Внеурочная деятельность Мир на ладошке

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка

Актуальность изучаемой деятельности. Программа способствует осознанию ценности человеческой жизни, ознакомлению с национальными ценностями и духовными традициями, осознанию необходимости взаимопомощи, уважения к родителям, заботы о младших и старших, ответственности за другого человека, значимости усилий каждого для благополучия и процветания Родины. Программа разработана с учётом вопросов и заданий УМК «Школа России», которые помогают учащимся критически оценивать собственные и чужие поступки. Программа является дополнением к УМК, так как использование метода проектов и исследовательской работы в рамках существующей классно-урочной системы связано с трудностями организационного характера и временными ограничениями, в то время как включение метода проектов и исследований в организацию воспитательной работы даёт много преимуществ и положительных результатов. Педагогическая целесообразность программы направлена на развивающее обучение и формирование творческой личности; получение и применение на практике знаний и умений, развитие у детей чувства причастности к решению проблем через включения их в различные виды деятельности по изучению истории родного края, традиций русского народа. Акцент делается на развитие у детей элементарных, но вполне научных представлений о существующих в мире взаимосвязях. Личностное отношение к культуре помогает гармонизировать внутренний мир индивидуальности с социумом. Формирование творческой личности, умеющей адаптироваться в постоянно меняющемся мире, опора на национальные традиции и ценности определили направление стратегического развития системы образования. Окружающий мир в его разнообразном проявлении: природа, родной дом, семья, поселок, Родина, памятники истории культуры, люди их создавшие, народные традиции - влияют на ребенка, на проявление его отношения, на формирование собственной системы ценностей. Грамотно направленный учебно-воспитательный процесс, основанный на сочетании традиционных форм и методов обучения и воспитания, привлечение возможностей интеграции школьного краеведения и музейной педагогики дают системные знания, формируют избирательное ценностное отношение к предметному миру, явлениям, людям, развивают познавательные способности, эмоциональную сферу личности, ее активность. Вместе с тем изучение программы «Мир на ладошке» предполагает концентрический подход к изложению учебного материала за весь период обучения на начальной ступени общего образования: все темы изучаются в полном объеме во всех классах - с 1-го по 4-й включительно, но на разных уровнях сложности изложения материала и степени познавательной активности учащихся. В частности, в 3 и 4 классах основной формой организации образовательного процесса должно стать выполнение учащимися проектных и исследовательских работ по соответствующей тематике. В условиях перехода на ФГОС во внеурочной деятельности в младших классах на проектное направление отводится 1 час, поэтому программа «Мир на ладошке» предполагает проведение занятий один раз в неделю за счет часов внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» базисного учебного (образовательного) плана, реализующего основную образовательную программу начального общего образования. Полученные знания могут быть использованы на уроках окружающего мира, литературного чтения, технологии, изобразительного искусства. Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у младших школьников умений анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно мыслить. На занятиях используются различные виды деятельности теоретического и практического характера: эвристические беседы, экологические викторины и сказки, интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями; работа в школьном саду, экскурсии. На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, мультимедийных презентаций; используется разнообразный раздаточный материал, справочная литература. Это позволяет учащимся увидеть красоту природы, её уникальность, понять необходимость её охраны, бережного отношения к ней. Цель программы - формирование целостного представления об окружающем мире на основе информационной грамотности в области знаний культурно-исторического и экологического характера, обоснованных на краеведческом материале. Главные задачи: Формирование знаний: - познакомить с историческими и культурными традициями малой родины; - создать представление о главных вехах в истории поселка; - познакомить с наиболее известными героями трудовой и военной славы; - расширить знания о народной культуре тех, кто живет рядом с нами; - раскрыть значение сохранения памятников истории и культуры края, формировать уважение к культуре предков. Формирование нравственно-эстетических норм: - воспитание патриотизма, бережного отношения к прошлому; - воспитание восприятия красоты сохранившихся памятников; - развитие желания познать и сохранить семейные, родовые традиции; - соблюдение правил поведения в селе (на улице, в школе). Формирование учебных умений: - развитие наблюдательности, самостоятельности и инициативности; - умение работать с краеведческими источниками; - овладение навыками социальных опросов. Формирование воспитанности: - содействие гармоничному развитию личности школьника; - совершенствование духовных и физических потребностей; - воспитание таких личностных качеств, как доброта, честность, взаимопомощь; - воспитание культуры труда и этики общения; - формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств; - воспитание патриотизма, любви к родному краю; - создание условий для социальной адаптации. Универсальные компетенции, формирующиеся в процессе освоения содержания программы «Мир на ладошке»: - умение организовывать собственную жизнедеятельность для достижения состояния полного благополучия (физического или соматического, психологического и социального); - умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; - умение доносить информацию по выбранной тематике в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Особенностью программы является следующее: - реализация педагогической идеи самостоятельно добывать и систематизировать знания; - развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации интегрированного обучения, в основе которого положены календарные праздники, памятные даты, традиции и обычаи жителей края; - непрерывность дополнительного образования; - развитие индивидуальности ребенка в системе воспитательного процесса через поддержку учебных дисциплин; - развитие социокультурной способности, творческой ассоциации и одаренности детей. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект, школьник тем самым раскрывает свои способности, то есть самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности. Новизна программы заключается: - в объединении краеведческого, культурно-исторического, литературно-художественного подхода к изучению природы, истории и культуры нашего края; - развитии духовной нравственности воспитанников, их личностных качеств, гражданской позиции на основе организации взаимодействия внутреннего и внешнего социума через организацию занятий, содержание которых объединяет области знаний различных направлений: «Мир вокруг», «Я живу на священной земле», «Природа и мы», «Моя семья», «Я - исследователь». В первом классе за основу берутся две области познания - «Мир вокруг», «Природа и мы», во втором классе объем материала расширяется за счет введения блока «Моя семья», в третьем - «Я живу на священной земле», в четвёртом классе блок «Я - исследователь» является логическим завершением программы. Возраст обучающихся: 7-11 лет.
  1. Учебно-тематический план

