Технологическая карта урока русского языка на тему Состав слова (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка на тему Состав слова (3 класс)Технологическая карта урока русского языка на тему Состав слова (3 класс)Технологическая карта урока русского языка в 3 классе


Тема урока: «Состав слова»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Образовательное учреждение: СОШ №23

Педагог: Ошмарина Ирина Юрьевна

Цели и задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова.

  • Повторить изученные орфограммы, которые находятся в корне слова.

  • Закрепить умение разбирать слова по составу.

Воспитательная задача: воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать учебные проблемы;

Развивающие задачи:

  • способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке.

  • способствовать формированию личностных, коммуникативных, регулятивных умений:

Развитие УУД:

личностные

  • Умение слушать и слышать одноклассников.

  • Умение формулировать свою позицию.

коммуникативные

  • Слушать и понимать речь других.

  • Умение строить связные высказывания в устной и письменной форме.

  • Умение редактировать (совершенствовать) предложение.

  • Умение выражать свои мысли.

познавательные

  • Осознавать познавательную задачу.

  • Читать, извлекая нужную информацию.

  • Делать обобщения, выводы.

регулятивных

  • Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

  • Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

  • Умение самостоятельно анализировать и оценивать свою работу.

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, компьютерная презентация, карточки с заданиями.

Ход урока




Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


УУД

Формы оценки и контроля


Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Мотивирова-ние к учебной
деятельности.

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня гости, поздоровайтесь, чтобы в течение урока не отвлекаться. Я очень надеюсь, что у нас всё получится.

Желаю вам удачи на уроке.

Приветствуют учителя.

Организуют свое
рабочее место.

Проявление эмоциональной отзывчивости на слова учителя

Л

Благодарность учителя

Сообщение темы и цели урока.

Все на свете из чего-нибудь состоит:

лес - из ….. деревьев,

облака - ……. из капель,

речь - ……. из предложений,

предложения …… из слов.

Слова из своего «строительного материала», каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть.

  • Из каких частей строительного материала состоят слова?

  • Какова же будет тема нашего урока?

  • Исходя из темы, постарайтесь определить цель нашего урока. Вы начинаете, а я продолжу.

Верно, на уроке мы будем закреплять знания о частях слова и совершенствовать умения разбирать слова по составу.

- А работать мы будем по плану, который вы видите на слайде.

Прочитаем его.

У вас на столе лежат листы с этапами нашей работы. Каждый этап вы будете оценивать сами.

приставка, суффикс, корень, окончание

Состав слова

закрепление знаний о частях слова


  • Знания о частях слова

  • Местоположение частей слова

  • Обозначение частей слова

  • Знание алгоритма разбора слова по составу

Умение слушать

Умение выражать свои мысли

Формулировать цель урока с помощью учителя

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Л







К


Р





Р

Проверка ранее полученных знаний

Повторение о частях слова


Умение правильно обозначать части слова

Фронтальная работа.

1. Вспомним всё, что знаем о частях слова:

С карточками «Приставка», «Корень»….

Задание: выстроиться в правильном порядке и дать определение своей части слова. Начиная свой ответ с местоимения «Я».

2. Закрепим наши знания о частях слова и их обозначении: проверочный лист №1

( Таблицы на доске + карточка у обучающегося). Соединим правильные ответы. (сопоставить название и значок)


ОЦЕНИМ НАШУ РАБОТУ.

(взаимопроверка)

Дети, получив карточки с названиями частей слова, формулируют правило о них.

Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Корень - главная часть слова и общая часть однокоренных слов. В ней заключён общий смысл всех однокоренных слов.

Суффикс - часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Работа с проверочным листом №1.

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Умение строить связные высказывания в устной форме


Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

К














Р

Взаимопро-верка, опираясь на ранее полученные знания.

Самооценка по шкале успеха

Работа с учебником

А теперь откройте учебник на странице 164 упражнение 256.

Есть ли здесь однокоренные слова?

Докажите.

Выпишите однокоренные слова, обозначьте корень.

Какие ещё части слова мы можем выделить в этих словах?

Выделите.


ОЦЕНИМ НАШУ РАБОТУ

(самопроверка)

(ком - комок, комар - комарик)

Так как у них одинаковый смысл.

Выписывают однокоренные слова, обозначают корень.

Суффикс и окончание.

Выделяют.

Смысловое чтение

Анализ объектов с целью выделения признаков, умение осознанно строить речевое высказывание

П

Самопроверка, сличение с образцом.

Самооценка по шкале успеха

Чистописание

-А сейчас выполним упражнение, которое развивает умение писать красиво. Начинаем по образцу.

По, у, за, с, на


ОЦЕНИМ НАШУ РАБОТУ,

подчеркните самый красивый из написанных элементов

индивидуальная проверка


- Что вы заметили в записи этих соединений?

Работа в тетрадях, по образцу, указанному учителем

Это приставки, предлоги.

Умение проводить самооценку

Сохранение учебной задачи, осуществление контроля

Л



Р

Самооценка

Физкульт

минутка

Умение применять правила охраны своего здоровья.

Волевая саморегуляция

Л



Р

Работа в группах

(умение работать в группе)

На столах лежат слова, ваша задача составить предложение из этих слов и приклейте на основу.

На, писал, адрес, отец, на, конверте.

Капитанов групп я прошу выйти к доске.

