• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок по русскому языку для 2 класса Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным

Урок по русскому языку для 2 класса Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект по русскому языку во 2 классе

Учебный предмет: русский язык

Класс: 2 класс

Тема урока: Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели:

Образовательная:

познакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи; развивать умение распознавать имена прилагательные в речи;

Воспитательная

Воспитание наблюдательности, внимания, любви к природе

Развивающая

Развитие речи учащихся, логического мышления

Задачи

Учить распознавать в речи имена прилагательные;

Формировать навыки грамотного письма;

Развивать самоконтроль, мышление, речь

Учить работать совместно, в парах;

Стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы;

Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные:

распознавать имя прилагательное среди других частей речи;

обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному;

выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными;

приводить примеры имён прилагательных;

Метапредметные:

понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

выполнять действия по намеченному плану, по правилу;

называть разные источники информации;

находить информацию в тексте;

делать выводы на основе наблюдения;

соотносить сделанный вывод с образцом, вносить исправления, добавления

Личностные:

Проявлять положительное отношение к языковой деятельности.

Межпредметные связи:

Литературное чтение, анализ высказывания

Ресурсы урока: учебник, ч.2, с. 86; презентация; карточки; рабочая программа.


Ход урока

1.Организационный момент.

-Откройте тетради, положите правильно, сядьте красиво, правильно. Запишите число, классная работа.

II. Постановка цели и задач урока

- Какие времена года вы знаете? (зима, лето, осень, весна).

- Какое время года идёт сейчас? (весна).
- Назовите весенние месяцы. Запишите.
Март, апрель, май
- А какие это месяцы? (весенние)

- Запишите

Март, апрель, май - весенние месяцы.
- Какое слово лишнее?
(Весенние.)
- Почему? Докажите. (Это не имя существительное)

-Если это не имя существительное, то к какой части речи оно относится?

(Это мы еще не знаем. Это нам предстоит узнать (некоторые ученики могут назвать имя прилагательное.)

-Сегодня мы познакомимся с новой частью речи. Это и будет тема нашего урока. Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

( Познакомиться с новой частью речи. Узнать как можно больше об имени прилагательном.)

А что именно мы должны узнать об имени прилагательном? Какие задачи урока. Поставим?

(Надо узнать, что обозначают имена прилагательные, на какие вопросы отвечают, научиться отличать их от других слов, узнать о роли прилагательных в нашей речи.)

- Прочитайте предложение.

У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост. (слайд1)

- Как вы думаете, можно узнать о каком животном идёт речь в этом предложении?

(Это сделать трудно.)

- Посмотрите, ребята мнения наши разошлись.

- А как вы думаете почему? (Нет признаков)

- Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о белочке? (слайд 2)

- Хорошо ребята, а теперь у каждого из вас есть карточка. Мы будем работать над первым заданием.

- Вы должны, вставить пропущенные слова.

- Слова помощники у вас записаны внизу в скобках.

- Прочитайте, что же у вас получилось?

У неё острые зубки, тоненькое рыльце, чуткие ушки, рыжая шерсть и пушистый хвост. (слайд 3)

- А теперь понятно, о ком же идёт речь в этом предложении?

- А теперь поставьте к словам помощникам вопросы

Какие? Острые

Какое? Тоненькое

Какие? Чуткие

Какая? Рыжая

Какой? Пушистый

- Что обозначают слова, которые помогли описать животное? (Признак предмета)

- Какой частью речи они являются?

- Какой вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?

Вывод: Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.

- Давайте проверим, правильно ли мы с вами сформулировали правило (учебник, с. 86)

III. Актуализация изученного материала

-Посмотрите на доску, прочитайте слова и подумайте на какие 3 группы можно разделить данные слова.

На доске слова: цветок, сильный, раскрасил, зелёный , найдёт, хороший, девочка, окно, побежал

-На какие группы мы разделим слова? Почему?

( Это имена существительные, глаголы и прилагательные.)

цветок раскрасил сильный

девочка найдёт зелёный

окно побежал хороший

-Давайте посмотрим на первый столбик. Что мы можем сказать об этих словах?

(Это имена существительные. Они обозначают предметы, явления и отвечают на вопросы кто? что?)

-Посмотрите, на второй столбик, что это за слова?

(Глаголы - это часть речи, которая обозначает действия предметов, отвечает на вопросы что делает? что сделает? что будет делать? )

-А что вы можете сказать о третьем столбике?

(Это имена прилагательные).

-Что общего в этих словах? Что они обозначают? Что их отличает от других слов? (Предположения детей)

IV. Усвоение новых знаний

1. Что обозначает имя прилагательное? (признак предмета)

- Для чего нужны имена прилагательные в нашей речи?

