- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеклассное занятие «Какой профессии секрет скрытв том, во что народ одет»»
Внеклассное занятие «Какой профессии секрет скрытв том, во что народ одет»»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Широглазова Е.Б. |
Дата | 17.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 83»
Внеклассное занятие
Автор: Широглазова Екатерина Борисовна,
учитель начальных классов,
г. Северск
Пояснительная записка.
Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. К. Д. Ушинский говорил, что «если ты удачно выбрал труд, то счастье само найдет тебя». Немало хлопот, волнений и огорчений доставляет выбор будущей профессии выпускникам школ и их родителям. Чтобы облегчить этот выбор для школьников, надо как можно раньше знакомить детей с разнообразием мира профессий, способствовать обогащению представлений о содержании различных видов труда, формировать умение воображать себя в сфере определенной профессии. Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, проводить занятия по профессиональной ориентации с элементами игр и практической деятельностью. Данное занятие рассчитано для детей 2-го класса. Занятие построено с чередованием видов деятельности учащихся: слушание, игра, практическая работа. Это позволяет детям на протяжении всего занятия быть внимательными, работоспособными, активными участниками.
Цель:
Формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии.
Задачи:
-
дать представление о профессии портного и взаимосвязи людей разных профессий;
-
развивать словарный запас учащихся, творческие способности;
-
воспитывать уважительное отношение к любому виду труда, желание работать для других.
Оборудование:
-
мультимедиапроектор;
-
сантиметровая лента, ножницы, иголка с ниткой, мел;
-
карточки
-
шаблоны
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель. Ребята, сегодня на занятие мы с вами поговорим о том, чему человек посвящает большую часть своей жизни. Это слово зашифровано. Отгадайте его, расставив фигуры в заданном порядке. (См. приложение 1) Дети отгадывают, и на доску вывешивается слово ПРОФЕССИЯ. Учитель. Молодцы! Кому знакомо это слово? Как вы его понимаете? Выслушиваются ответы детей. Учитель. Профессия - это труд, которому человек посвящает свою жизнь. И очень важно, чтобы этот труд каждый день приносил радость и удовольствие. Выбрать себе профессию по душе - дело непростое. У вас ещё есть время подумать и помечтать о том, кем вы будете, когда вырастете. Может быть, уже кто-то знает, кем хочет стать? Выслушиваются ответы детей. Учитель. Ребята, я предлагаю вам загадки о профессиях. Чтобы их отгадать, вам нужно правильно подобрать рифму.
- Дупло и берлогу, дом лисий и птичий
- Слезо-носо-вытиратель
- Знает точно детвора:
- Царь сегодня, завтра - вор,
- Письма в дом приносит он,
Токари, шахтеры есть.
Учит в школе нас учитель,
А портной костюмы шьет.
Строит новый дом строитель,
Капитан корабль ведет.
Главное не ошибиться,
Выбирая, кем же стать?
Парикмахером, певицей,
Или на луну слетать.
Целый день все дяди, тети
Что-то делают для нас,
И сейчас об их работе
Вы услышите рассказ. Учитель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о той профессии, благодаря которой мы можем одеваться, наряжаться и хорошо выглядеть. Как вы думаете, о какой профессии пойдет речь? Выслушиваются ответы детей. Сегодня мы поговорим о профессии портного и узнаем, с кем вместе работает портной. Показ слайда 1. Ученик 1. Посмотри, зимой и летом Заяц, белка, серый волк Хорошо всегда одеты - Видно, в шубах знают толк. Подарила им природа Замечательный наряд, И в любое время года Украшает он зверят. Ученик 2. Ну, а мы за платьем новым
Обращаемся, друзья,
Обязательно к портному,
Без него никак нельзя.
Мерку снимет он сейчас же,
Модный подберет фасон.
Ткани разные покажет:
Яркий ситец, шелк и лён.
Ученик 3. И скорее за машинку
Строчки ровные бегут,
Складки здесь, а здесь резинка,
Молния, конечно, тут.
Не привык портной лениться,
Быстро рукава вошьет,
Главное, не ошибиться,
Чтоб доволен был народ!
Учитель. Портной - очень древняя и уважительная профессия. Во все времена считалась весьма почетной, ведь от исполнительского таланта и вкуса этих мастеров зависел внешний вид, как простых горожан, так и самых высокопоставленных особ. Показ слайда 2. В давние времена, когда первобытные люди носили одежды из звериных шкур, они научились сшивать их с помощью воловьих жил. А первобытная игла представляла собой тонкую, но крепкую, заостренную пластинку из камня. Много позже появились стальная игла и льняная нитка. Они оставались главными инструментами портного на многие десятилетия. Работая иглой и ниткой, портной четко следил за тем, чтобы нить не запуталась. Давайте проверим, а получится ли это у нас в игре «Ниточка, иголочка, узелок». Со всеми детьми проводится игра «Ниточка, иголочка, узелок».
