- Преподавателю
- Начальные классы
- Организация обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с сложной структурой дефекта (подготовительный 1 класс)
Организация обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с сложной структурой дефекта (подготовительный 1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гинькевич Л.Т. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Л.Т. Гинькевич
СКОШИ «Эверест», г. Екатеринбург
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА
Сложная структура дефекта - это множественные (сложные, комплексные) нарушения. Различные неврологические и психопатологические синдромы, интеллектуальные расстройства осложнены двигательными, эмоциональными нарушениями, обусловленными поражением различных отделов мозга. Дети с сложной структурой дефекта - это дети с нарушениями интеллекта (умственная отсталость, умеренная, тяжелая и глубокая степень умственной отсталости) сопровождающаяся нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП разной формы и степени), тяжелыми нарушениями речи (несформированостью языковых средств), нарушениями функций анализаторных систем (зрения, слуха, тактильной чувствительности), повышением судорожной готовности (эписиндром), расстройствами эмоционально-волевой сферы (нарушение регуляции поведения), аутистическими расстройствами (нарушение коммуникации, социального взаимодействия и поведения, стереотипные действия) - это раннее «необучаемые дети», сегодня эта категория включается в социум по расширению возможностей их социальной адаптации в процессе накопления жизненного опыта, приобщения к элементарным формам труда. В нашем образовательном учреждении с этого учебного года реализуется ФГОС для обучающихся с НОДА. В соответствии с этим учебный план АООП дополнен системообразующим компонентом коррекционно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья: включен пропедевтико-диагностический период (0 класс), где появляются новые учебные предметы, такие как: «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Человек», «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир», «Музыка и движение», «Адаптивная физическая культура», «Самообслуживание»,«Предметно-практическиедействия», «Альтернативная коммуникация», «Двигательное и сенсорное развитие». Учебный план ориентирует учителя-дефектолога на возможные маршруты обучения и воспитания, предусматривающий формирование и развитие коммуникативных умений, устная речь и ее понимание, ориентация в окружающей среде, безопасное поведение в природе, развитие предметно-практических навыков, бытовой и трудовой деятельности. Особое внимание требуют дети с тяжелыми интеллектуальными расстройствами, осложненными сенсорными и двигательными нарушениями, дети с тяжелыми речевыми нарушениями, или так называемые «безречевые». Внимательный анализ учебного плана показывает, что процесс обучения детей с сложной структурой дефекта выстраивается в несколько этапов: пропедевтического (0 классы), 1-4 классы, 5-9 классы, 10-12 классы. Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех этапах их индивидуального развития) является главной задачей педагога. Я хочу остановиться на коррекционно-развивающей области «Сенсорное развитие» (пропедевтического периода). Сенсорное развитие - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. От того, насколько точно ребенок научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.
Сенсорное развитие происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Дети с ограниченными возможностями здоровья характеризуются трудностями в ориентировочно-исследовательской деятельности, что и препятствует восприятию свойств предметов. У таких детей сенсорные эталоны предметные, а не обобщенные. Они испытывают трудности при узнавании предметов, да и целостность их восприятия недостаточна. Снижение скорости переработки информации является причиной отставания таких детей и в сенсорном развитии. Даже накопленный сенсорный опыт у них долго не закрепляется словами. Поэтому им очень трудно выполнять элементарные указания и просьбы взрослых. Например, просьбу дать карандаш красного или черного цвета ребенок выполнит с трудом. Это говорит о том, что сенсорное развитие отстает и на вербальном уровне. У этой категории детей замедлен процесс зрительно-слуховой координации, очень трудно формируются навыки ориентации в пространстве, а еще труднее - во времени. Главным недостатком в развитии сенсорных функций детей со сложной структурой дефекта является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп. Таким детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (предмет, цвет, форму, картину, текст и т.п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что дети не выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью, отмечается также узость объема восприятия: они выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важной для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия. В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета. В целом сенсорное восприятие детей со сложной структурой дефекта характеризуется рядом своеобразных особенностей, которые неблагоприятно сказываются на их возможности знакомиться с окружающим миром и познавать его. Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по сенсорному развитию. Общие задачи развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, реализуемые в ходе обучения в школе по всем разделам программы, могут быть представлены следующим образом:
- формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему;
- формировать интерес к текущим событиям окружения;
- формировать умение производить действие по подражанию при побуждении и организации их со стороны взрослого.