Занятие «На шаг впереди»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие «На шаг впереди»Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Собинского района районный Дом детского творчества и учащейся молодежи


Открытое занятие

Подготовила

педагог дополнительного образования

Никитина Марина Сергеевна








п.Ставрово

2014 год

На своих занятиях по теме «Лидерство» в практической части я применяю тренинговые технологии. В данном занятии представлен тренинг лидерства, который направлен на демонстрацию вариантов поведения, необходимых руководителю. Занятие рассчитано на 8-10 человек.

Занятие «На шаг впереди!»

Цель: создание условий для раскрытия лидерского потенциала старшеклассников, освоения ими активного стиля общения, умения убеждать.

Задачи:

  • Выявить ребят, обладающих лидерскими и организаторскими способностями.

  • Отработать навыков групповой деятельности, развивать и реализовать творческие способности.

  • Психологическая разгрузка ребят.

Ход занятия.

I Подготовительный этап занятия.

Необходим для создания атмосферы доверия, взаимоуважения, а также мотивации на предстоящую работу.

Стихи

Если вы есть - будьте первыми!
Первыми, кем бы вы ни были.
Из песен - лучшими песнями,
Из книг - лучшими книгами.

Первыми будьте, и только!
Пенными, как моря.
Лучше второго художника -
Первый маляр.

Спросят вас оробело:
- Что же тогда окажется:
Если все будут первыми,
Кто пойдет замыкающим?

А вы трусливых не слушайте,
А вы их сдуйте, как пену.
Если вы есть - будьте лучшими!
Если вы есть - будьте первыми!

Если вы есть - попробуйте
Горечь зеленых побегов.
Примериваясь, попробуйте
Великую ношу первых!

Как самое неизбежное,
Взвалите ее на плечи.
Если вы есть - будьте первыми!
Первым трудней и легче. - Добрый день, уважаемые друзья! Сегодня встречу с вами я не случайно начала с этого замечательного стихотворения «Будьте первыми». Тема нашего сегодняшнего занятия - «Лидерство», цель: выявление и развитие лидерских качеств. - Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопрос: "Кто такой лидер, какими качествами он должен обладать?". У вас будет возможность проявить лидерские качества, поупражняться в умении убеждать - навыке, необходимом для лидера.
II Основной этап. Подача нового материала с использованием презентации Слайд 1 - Если кто-то из детей рождается лидерами, а кто-то рождается ведомым, значит ли это, что лидером нельзя стать, лидерству нельзя научиться? Ответы детей - Правильно, это не так. Многие люди стали в своей жизни сильными и уверенными лидерами, хотя в детстве лидерскими особенностями вовсе не отличались. - Скажите, пожалуйста, а кто такой лидер? Дети отвечают и вместе с педагогом просматривают слайды 2-5
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать лидер и почему? Дети называют качества, присущие лидеру, записывают их на доске и объясняют, почему лидер должен ими обладать. Затем сравнивают ответы с качествами, представленными в слайдах 6-16

- Вот такими качествами должен обладать лидер. Теперь я попрошу всех вас задуматься и ответить про себя на вопросы:

  • Хотите быть великим лидером?
  • Хотите знать, хороший ли вы лидер в данный момент?
  • Хотите улучшать свои навыки и саморазвиваться?
- Я надеюсь, что на все эти вопросы вы ответили «да». Ведь вы активисты детского общественного объединения.
Практическая работа - Сегодня мы с вами познакомимся с играми на развитие лидерских качеств и командообразование. - Для начала давайте все встанем в круг и возьмёмся за руки. Выполним упражнение «Импульс», чтобы настроиться на групповую работу. Упражнение «Импульс» Цель: снятие психологического барьера, настрой на работу. - Сейчас по моей команде мы отправим импульс любви, доброты и активность на творческую работу. Я пожимаю руку моему соседу справа, он своему соседу справа и т.д., пока этот импульс не вернется ко мне. Очень важно делать это упражнение улыбаясь, представляя, что через Вас действительно проходит импульс, делающий Вас счастливее и Вы, приумножая, посылаете его дальше. - Теперь все закрыли глаза, и мы повторим это упражнение в обратную сторону. Молодцы! А сейчас самое главное! Импульс пойдет от меня одновременно сразу в обе стороны. И на ком он сойдется - будет самым счастливым человеком, по крайней мере, на сегодняшний день. - Кто у нас сегодня самый счастливый человек? Давайте мы его «искупаем» в лучах славы. (Дружные аплодисменты) - Прошу всех сесть на свои места. (Участники садятся по кругу, ведущий встает в центр круга). Упражнение «Молекула». Цель: сплочение коллектива. - Прошу всех встать так, чтобы вам было удобно. После того, как я скажу фразу: «Молекулы - хаос» вы начинаете двигаться в произвольном направлении, перемешиваясь. Когда скажу: «Молекулы-четыре» вы должны быстро объединиться в группы по четыре. 3, 5, 7, 10.

