Конспект урока по литературному чтению по теме «Обобщение по разделу «Басни. Русские баснописцы»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературному чтению по теме «Обобщение по разделу «Басни. Русские баснописцы»Конспект урока по литературному чтению по теме «Обобщение по разделу «Басни. Русские баснописцы»Конспект урока по литературному чтению по теме «Обобщение по разделу «Басни. Русские баснописцы»Конспект урока по литературному чтению по теме «Обобщение по разделу «Басни. Русские баснописцы»Конспект урока по литературному чтению по теме «Обобщение по разделу «Басни. Русские баснописцы»Конспект урока по литературному чтению по теме «Обобщение по разделу «Басни. Русские баснописцы»Урок литературного чтения в 4 классе

по теме: «Обобщение по разделу «Басни. Русские баснописцы».

Рубрика «Проверьте себя».

(Курс Л.А. Ефросининой УМК «Начальная школа XXI века».


Цель: систематизировать и обобщить материал по теме «Басня. Русские баснописцы »

Задачи:

  • систематизировать и обобщить знания о жанре «басня»;

  • закрепить литературные понятия «басня», «мораль», «баснописец, ирония, аллегория;

  • совершенствовать навыки работы с басней, использовать пословицы для определения морали, нравственной мудрости басен;

  • развивать творческую и познавательную активность учащихся;

  • воспитать эстетическое отношение к искусству слова, интереса к чтению и книге.

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу, творческую фантазию, способность к самооценке, расширение кругозора.

Регулятивные УУД: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.

Познавательные УУД: обобщение по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, группе).

Оборудование: Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1 / [авт.-сост. Л.А. Ефросинина, М. И. Оморокова]. - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана - Граф. 2014. - (Начальная школа 21 века); Литературное чтение: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1 / Л.А. Ефросинина. 4 -е изд., испр. - М.: Вентана - Граф. 2014. - (Начальная школа 21 века); проектор, ноутбук, презентация, лукошко, карточки с рисунками для лукошка.

Ход урока

  1. Оргмомент. Эмоциональный настрой.

- Прозвенел звонок, Начался урок, Все друг к другу повернулись И тихонько улыбнулись. Улыбнулись мне, друзьям И садимся по местам.

- Я надеюсь, что ваше настроение на уроке будет таким же бодрым и приподнятым, ведь это так интересно окунуться в мир литературы.

II. Сообщение темы и целей урока.

-Ребята, назовите тему раздела, над которым мы работали на последних уроках?

(Басни. Русские баснописцы.) Слайд 1)

-Все ли произведения, представленные в этом разделе, мы изучили? (Да)

(Слайд 2)

Конспект урока по литературному чтению по теме «Обобщение по разделу «Басни. Русские баснописцы»

-Посмотрите на слайд, попробуйте определить тему нашего урока. (Проверь себя.)

- Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? Продолжите предложение. Сегодня на уроке мы …

III.Обобщение знаний и систематизация знаний

  1. Работа со слайдом №2.

-Кого называют баснописцами? (Баснописцами называют создателей басен).

- Каких русских баснописцев вы знаете? Давайте заполним наш слайд.

(В ходе ответов на слайде появляются Ф.И.О. баснописцев, их портреты.)

2) Работа с учебником.

Откройте учебники на с.55.

- Прочитайте первый вопрос. Ответьте на него.

(Какие басни русских баснописцев вам запомнились. Назовите их.)

(И.А. Крылов «Стрекоза и муравей», «Мартышка и очки», «Квартет» Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравьи»

И.И. Хемницер «Стрекоза», «Друзья»

А.Е. Измайлов «Кукушка»

И.И. Дмитриев «Муха»)

-Молодцы, все басни вспомнили верно.

-Прочитайте второй вопрос. Ответьте на него.

(Как вы отличите басню от сказки, рассказа и стихотворения? Приведите примеры и сравните их.)

( Басня - это небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе, героями которого являются люди, животные или различные предметы.)

(Дети приводят примеры и сравнивают басни со сказкой, рассказом, стихотворением.) - Как возникли басни? (Басни возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. Первым автором, чьи басни были записаны, был древнегреческий баснописец Эзоп, который жил в VI веке до н.э. ) - Что высмеивают баснописцы в своих произведениях? (Они высмеивают глупость, хитрость, жадность, грубость, зазнайство, упрямство, лицемерие.) - Что всегда содержит басня? (Басня содержит мораль.) - Басня всегда поучает, осуждает, высмеивает. Давайте вспомним, что такое «мораль»? (Мораль басни - это нравоучение, поучение, вывод выраженное в краткой форме). - Для создания образов героев в баснях используются ирония и аллегория. Что такое ирония? (Ирония - тонкая, скрытая насмешка). Вспомните, что такое аллегория? (Аллегория - это "иносказание".) - В баснях и сказках качества человеках иносказательно показывают в образах животных.) - А сейчас мы поиграем в игру «Соотнеси». Соотнесите качества людей с образом животных из басен. Слайд 3 хитрость Стрекоза разногласие Муха трудолюбие Ворона безделье Кукушка глупость Мартышка зазнайство Лебедь, Рак, Щука невежество Муравей легкомыслие Лиса

(Работа на интерактивной доске, 1 ученик) (Выставление оценки.)

-Прочитайте третий вопрос. Ответьте на него.

