Разработка урока по окружающему миру «Смена времен года»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Заявка

на участие в муниципальном этапе областного конкурса среди общеобразовательных учреждений по формированию здорового образа жизни обучающихся.

  1. Ф.И.О. Мисюра Татьяна Анатольевна



  1. Год и место рождения 1980 год, город Сальск



  1. Адрес места проживания Ростовская область, Сальский район,

посёлок Гигант улица Ленина д.112 кв.38



  1. Место работы МБОУ СОШ №78 п.Гигант



  1. Номинация - «Школа - территория здоровья»



  1. Название работы План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему «Смена времён года»



  1. Контактные телефоны 8-918-503-95-30



  1. Email [email protected]

Дата_____________

Подпись______________

Данный конспект урока разработан на основе программы "Наша планета Земля", 2 класс. Авторы:А.А.Вахрушев, Е.А.Самойлова, О.В.Чиханова. (Образовательная система «Школа 2100»)с использованием информационно-компьютерных технологий учителем начальных классов МБОУ СОШ №76 посёлка Гигант Мисюра Татьяной Анатольевной.

Тема: Смена времен года.

Цель:

  1. Закрепить знания о смене дня и ночи.

  2. Выявить взаимосвязь между вращением Земли и смены времен года;

  3. Систематизировать знания о природных явлениях, об отличительных особенностях каждого сезона;

  4. Расширить словарный запас учащихся и развивать монологическую речь.

  5. Мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.

  6. Развивать умения добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  7. Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;

  8. Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

  9. Развитие навыка познавательной, частично-поисковой исследовательской деятельности

  10. Воспитывать бережное отношение к природе.

  11. Воспитание чувства взаимопонимания, уважительного отношения друг к другу;

Методическая цель урока.

  • Познакомить с методикой организации учебных исследований.

Тип урока: урок творческого поиска

Оборудование

учебник, Вахрушев А.А. «Окружающий мир», 2 класс М.Баласс, 2012г.

- рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс М.Баласс,2012г.

- глобус, лампа, демонстрационный стол;

- карточки со словами

- разноцветные смайлики

- карточки с заданием

-листы с фонами времён года, ветки рябины в разное время года

-два полотенца, камин

-карточки с выводами по теме урока

- мультимедийный проектор,

-презентация

-компьютер

Для создания условий комфортного ощущения ребенка в школе, для его полноценного развития, для сохранения и укрепления его здоровья, ведения здорового образа жизни, внедряю здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить эти важнейшие задачи.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Организационный момент

Метод мотивации и стимулирования:

Создание благоприятного психологического кли мата

Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.

Актуализация знаний и постановка проблемы.

Метод проблемного обучения

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке

Смена видов учебной деятельности на уроке

Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.

Физкультминутки и физкультпаузы

Совместное «открытие» знаний.

Частично-поисковый

Метод проблемного обучения

Словесный (беседа, работа с учебником)

Метод контроля и самоконтроля

Метод формирования интереса к учебной деятельности

Активные методы:, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия,, ученик как исследователь

Смена видов учебной деятельности на уроке

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке

Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.

Физкультминутки и физкультпаузы

Самостоятельное применение знаний.

Методы свободного выбора: свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества

Методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки

Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера вы

Вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.

Итог урока.

Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.









ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Этапы урока

Организационный момент.

-Мы начинаем наш урок.

-Как мы добываем знания на уроках окружающего мира?

-Где пригодятся эти знания?

-Предположительно оцените себя (Как бы вы хотели сегодня поработать?)

-Начать наш урок я хочу словами французского философа Ж.Руссо

«Вы талантливые дети! Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению»

Я желаю вам уже сегодня убедиться в правильности этого высказывания.

Отгадайте загадку:

На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери. (планета Земля)

Слайд 1 - И сегодня мы продолжаем путешествие по нашей планете. -Ребята, сегодня мы продолжим учиться вести самостоятельные исследования.

Давайте вспомним. А что надо сделать в первую очередь перед тем, как начать собирать нужную информацию.

Подумайте, какая информация необходима для исследования. Давайте выстроим алгоритм нашего исследования.

Слайд 3 Первое задание. Выберите тот вывод, к которому мы пришли на прошлом уроке.

  1. Ночь наступает, т.к. на небе появляется луна. Слайд 4
  2. Планеты вращаются вокруг Солнца по воздействием закона всемирного тяготения. Слайд 5
  3. День и ночь наступают из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси и по-разному освещается Солнцем. Слайд 6
Сегодня мы продолжим разговор о движении Земли.