На этом этапе инициатива постепенно переходит к воспитанникам (возрастает интерактивность: самовосприятие, самоанализ). Педагог наблюдает, направляет, поддерживает, корректирует. Упражнение «Карабас» Цель: выявление потенциальных лидеров. - Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы - куклы. Я произнесу слово «КАРАБАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь, встать со стульев. Причем, столько человек, сколько я покажу пальцев. В этом игровом тесте необходимо внимательно наблюдать за поведением ребят. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству, ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «совестливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще. Рекомендуется повторить игру 4-5 раз. «Сделай шаг вперед» - А сейчас встанем дружно и сделаем большой-большой круг. 10 человек сделайте шаг вперед. А теперь 5 человек - шаг вперед… 3 человека - шаг вперед… Лидеры - организаторы и эмоционалы сразу хорошо выявляются. «Фотография» - Давайте представим, что все мы - большая дружная семья. Нам нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать фотографа, который должен расположить всю семью для фотосессии. Первым из семьи выбирается дедушка, он тоже может участвовать в расстановке членов семьи. Более никаких установок не дается, вы сами должны решить, кому кем быть и где стоять. После распределения ролей и расстановки членов семьи фотограф считает до трех. На счет три! все дружно и очень громко кричат сыр и делают одновременный хлопок в ладоши. После этой игры ребятам предлагается ответить на вопросы:
  • Кто на ваш взгляд был лидером?
  • По каким критериям вы это определяли?
  • У лидера спросить: как сам оцениваешь - был ли ты лидером? Если был, что тебе помогало? Что мешало?
Роль фотографа и дедушек обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других членов семьи. Эта игра может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. Упражнение "Без командира" - Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся. Есть и другой тип - неуёмные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы «мир непременно погибнет!». Мы с вами тоже принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной - между тем и другим типом - группе. - В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придётся и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно. Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из вас сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха. - Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Любой контакт между участниками запрещён: ни разговоров, никаких знаков, ни хватания за руки, ни возмущённого шипения - ничего. Работаем, молча. Максимум - взгляд в сторону партнёров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне! - Прошу группу построиться в круг. Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально точно и быстро встала в круг. - Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А кто-то из вас стоял в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность. Постройтесь, пожалуйста: - в колонну по росту - в два круга - в треугольник - в шеренгу по росту - в шеренгу от самых светлых до самых тёмных волос - в живую скульптуру Звезда. - Молодцы, ребята! Садитесь на свои места. Давайте ответим на вопросы:
  • Скажите, можно ли было это упражнение назвать тестом на лидерство и почему?
  • Подумайте и скажите кто из вас лидер по натуре?
  • Легко ли вам было отказаться от руководящего стиля поведения?
  • Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми?
  • Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было советов, указаний?
  • Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны?
  • Понравилось ли вам отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?

III Заключительный этап Содержит анализ и оценку своей работы на занятии - А теперь давайте подведем итоги нашего занятия. Упражнение "Звезда" - Сейчас мы будем передавать друг другу по кругу горящую звезду (рисунок звезды) и отвечать вопросы:
  • Что нового вы узнали?
  • Что запомнилось на занятии больше всего?
  • Какие чувства вызвали эти игры?
- Наше сегодняшнее занятие мне хочется закончить такими словами.

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,

Будь маленьким деревцем в долине,

Но только самым лучшим деревцем.

Будь кустиком, если не можешь быть деревом,

Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,

Если не можешь быть кустиком.

Если ты не можешь быть китом,

Будь самым красивым окунем в озере.

Если ты не можешь быть капитаном,

Кто-то должен быть и матросом.

Для всех найдётся работа на корабле жизни,

Только найди своё дело

Если не можешь быть солнцем,

Будь звездой на небе.

Если не можешь быть высокой горой,

Будь твёрдым камнем.

Если не можешь быть камнем,

Будь мелкой песчинкой,

Отыщи свою раковину в море

И стань самой прекрасной жемчужиной.

Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим



Литература

  1. Кипнис М. Тренеруем умение вести за собой, быть лидером, "мотором" и вдохновителем. - М., 2009.

  2. Рудякова О. Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками. - Волгоград, 2008.

  3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Том 1.- М.,2006

  4. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002.


























© 2010-2022