• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Организация обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с сложной структурой дефекта (подготовительный 1 класс)

Организация обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с сложной структурой дефекта (подготовительный 1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Л.Т. Гинькевич

СКОШИ «Эверест», г. Екатеринбург


ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА


Сложная структура дефекта - это множественные (сложные, комплексные) нарушения. Различные неврологические и психопатологические синдромы, интеллектуальные расстройства осложнены двигательными, эмоциональными нарушениями, обусловленными поражением различных отделов мозга. Дети с сложной структурой дефекта - это дети с нарушениями интеллекта (умственная отсталость, умеренная, тяжелая и глубокая степень умственной отсталости) сопровождающаяся нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП разной формы и степени), тяжелыми нарушениями речи (несформированостью языковых средств), нарушениями функций анализаторных систем (зрения, слуха, тактильной чувствительности), повышением судорожной готовности (эписиндром), расстройствами эмоционально-волевой сферы (нарушение регуляции поведения), аутистическими расстройствами (нарушение коммуникации, социального взаимодействия и поведения, стереотипные действия) - это раннее «необучаемые дети», сегодня эта категория включается в социум по расширению возможностей их социальной адаптации в процессе накопления жизненного опыта, приобщения к элементарным формам труда. В нашем образовательном учреждении с этого учебного года реализуется ФГОС для обучающихся с НОДА. В соответствии с этим учебный план АООП дополнен системообразующим компонентом коррекционно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья: включен пропедевтико-диагностический период (0 класс), где появляются новые учебные предметы, такие как: «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Человек», «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир», «Музыка и движение», «Адаптивная физическая культура», «Самообслуживание»,«Предметно-практическиедействия», «Альтернативная коммуникация», «Двигательное и сенсорное развитие». Учебный план ориентирует учителя-дефектолога на возможные маршруты обучения и воспитания, предусматривающий формирование и развитие коммуникативных умений, устная речь и ее понимание, ориентация в окружающей среде, безопасное поведение в природе, развитие предметно-практических навыков, бытовой и трудовой деятельности. Особое внимание требуют дети с тяжелыми интеллектуальными расстройствами, осложненными сенсорными и двигательными нарушениями, дети с тяжелыми речевыми нарушениями, или так называемые «безречевые». Внимательный анализ учебного плана показывает, что процесс обучения детей с сложной структурой дефекта выстраивается в несколько этапов: пропедевтического (0 классы), 1-4 классы, 5-9 классы, 10-12 классы. Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех этапах их индивидуального развития) является главной задачей педагога. Я хочу остановиться на коррекционно-развивающей области «Сенсорное развитие» (пропедевтического периода). Сенсорное развитие - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. От того, насколько точно ребенок научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.
Сенсорное развитие происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Дети с ограниченными возможностями здоровья характеризуются трудностями в ориентировочно-исследовательской деятельности, что и препятствует восприятию свойств предметов. У таких детей сенсорные эталоны предметные, а не обобщенные. Они испытывают трудности при узнавании предметов, да и целостность их восприятия недостаточна. Снижение скорости переработки информации является причиной отставания таких детей и в сенсорном развитии. Даже накопленный сенсорный опыт у них долго не закрепляется словами. Поэтому им очень трудно выполнять элементарные указания и просьбы взрослых. Например, просьбу дать карандаш красного или черного цвета ребенок выполнит с трудом. Это говорит о том, что сенсорное развитие отстает и на вербальном уровне. У этой категории детей замедлен процесс зрительно-слуховой координации, очень трудно формируются навыки ориентации в пространстве, а еще труднее - во времени. Главным недостатком в развитии сенсорных функций детей со сложной структурой дефекта является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп. Таким детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (предмет, цвет, форму, картину, текст и т.п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что дети не выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью, отмечается также узость объема восприятия: они выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важной для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия. В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета. В целом сенсорное восприятие детей со сложной структурой дефекта характеризуется рядом своеобразных особенностей, которые неблагоприятно сказываются на их возможности знакомиться с окружающим миром и познавать его. Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по сенсорному развитию. Общие задачи развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, реализуемые в ходе обучения в школе по всем разделам программы, могут быть представлены следующим образом:

  • формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему;
  • формировать интерес к текущим событиям окружения;
  • формировать умение производить действие по подражанию при побуждении и организации их со стороны взрослого.
Для развития сенсорно-перцептивной сферы школьников на протяжении всего учебного года на каждом уроке необходимо применять специальные задания (игры на сенсорное развитие), на которых будут решаться конкретные задачи сенсорного воспитания. При обучении детей данной категории необходимо основываться на следующих дидактических принципах: доступность обучения, связь его с жизнью, последовательность, систематичность, научность, учет индивидуальных и возрастных возможностей каждого ребенка. Работа по формированию представлений о величине происходит в определенной последовательности в игровой форме на каждом уроке (занятии). Сначала формируются представления ребенка о величине как пространственном признаке предмета (об абсолютной величине предметов: большой - маленький). Ребенок учится выделять данный признак (величину), пользуясь специальными приемами обследования - наложением и приложением. Далее обучается сравнению нескольких предметов, один из которых использовался как образец. Следующий этап - обучение составлению упорядоченного ряда из 3-4 элементов в возрастающем или убывающем порядке. Знакомство ребенка с геометрическими телами, фигурами и формой предметов включает в себя осязательно-двигательное обследование под контролем зрения (взаимное наложение или приложение, проведение рукой или пальцами по поверхности с фиксацией внимания на отличительных признаках: наличию отсутствию углов, протяженности сторон или граней и пр.). Кроме того, обучение предусматривает выделение четырех геометрических тел (шар, куб, треугольная призма, параллелепипед) и четырех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) по подражанию, по образцу и по словесному обозначению. Дети учатся понимать слова-названия сенсорных эталонов геометрических фигур. Так как для усвоения таким ребенком любого нового слова требуется достаточно длительное время, целесообразно сообщать детям сразу правильные названия геометрических фигур или тел и, когда это возможно, предлагать самостоятельно называть геометрические тела и фигуры, используя следующие названия: шар (шарик), куб (кубик), прямоугольный параллелепипед (кирпичик), треугольная призма (крыша); круг (кружок), квадрат, треугольник, прямоугольник. Далее организовываются разнообразные действия с телами и фигурами, включая их в упражнения по группировке, в дидактические игры и игровые упражнения, в элементарное конструирование, лепку, рисование, аппликацию. Кроме того, необходимо проводить работу по сопоставлению формы реальных предметов с геометрическими эталонами. Особое внимание уделяется упражнениям по ознакомлению детей с цветом. При формировании представлений о цвете детей с множественными нарушениями сначала знакомят с шестью цветами: красным, синим, желтым, зеленым, черным и белым, привлекают внимание к этому качеству; учить выделять цвет по названию и, когда это возможно, самостоятельно называть цвета. Кроме того, целесообразно учить передавать цвет предметов при их изображении (с помощью красок) на уроках рисования, лепки, аппликации. Постепенно формируются умения различать и сравнивать предметы, близкие по форме и величине, группировать объёмные и плоскостные формы, предметы двух близко различающихся цветов. На занятиях по сенсорному развитию дети учатся собирать предметы по убывающей величине, понимать слова «поменьше», «побольше», «маленький», «большой», учатся собирать трехместные дидактические игрушки, находить соответствующие вкладыши при сборе и раскладывании полых предметов, подбирать крышки к коробкам различной формы. Учатся собирать пирамидку из 4-5 колец с помощью взрослого, собирать трех-, четырехместную матрешку, учатся различать величину предметов независимо от их формы и цвета. В урочное и внеурочное время подбирают по слову взрослого предметы четырех основных цветов, упражняются в раскладывании по цвету. Учатся выполнять задание с ориентировкой на два свойства: цвет и величину, форму и величину, форму и цвет и т.д. Развивают мелкую моторику рук, используя материал для нанизывания, шнуровки, мозаику, знакомятся со звучанием различных предметов и музыкальных инструментах. В процессе уроков и во внеурочное время для сенсо-моторного развития учащихся использовались такие дидактические игры и упражнения как: « Ладошка», «Пальчики», «Разбираем бусинки» «Пузырьки», «Ветерок», «Вкладыши», «Прятки», «Где такой же предмет»,«Поймай мяч», «Где звучит игрушка», «Возьми - положи», «Переложи игрушки», «Покатай матрешек», «Мозаика», «Вложи кубик в кубик», «Открой - закрой», «Башня», «Дом», «Дорожка», «Машина», «Спрячь шарик в ладошках». «Опусти шарик в коробочку», «Уложи куклу спать», «Цветные кубики», «Найди свою игрушку», «Чудесный мешочек», «Почтовый ящик», «Мокрый мешочек», «Ах! Ох!», «Что у нас в коробке вкусненького?» и другие. Развивая ощущения и восприятия у детей с сложной структурой дефекта, учитель должен помнить, что это не самоцель, а средство, облегчающее развитие их мышления. «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь, а также психическое развитие и развитие интеллектуально-познавательной сферы» (Л.С. Выготский). Таким образом, сенсорное развитие предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируется полноценное представление об окружающем мире. Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности, успешности физического, умственного и речевого развития - это фундамент общего развития ребенка и успешной адаптации в обществе. Последовательная, правильно организованная коррекционно-развивающая работа по формированию познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями помогает мне, как учителю-дефектологу развивать, активизировать и совершенствовать психические качества каждого ученика отдельно, повышать их интеллектуальные способности, развивать познавательную активность, формировать коммуникативные навыки и представления об окружающем мире. За короткий промежуток времени обучения (1 четверть) для меня самым ценным и значимым стало то, что часть детей начали понимать инструкцию педагога, эмоциональнее и с желанием относится к заданиям, проявлять интерес к играм с предметами, фиксировать внимания на предметах, стали внимательнее и усидчивее, что так необходимо в их дальнейшей жизни.



© 2010-2022