К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

К.Паустовской «Корзина с еловыми шишками»
(интегрированный урок: литература и музыка)

Цели и задачи:

  • воспитание доброго отношения к людям, желание быть полезным окружающим, умение понимать прекрасное, осознавать своё место на уроке и в жизни.

  • Работать над выразительностью чтения.

  • Расширять кругозор детей, обогащать словарный запас, приобщать их к искусству, продолжать обучение работать в группах.

  • Формировать творческое воображение через умение представлять картины, по музыкальному произведению.

Планируемые достижения на уроке:

  • умение анализировать эмоциональное состояние героев;

  • умение анализировать прочитанное;

  • воспитание любви к музыке;

Тип урока: интегрированный урок : литература и музыка)

Методы: словесные, иллюстративные с применением ИКТ, элементы критического мышления - мысли вслух, ассоциации, предположения )

Оборудование: запись с музыкой Э.Грига («Утро»), слайдовая презентация, шишки, шкатулка, зеркало, фортепиано.

План урока:

1.Оргмомент

2. Психологический настрой

3. Вступительное слово учителя (под звуки музыки)

4. Ассоциации

5. Сюрпризный момент - секрет.

6.Метод индукции. Сообщение темы

7. Подготовка к восприятию текста.

8. Беседа, словарная работа. Знакомство с биографией К.Паустовского (слайды)

9. Физминутка.

10. Работа над произведением - чтение 1 части. Минутный настрой.

11. Работа с прочитанной частью из рассказа. Анализирование.

12. Знакомство с биографией Э.Грига (слайды)

13. Продолжение работы по прочитанной части: озаглавить, записать на доске.

14. Чтение 2 части цепочкой.

15. Запись выбранного детьми заголовка на доске.
16. Прослушивание произведения композитора Грига «Утро»

17. Анализ прослушанной музыки. Ответы учащихся и их мысли вслух.

18. Итог урока.

19. Сюрпризный момент- со шкатулкой

20. Д/З

21. Рефлексия - с шишками

22. Оценки.

Ход урока


I. Организационный момент. 2. Психологический настрой:
Учитель:
Ребята, у нас хорошее настроение, мы собираемся плодотворно поработать и узнать что-то новое или вспомнить то, что знали.

Наш урок я хочу начать с прослушивания музыкального фрагмента (звучит музыка - медленная лирическая - играет С.В.Бродинская)

3. Вступительное слово учителя на фоне музыки.

Учитель.
Музыка бывает разной. Она может вызвать разные чувства. А почему люди пишут музыку, стихи, картины, лепят скульптуры? Всё это - искусство. Мир вокруг нас огромен, прекрасен и удивителен, и когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своими открытием, он старается передать красоту мира красками, словами, звуками. А люди, которые слушают, его стихи, или музыку, смотрят его картины, тоже начинают видеть и чувствовать эту красоту, то становятся добрее, красивее, лучше. Искусство не даёт жизни сделаться, серой, скучной.
"Наполним музыкой сердца,
Устроим праздники из буден …" говорил и пел Юрий Визбор.

Учитель: Замечательные строчки из песни.

Ребята, вы внимательно прослушали это произведение. Скажите, какие ассоциации оно у вас вызвало - «Мысли вслух» (дети отвечают)

-Скажите, а кто пишет музыку? Кто пишет художественные произведения? (ответы учащихся)

- А, кто, по вашему мнению, самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?

(ответы детей)

5. Сюрпризный момент.

- У меня есть один сказочный предмет: вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке. Ну, а пока это секрет.

Я надеюсь, что в конце урока вы откроете этот секрет.


6. Сообщение темы и задач урока:

Учитель: Посмотрите на доску. Подумайте и попробуйте догадаться, какое открытие мы сегодня сделаем на уроке чтения? (слайд 1)

На доске написано:
1 К.Паустовский.
2 "Корзина с еловыми шишками".
3. Э.Григ
4. Жанр
5. Идея


Учитель.


Ответы и предположения школьников (запись на доске).
- Знакомство с писателем.
- Открытие тайн данного произведения.
- Определение жанра и темы.
- Учиться понимать текст, видеть в нем главную мысль, чему-то учиться.
- Сделать для себя открытие чего-то нового.

Учитель: Хорошо, мы запомнили и записали ваши предположения.

7. Подготовка к восприятию текста.


8.Вопросы к детям.
- Что вы больше всего любите читать - стихи, рассказы, сказки?


- Вспомните, что такое рассказ? ( Ответы детей).


На доске вписываем возле слова жанр- рассказ

8. Словарная работа - рассказ - это небольшое повествовательное произведение, в котором описано событие из жизни героя)

Идея - это главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание художественного произведения.

Тема - это круг явлений и событий, образующих основу произведения, объект художественного изображения, то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь основное внимание.


Учитель:

Итак, мы с вами познакомимся с рассказом К. Паустовского. На это произведение отводится несколько уроков. Сегодня 1 урок.

Ребята, а вы знакомы с творчеством К. Паустовского? (просмотр слайдов и знакомство с биографическими данными и его произведениями) (слайд 3 - 5)

Ребята, а вы знаете, о чем пишет К.Паустовский? (слайд 4, 6)


Ответы детей. О природе (слайд 7 - 11)


Учитель.

