- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока по окружающему миру «Смена времен года»
Разработка урока по окружающему миру «Смена времен года»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мисюра Т.А. |
Дата | 11.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Заявка
на участие в муниципальном этапе областного конкурса среди общеобразовательных учреждений по формированию здорового образа жизни обучающихся.
-
Ф.И.О. Мисюра Татьяна Анатольевна
-
Год и место рождения 1980 год, город Сальск
-
Адрес места проживания Ростовская область, Сальский район,
посёлок Гигант улица Ленина д.112 кв.38
-
Место работы МБОУ СОШ №78 п.Гигант
-
Номинация - «Школа - территория здоровья»
-
Название работы План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему «Смена времён года»
-
Контактные телефоны 8-918-503-95-30
-
Email [email protected]
Дата_____________
Подпись______________
Данный конспект урока разработан на основе программы "Наша планета Земля", 2 класс. Авторы:А.А.Вахрушев, Е.А.Самойлова, О.В.Чиханова. (Образовательная система «Школа 2100»)с использованием информационно-компьютерных технологий учителем начальных классов МБОУ СОШ №76 посёлка Гигант Мисюра Татьяной Анатольевной.
Тема: Смена времен года.
Цель:
-
Закрепить знания о смене дня и ночи.
-
Выявить взаимосвязь между вращением Земли и смены времен года;
-
Систематизировать знания о природных явлениях, об отличительных особенностях каждого сезона;
-
Расширить словарный запас учащихся и развивать монологическую речь.
-
Мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.
-
Развивать умения добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
-
Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
-
Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
-
Развитие навыка познавательной, частично-поисковой исследовательской деятельности
-
Воспитывать бережное отношение к природе.
-
Воспитание чувства взаимопонимания, уважительного отношения друг к другу;
Методическая цель урока.
-
Познакомить с методикой организации учебных исследований.
Тип урока: урок творческого поиска
Оборудование
учебник, Вахрушев А.А. «Окружающий мир», 2 класс М.Баласс, 2012г.
- рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс М.Баласс,2012г.
- глобус, лампа, демонстрационный стол;
- карточки со словами
- разноцветные смайлики
- карточки с заданием
-листы с фонами времён года, ветки рябины в разное время года
-два полотенца, камин
-карточки с выводами по теме урока
- мультимедийный проектор,
-презентация
-компьютер
Для создания условий комфортного ощущения ребенка в школе, для его полноценного развития, для сохранения и укрепления его здоровья, ведения здорового образа жизни, внедряю здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить эти важнейшие задачи.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Организационный момент
Метод мотивации и стимулирования:
Создание благоприятного психологического кли мата
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.
Актуализация знаний и постановка проблемы.
Метод проблемного обучения
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке
Смена видов учебной деятельности на уроке
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.
Физкультминутки и физкультпаузы
Совместное «открытие» знаний.
Частично-поисковый
Метод проблемного обучения
Словесный (беседа, работа с учебником)
Метод контроля и самоконтроля
Метод формирования интереса к учебной деятельности
Активные методы:, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия,, ученик как исследователь
Смена видов учебной деятельности на уроке
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.
Физкультминутки и физкультпаузы
Самостоятельное применение знаний.
Методы свободного выбора: свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества
Методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера вы
Вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
Итог урока.
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Этапы урока
Организационный момент.
-Мы начинаем наш урок.
-Как мы добываем знания на уроках окружающего мира?
-Где пригодятся эти знания?
-Предположительно оцените себя (Как бы вы хотели сегодня поработать?)
-Начать наш урок я хочу словами французского философа Ж.Руссо
«Вы талантливые дети! Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению»
Я желаю вам уже сегодня убедиться в правильности этого высказывания.
Отгадайте загадку:
На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери. (планета Земля)
Слайд 1 - И сегодня мы продолжаем путешествие по нашей планете. -Ребята, сегодня мы продолжим учиться вести самостоятельные исследования.
Давайте вспомним. А что надо сделать в первую очередь перед тем, как начать собирать нужную информацию.
Подумайте, какая информация необходима для исследования. Давайте выстроим алгоритм нашего исследования.
Слайд 3 Первое задание. Выберите тот вывод, к которому мы пришли на прошлом уроке.
- Ночь наступает, т.к. на небе появляется луна. Слайд 4
- Планеты вращаются вокруг Солнца по воздействием закона всемирного тяготения. Слайд 5
- День и ночь наступают из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси и по-разному освещается Солнцем. Слайд 6
Наблюдаем, проводим опыты, внимательно слушаем друг друга и учителя, выполняем задания в учебнике и в тетради, делаем выводы.
