- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру 2 класс Перспектива Зимние месяцы
Конспект урока по окружающему миру 2 класс Перспектива Зимние месяцы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Валеева Л.Р. |
Дата | 22.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Предмет: окружающий мир
Класс: 2 класс, УМК «Перспектива»
Тип урока: ОНЗ, базовый уровень
Составила : учитель начальных классов Валеева Л.Р.
Технологическая карта урока.
Тема Зимние месяцы
Цель:
Уметь соотносить признаки зимы в природе и особенности жизни людей зимой со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края. Задачи: Умение находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; иметь общее представление о жизни художников А.К.Саврасова, И.И. Шишкина.
Образовательные: Формировать УУД:
Личностные:
- Умение делиться со сверстниками и взрослыми эмоционально-эстетическим впечатлением по отношению к природе зимой и произведениям словесного и изобразительного искусства, представляющим красоту зимней природы.
- Воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы)
- Вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
Регулятивные УУД:
- Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
- Умение выполнять взаимопроверку учебного задания; планировать последовательность операций на отдельных этапах урока.
Коммуникативные УУД: Умение строить понятные для партнёра высказывания, включаются в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками, формулировать ответы на вопросы, слушать партнера по общению и деятельности.
Познавательные УУД: Умение соотносить признаки зимы в природе и в жизни людей со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края; использовать выразительные средства родного языка для описания красоты зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; характеризовать погодные явления зимних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка.
Основные понятия
Названия старинных русских месяцев
Ресурсы:
- основные
дополнительные
1) Окружающий мир . 2 класс. 2 часть. Плешаков А.А.
2)Презентация 3)Карточки для групповой и парной работы.
Организация пространства
Коллективные способы обучения
Технология проведе
ния
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД I. Мотивация к учебной деятельности Цели: -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность Психологический настрой к учебной деятельности.
Подготовка эмоционального настроя к уроку, положительная внутренняя мотивация
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели,
И тихонечко все сели.
Регулятивные УУД:
нацеливание на успешную деятельность, целеустремленность,
настойчивость в достижении цели II. Актуализация опорных знаний. Цель: применение изученных знаний при решении учебной задачи
Отвечают на вопросы, выполняют предложенные задания
-
Закрепляют понятие год, времена года.
Вспоминают основные признаки осени, название старинных осенних месяцев.
Делают вывод, что данные знания послужат помощниками для изучения новой темы. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Организация учебного процесса на этапе актуализации опорных знаний.
- Ребята отгадайте загадку:
Вышел старик-годовик, махнул рукавом, и полетели двенадцать птиц, у каждой птицы по четыре крыла, в каждом крыле по семь перьев, каждое перо с одной стороны черное, а с другой - белое. (Год) - Посмотрите на доску (Слайд 1). - Почему год называют круглым? - На какой сезон может приходится начало года? (приветите примеры). - С каким временем годы мы уже познакомились? Назовите основные осенние изменения в природе. - Как в старину люди называли осенние месяцы?
Актуализируется знания о годе и почему год называют круглым. Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
III Самоопределение к деятельности. Постановка проблемного вопроса. Включаются в беседу.
Включаются в групповую работу.
Делают вывод, что им трудно определить название старинных зимних месяцев.
Вместе с учителем формулируют тему и цели урока. Организация подводящего диалога
Организует групповую работу.
Организация открытия нового знания.
- Сегодня мы продолжим свое путешествие по годовому кругу. - Посмотрите в окно, какое время года вы видите? Докажите. - А разобраться во многих вопросах на уроке нам помогут три сказочных брата. ( из класса к доске вызываются три ученика, которым выдаются таблички с древнеримскими названиями зимних месяцев: децембер, януариус, фебруариус) - Нам нужно разгадать, как же зовут этих братьев. Давайте попробуем перевести их название на русский язык. - А теперь проверим в правильном ли порядке они расположены? - Молодцы, с этим задаем вы справились.
- А давайте проверим, знаете ли вы старинные русские названия этих месяцев.
( на листочках написаны старинные названия зимних месяцев. Учащиеся проанализировав названия должны соотнести современные названия месяцев с древнерусскими)
Декабрь - студень, холодень, ледостав, годопроводец.
Январь - просинец, перелом зимы, перезимье, сечень
Февраль - межень, крутень, бокогрей.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? ( о зимних месяцах)
- Чему мы должны научиться?
Умение слушать, отвечать на вопросы.
Познавательные: постановка и формулирование темы и цели урока.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, работать в группе.
Личностные УДД:
вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать, тему, цели на уроке с помощью учителя
III Совместное открытие нового знания Цель: Создать алгоритм выхода из затруднительной ситуации.