Учитель. На смену обычной игле в XVIII - XIX веках приходят первые швейные машинки. Они были ручные и выполняли только самые простые операции по сшиванию краев ткани. Признание и большую популярность получают в 1851 году швейные машинки Зингера. Слова сопровождаются показом слайда 4. Современные швейные машинки электрические. Они не только шьют, но и вышивают, обметывают петли, пришивают пуговицы, делают различные швы и многое другое. В некоторых можно запрограммировать последовательность операций. Современные машинки намного облегчили труд портного. Слова сопровождаются показом слайда 5. Учитель. В чем же состоит работа портного? Показ слайда 6. В старину говорили: «Шить одежду - все равно, что иголками колодец копать». Этими словами хотели подчеркнуть, что работа портного трудная, требует старания и терпения. До конца XIX века портные занимались всеми этапами изготовления одежды. Давайте попробуем выстроить последовательность этапов пошива одежды. У детей на партах лежат, заранее приготовленные, карточки с перечислением этапов пошива одежды. (См.приложение 2) Работа с карточками. Возьмите карточки и прочитайте все этапы. Какие слова вам непонятны? (Если есть, то разобрать с детьми их) Как вы думаете, с чего надо начинать работу? (Дети предлагают свои варианты ответов) Обозначим цифрой 1. А следующий этап? и т.д. (Дети на карточках проставляют цифры, указывающие номер этапа)
Работа с предметами портного. Ребята, на каждом этапе работы портной не может обойтись без своих помощников. Вот они здесь представлены. Учитель показывает разнос с предметами: сантиметровая лента, мел, ножницы, иголка с ниткой, утюг (картинка). Я вам предлагаю выбрать любой предмет и определить его назначение. Спрашиваются желающие. сантиметровая лента - снимать мерки мел - переносить выкройку на ткань ножницы - вырезать детали из ткани уголка с ниткой - сметывать детали утюг - проглаживать швы и изделие Учитель. Современный костюм - это плод усилий разных специалистов. В ателье работают закройщики и портные. Закройщики советуют в выборе фасона и ткани, снимают мерки, выкраивают, проводят примерки и корректировку. Портной отшивает само изделие. В домах моды, фабриках по производству одежды работают люди новых профессий. Художники-модельеры проектируют (рисуют) новые формы костюмов. Модельеры-конструкторы разрабатывают конструктивные основы для изготовления лекал этих форм. Инженеры-технологи продумывают оптимальный технологический процесс изготовления будущей одежды. Дизайнеры занимаются украшением одежды. Названия этих профессий вывешиваются на доску. Учитель. Смысл профессий портного, закройщика и многих других заключается в том, чтобы приносить людям радость. Приятно видеть красиво и со вкусом одетого человека, его счастливое лицо и осознавать причастность к этому. Задачей этих профессий является воспитание хорошего вкуса, уважения к национальной культуре, пробуждение интереса к искусству. В нашей стране имеют всемирную известность и признание в мире моды две фамилии. Это Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин. Показ слайда 7. Участвуя в фестивалях моды и Всемирных показах в Париже, они в своих коллекциях несут русскую национальную культуру. Уже в школьные годы можно попробовать себя в профессии портного. Девочки с пятого класса будут заниматься шитьем на уроках труда. Дополнительно можно посещать кружки кройки и шитья. Сейчас я вам предлагаю стать дизайнерами и придумать оформление для сарафана. Детям раздаются вырезанные из бумаги шаблоны сарафанов. Работать можете карандашами или фломастерами. Свои готовые изделия вывешивайте на доску, и мы выберем лучшие. Дети работают самостоятельно. Подведение итогов работы. Молодцы все! Ребята, наше занятие подошло к концу. Чему было оно посвящено? Кому оно понравилось и чем? Что узнали нового для себя? Показ слайда 8. Закончим занятие стихотворением. Ученик. Костюм нарядный, выходной Искусно нам сошьет портной. Строитель нам построит дом, И мы в нём дружно заживём. Даст книги нам библиотекарь, Хлеб испечёт в пекарне пекарь. Учитель выучит всему - Научит грамоте, письму. Письмо доставит почтальон, А повар сварит нам бульон. Я думаю, мы подрастем И дело по душе найдем! Учитель. Спасибо всем за работу.
Приложение 1.
Ф П О
И Е Р
С Я Е
О
Приложение 2.
ЭТАПЫ ПОШИВА ОДЕЖДЫ
Выбрать фасон. (1)
Отутюжить изделие. (10)
Сделать выкройку. (4)
Сшить изделие. (9)
Выбрать ткань. (2)
Снять мерки. (3)
Сметать детали изделия к первой примерке. (7)
Перенести выкройку на ткань. (5)
Примерить изделие. (8)
Вырезать детали из ткани. (6)
Литература:
1. М. Манакова. Моя первая книга о профессиях. Изд. Проф-Пресс, 2007, 16стр.
2. М. Давыдова. Праздник в школе. М: Рольф, 2000, 300стр.
3. Prof.BiograrGurur.ru
4. porabotam.ru