Сейчас по названию рассказа мы попытаемся догадаться, о чем будем читать.


Ответы детей. О шишках. О природе.


Учитель. Спасибо! А, кому посвятил этот рассказ К.Г.Паустовский?

( композитору Эдварду Григу)


Работа с иллюстрацией из учебника.


Учитель. (Страница). Как вы считаете, кто еще будет встречаться в рассказе?
Ответы учеников. Девочка. Мужчина. Осень. (На вопрос - что?).


Завершение подготовительного этапа и предположения содержания текста.


9. Ф-и-з-м-и-н-у-т-к-а под музыку.

Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их все лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.


10. Чтение 1 части. Перед чтением минутный настрой.


Учитель. Мы попадаем в удивительный мир, который поможет нам лучше понять происходящие в жизни события и задуматься о тех людях, которые находятся рядом с нами.
Читают учитель и дети в классе по переменки - «цепочкой»


11 . Работа с прочитанной частью из рассказа.

Учитель. Мы познакомились с содержанием 1 части. Действительно, в ней встретилось многое, о чем мы и предполагали. А что нового мы узнали из части?
Ответы детей. Главные персонажи - Дагни и Э.Григ. Композитор Норвегии. Описание красоты природы (слайд 14, 18,19, 20)


12. Демонстрация слайдов о Э.Григе. Дети читают автобиографию (слайд 11 - 12)

Историческая справка.

Учитель. Эдвард Григ - норвежский композитор, родился 15 июля 1843 года в небольшом приморском городе Бергене. Отец был британским консулом, а мать пианисткой, именно она дала сыну начальное музыкальное образование, т.к. музыка притягивала Эдварда с раннего детства. В 1862г. Григ окончил Лейпцигскую консерваторию в Германии и стал писать музыку.
Одним из первых, кто оценил его музыкальные произведения, был великий сказочник Г.Х. Андерсен.
Эдвард Григ писал музыку и к литературным произведениям, которые ставились в театрах. Он был знаком с такими всемирно- известными людьми как великий венгерский композитор Ференц Лист и Петр Ильич Чайковский - великий русский композитор. Эдвард Григ и сам был одним из талантливейших композиторов нашего века.


13. Продолжение работы по прочитанной части.


Учитель.
О чем произошел диалог между Дагни и Григом? А почему Григ заговорил именно о подарке с девочкой? Почему Дагни говорила именно о кукле и о дедушке? Что самое главное в 1 части? Давайте озаглавим эту часть.
Варианты детей. Встреча. Подарок. Беседа. (Запись на доске).


Учитель. Как вы считаете, что будет дальше?
Ответы детей. Напишет музыку. Они встретятся...

Учитель. Хотите узнать? Тогда читаем дальше.


14.Чтение 2 части цепочкой.


Учитель. Что же узнали нового?
Ответы детей. Григ пишет музыку. Мечтает. Зима. Мечты о встрече с девушкой (слайд 21)


15. Учитель. Озаглавим 2 часть. Мечта. Написание музыки.


Запись выбранного детьми заголовка на доске.


16. Прослушивание произведения композитора Грига «Утро»


Учитель. Какое у вас настроение после услышанной мелодии? Какой фрагмент из рассказа вы вспоминаете? Почему? Объясните. Что мы можем рассказать о характере Грига?
Каждый человек талантлив по-своему, многим людям хочется поделиться своим состоянием души с другими: радостью, горем, тоской. И появляются на свет замечательные шедевры, созданные талантливыми создателями. Ребята, как вы думаете, какие это работы?


17. Ответы и мысли вслух.


Учитель. Да, словом владеет поэт и писатель, красками и кистью - художник, а композитор - звуками....

18. Итог урока.

- Прошло много лет с тех пор, как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми бессмертны.

- Так чему же учит это произведение?
Смогли ли мы с вами выполнить задачу, которую поставили в начале урока? Что больше понравилось? Почему?

Ответы и впечатления детей.

Вывод: (надо жить, принося радость другим людям)

Учитель:
- Мне бы хотелось, чтобы вы стали хорошими людьми. И слова М.Пришвина и В. Сухомлинского были бы вашим девизом по жизни.

Все хорошее в природе - от солнца;
А все лучшее в жизни - от человека.
М. Пришвин.

Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо.
В.А.Сухомлинский.

19. Сюрпризный момент.

Учитель: В начале урока я показала вам шкатулку. Давайте заглянем в нее и получим ответ на вопрос: Кто же был самым важным и нужным на нашем уроке?

(В шкатулке - зеркало. Каждый видит - себя)

- Вы удивлены? Ребята, Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы. Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?


Учитель. А вы хотите узнать, чем же закончилась эта история? - Как вы думаете, узнает о своем подарке Дагни?

- Как это произойдет?


20. Домашнее задание: Дочитать рассказ до конца и озаглавить части. Кто хочет, может нарисовать рисунок к произведению.

21. Рефлексия.

- В произведении Паустовского Дагни собирала шишки. У вас тоже есть шишки. Они разного цвета: желтые, зеленые, красные.

Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали - прикрепите розовую шишку (самую спелую).

- Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получилось - желтую.

- Если вам было сложно разобраться, есть трудности - зеленую, надо немного созреть.

22. Выставление оценок



© 2010-2022