Какие предложения у вас получились?

Обучающиеся работая в группе, составляют предложение и наклеивают на основу. Готовятся к защите своего решения.

Варианты предложений.

- Приставка - это часть слова и пишется слитно. А предлог - это самостоятельное слово и пишется раздельно.

Между приставкой и корнем нельзя вставить другое слово, а между предлогом и словом можно.

Оценка действий партнёра, умение осознанно строить речевое высказывание

Установление причинно-следственных связей

Умение редактировать предложение

Умение слушать и слышать одноклассника

Умение самостоятельно анализировать и оценивать свою работу

К








П




К




Л






Р

Внешний контроль, благодарность учителя



Самопроверка

Самооценка по шкале успеха

Если есть ошибки:

- Посмотрите, все ли группы сделали задание верно?

- Где ошибка? Докажите.

- Почему нужно различать приставки и предлоги?

- Как отличить приставку от предлога?

- Молодцы, присаживаемся на свои места. А теперь

Если нет ошибок:

- Ребята, посмотрите на доску, изначально вам даны были такие слова… Среди них есть 2 одинаковых: НА.

Почему в слове «НАПИСАЛ» слитное написание, а в словах «НА КОНВЕРТЕ» раздельное?

- Почему нужно различать приставки и предлоги?

- Как отличить приставку от предлога?

- Молодцы, присаживаемся на свои места. А теперь

Запишем предложение в тетрадь.

Отец написал адрес на конверте.

ОЦЕНИМ СВОЮ РАБОТУ.

(умение работать в группе)

Ребята, каждый оценивает лично свою работу в группе. Отнеситесь к оценке добросовестно.

Работа в парах

(умение находить суффикс в словах)


Какие части слова мы повторили? Какая часть осталась без нашего внимания? С ней мы сейчас и поработаем, возьмите проверочные листы №2 и выделите суффиксы.

  1. Зайчонок, слонёнок, котёнок, мышонок (детёныши)
  2. Читатель, спасатель, хранитель, строитель.
  3. Хвостище, глазок, усищи, носик. (увеличение, уменьшение)
- Какие значения придают здесь суффиксы?

ОЦЕНИМ СВОЮ РАБОТУ

(сличение с образцом)

Корень, приставка

Суффикс


  • Зайчонок, слонёнок, котёнок, мышонок (детёныши)
  • Читатель, спасатель, хранитель, строитель. (профессия)
  • Хвостище, глазок, усище, носик. (увеличение, уменьшение)

Оценка действий партнёра, умение осознанно строить речевое высказывание

Делать обобщения, выводы

К, П

Сличение с образцом, самопроверка.

Самооценка по шкале успеха

Работа с шарадами

(работа в группе)


1. Вспомните, что такое шарада?

ШАРАДА - это загадка, заключающаяся в том, что загаданное слово состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть самостоятельным словом.

- Какие еще загадки вы знаете? (ребусы, кроссворды и т.д.)

2. Проверим ваши умения по разбору слов.

Выберите только ту часть слова, которая указана в верхней строке столбика. Запишите полученное слово в последнем столбце.

ПРИСТАВКА

КОРЕНЬ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

убежал

показ

мышка

река

зашёл

головушка

дубок

столб

клей

слонёнок

зайчиха

вата

- Ребята, меня заинтересовало слово «заголовок», что оно обозначает?

Работа с интерактивным словарём.

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/74614c7b-3e30-4337-bb66-feb42bcfa17b/ResFile.SWF

Ответы обучающихся

(ребусы, кроссворды и т.д.)

СЛОВО

указка

заголовок

слониха

Умение выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей

Умение читать, извлекая нужную информацию

Умение ориентироваться в словаре (алфавитный порядок)

К

П

П

Словесная оценка учителя

Наблюдение учителя

Работа с планом урока

Ребята, давайте проверим, все ли пункты плана, который мы составили на урок, выполнили?

А с алгоритмом разбора слова по составу мы будем работать в 3 классе

- Посмотрите на шкалы успеха, которые заполняли в течение урока и, проанализировав предыдущие, оцените себя на итоговой шкале.

Работа с документ-камерой

Что можно сказать по шкале данного обучающегося?

Какой совет можем ему дать?

  • Знания о частях слова

  • Местоположение частей слова

  • Обозначение частей слова

  • Знание алгоритма разбора слова по составу

Прогнозирование,

установление обучающимися связи

между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

Р, Л

Словесная оценка учителя

Рефлексия.

Подведём итог:

- Какую тему повторили?

- Над какими умениями работали на уроке?

- Что лучше получилось?

- Где испытывали затруднения?

Оценка результатов деятельности



Р


Самооценка по шкале успеха Балловая оценка за урок учителем

Домашнее задание.

Домашнее задание по выбору. С красными кружочками сложное задание, с синими кружочками задание легкое.

Д.м. стр. 116, упр. 265

Н - списать слова, обозначив корень

П - спиши слова, обозначить корень и подчеркнуть орфограммы

Игра на внимание.

-А закончим наш урок игрой.

Скажи « ДА или НЕТ». Ответьте, одним словом.

1. Окончание - часть слова? (да)

2. Окончание - изменяемая часть слова? (да)

4. Суффикс - служит для образования новых слов? (да)

5. Приставка пишется отдельно от слова? (нет)

6. Корень - главная часть слова? (да)



© 2010-2022