- Когда мы всматриваемся, вслушиваемся в те предметы, которые нас окружают, мы понимаем, что каждый из этих предметов состоит из своих качеств и свойств, то есть признаков

- Можно ли обойтись без них? (да, но наша речь будет некрасивой, неточной)

2. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

- Когда мы всматриваемся, вслушиваемся в те предметы, которые нас окружают, мы понимаем, что каждый из этих предметов состоит из своих качеств и свойств, то есть признаков. (Прилагательные отвечают на вопросы : какой? какая? какое? какие? )

-Убедимся в этом. Выполним упр. №148.

V. Физминутка

VI. Наблюдение над связью имени прилагательного с именем существительным

1.Подберите по одному имени прилагательному к каждому слову (слова записаны на доске)
(учащиеся работают по рядам, каждый ряд со своим словом)

Ветка, ручей, ночь
- Рядом с какой частью речи стоит имя прилагательное? (с именем существительным)
- Запишем с комментированием данные словосочетания.

Зелёная ветка, широкий ручей, тёмная ночь.

2. Игра. Отгадай кто это?

Бурый, мохнатый, косолапый. Медведь

Рыжая, хитрая, ловкая. Лиса

Серый, хищный, жадный. Волк

Белый, пушистый. Снег

Круглое, сладкое, сочное. Яблоко

- Можно ли по признакам определить, о каком предмете идёт речь? (да)

- Где мы это используем? (составляем загадки по литературному чтению)

- А теперь попробуйте сами подобрать существительное, зная только его признаки.

Работа по карточке задание № 2

Широкая, глубокая …… река

Зелёный, сладкий, сахарный ……. арбуз

Кудрявая, белоствольная …… берёза

- Давайте проверим, что же у вас получилось?

- Как вы думаете, слова какой части речи уточняют имена прилагательные?

(имена существительные)

3.Найдите пары слов, связанные между собой по смыслу.

(слайд 4)
гриб мечтал
ягоды бегают
кошка скрипят
дерево поют
спелые, ядовитый, зеленое, пушистая
дерево зелёное
кошка пушистая
гриб ядовитый
ягоды спелые
- Что заметили?
- Прилагательные употребляются при именах существительных, образуя словосочетания, как бы прилагаются к ним. Поэтому и называются прилагательные. Они объясняют, какое это существительное, какой предмет. Если не будет рядом существительного, то прилагательному просто нечего будет делать.

Вывод: имя прилагательное употребляется при именах существительных


У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Вот громкий звук,
Вот желтый шар,
Вот сокрушительный удар,
Вот звонкий колокольчик,
А вот и острый кончик,
Но если нас к ним приложить
Им веселее станет жить.

- Какие имена прилагательные прозвучали в этом стихотворении? С какой частью речи связаны имена прилагательные? (с именем существительным)

4. Работа с текстом.

-А сейчас, ребята, прочитайте текст, записанный на доске (предлагается текст без имен прилагательных)

Пришла весна. Она подарила людям цветы. Пробудилась земля. Поляны украшает ковер подснежников.(слайд5)

- Какой это текст, ребята, веселый или грустный?
(грустный, неинтересный, скучный)
Какую часть речи надо вставить в текст, чтобы он получился красочным, весёлым?

(Имена прилагательные.)

(слайд 6)

Пришла ранняя весна. Она подарила людям яркие цветы. Пробудилась спящая земля. Зеленые поляны украшает весенний ковер нежных подснежников.


- Прочитайте, пожалуйста, текст, который у нас получился.
Сравните тексты. Какой вам больше нравится? Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?
(Ответы детей.)
- Выпишите, пожалуйста, из этого текста словосочетания: имя прилагательное + имя существительное, подчеркните имена прилагательные волнистой чертой.

Проверка правильности выполнения задания.

-Так зачем нам нужны прилагательные?

Вывод: Чтобы украшать предметы, чувства и явления, то есть прилагательные нужны, чтобы украшать нашу речь.

-Действительно. Многие писатели и поэты часто используют в своих произведениях имена прилагательные. Давайте прочитаем текст А.Н. Толстого и посмотрим, как он с помощью имён прилагательных описывает красоту русского языка.

Учебник, стр. 86, упр. 149

Вывод: имена прилагательные не только украшают нашу речь, но и уточняют ее.

5. Дополнительное задание

Игра «Назови признаки».
По вкусу: лимон, сахар.
По цвету: ромашка, колокольчик.
По форме: мяч, стол.
По размеру: слон, муравей.

VIII. Закрепление знаний и способов действий.

- Выполните задание из электронного приложения к учебнику.1вариант - Упражнение - игра «Помоги гномам починить домик» . Вставьте в загадки подходящие по смыслу имена прилагательные. А 2 вариант - в игре «Помоги братьям Лосям спуститься на землю» распределите имена прилагательные на 3 группы по вопросам.

Проверка..

IX. Рефлексия.

- Какова была цель сегодняшнего урока?

- Достигли ли цели? Докажите.

- Какое задание вам понравилось больше всего?
- У кого из вас все еще есть затруднения при нахождении имен прилагательных?

(Ответы детей.)

X. Домашнее задание.

-Упр. № 150, устно составить рассказ о любимой игрушке, используя прилагательные



© 2010-2022