Конспект урока-игры Русская каша - матушка наша!

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок - игра «Русская каша - матушка наша!» Автор: Васильева Светлана Анатольевна, учитель I категории, начальные классы, МОУ гимназия №5 г.Волгодонск Ростовская область 2015г. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность».
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Многие дети приходят в школу с уже ослабленным здоровьем, а процесс обучения требует от ребёнка значительных физических и нервно-психологических затрат. Каждый учитель-практик решает эту проблему по-своему на уроках, внеклассных мероприятиях. Важно, чтобы дети не просто получали валеологические знания, но и умели использовать их практически. Цель: познакомить детей с понятием, что такое «витамины», как они обозначаются и их пользе для организма человека; формирование потребности и важности соблюдения режима питания. Задачи:
  1. Образовательные:
    1. Систематизация у детей знаний о законах здорового питания.
    2. Убеждение детей и родителей в необходимости и важности соблюдения режима питания.
    3. Знакомство детей с понятием, что такое «витамины», как они обозначаются и их пользе для организма человека.
  2. Развивающие:
    1. Развитие у учащихся познавательного интереса.
    2. Развитие у детей умений выбирать самые полезные продукты для здорового, рационального питания.
    3. Развивать логическое мышление, внимание, память, связанную речь.
  3. Воспитательные:
    1. Воспитание у детей, сознательного отношения к укреплению своего здоровья.
    2. Привлечение внимания семьи к проблеме сохранения здоровья детей.
    3. Воспитание чувства товарищества, командного духа, умения работать в группах.
Аннотация: Работа представляет собой урок - игру из цикла уроков здоровья, которые можно проводить как во внеурочное время, так и на занятиях по программе М.Безруких «Разговор о правильном питании», и на уроках по окружающему миру. На уроке использованы современные педагогические технологии, которые помогают заинтересовать обучающихся вопросами правильного питания. Материал расположен на заранее подготовленном раздаточном материале, где дети имеют возможность получать информацию, используя зрительную и слуховую память, при этом совершенствуя свои знания в практической деятельности. Данный урок имеет воспитательное значение. Приготовление блюд вместе с родителями, знакомство с режимом питания на протяжении всего урока, работа в группах воспитывает чувство коллективизма, умение слушать товарища по команде, его точку зрения, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и формируют привычку к здоровому образу жизни. Работа с детьми на уроке строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Здоровьесберегающая среда прослеживается на протяжении всего урока и представлена физкультминуткой «Потанцуем», зарядкой для глаз, сменой видов деятельности, положительным эмоциональным фоном, что снижает уровень утомления обучающихся. Функция контроля и проверки представлена несколькими разновидностями: взаимопроверка, самопроверка, проверка жюри. Используемые технологии: игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, информационные.

Ожидаемые результаты:

1.Применение полученных знаний в реальной жизни. 2. Отказ от вредных и неполезных продуктов. 3. Применение продуктов питания, которые приносят пользу. 4. Укрепление здоровья детей.

Критерии эффективности: 1. Повышение уровня грамотности в области питания. 2. Сохранение и укрепление здоровья за счёт правильного питания. 3. Умение сотрудничать в процессе работы. 4. Выполнение режима питания в семьях.

Ход урока:

  1. Учитель - «Сорока - белобока, кашу варила, деток кормила» - это всем и каждому знакомая с раннего детства песенка, потому как каша очень полезна, питательна и вкусна.

  2. Частушки о кашах:

- В школе №5 живём,
Каши вкусные жуём.
С каждым днём мы подрастаем
Сил, здоровья набираем.

- С детства кашу кушать надо
Она лучше шоколада
Гречку скушай ты с утра
День пройдёт, как на ура.

- Кушай кашу "Геркулес"-
Это чудо из чудес!
Кушай, станешь силачом,
Любая гиря нипочём!

- Много каши съел наш Саша,
Вырос сразу на глазах.
Если б кашу он не ел,
Тогда бы сразу заболел.

- Не заваривайте чаю
Чаю пить я не хочу:
Подавайте лучше кашу,
Быть здоровою хочу!

- Русской каши, вкусной каши
Мы сегодня поедим,
Наберемся силы нашей,
И до Марса долетим!

- Ешьте кашу каждый день,
Силы набирайтесь!
А чтоб было веселeе,
Спортом занимайтесь!

- Нам ответил дед столетний,
Почему не постарел:
«Потому что я, ребятки,
В детстве только кашу ел!»

- Дайте каши, дайте каши,
Дайте каши с молоком.
Наедимся вкусной каши,
И частушки вам споем.


  1. Учитель - С давних пор на Руси любимой едой была каша. К кашам на Руси всегда относились трепетно. Каша для русского человека была не просто едой, а обрядовым блюдом. Без традиционной русской каши невозможно было себе представить ни одно торжество или праздник. Большой путь проходит каша, прежде чем попасть к нам на стол.

  2. Д/И "Что сначала, что потом?" Дети по картинкам рассказывают, как каша попала к нам на стол. Учитель предлагает посмотреть об этом фильм.