Ответы детей.
У детей на партах лежат карточки со словами: ПРОНАБЛЮДАТЬ, СПРОСИТЬ, ПОСМОТРЕТЬ ,ПРОВЕСТИ ,ОПЫТ, ПРОЧИТАТЬ, НАЙТИ В ИНТЕРНЕТЕ).
(Дети выбирают нужные слова, идет коллективное рассуждение )
- Цели, которые должны быть достигнуты учащимися:
позитивно настроиться на урок
определить приёмы работы
- Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:
психологически настроить учащихся на учебную деятельность
создать атмосферу доброжелательности на уроке, уверенности в своих силах.
Применяемые методы:
Метод мотивации и стимулирования:
а) интереса к учению
б) долга и ответственности в учении
Актуализация знаний и постановка проблемы.
На столе лежат смайлики разного цвета. Возьмите себе тот смайлик, какой цвет вам ближе всего.
Теперь распределитесь по группам в соответствии с тем цветом, который взяли.
Возьмите карточки с заданиями и приготовьтесь к ответам.
-
Жёлтый лист покачнулся и медленно упал на землю. Почему?
-
Была солнечная погода. Лодка отплыла от берега и через некоторое время превратилась в маленькую точку. Почему?
-
И вот из-за леса появилось Солнце. В утренних лучах снег казался нежно-розовым. Почему?
-
Земля облетела Солнце. А за моим окном по-прежнему на тополе появились первые листочки, а рядом буйно цвела вишня. Почему?
-Как вы думаете, чему будет посвящён урок?
-Итак, тема нашего урока «Смена времён года»
-Посмотрите на цвета своих смайликов. Как они могут быть связаны с временами года?
Чтобы вы хотели сегодня узнать на уроке?
Слайд 7
Физминутка.
Я сейчас буду называть различные понятия, а вы должны встать, если услышите понятие, обозначающее небесное тело (река, Юпитер, камень, Звезда и т.д.)
Дети выбирают смайлик.
(красный, зелёный, голубой, жёлтый)
Распределяются на четыре группы.
Работа по группам.
Ответы детей.
Составляют план урока.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу
Цель:
определить, на сколько глубоко усвоен заданный на дом материал, как дети выделяют главные положения
выявить характерные недостатки в знаниях, их причины
ликвидировать обнаруженные недочёты
организовать и направить детей к постановке цели
Применяемые методы:
-
метод беседы
-
метод самоконтроля
-
метод проблемного обучения
Формы работы на данном этапе:
-
работа в группах
игра
Совместное «открытие» знаний.
Ребята, я общаюсь по Интернету с девушкой из Австралии. Она мне недавно сообщила, что как только у них наступил октябрь, месяц все жители Австралии дружно стали покупать себе новые купальники. Почему?
- Какие движения Земли вы знаете?
- К чему приводит движение Земли вокруг своей оси?
- К чему приводит движение Земли вокруг Солнца?
Сейчас мы с вами должны ответить на наш первый вопрос урока. Для этого нам предстоит стать учёными на некоторое время. Кто готов приступить к работе - сядьте ровно.
Давайте попробуем на опыте осуществить вместе с Землёй-глобусом путешествие вокруг Солнца.
-Куда будет направлена ось Земли при вращении Земли вокруг солнца?
Обсудите в парах, подсказкой послужат вам рисунки созвездий.
Когда мы будем передвигать глобус вокруг лампы, мы должны не забывать соблюдать направление земной оси.
Слайд 8
- Как вы думаете, что несут солнечные лучи: свет, тепло или то и другое?
Давайте определим, где теплее и при каком положении Земли: у нас или в Австралии.
- Давайте передвинем глобус вокруг Солнца.
( Передвигаем глобус так, чтобы Северное полушарие оказалось повёрнуто к Солнцу)
Куда же должна смотреть его ось?
- Куда теперь смотрит ось Земли: на Солнце или от Солнце?
Давайте определим, где теплее при таком положении Земли: у нас или в Австралии.
Что же произошло?
-Так почему же изменяется жизнь природы по сезонам?
Слайд 9
На доске листы с фонами времён года.
- Ребята, вам необходимо прикрепить ветку рябины в разных временных особенностях на фоны того времени года, которое считаете правильным.
Давайте еще раз сделаем вывод, Почему происходит смена времени года?
Посмотрите в учебник на стр. 57. Какие времена года изобразил художник?