1 класс


урока

Раздел программы / тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

всего

теория

практика

зачетное

мероприятие


Мир вокруг (краеведческое направление)

19

6

12

1


1-2

Какие бывают дома?


1

1


Учащиеся осваивают первоначальные умения:

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-работать с картинной картой, актуализировать имеющиеся знания о природе, занятиях жителей края;

-сравнивать, различать и описывать предметы, героев, взаимоотношения.

-рассказывать о «малой» родине;

-задавать вопросы;

-вступать в учебный диалог;

--различать способы и средства познания окружающего мира;

-оценивать результаты своей работы на уроке;

3-4 Дом, в котором я живу


1

1


5-6

Экскурсия «Дома моего города, поселка»


-

2



Культурно-историческое направление





7-8

Дома моих предков


1

1


9

Экскурсия «Самый старый дом города, поселка»


-

1


10-11 История моего дома


1

1



Литературно-художественное направление





12-13

Дома литературных героев


1

1


14-17

Инсценировка произведения «Кошкин дом»


1

3


18-19 Выставка «Мой дом»



1

1


Природа и мы (краеведческое направление)

14

4

9

1

20-21

Природа - дом человека


1

1


22

Экскурсия в природу: «Природа вокруг нас»


-

1


23

Экскурсия в природу «Растения школьного двора»


-

1



Культурно-историческое направление





24-25 Наш край в прошлом


1

1



Литературно-художественное направление





26-28

Создание коллажа «Дом природы и дом человека»


1

2


29-30 Стихи русских поэтов о природе


1

1


31-33

Праздник «Мы - друзья природы»


-

2

1


Итого

33

10

21

2


2 класс


урока

Раздел программы / тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

всего

теория

практика

зачетное

мероприятие



Мир вокруг (краеведческое направление)

12

6

5

1

-работать в паре, рассказывать по иллюстрациям, личным наблюдениям о различных занятиях детей;

-рисовать своё любимое занятие;

- определять последовательность событий;

1

Экскурсия «Мой двор»

-

-

1


2-3

Моя дорога в школу

-

1

1


4 Дорожные знаки

-

1

-


5 Школьный двор

-

-

1



Культурно-историческое направление





6-7

История моего двора

-

1

1



Литературно-художественное направление





8-11

Литературно-музыкальная композиция «А у нас во дворе»

-

3

1


12

Фотовыставка «Наши дворы»

-

-

-

1

слушать, анализировать прослушанное, отвечать на вопросы;

-разгадывать головоломки;

-сравнивать, анализировать, находить соответствие;

-рассказывать о своих домашних обязанностях;