(Вспомните, из каких басен эти слова. Назовите басни. Прочитайте их по учебнику или наизусть.) (Дети соотносят, зачитывают отрывки из басен)

«А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь». (И.А.Крылов «Квартет»)

«Мы сбили! Мы решили!» (И.И.Дмитриев «Муха»)

«Пропела? Хорошо! Поди ж теперь свищи». (И.И.Хемницер «Стрекоза»)

«Друг друга братом всяк зовёт,

А братский воз ко дну идёт». (И.И.Хемницер «Друзья»)

Вот выше сяду на суку. Ну, слушайте

теперь:

Ку-ку, ку-ку, ку-ку». (А.Е.Измайлов «Кукушка»)

«Да только воз и ныне там». (И.А.Крылов «Лебедь, Рак да Щука»)

(Выставление оценок.)

3) Физкультминутка

4)Работа в тетради.

-Откройте тетради на с.28-29

-Самостоятельно выполняем задания № 1,4,5.

-Вспомните, чем можно пользоваться при выполнении заданий?

(Учебник, учебная хрестоматия, Книгочей.)

а) Самостоятельная работа.

5) Физминутка

б) Взаимопроверка выполненной работы по слайдам.

Обменяйтесь тетрадями. Отметьте знаком «+» номера правильно выполненных заданий. Слайд 4

1. Соответствие

Соедините имена и отчества баснописцев с их фамилиями.

Иван Иванович Крылов

Александр Ефимович Дмитриев

Лев Николаевич Хемницер

Иван Иванович Измайлов

Иван Андреевич Толстой

№ 4. Книгочей. Слайд 5

Из каких произведений эти отрывки? Запишите фамилию автора и заглавие.

« Чтоб музыкантом быть так надобно уменье

И уши ваших понежней…» И.А. Крылов «Квартет»

« А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь». И.А. Крылов «Квартет»

№ .5 Таблица. Слайд 6

Дополните таблицу.

Фамилия баснописца

Заглавие басни

Герои басни

Мораль

Форма

Крылов

Стрекоза и муравей

Стрекоза и муравей

Ты все пела? Это дело: так поди же попляши.

Стихотворная

Хемницер

Стрекоза

Стрекоза и муравей

Пропела? Хорошо! Поди ж теперь свищи.

Стихотворная

Толстой

Стрекоза и муравьи

Стрекоза и муравьи

Если летом играла, зимой попляши.

Прозаическая

-Верните тетради владельцам. У кого три знака «+»? Встаньте около своих парт. (Выставление оценок.)

в) Работа в парах.

- Сейчас вы будете работать в парах. Пара, первой выполнившая задание, представляет свою работу на интерактивной доске

№ .6. Поиск. Кроссворд «По страницам басен»

1. Писатель, который сочиняет басни. (Баснописец)

2. Автор басни «Кукушка». (Измайлов)

3. Автор басни «Стрекоза и Муравей». ( Крылов)

4. Судья пения Соловья. (Осел)

5. Автор басни «Стрекоза». (Хемницер) (Выставление оценок)

IV. Итог урок

- Чему вас научили басни? Что полезного из них для себя взял каждый из вас?

- Что у вас на уроке получилось лучше всего?

- Что вызвало затруднения?

- Что на уроке вас удивило?

VI. Рефлексия

  1. Игра «Исправь ошибки» Слайд 7

- Найдите ошибки в названиях басен. Назовите правильно басни и их авторов.

«Богатый в беде» («Крестьянин в беде» И.А. Крылов)

«Муха и бык» («Муха» И.И. Дмитриев)

«Осёл и воробей» («Осёл и соловей» И.А. Крылов)

«Обезьяна и очки» («Мартышка и очки» И.А. Крылов)

«Стрекоза и жуки» («Стрекоза и муравьи» Л.Н. Толстой)

«Петух, кот и галчонок» («Петух, кот и мышонок» И.И. Дмитриев)

«Кукушка и соловей» («Кукушка» А.Е. Измайлов)

«Товарищи» («Друзья» И.И. Хемницер)

  1. Игра «Дополни строки» Слайд 8

- Строки басен давно уже вошли в нашу обиходную речь, стали пословицами и поговорками, Давайте вспомним самые известные. Дополните известные строки словами из басен.

У сильного всегда _____________(бессильный виноват).

Ай, Моська! Знать она сильна, ____________(что лает на слона).

Когда в товарищах согласья нет, _______________(на лад их дело не пойдёт).

Кукушка хвалит Петуха за то, ____________(что хвалит он кукушку).

А вы, друзья, как не садитесь, ____________(всё в музыканты не годитесь).

Друг друга братом всяк зовёт, _____________(а братский воз ко дну идёт).

  1. Игра «Волшебное лукошко».

- Из каких басен предметы, нарисованные на картинке, которую вы достали из лукошка? Кто авторы этих басен?

Зеркало - … («Зеркало и обезьяна» И.А. Крылов).

Плуг - … («Муха» И.И. Дмитриев).

Сыр - … («Ворона и Лисица» И.А. Крылов).

Воз, поклажа - … («Лебедь, Рак и Щука» И.А. Крылов).

Две скрипки -… («Квартет» И. Крылов).

Очки - … («Мартышка и очки» И.А. Крылов).

VI. Домашнее задание

А) С.55-56 в. 4-7

Б)*С.56 в.8

В)** С.56 в.9

© 2010-2022