Наблюдаем, проводим опыты, внимательно слушаем друг друга и учителя, выполняем задания в учебнике и в тетради, делаем выводы.

Ответы детей.





У детей на партах лежат карточки со словами: ПРОНАБЛЮДАТЬ, СПРОСИТЬ, ПОСМОТРЕТЬ ,ПРОВЕСТИ ,ОПЫТ, ПРОЧИТАТЬ, НАЙТИ В ИНТЕРНЕТЕ).

(Дети выбирают нужные слова, идет коллективное рассуждение )

- Цели, которые должны быть достигнуты учащимися:

позитивно настроиться на урок

определить приёмы работы

- Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:

психологически настроить учащихся на учебную деятельность

создать атмосферу доброжелательности на уроке, уверенности в своих силах.

Применяемые методы:

Метод мотивации и стимулирования:

а) интереса к учению

б) долга и ответственности в учении

Актуализация знаний и постановка проблемы.

На столе лежат смайлики разного цвета. Возьмите себе тот смайлик, какой цвет вам ближе всего.

Теперь распределитесь по группам в соответствии с тем цветом, который взяли.

Возьмите карточки с заданиями и приготовьтесь к ответам.

  1. Жёлтый лист покачнулся и медленно упал на землю. Почему?

  2. Была солнечная погода. Лодка отплыла от берега и через некоторое время превратилась в маленькую точку. Почему?

  3. И вот из-за леса появилось Солнце. В утренних лучах снег казался нежно-розовым. Почему?

  4. Земля облетела Солнце. А за моим окном по-прежнему на тополе появились первые листочки, а рядом буйно цвела вишня. Почему?

-Как вы думаете, чему будет посвящён урок?

-Итак, тема нашего урока «Смена времён года»

-Посмотрите на цвета своих смайликов. Как они могут быть связаны с временами года?

Чтобы вы хотели сегодня узнать на уроке?

Слайд 7

Физминутка.

Я сейчас буду называть различные понятия, а вы должны встать, если услышите понятие, обозначающее небесное тело (река, Юпитер, камень, Звезда и т.д.)

Дети выбирают смайлик.

(красный, зелёный, голубой, жёлтый)

Распределяются на четыре группы.

Работа по группам.



Ответы детей.

Составляют план урока.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Цель:

определить, на сколько глубоко усвоен заданный на дом материал, как дети выделяют главные положения

выявить характерные недостатки в знаниях, их причины

ликвидировать обнаруженные недочёты

организовать и направить детей к постановке цели

Применяемые методы:

  • метод беседы

  • метод самоконтроля

  • метод проблемного обучения

Формы работы на данном этапе:

  • работа в группах

игра

Совместное «открытие» знаний.

Ребята, я общаюсь по Интернету с девушкой из Австралии. Она мне недавно сообщила, что как только у них наступил октябрь, месяц все жители Австралии дружно стали покупать себе новые купальники. Почему?

- Какие движения Земли вы знаете?

- К чему приводит движение Земли вокруг своей оси?

- К чему приводит движение Земли вокруг Солнца?

Сейчас мы с вами должны ответить на наш первый вопрос урока. Для этого нам предстоит стать учёными на некоторое время. Кто готов приступить к работе - сядьте ровно.

Давайте попробуем на опыте осуществить вместе с Землёй-глобусом путешествие вокруг Солнца.

-Куда будет направлена ось Земли при вращении Земли вокруг солнца?

Обсудите в парах, подсказкой послужат вам рисунки созвездий.

Когда мы будем передвигать глобус вокруг лампы, мы должны не забывать соблюдать направление земной оси.

Слайд 8

- Как вы думаете, что несут солнечные лучи: свет, тепло или то и другое?

Давайте определим, где теплее и при каком положении Земли: у нас или в Австралии.

- Давайте передвинем глобус вокруг Солнца.

( Передвигаем глобус так, чтобы Северное полушарие оказалось повёрнуто к Солнцу)

Куда же должна смотреть его ось?

- Куда теперь смотрит ось Земли: на Солнце или от Солнце?

Давайте определим, где теплее при таком положении Земли: у нас или в Австралии.

Что же произошло?

-Так почему же изменяется жизнь природы по сезонам?

Слайд 9

На доске листы с фонами времён года.

- Ребята, вам необходимо прикрепить ветку рябины в разных временных особенностях на фоны того времени года, которое считаете правильным.

Давайте еще раз сделаем вывод, Почему происходит смена времени года?

Посмотрите в учебник на стр. 57. Какие времена года изобразил художник?

-Когда лучи солнца падают на землю более прямо?

- Когда земля получает больше лучей : зимой или летом?