-обсуждать с учителем и одноклассниками, отличать обязанности от увлечений;

-анализировать, понимать пословицы;

-продолжать и раскрашивать орнамент;


Природа и мы (краеведческое направление)

11

6

4

1

13

Осень в нашем крае

-

1

-


14

Зима в нашем крае

-

1

-


15

Весна в нашем крае

-

1

-


16

Лето в нашем крае

-

1

-


17 Двенадцать месяцев

-

-

1



Культурно-историческое направление





18-19 Музей народных названий

-

1

1



Литературно-художественное направление





20

Времена года в народных приметах

-

1

-


21-22

Создание книжки-малышки «Народные приметы»

-

-

2


23

Праздник «Двенадцать месяцев»

-

-

-

1


Моя семья (краеведческое направление)

11

4

6

1

24-26

Семейный проект «Откуда я родом»

-

1

2



Культурно-историческое направление





27-28 «Мое имя»

-

1

1



Литературно-художественное направление





29-32

Пальчиковый театр «Семья на ладошке»

-

1

3


33

Этические беседы «Слово о семье в народной мудрости»

-

1

-


34

Праздник «День семьи»

-

-

-

1


Итого

34

16

15

3


3 класс


урока

Раздел программы / тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

всего

теория

практика

зачетное

мероприятие


Мир вокруг (краеведческое направление)

11

3

7

1


1

Экскурсия «Наш город, поселок»

-

-

1


перечислять названия населённых пунктов Краснодарского края;

рассказывать о столице Кубани

составлять презентацию о своём родном месте;

рассказывать о родной станице;

разучивать наизусть стихи о станице, сочинять свои

формулировать правило: фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;

находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;

интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;

составлять устный рассказ;

выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

рассказывать о профессиях своих родителей;

продолжать по образцу предложение;

разгадывать кроссворд;

составлять из слов пословицу о труде;

читать стихотворение о профессии;

рассматривать картину, определять профессии людей;

2

Экскурсия «Предприятия нашего города, поселка»

-

-

1


3

Экскурсия «За околицей»

-

-

1


4 Адрес моего города, поселка

-

1

-



Культурно-историческое направление





5

История моего города, поселка

-

1

-


6

Экскурсия в местный краеведческий музей

-

-

1



Литературно-художественное направление





7

Наш город, поселок в картинах местных художников

-

1

-


8

Выставка рисунков «Мой город, поселок»

-

-

1


9-10

Конкурс творческих работ «Подарок моему городу, поселку»

-

-

2


11

Выставка «Точка на карте: место, где я живу»

-

-

-

1


Природа и мы (краеведческое направление)

11

6

4

1

12-13

Погода в разные времена года

-

1

1


14

Природные явления в нашей местности

-

1

-


15

Погода и человек

-

-

1



Культурно-историческое направление





16-17

Погода в нашем крае сейчас и в прошлом

-

2

-



Литературно-художественное направление





18-19

Рассказы о природе «Мой
язык - язык добра и света»

-

2

-


20-21

Сочинение рассказов

-

-

2


22

Презентация альбома «Народные приметы»

-

-

-

1


Я живу на священной земле
(краеведческое направление)

12

4

7

1

23-24

Экскурсия «Памятные места города, поселка»

-

1

1



Культурно-историческое направление





25-26

Мои земляки - герои войны

-

2

-


27

Экскурсия в музей

-

-

1



Литературно-художественное направление





28-33

Семейный проект «Защитники земли русской» (от богатырей до наших дней)

-

1

5


34

Праздник «От Волги до Енисея - земля героев»

-

-

-

1


Итого

34

13

18

3


4 класс


урока

Раздел программы / тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

всего

теория

практика

зачетное

мероприятие


Мир вокруг (краеведческое направление)

6

2

3

1


1

Моя страна - Россия

-

1

-


Объединяться в группы, руководствуясь общими интересами. Участвовать в групповом проекте, определять свою часть работы, анализировать её качество

2 Россия на карте мира

-

-

1



(Культурно-историческое)





3-4 Загадки российской символики

-

1

1



Литературно-художественное направление





5 Концерт «Стихи и песни о России»

-

-

1


6 Презентация альбома «Моя страна»

-

-

-

1



Природа и мы (краеведческое направление)

8

4

3

1


7

Растения и животные нашего края

-

1

-


путешествовать в природе; обращать внимание во время экскурсии на растения, животных, природу;

выполнять задания, проводить исследования;

составлять пословицу, объяснять смысл;

Размышлять какими средствами можно воспевать красоту природы, называть профессии людей, воспевающих красоту родной природы; читать стихи кубанских поэтов, выбирать понравившееся стихотворение и разучивать наизусть;

описывать свой любимый уголок природы,

рисовать к своему рассказу иллюстрацию;

обсуждать с учителем и одноклассниками, как сделать окружающую природу красивее

8-9 Экскурсия

-

-

2



Культурно-историческое направление





10 А жили ли у нас динозавры?

