Доклад на тему: Компетенции выпускника начальной школы, как основа получения новых учебных результатов в основной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №25»

Выступление на педагогическом совете «Компетенции выпускника начальной школы, как основа получения новых учебных результатов в основной школе»



Составила: Галеева И.А., учитель начальных классов



















Г.Новомосковск

2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - Стандарт) включает в себя требования: - к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; - к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; - к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. Я хочу остановиться подробнее на результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования. Обратимся к пункту 9 ФГОС НОО. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: - личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. - метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. - предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Основываясь на пункте 13 ФГОС НОО, можно выделить ключевые компетенции выпускника начальной школы: 1. Учебно_- познавательная. ( Ученик добывает знания непосредственно из окружающей действительности, владеет приёмами решения учебно-познавательных проблем, действий в разных (нестандартных) ситуациях. Например, на обобщающих уроках окружающего мира весь класс может превратиться в научную станцию. Идёт самостоятельная исследовательская работа уч-ся. Дети делятся на группы: ученые-географы, ботаники, экологи, зоологи. Перед каждой группой стоит определенная задача. Дети защищают свои мини-исследования в конце урока, используя рисунки, фотографии, рефераты. В процессе таких заданий мы развиваем познавательный интерес, учим выбирать из общего материала главное и приводить в систему. 2. Ценностно-смысловая. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа её жизнедеятельности в целом. 3. Коммуникативная. ( Навыки владения работы в группе, коллективе с различными социальными ролями.Ученик должен уметь представить себя , написать письмо, заявление, заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию) . Я считаю, уже в начальной школе необходимо познакомить детей с понятием «богатая - бедная речь», чтобы более последовательно и продуктивно проводить практическую работу по обогащению речи учащихся. Развивать речь детей, работать над формированием культуры детской речи - значит систематически работать над её содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением собственных мыслей. Эти задачи эффективно решаются как на уроках, так и во внеурочной деятельности на занятиях по риторике. 4. Социально - трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина). Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. 5. Информационная компетенция. Она подразумевает использование ребенком различных информационных ресурсов. Необязательно использовать Интернет. Ведь можно начинать с газетных вырезок. Главное - соблюдать последовательность усложнения заданий от урока к уроку. При помощи реальных объектов (телевизор, телефон, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать, и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире. 6. Общекультурная компетенция. Формируется достаточно длительно. Любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства. Я считаю, познание родной культуры должно носить системный, плановый характер. Его содержание, тематика, формы и методы определяются с учетом возрастных особенностей учащихся. Изучение своего края немыслимо без экскурсионной деятельности. Она способствует развитию у учащихся любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой. Дети должны знать свой город, его историю, чтобы полюбить его. Мы по-разному относимся к прошлому. Но главное - мы обязаны его знать, обязаны помнить. Но и прошлое будет жить только тогда, когда есть традиции его сохранения. В начальной школе дети знакомятся с улицами города, с профессиями своих родителей. 7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности. Компетенция личностного самосовершенствования подразумевает овладение учеником теми способами деятельности, которые пригодятся ему в определенной современной жизненной ситуации. Исходя из всего, формируется «портрет» выпускника начальной школы (по стандартам второго поколения): - любящий свой народ, свой край и свою Родину; - уважающий и принимающий ценности семьи и общества; - любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; - владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; - доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; - выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Я за то, чтобы результатом обучения стал не только определенный уровень знаний учащихся, но и способность их добывать самостоятельно, находить выход из нестандартной ситуации, не пасовать перед трудностями. При этом хотелось бы, чтобы при оценке результативности обучения, отслеживался не процент качества вообще, а качество работы педагога с конкретным контингентом учащихся. Чтобы осуществлялся мониторинг результативности обучения каждого отдельного ученика в сравнении с самим собой. Теперь в начальной школе ребёнка учитель должен научить, не только читать, писать и считать, но и должен сформировать универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, мотивацию к обучению. Координировать интересы ученика, быть тьютором, экспертом, руководителем проектной деятельности. И при этом работать в тесной взаимосвязи с учителями всех предметов. Учитель должен осознавать, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный и неповторимый образ, и помогать ему в его развитии.

© 2010-2022