Проверим наше предположение с помощью опыта. Смотрите, я повесила два намоченных полотенца на спинку двух стульев. Один я поставила спинкой к камину так, чтобы тепло попадало прямо на полотенце. Второй стул я поставила боком. На него тепло падало сбоку.

-Как думаете, какое полотенце успело высохнуть?

-Какой можем сделать вывод?

Откройте учебник на странице 57 и проверьте, правильно ли мы сделали вывод?

Слайд 10

Танцевальная физминутка «Времена года»

Итак, мы подобрались к третьему вопросу. Откройте учебники на странице 58. Сейчас вам предстоит прочитать текст учебника, делая следующие пометки

  • «v» - если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
  • «+» - если то, что вы читаете, является для вас новым;
  • «?» - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
У вас на столе карточки с выводами «Почему же летом солнце поднимается выше. -Выберите карточку с правильным выводом.

Ответили мы на главный вопрос урока?

Какие изменения происходят на Земле во время её вращения вокруг Солнца?

Тогда ответьте мне на вопрос.

-Земля облетела Солнце. А за моим окном по-прежнему на тополе появлялись первые листочки, а рядом буйно цвела вишня. Почему?

Физминутка для глаз

Слайд 11

Дети выдвигают свои гипотезы.





Работа в парах

Рассматривают слайд на экране.

Делают вывод, что в Австралии тепла чувствуется больше.



Делают вывод, что у нас теплее, а в Австралии холодно.



Выходят к доске прикрепляют рябиновую ветку на листы бумаги









Дети танцуют



Дети разбирают текст из учебника по абзацам, деля его на известный материал и неизвестный.



Дети читают тексты на карточках, выбирают нужное.

Цели:

  • направить и организовать учебную деятельность учащихся на восприятие, осознание, первичное обобщение и систематизацию новых знаний

  • развивать умение добывать знания, анализировать явления, делать выводы

  • формировать умения организовывать свою учебную деятельность

Применяемые методы:

  • частично-поисковый

  • метод проблемного обучения

  • словесный (беседа, работа с учебником)

  • метод контроля и самоконтроля

  • метод формирования интереса к учебной деятельности

Формы работы на данном этапе:

  • групповая форма работы

работа в парах

Самостоятельное применение знаний.

-На какие группы можно разделить все предметы?

Слайд 12

А как считаете, какая группа нуждается в особенной охране людьми?

(Выполнение заданий в тетради)

-Необходимо ответить на вопрос, почему растениям и животным приходится меняться.

-А как меняется жизнь человека со сменой времён года?

-Легко ли человек реагирует на смену времён года?

-Какие трудности испытывают люди с приходом нового времени года?

-Какие меры необходимо применять для сбережения своего здоровья

-летом

-осенью

-весной

-зимой?

Домашнее задание: Оформить паспорт времени года.

  1. Время года___________

  2. Ось наклонена___________

  3. Ось направлена__________

  4. Солнечные лучи__________

  5. Приспособление растений___

  6. Приспособление животных__

  7. Приспособление человека__

  8. День______________-

Дети делятся на три группы, в зависимости от своих мнений

Каждая группа получает задание.



Цели, которые должны быть достигнуты учащимися:

  • научиться применять полученные знания, объяснять явления природы с точки зрения науки

  • определить задачи на следующий урок

Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:

  • закрепить полученные знания для применения их в дальнейшей самостоятельной работе по данному материалу

  • выявить типичные недостатки в знаниях и установить их причины, и учить детей планировать свою работу в дальнейшем

Применяемые методы:

  • создание ситуации успеха

  • метод дифференцируемой самостоятельной работы

  • иллюстративный метод

  • практический

метод контроля и самоконтроля

Итог урока.

Оцени свою деятельность на уроке.

Слайд 12

-Что нового узнали?

-Как узнали, что помогло?

-Где пригодятся знания?

Дети анализируют свою работу на уроке.








Использованная литература


  1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Наша планета Земля, 2 класс. Метод. Рекомендации для учителя по курсу окружающего мира.- Москва, Изд-во Баласс, - 2008 г.

  2. Жакулина И.В. Мастер-класс. Использование технологии РКМЧП в начальных классах. Модуль 2. it-n.ru/communities.aspx?cat_no=127030&tmpl=com

  3. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Планета Земля. Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы.- Ростов: Изд-во Учитель, 2003 г.

  4. zpzr.ru/healthcare_education/4169.html

  5. newschool.ucoz.ru/blog/samoanaliz_uroka_s_pozicii_zdorovesberezhenija/2010-11-12-4

  6. school2100.ru/


© 2010-2022