-Когда лучи солнца падают на землю более прямо?
- Когда земля получает больше лучей : зимой или летом?
Проверим наше предположение с помощью опыта. Смотрите, я повесила два намоченных полотенца на спинку двух стульев. Один я поставила спинкой к камину так, чтобы тепло попадало прямо на полотенце. Второй стул я поставила боком. На него тепло падало сбоку.
-Как думаете, какое полотенце успело высохнуть?
-Какой можем сделать вывод?
Откройте учебник на странице 57 и проверьте, правильно ли мы сделали вывод?
Слайд 10
Танцевальная физминутка «Времена года»
Итак, мы подобрались к третьему вопросу. Откройте учебники на странице 58. Сейчас вам предстоит прочитать текст учебника, делая следующие пометки
- «v» - если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
- «+» - если то, что вы читаете, является для вас новым;
- «?» - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Ответили мы на главный вопрос урока?
Какие изменения происходят на Земле во время её вращения вокруг Солнца?
Тогда ответьте мне на вопрос.
-Земля облетела Солнце. А за моим окном по-прежнему на тополе появлялись первые листочки, а рядом буйно цвела вишня. Почему?
Физминутка для глаз
Слайд 11
Дети выдвигают свои гипотезы.
Работа в парах
Рассматривают слайд на экране.
Делают вывод, что в Австралии тепла чувствуется больше.
Делают вывод, что у нас теплее, а в Австралии холодно.
Выходят к доске прикрепляют рябиновую ветку на листы бумаги
Дети танцуют
Дети разбирают текст из учебника по абзацам, деля его на известный материал и неизвестный.
Дети читают тексты на карточках, выбирают нужное.
Цели:
-
направить и организовать учебную деятельность учащихся на восприятие, осознание, первичное обобщение и систематизацию новых знаний
-
развивать умение добывать знания, анализировать явления, делать выводы
-
формировать умения организовывать свою учебную деятельность
Применяемые методы:
-
частично-поисковый
-
метод проблемного обучения
-
словесный (беседа, работа с учебником)
-
метод контроля и самоконтроля
-
метод формирования интереса к учебной деятельности
Формы работы на данном этапе:
-
групповая форма работы
работа в парах
Самостоятельное применение знаний.
-На какие группы можно разделить все предметы?
Слайд 12
А как считаете, какая группа нуждается в особенной охране людьми?
(Выполнение заданий в тетради)
-Необходимо ответить на вопрос, почему растениям и животным приходится меняться.
-А как меняется жизнь человека со сменой времён года?
-Легко ли человек реагирует на смену времён года?
-Какие трудности испытывают люди с приходом нового времени года?
-Какие меры необходимо применять для сбережения своего здоровья
-летом
-осенью
-весной
-зимой?
Домашнее задание: Оформить паспорт времени года.
-
Время года___________
-
Ось наклонена___________
-
Ось направлена__________
-
Солнечные лучи__________
-
Приспособление растений___
-
Приспособление животных__
-
Приспособление человека__
-
День______________-
Дети делятся на три группы, в зависимости от своих мнений
Каждая группа получает задание.
Цели, которые должны быть достигнуты учащимися:
-
научиться применять полученные знания, объяснять явления природы с точки зрения науки
-
определить задачи на следующий урок
Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:
-
закрепить полученные знания для применения их в дальнейшей самостоятельной работе по данному материалу
-
выявить типичные недостатки в знаниях и установить их причины, и учить детей планировать свою работу в дальнейшем
Применяемые методы:
-
создание ситуации успеха
-
метод дифференцируемой самостоятельной работы
-
иллюстративный метод
-
практический
метод контроля и самоконтроля
Итог урока.
Оцени свою деятельность на уроке.
Слайд 12
-Что нового узнали?
-Как узнали, что помогло?
-Где пригодятся знания?
Дети анализируют свою работу на уроке.
Использованная литература
-
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Наша планета Земля, 2 класс. Метод. Рекомендации для учителя по курсу окружающего мира.- Москва, Изд-во Баласс, - 2008 г.
-
Жакулина И.В. Мастер-класс. Использование технологии РКМЧП в начальных классах. Модуль 2. it-n.ru/communities.aspx?cat_no=127030&tmpl=com
-
Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Планета Земля. Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы.- Ростов: Изд-во Учитель, 2003 г.
-
zpzr.ru/healthcare_education/4169.html
-
newschool.ucoz.ru/blog/samoanaliz_uroka_s_pozicii_zdorovesberezhenija/2010-11-12-4
-
school2100.ru/