  3. Учитель - Русский народ придумал пословицу "Русская каша - матушка наша!" и эти слова верны. Цельное зерно злаковых культур несёт в себе силу природную, силу земли - матушки. Крупы из цельного зерна содержат в себе белки, углеводы, жиры и витамины, они очень полезны для нашего здоровья.

Учитель предлагает детям, вспомнить, какие каши они знают.

Д/У "Из чего приготовили кашу?".

  • Из рисовой крупы - рисовую кашу.

  • Из гречневой крупы - гречневую кашу.

  • Из пшённой крупы - пшённую кашу.

  • Из пшеницы - манную кашу.

  • Из ячменя - перловую кашу.

  • Из овса - овсяную кашу "Геркулес".

  1. Игра. Расскажи стихи руками "Каша".

Раз, два, три,
Кашу наш горшок вари!

Мы внимательными будем, ничего не позабудем,
Наливаем молоко.

Мы внимательными будем, ничего не позабудем,
Сыплем соль.

Мы внимательными будем, ничего не позабудем,
Сыплем сахар.

Мы внимательными будем, ничего не позабудем,
Насыпаем крупу.

Мы внимательными будем, ничего не позабудем,
Добавляем масло.

Все продукты размешали, каша варится: "Пых-пых"-
Для друзей и для родных.

А теперь все друг за другом размешаем кашу кругом.
И попробуем-ка нашу вместе сваренную кашу.

(В ходе игры дети выполняют соответствующие тексту движения руками).


  1. Рассказы детей о кашах.

  • Ячмень один из древнейших злаков, который возделывают люди. Из зёрен ячменя варят сытную перловую кашу. Её очень любил русский царь Пётр I. Перловую крупу добавляют в грибной суп, уху, рассольник. Перловая каша очень полезная. В ней содержится много белков, углеводов и жиров.
  • Пшённую крупу получают из зёрен проса. Из неё варят пшённую кашу. Особенно вкусная получается каша, сваренная из смеси риса и пшена, такую кашу называют королевской. Пшённая каша очень полезна, в ней содержится много углеводов.
  • Очень важно спозаранку есть за завтраком овсянку. Из овсяных зёрен получают воздушные овсяные хлопья, которые называются "Геркулес". Геркулесовая каша очень полезная и сытная, если её есть каждое утро на завтрак, то сможете вырасти сильными и здоровыми.


  1. Учитель предлагает детям устроить кулинарный поединок. (Для этого выбирает двух детей, которые готовят и представляют свои каши).

Представление каши.

1-ый ребёнок.

Насыпаю в миску риса,
Заливаю молоком.
Рис поднялся, разварился,
Дышит - пышет, без комков!
Из-под крышки пар клубится,
Крышка прыгает, звеня,
Приходите все учиться,
Кашеварить у меня! Из рисовой крупы я приготовила рисовую кашу. Каша получилась рассыпчатой, красивой, словно жемчуг белый. А ещё свою кашу я украсила вкусными сухофруктами. Оказывается, больше всех круп в мире выращивают и собирают риса. Каши из риса богаты углеводами и являются источником энергии.

2-ой ребёнок.

Это вам не просто каша,
С корочкой хрустящей,
А румяный теплоход,
Самый настоящий!
Полный ход! - Есть полный ход!
Прямо - в рот! - Есть, прямо в рот! Из гречневой крупы я приготовила гречневую кашу и добавила в неё ложечку гречишного мёда. Каша получилась, аппетитной, вкусной и рассыпчатой. Гречневая крупа очень полезная, широко используется в детском, диетическом питании, в ней много витаминов, углеводов и жиров.

  1. Блюда оценивает шеф - повар МОУ гимназии №5, пробуют дети и родители.

  2. Учитель - Полезная, сытная, вкусная, аппетитная каша. А какие пословицы вы о ней знаете?

(Дети называют пословицы).

Каша - матушка наша.

Щи да каша - пища наша.

Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит.

Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.

С ним каши не сваришь.

Кашу маслом не испортишь.

Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.

Щи да каша - еда наша.

Разговорами каши не сваришь.

Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом уродилась.

Кашу свари, да ещё в рот положи.

Где щи да каша - там место наше.



  1. Учитель - Действительно "Русская каша - матушка наша". Мы сегодня с вами узнали много интересного и полезного о кашах.

  2. Итог урока:

- Вы за урок не уморились? Говорили, веселились. Знаниями поделились. Что вы нового узнали, Что друзья вам рассказали? - Кто желает высказаться по уроку? Продолжите мысль: "Я понял(а), что….. "Я узнал(а), что….. "Мне было интересно ….. "Теперь я буду ……. "К сожалению …… "Я буду …… Запомните эту историю нашу, Пляшите, играйте, но кушайте кашу! И пшёнку, и гречку, перловку и манку, С клубникой и сливками - ешьтеовсянку. Полезной и вкусной должна быть еда, И каша поэтому с нами всегда!



© 2010-2022