Рабочая программа по «Азбуке Смоленского края »

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Гусинская средняя общеобразовательная школа

Краснинского района Смоленской области



Рассмотрено На заседании ШМО учителей начальных классов протокол № 1 от Руководитель ШМО ___________(_____________)

Согласовано Зам. директора по УВР МБОУ Гусинской СОШ ___________(___________)
« » 2014г

Утверждаю приказ № от
Директор МБОУ Гусинской СОШ ____________(Егорова С.Ф.)










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


кружка «Азбука Смоленского края»

(4 «А» класс)



составила Цыбульская Лариса Ивановна

учитель начальных классов









Гусино

2014 - 2015

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Азбука Смоленского края» в 4 классе составлена на основе: - ФГОС НОО (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373) - авторской программы регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края» С.А. Болотовой. (Программа регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края» . - Смоленск: СОИУУ, 2001-с. 26:.) - БУПа муниципального бюджетного образовательного учреждения Гусинской средней общеобразовательной школы Краснинского района Смоленской области на 2014-2015 уч. год - учебника: Болотова С.А. Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. Ч.1 «Мир природы».-Смоленск: Изд. Смоленского областного института усовершенствования учителей, 2000.

Цели и задачи курса. Основные цели курса - формирование у обучающихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.

Задачи курса. 1. Формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города (села), области в истории развития России; о музеях, памятниках природы, истории и культуры; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; знаний элементарных правил поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края; представлений об экологических проблемах края, 2. Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора обучающихся; развитие умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения ориентироваться в своем родном городе (селе), умения видеть связь современности с прошлым родного края; развитие умения моделировать и составлять схемы: умения работать с историческими и географическими картами; развитие эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины во II ступени образования, 3. Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город (село) в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края.
При решении задач обучения, развития и воспитания обучающихся, акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребенка.
В целом курс «Азбука Смоленского края» позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал краеведческих знаний.

1.2. Принципы построения курса. Данный курс позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе «Об образовании»:

- воспитание гражданственности и любви к Родине; - защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства; - формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний; - формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры; - содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами: - гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей (Конституция Российской Федерации: статьи 2, 14,10).
Занятие по региональному курсу поможет детям глубже уяснить смысл, сущность важных юридических норм, включенных в Конституцию страны: «каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «каждый обязан сохранять природу, окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (Конституция Российской Федерации: статья 44, часть 3; статья 58) (10).
Региональный курс «Азбука Смоленского края» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников. Рассмотрим эти принципы. Это, прежде всего, краеведческий принцип. Отбор учебного материала выполнен таким образом, чтобы в наибольшей степени влиять на душу ребенка, строить обучение на основе непосредственного восприятия им особенностей своей малой родины. Принцип научности означает опору на науку, как источник системы фактов, понятий, закономерностей, изучаемых в данном курсе по краеведению, и проявляется, прежде всего, в отборе учебного материала и применяемых методах обучения. Принцип научности требует изучения прочно установленных в современном культурно - историко - природоведческом краеведении положений, которые в дальнейшем будут лишь обогащаться и развиваться. Однако при изучении отдельных тем учитель может и должен информировать учащихся о важнейших спорных, дискуссионных проблемах, о научных гипотезах. Принцип доступности и посильности. Сущность этого принципа сводится к тому, чтобы изучаемый краеведческий материал но уровню трудности был доступен обучающимся, но требовал затраты определенных усилий для его усвоения. Правильно определенная посильность обучения способствует и развитию познавательной активности, и ускорению общего развития обучающихся. Принцип наглядности. Я.А. Коменский дал этому принципу четкую формулировку в своем известном «золотом правиле» дидактики: все, что возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое - для восприятия зрением; слышимое слухом; запахи - обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию - путем осязания. Давая конкретные рекомендации учителю, К.Д. Ушинский писал: «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущением вообще...», а отсюда - необходимость для детей наглядного обучения, «которое строится не на отвлеченных представлениях о словах, а на конкретных образах непосредственного восприятия ребенка». С целью реализации этого принципа на занятиях по краеведению учителю следует использовать слайды и диапозитивы, видеоматериалы, любительские кинофильмы, фотографии и зарисовки памятников истории и культуры, физическую и историческую карты страны, карту Смоленска и Смоленской области, портреты или фотографии земляков, пользоваться экскурсионными буклетами, фотоальбомами, схемами-опорами, иллюстрациями учебного пособия «Азбука Смоленского края». Принцип организации краеведческо-познавательной деятельности учащихся (принцип маятника). Этот принцип реализуется следующим образом: например, изучая свой город (село), обучающиеся связывают его с историей и культурой Смоленского края, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, области, они возвращаются к фактам по природе, культуре, истории родного села, города Принцип природоохранной направленности осуществляется через доступную природоохранную деятельность детей данного возраста и изучение современных экологических проблем. Принцип интеграции. Принцип интеграции направлен на формирование у детей целостного представления о своей малой родине. Реализуется этот принцип в виде органически связанных между собой частей единого целого - природно-географического, духовного, культурно-исторического наследия нашего края, отраженного в содержании программы и учебного пособия «Азбука Смоленского края». Культурологический принцип раскрывает культуру как специфическую систему социальных норм, совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе, духовных ценностей и идей. Для решения задач эстетического и нравственного воспитания младших школьников в курсе «Азбука Смоленского края» раскрываются эстетический и нравственный принципы воспитания. Этим принципам большое внимание уделял русский педагог К.Д. Ушинский. Эстетический (художественный) принцип проявляется в отборе природного, исторического, литературного материала. В региональный курс включены произведения поэзии и прозы, в которых простота и доступность сочетаются с истинной художественностью. Дети одновременно не только знакомятся с важнейшими событиями истории, культуры родного города (села) или особенностями местной природы, но и с художественным, эстетическим их воплощением в литературных произведениях и произведениях русских художников. Нравственный (этический) принцип проявляется в отборе природного, исторического, литературного материала. Рассказы, стихи, очерки направлены на воспитание патриотических чувств детей, чувства уважения и любви к героическому прошлому народа, чувства сопереживания с людьми и событиями родного края.
Принцип вариативности отражен в структуре и объеме программы регионального курса. Кроме этого, в учебном материале курса интегрируются различные формы предъявления учебной информации: текст, иллюстрация, карта - схема, дидактический рисунок, загадки, ребусы и др. Такой подход к представлению учебной информации предполагает вариативность в выборе форм, методов и приемов работы, учитывая индивидуальные способности и возможности обучающихся класса. Система заданий отражает широкий спектр возможностей работы по теме, что позволяет применить вариативность в выборе заданий, как к отдельному этапу урока, так и к целому уроку. Количество уроков по теме также может меняться. Вариативен и способ использования регионального курса в практике работы школы.
1.3. Методы, формы и приемы работы. Эффективность занятий по региональному курсу в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые учитель использует в своей работе. Курс «Азбука Смоленского края» предусматривает следующие методы работы с детьми: беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр диапозитивов, диафильмов, кинофильмов, встречи с участниками исторических событий, ветеранами, героями, сбор материала для краеведческого уголка и др. Формы организации учебного процесса могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, занятия в музеях, в парке, на улицах города (села), уроки - путешествия, уроки - заседания «Клуба знатоков», утренники, игры, викторины и др. Чтобы изучение курса способствовало развитию обучающихся, на занятиях необходимо использовать логические приемы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значения событий и др. Максимально должна использоваться фантазия обучающихся, их творческие способности. Рекомендуется проводить конкурс рисунков «Мой микрорайон», конкурс технического мастерства (конструирование из бумаги) «Смоленская крепостная стена», сочинения «Я на экскурсии» или «Смоленск - город русской славы» и др. Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления, выясняя их закономерности, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, обучающиеся усваивают основы природно - географического, культурно - исторического краеведения в процессе активной познавательной деятельности. С целью более глубокого усвоения материала программы нужно проводить с детьми большую работу со специальной терминологией, знакомить обучающихся с книгами-словарями, объяснять этимологию отдельных терминов и словосочетаний. Учителю важно помнить, что при знакомстве учащихся начальной школы с терминами и отдельными понятиями не следует требовать от детей дословного их заучивания. В терминологии и понятиях детям достаточно разбираться на уровне узнавания и умения отличить одни от других. В течение года нужно организовывать экскурсии. Это могут быть: экскурсии по микрорайону, экскурсии в лес (парк), экскурсии в музей Великой Отечественной войны, экскурсии по памятным местам города (села), экскурсии в выставочный зал города, экскурсия в поселок Талашкино, экскурсия в исторический музей, музей природы Смоленщины и др. Работа с курсом «Азбука Смоленского края» дает учителю большие возможности по интеграции краеведческого материала с материалом программ по литературному чтению, природоведению, русскому языку и др. Например, можно связать занятия по курсу с уроками музыки по темам: «Улица Глинки», «Глинка. Опера «Иван Сусанин»; с уроками внеклассного чтения по темам «Улица Рыленкова», «Творчество Николая Рыленкова»; с уроками трудового обучения по темам «Конструирование из бумаги», «Смоленская крепостная стена» и др. Предполагаются уроки и праздники с участием школьного фольклорного ансамбля по теме «Игры, хороводы и праздники Смоленского края». По итогам изучения тем каждого раздела программы ребята оформляют творческие отчеты, проводят конкурс рисунков и другие работы. Предполагается проведение семейных вечеров с участием детей, родителей, бабушек, дедушек, учителей на темы «Богатство родной природы», «Праздники в нашей семье» и др. Результативность работы по курсу «Азбука Смоленского края» во многом зависит от степени подготовленности педагога, его эрудиции и профессионализма. Учитель должен найти нужный тон в общении с обучающимися, избегать назидательности, создавать на занятиях обстановку непринужденности и взаимопонимания. Содержание программы курса «Азбука Смоленского края» предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к обучающимся при их обучении. Используется система учебников и пособий:

