- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по теме: «СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ ЗВУКИ [в], [в], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ - ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ В, в
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по теме: «СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ ЗВУКИ [в], [в], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ - ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ В, в
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шарафутдинова З.Ф. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме:
«СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ ЗВУКИ [в], [в'], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ - ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ В, в
Учитель начальных классов: Шарафутдинова Ю. Р. 1 «А» класс МБОУ Братовщинская СОШ
Тип урока: изучение нового материала. Цели деятельности педагога: создать условия для знакомства со звонкими звуками [в], [в']; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «в»; закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его; воспитывать любовь к животным.
Планируемые результаты учащихся:
Личностные УУД: понимание важности нового социального статуса «ученик»; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика»; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту).
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке.
Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика - партнера коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв. Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
Предметные УУД: дифференцировать звонкие звуки [в], [в'] на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов; читать исходные и преобразованные слова путем замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов-перевертышей; читать, запоминать, воспроизводить по памяти чистоговорки, в которых варьируются изучаемые звуки.
Оборудование:
-
Н. Г. Учебник «Агаркова Ю. А., Агарков Ю. А. «Азбука» для 1 класса. Москва АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК 2011
-
Карточки для учащихся с образцами печатных букв.
-
Картинки «ворона», «воробей», «выдра», «вёдра».
-
Карточки для звуковых схем слов.
-
Верёвочки для конструирования букв.
Ход урока.
Этапы урока
Содержание урока
Примечание
-
Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно тихо сели.
-
Постановка темы и учебной задачи урока.
-
Фонематическая зарядка.
Учитель:
- Ребята, угадайте, что нарисовано на картинках:
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона
Это… (ворона)
Учитель открывает первую картинку.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков,
В тёплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чирик - чирик! Не робей!
Я бывалый… (воробей)
Учитель открывает вторую картинку.
- Ребята, посмотрите на картинки, представленные на доске.
- Что в этих словах общее? (первый звук, одинаковый слог)
- Сравниваем первые звуки, произносим.
- Где в природе слышали отдельно этот звук?
Если дети не знают, можно использовать загадку:
По полю рыщет,
Поёт да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет. ( ветер)
Учитель:
- Давайте, потренируемся произносить этот звук вместе.
-
Упражнение «Дует ветер» (Дети произносят звук «В» на выдохе, имитируя ветер).
-
Упражнение «Форточка» ( При произношении звука «В» дети то прикладывают, то убирают ладошку от губ).
-
Скороговорка:
Вертлявый ветер вырывал
Ворота, как вертушки,
Ворчливый ворон воровал
Вчерашние ватрушки.
- Давайте произнесём эту скороговорку с разной интонацией:
Первые две строчки с радостью, а дальше - вопросом; первые две строчки - с озорством, а дальше - с хитринкой.
Учитель:
- Ребята, выделите первый звук в слове ветер, сравните со звуком в словах с картинками. (В слове ветер звук «В» - мягкий, а в словах ворона, воробей, - твёрдый).
- А теперь попытайтесь сами сформулировать тему урока, закончив предложение:
«Звуки…, … и буквы …, … .»
Далее учитель предлагает учащимся, отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируем задачи урока.
-
«Познакомимся со звуками …, … .» ( в, в᾿)
-
«Научимся отличать звуки …, … от других звуков». ( в, в᾿)
-
«Будем учиться читать слоги, слова, с буквами …, …». (В, в)
-
«Будем учиться конструировать печатную букву …». (В)
На доске две перевернутые картинки, под ними пустые клеточки по количеству букв в словах.
На доске появляется картинка ветер со звуковой схемой слова.
Скороговорка напечатана на доске для читающих детей.
На доске напечатана тема, задачи урока с пропущенными словами.
-
Анализ согласных звонких звуков [в] [в,], букв В, в;
Учитель:
- Ребята, давайте пропоём звук «в»? Что вы услышали? Какой звук «в»? Докажите.
- согласный, т.к. не поётся;
Проверяем пальчиками, работают ли голосовые связки: звонкий или глухой согласный.
- звонкий, т.к. произносится громко, голосом;
Понаблюдаем, в каком положении губы при произнесении звука (мягкий согласный - "на улыбочке", без "улыбочки" - твёрдый согласный).
- может быть твердым, может быть мягким)
- парный, т.к. есть похожий глухой звук -« ф»
-
Работа с учебником
«Азбука» с. 67
-
Рассмотрите иллюстрации в книге. Что изображено слева?
-
Прочитайте слово «вёдра» по слогам и орфоэпически.
-
Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
-
На каком месте в слове «вёдра» стоит буква «в»?
-
Какой звук обозначает буква «в» в слове «вёдра»?