Беседа «Зима нашего края»
Отвечают на поставленные вопросы.
Знакомятся со старинными названиями зимних месяцев. Заранее подготовленные учащиеся читают стихи о зиме.
Работают в группе, делают вывод, соотносят признаки зимы в природе со значением старинных названий зимних месяцев.
Читаю текст по учебнику.
Организует беседу.
Организует работу в парах по структуре ТАЙМД - ПЭА=ШЭА.
- Наша страна очень большая. В одних уголках зима долгая, снежная, морозная. Бывает, что солнце не показывается всю зиму. В других же местах России за целую зиму снег может выпасть всего несколько раз.
- А какая зима у нас?
- Как долго длится зима в нашем крае?
- Какие бывают осадки зимой?
- Ребята, давайте вернемся, к заданию, которое было в начале урока.
- Студень, холодень, ледостав, годопроводец - так в древности люди называли декабрь. Давайте подумает почему? (Слайд 2)
Аналогичная работа стоится по остальным двум месяцам. ( Слайд 3 и 4).
- Народные названия месяцев поэтичные, они сродни стихотворениям. Можем ли мы их назвать маленькими произведениями устного народного творчества, крупицами великолепной сокровищницы русского языка, родного для многих людей в нашей стране?
- Какие старинные названия месяцев вам запомнились?
Умение слушать, отвечать на вопросы.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Личностные УДД: Умение делиться со сверстниками и взрослыми эмоционально-эстетическим впечатлением по отношению к природе зимой
IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель: Создать условия для выполнения учащимися заданий с проговариванием во внешней речи
Выразительное читают стихотворение Г.Галиной
Рассматривают иллюстации
Физминутка Учащиеся имитируют зимние забавы.
- Люди не перестают удивляться красоте зимней природы. Поэты слагают о ней стихи, художники пишут картины. Сейчас я предлагаю каждому из вас прочитать про себя стихотворение Галины Галиной на с. 6 учебника. А потом пусть поднимет руку тот, кто захочет прочитать но стихотворение вслух, с выражением, попробовать передать голосом красоту поэтических строк.
- Как вы думаете, что помогает поэту передать красоту природы зимой?
- Мы уже сказали, что художники часто пишут зимние пейзажи. Давайте рассмотрим репродукции картин И.И. Шишкина, А.К. Саврасова.
- Какие месяцы они изобразили? (декабрь, февраль)
- Глядя на картины, хочется грустить или радоваться?
Познавательные: общеучебные : поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли устной форме V. Самостоятельная работа с проверкой Цель: Организовать самостоятельное выполнение учащимися Самостоятельная работа учащихся, с проверкой.
Работа в пословицами в парах. Организация самостоятельной работы по карточкам
Организация работу по карточкам с последующей проверкой.
- Русская зима с ее снегопадами, метелями, трескучими морозами стала одним из символов России. Наши предки любили зиму, называли ее «матушка», посвящали пословицы, загадки, считалки.
- Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Вам необходимо собрать и объяснить значение пословиц.
- Зима пройдет и снег сойдет, а что посеяно взойдет.
- В зимний холод всякий молод.
Производят предварительную оценку работы. Записывают ответы, сверяют с записями
на доске. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок VI. Включение в систему знаний и повторений
Цель: повторить и закрепить знания о прочитанных произведениях.
Применяют свои знания для решения задачи.
Работают в группе. Организация учебного диалога.
Организация работы в группе по структуре ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС.
Физминутка
На дворе мороз и ветер
На дворе гуляют дети.
Ручки, ручки потирают
Ручки, ручки согревают.
- А теперь я предлагаю вам такое задание, тоже связанное с зимой. -Какая группа вспомнит и напишет произведения, которые связаны с зимой.
Вспоминают прочитанные произведения. Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном .
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Отвечают на вопросы, самооценка
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).
Организует фиксирование темы и цели урока
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
Оценивает работу учащихся на уроке.
- И так, скажите тему урока?
Доскажите предложения :
Снежень, бокогрей, межень - ... (февраль).
- Студень, ледостав, годопроводец , холодень, - ... (декабрь).
- Просиней, перелом зимы, перезимье - ... (январь).
- Назовите зимние месяцы по порядку.
- Я предлагаю вам разукрасить ёлку, ведь впереди у нас еще грядет встреча Старого Нового года.
- Если вы поняли тему повести на елку красный шарик, если еще остались вопросы - синий. Если пока вы встретили затруднение , то желтый шарик.
Приобретение начального опыта для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач
Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания
Коммуникативные УДД: уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УДД:
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.
Личностные УДД: способность к самооценке.