  • С. А. Болотова « Азбука Смоленского края » ч.1. Мир природы.
  • С. А. Болотова « Азбука Смоленского края » ч. 2.Мир истории.
  • С. А. Болотова « Азбука Смоленского края » ч.3. Мир культуры.


Результаты изучения курса: Личностные:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Формирование потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поисков средств ее осуществления.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Использование знаково-символических средств представления информации.
  • Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Использование различных способов поиска, сбора, анализа, организации, передачи, интерпретации информации.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  • Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
  • Понимание роли Смоленской области в истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
  • Сформированность уважительного отношения к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей области, ее современной жизни.
  • Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
  • Освоение доступных способов изучения природы и общества.
  • Развитие навыкав устанавливать и выяснять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Азбука Смоленского края: Ч.1 «Мир природы».

Программа рассчитана на 34 часа в год, по 1 часу в неделю. По базисному учебному плану ОУ 34 часа. Программа краеведческого курса «Азбука Смоленского края» включает в себя три блока тем: 1 блок- «Мир природы», 2 блок- «Мир истории», 3 блок- «Мир культуры». Все три блока будут изучаются на протяжении 2 лет (во 3-4 классах) с учетом обязательного минимума содержания образовательных областей «Естествознание» и «Обществознание» в начальной школе, с опорой на изученное в 1 и 2 классе.