-
Дайте характеристику звуку [в']. (Звук согласный звонкий мягкий.)
- Объясните, почему звук [в'] произносится мягко? (За буквой «в» в слове стоит гласная буква «ё».)
- Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (Буквы «е», «ё», «и», «я», «ю».)
-
Кто изображен справа? (Выдра.)
-
Что вы знаете про это животное?
-
Прочитайте слово «выдра» по слогам и орфоэпически.
-
Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
-
Произнесите первый звук в слове «выдра».
-
Дайте характеристику звуку [в]. (Звук согласный звонкий твердый.)
- Объясните, почему звук [в] произносится твердо? (За буквой «в» в слове стоит гласная буква «ы».)
- Составьте звукобуквенную схему слова «выдра», используя дидактический материал - фишки.
-
Практическая работа. Чтение слогов по заданным схемам.
- Попробуем прочитать слоги с новой буквой.
- Назовите гласные буквы, дающие команду согласным: "Читайся твёрдо!"
- Прочитайте твёрдые слоги - слияния.
- Назовите гласные буквы, дающие команду согласным: "Читайся мягко!"
- Прочитайте мягкие слоги - слияния.
После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбика.
- Чем похожи слоги в каждом столбике?
- Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? ( в первом столбике даны слоги, которые начинаются с гласного звука. Во втором - слоги начинаются со звука (в).
В третьем - слоги начинаются со звука (в,).
-
Физкультминутка.
-
Зрительный образ печатных букв.
Встаньте рядом со своей партой и повторяйте движения со мной:
Воробьишко потянулся (потянуться, руки вверх)
Распрямился, встрепенулся, (выпрямили спинку, махи руками)
Головной кивнул 3 раза, (наклоны головы)
Подмигнул он правым глазом,
Лапки в сторону развёл (руки в сторону)
И по жёрдочке прошёл, (ходьба на месте)
Прогулялся и присел, (приседание)
Свою песенку запел: (стоя на месте)
«Чик чирик - чик чирик.»
Учитель:
- Ребята, давайте вспомним, при помощи каких символов люди записывают звуки? (букв)
- А вы хотите узнать, как пишется буква «вэ»? (да)
- Ребята, это буква «вэ», запомните её имя, а на что похожа наша буква? Может мы уже видели, похожие буквы или цифры? (на букву р, цифру 3) Из каких частей можно составить букву? (прямая палочка, два полуовала)
- Отгадайте загадку:
«К единице три приставим,
Что за букву мы составим?» (букву в)
На доске образцы печатных букв Вв, Р, цифры 3.
-
Конструирование.
- Ребята, попробуйте выложить букву «В» при помощи трех верёвочек у себя на парте. А я посмотрю, как у вас получилось.
- Рассмотрите образцы печатных букв «В», «в». Чем похожи, а чем буквы отличаются?
- Для чего нужна заглавная буква?
- Что нам поможет запомнить эту букву? (Дети чертят её на ладошке, спинах друг друга, носиком, локтём в воздухе).
-
Чтение слогов и слов.
Работа в группах.
-
Гимнастика для глаз.
-
Чтение минимальных пар слов.
-
Чтение и заучивание наизусть чистоговорки.
-
Итог урока. Устная рефлексия.
После чтения учитель предлагает класс поделить на 3 команды (группы). Каждая команда получает схему - прямоугольник и находит слова соответствующие схеме. Одна команда находит слова-предметы, вторая слова-признаки, третья слова-действия.
- Отодвиньте книгу на край стола и немного отдохнём.
-
«Смотрит вправо, смотрит влево
Любопытный мальчик Сева,
Смотрит вверх он, смотрит вниз
До носочков дотянись».
-
«Моргание».
-
«Глазки отдыхают».
-
«Смотрим вдаль».
Чтение минимальных пар слов (на розовом фоне), которые отличаются
одним звуком и имеют различное значение. Учащиеся читают пары слов, объясняют их значение.
Указывают, какими звуками отличаются данные пары слов. Чтение пар слов на голубом фоне и выделение в каждой из них слова, которое отличается одним лишним звуком. После чтения учащиеся объясняют значение слов и составляют предложения с данными словами.
Произнесение текста в ускоренном темпе.
-
Прочитайте слова, в которых есть звук [в].
-
Прочитайте слова со звуком [в'].
Учитель:
- Мы сегодня с вами хорошо поработали.
- Что мы делали на уроке? (Рассуждали, анализировали, учились мыслить, развивали внимание, учились работать с книгой, учились читать.)
- Каких результатов достигли? (научились читать слоги, слова с буквами В,в.)
- Все молодцы! Спасибо за урок!
Учащиеся каждой группы подбирают слова соответствующим схемам.
13