театров РБ, творчество ведущих исполнителей оперы и балета; знать природу, разнообразие народных танцевальных традиций, творческий путь Башкирского государственного ансамбля народного танца им. Ф.Гаскарова, широко распространенные его танцы, выдающихся мастеров народного танца.


Используемая литература:


  1. «Башкортостан: Краткая энциклопедия». - Уфа: Научное издательство

«Башкирская энциклопедия», 1996, 672 с.


  1. Кузбеков Ф.Т. «История культуры башкир». Уфа: Китап, 1997. - 128 с. «Очерки по культуре народов Башкортостана». Учебное пособие по курсу


  1. «История, литература и культура Башкортостана»/Сост. Бенин В.Л. Уфа: Китап,

1994. - 160 с.


  1. История и культура Башкортостана . Хрестоматия. Уфа, ГУП РБ «Уфимский полиграфкомбинат»,2008.


  1. Я живу в Башкортостане : Пособие для внеклассного чтения по культуре Башкортостана ./ БИРО, 2002.


  1. 500 вопросов и ответов об Уфе. Подготовлено при поддержке Администрации городского округа г.Уфа, 2010.


  1. Ю.А. Узиков. Исторические памятники Уфы. - Уфа: Китап, 1999.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс


Тема занятия Содержание занятия


Дата проведения по плану Дата проведения по факту




С чего начинается Родина? 4ч




1

С чего начинается Родина?

Понятия «Родина большая и малая», «родной край».

Творческая деятельность: рисунок на тему «Мой родной край»



2

Башкортостан - мой край!

История возникновения названия.

Работа по карте.



3

Родной дом, родной край

Стихотворения башкирских поэтов.

Конкурс чтецов.



4

Уфа - столица Башкортостана

Презентация о достопримечательностях нашего города.

Фотовыставка.





Символы Башкортостана 3ч




5

Флаг Башкортостана

Как выглядит флаг. История флага

Творческая деятельность: рисунок (аппликация) на тему «Флаг Башкортостана»



6

Герб Башкортостана

Как выглядит герб Башкортостана. История герба Башкортостана.

Раскрашивание герба.



7

Гимн Башкортостана

Что такое гимн? История гимна Башкортостана.

Слушание гимна Башкортостана





Исторические сведения 3ч



8

Что изучает история?

Что изучает история? Кого называют археологами?

Беседа



9

Первые поселения на башкирской земле

Кто жил на территории нашего края в давние времена?

Беседа



10

Чем занимались башкиры?

Презентация

Конкурс рисунков по теме.




Жизнь башкирского народа 8ч



11

Жилище башкир

Творческая деятельность: рисунок (аппликация) на тему «Юрта»



12

Башкирский орнамент

Творческая работа - аппликация «орнамент»



13

История вещей. Посуда.

Башкирская утварь Деревянная, глиняная посуда

Творческая деятельность: рисунок (лепка) на тему «Посуда» с башкирским орнаментом



14

История вещей. Одежда.

Как одевались башкиры.

Украшения.

Творческая деятельность: рисунок на тему «Одежда»



15

Башкирские семьи.

Семейный уклад.

Как воспитывали детей.

Что такое «Родословная - шежере»?

Проект: составление родословной своей семьи.



16

Имена и фамилии

История имен и фамилий.

Проект: Что означает мое имя?



17 Национальные традиции, обряды, обычаи, праздники
Сабантуй. Элементы праздника - игры на свежем воздухе



18 Блюда башкирской кухни Фотовыставка «Мамины рецепты» детские доклады о блюдах






Культура башкирского народа 5ч



19 О чем поет курай? Знакомство с древним народным музыкальным инструментом. Чтение легенды о курае Слушание музыки



20 Салават Юлаев - легендарный герой и поэт- импровизатор
Рассказ о личности легендарного воина , поэта С.Юлаева. Чтение стихотворений



21 Художники Башкортостана
Презентация



22 Мустай Карим - народный поэт и писатель Башкортостана Знакомство с творчеством писателя.



23 В мире танца

Знакомство с творчеством народного ансамбля танца им. Файзи Гаскарова.

Просмотр фильма.



24 Защитники мира. Экскурсия в Музей Боевой Славы

Аппликация - открытка ветерану.





Башкирский фольклор 5ч



25 Загадки и кулямасы Чтение загадок и кулямасов. Составление своей загадки.



26 Башкирские пословицы и поговорки
Понятие о пословицах и поговорках. Чтение. Составление книжки-малышки



27 Исторические песни. Назидательные сказки

Из истории песен «Любизар» и «Баик»



28 Сказки о животных. Сказки-загадки
Чтение сказок «Заяц и Лев», «Подарок» Иллюстрирование сказки.



29 Играем и поем, весело живем. Разучивание игр. Чтение стихотворений об играх и спорах детей.






Природа Башкортостана 2ч




30 Реки и озера Башкортостана
Чтение легенды о реках Агидель, Караидель



31 Животные Башкортостана
Экскурсия в музей Лепка зверей.






Обобщение 2ч




32 Что мы узнали и чему научились
Викторина «Проверь себя»



33 Мы принимаем гостей Правила меджлиса, застолья



34 Резервный урок




© 2010-2022