В 4 классе учащиеся будут изучать Ч.1 «Мир природы» Выбор мною данного предмета обусловлен современными процессами в сфере образования: переходом от объяснительной технологии обучения к деятельностно - развивающей, формирующей весь спектр личностных качеств ребенка процессами гуманизации образования. Так как обучающиеся данного класса с интересом выполняют задания развивающего и творческого характера, любознательны, обладают хорошей работоспособностью, умением нестандартно мыслить, данный предмет способен развивать их потенциал.
Ц е л ь п р о г р а м м ы : Углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов, а также воспитание экологически грамотного поведения в природе. З а д а ч и п р о г р а м м ы: 1. Расширение знаний обучающихся об окружающем мире. 2. Формирование простейших экологических понятий и навыков у учащихся. 3. Формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности учащихся по сохранению природы родного края. 4. Формирование первичных навыков правильного поведения в природе. С о д е р ж а н и е п р о г р а м м ы :

  1. Природные особенности - 3 ч
  2. Полезные ископаемые - 3 ч
  3. Водоемы -2 ч
  4. Растительный мир. Растения родного края - 4 ч
  5. Грибы -2 ч
  6. Смоленский лен -1 ч
  7. Животные - 6 ч
  8. Охрана природы -3 ч
  9. Обобщение и повторение - 10 ч


















Календарно-тЕМАТИЧЕСКОЕ планирование



Название темы

Дата проведения

Причины корректировки

план

факт


Вводное занятие природные особенности




    Географическое положение. Рельеф, площадь




      Почва.




        Полезные ископаемые. Строительные




          Полезные ископаемые. Топливные.




            Полезные ископаемые. Оздоровительные




              Обобщение.




                Водоемы. Экскурсия на реку. ТБ вблизи водоема.




                  Водоемы.




                    Обобщение.




                      Лесная растительность.




                        Луговая растительность.




                          Болотная растительность.




                            Лекарственные и ядовитые растения. ТБ при сборе растений.




                              Обобщение.




                                Грибы.




                                  Обобщение. ТБ «Ядовитые грибы»




                                    Смоленский лен.




                                      Животные. Насекомые.




                                        Рыбы.




                                          Земноводные.




                                            Пресмыкающиеся.




                                              Птицы.




                                                Млекопитающие (звери).




                                                  Викторина о птицах.




                                                    Обобщение.




                                                      Экскурсия в сельскую библиотеку.




                                                        Охрана природы. Красная книга.




                                                          Заповедные места.




                                                            Экскурсия в лесопарк.




                                                              Тест «Природа и мы»




                                                                Игра «Поле чудес»




                                                                  Проверь себя.




                                                                    Итоговое занятие.




                                                                    34









                                                                    П о о к о н ч а н и и о б у ч е н и я обучающиеся должны з н а т ь: - смену времен года как смену условий существования организмов; - значение живых организмов в природе и жизни человека; - особенности природных зон своей области (лесостепь, степь, полупустыня); - представителей животного и растительного мира родного края; - содержание Красной книги России и своей области; - формы охраны природы. П о о к о н ч а н и и о б у ч е н и я обучающиеся должны у м е т ь: - вести простейшие наблюдения в природе; - ставить простейшие опыты, эксперименты и обрабатывать полученные результаты; - самостоятельно работать с дополнительной литературой; - устно описывать объекты природы; - называть наиболее распространенные объекты растительного и животного мира области; - изготавливать гербарии: частей растений, травянистых растений; - соблюдать правила поведения в природе.

                                                                    Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.

                                                                    Методические материалы для учителя: 1. ФЗ «Об образовании Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29 декабря 2012г. 2. ФГОС НОО (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373) 3. Программа регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края». - Смоленск: СОИУУ, 2001 4. Болотова С.А. Азбука Смоленского края : Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. Ч.1.-Смоленск: Изд. Смоленского областного института усовершенствования учителей, 2000. 5. Карта Смоленской области.
                                                                    Учебные материалы для обучающихся:

                                                                    1. Болотова С.А. Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. Ч.1.-Смоленск: Изд. Смоленского областного института усовершенствования учителей, 2000.

                                                                    Технические средства обучения и оборудование:

                                                                    • Проектор

                                                                    • Интерактивная приставка

                                                                    • Ноутбук учителя с предустановленными ПО : ОS W7 HB

                                                                    • Ноутбуки для учеников №1-9



                                                                    © 2010-2022