-

1

-



Литературно-художественное направление





11-13

Агитбригада «Мы в ответе за жизнь на планете»

-

2

1


14 Экологический праздник «День Земли»




1


Я - исследователь (краеведческое направление)

12

3

5

4

15

Я познаю мир

-

1

-


16-18 Солнце, воздух и вода окружают нас всегда

-

-

3



Культурно-историческое направление





19 Виртуальная экскурсия в планетарий

-

1

-



Литературно-художественное направление





20

Рассказы об ученых «Служу науке»

-

1

-


21-22

Семейный альбом «Растим исследователя»

-

-

2


23-26

Фестиваль исследовательских проектов

-

-

-

4


Я живу на священной земле
(краеведческое направление)

8

2

5

1

27

Герои нашего края

-

1

-


28

Акция «Мы - тимуровцы»

-

-

1



Культурно-историческое направление





29

Экскурсия «По местам боевой славы»

-

-

1


разгадывать кроссворд;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей


Литературно-художественное направление





30-31

Стихи и песни военных лет

-

1

1


32-33

Акция «Подарок ветерану»

-

-

2


34

Школьный праздник «Русь державная, православная!»

-

-

-

1


Итого

34

11

16

7



  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс. Мир вокруг (19 часов). Понятие «дом». Дома разных народов. Русская изба. Дома деревенские и городские. Конструирование домов из различных материалов. Дома наших предков. Инсценировка произведения «Кошкин дом». Природа и мы (14 часов). Природа как среда обитания, «дом» человека. Отношения современного человека с природой. Разбивка клумб, проращивание семян. Растения школьного двора. Как жить в дружбе с природой. Эстетическое восприятие природы. Участие совместно со взрослыми в практической природоохранной деятельности. 2 класс. Мир вокруг (12 часов). Понятие «двор». Виды дворов. История своего двора. Школьный двор. Дорога и безопасность. Составление безопасного маршрута движения в школу и обратно. Макет двора и дорожные знаки. Фотовыставка «Наши дворы». Праздник «А у нас во дворе». Природа и мы (11 часов). Времена года. Сезонные изменения в природе. Приметы осени, весны, лета и зимы. Красота природы в разные времена года. Растения - часы, растения - барометры. Наблюдения в природе с использованием простейших измерительных приборов: термометр, флюгер. Просмотр видеофильма «Куда ушло море?». Создание коллажа «Дом природы и дом человека». Чтение стихов русских поэтов о природе. Праздник «Мы - друзья природы». Моя семья (11 часов). Семья. Понятие «родословная». Имя человека. Нравственные ценности моей семьи: традиции, обычаи, праздники. Основные этические понятия: уважение, понимание, терпимость, милосердие. Изготовление пальчиковых кукол. Организация спектакля для родителей «Семья на ладошке». 3 класс. Мир вокруг (11 часов). Мой поселок. Географический адрес моего города, поселка. Предприятия нашего города, поселка. Реки, озера, другие водоемы. История города, поселка, его название. Посещение местного краеведческого музея. Картины местных художников о нашем крае. Выполнение рисунков и творческих работ «Подарок моему городу, поселку». Природа и мы - 11 часов. Погода. Элементы погоды: температура, ветер, облачность. Природные явления: ветер, дождь, снег, ураган. Погода в нашем крае в прошлом. Ледники. Погода и человек. Сочинение рассказов о природе. Народные приметы. Я живу на священной земле (12 часов). Памятные места города, поселка. Встреча с ветеранами. Посещение музея. Просмотр фильма. Работа над семейным проектом «Защитники земли Русской». Праздник «От Волги до Енисея - земля героев». 4 класс. Мир вокруг (6 часов). Моя страна - Россия. Россия на карте мира. Символы государства. Разработка герба своего города, поселка. Чтение стихов и песен о России. Выпуск альбома «Моя страна». Природа и мы (8 часов). Растения и животные нашего края. Наблюдения в природе. Просмотр фильма «А жили ли у нас динозавры?». Выступление агитбригады «Мы в ответе за жизнь на планете». Проведение экологического праздника «День Земли». Я - исследователь (12 часов). Солнце - источник света и тепла. Смена дня и ночи. Экспериментирование с макетом солнца - со светом и тенью от настольной лампы. Проращивание лука на свету и в темноте. Воздух вокруг нас. Роль ветра в природе и в жизни человека. Конструирование флюгеров и наблюдения за ними. Вода. Опыты с водой: подкрашивание, придание вкуса, замораживание, испарение, фильтрация. Виртуальная экскурсия в планетарий. Работа над семейным альбомом «Растим исследователя». Проведение фестиваля исследовательских проектов. Я живу на священной земле (8 часов). Герои нашего края. Организация акции «Мы - тимуровцы». Изготовление подарков ветеранам, разучивание стихов и песен военных лет. Проведение праздника «Русь державная, православная!». Описание ценностных ориентиров содержания программы. Личностные ценности. Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайших ценностей, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему - «красота спасёт мир». Общественные ценности. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

4. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Личностные результаты изучения программы «Мир на ладошке»:  ощущение чувства гордости за свой народ, свою Родину, сопереживание им в радостях и бедах, проявление этих чувств;  осуществление добрых дел, полезных другим людям, своей стране, в том числе отказ ради них от каких-то своих желаний;  активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками, педагогами на принципах равноправного сотрудничества;  проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях;  проявление дисциплинированности и упорства в достижении своей цели;  оказание бескорыстной помощи своим сверстникам и окружающим людям в ходе решения проектных задач;  осознание себя ценной частью многоликого изменяющегося мира и понимание, что связывает тебя с природой;  понимание важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества. Метапредметные результаты изучения программы «Мир на ладошке»:  определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельный поиск средств её осуществления;  решение проблем творческого и поискового характера, выполнение проекта совместно с учителем;  использование, наряду с основными, дополнительных средств (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);  планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;  анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности;  обеспечение защиты и сохранения личного и общественного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям.
Умения и навыки проектной деятельности, которые нужно формировать в процессе работы над проектом. 1-й класс. Постановка вопроса; умение спрашивать (делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действия); сбор и изучение информации с помощью учителя; организация рабочего места; подбор необходимого оборудования; построение устного сообщения о проделанной работе. 2-й класс. Формулирование проблемы после рассмотрения какой-либо ситуации; рассмотрение проблемы под разными углами зрения; умение выяснять другие точки зрения; взаимодействие внутри группы; планирование поэтапного достижения цели; прием и передача информации; анализ результата по практической важности; проведение собственного эксперимента; выбор способов и форм презентации конечного продукта. 3-й класс. Выделение главной проблемы из нескольких, формулирование проблемы с определенной позиции; нахождение компромисса с членами группы; умение управлять голосом; формирование задачи и предполагаемые результаты для каждого этапа деятельности; структурирование информации, выделение главного, самостоятельный поиск информации; анализ результата, изготовление предметов наглядности для презентации. 4-й класс. Ранжирование цели по срокам достижения, по масштабам предполагаемых результатов, по принадлежности (личностной, групповой). Распределение общей групповой цели между членами группы; постановка задачи по поиску информации по каждому этапу в зависимости от предполагаемого результата. Умение выражать свою точку зрения; анализировать результат по оптимальности затрат. Рефлексия; подготовка письменного отчета о проделанной работе. Методы работы: - словесные методы: рассказ, беседа, сообщения; способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации; - наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций; дают возможность для более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей; - практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы; позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей.

5.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ: - творческие задания; - викторины; - конкурсы; - выставки творческих работ; - тесты.

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, специфику курса, необходимо использовать такие формы проведения занятий, как экскурсии, занятия-встречи с информантами. Это позволит детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса (по возможности) переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждение, предприятие и т. д.). Проводить как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо-туристические технологии, проектные технологии.

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА:  Кабинет, разделенный на функциональные зоны: - зона для занятий, оборудованная мебелью (парты со стульями), соответствующей детским размерам для индивидуальной и совместной работы; - зона выставок, оборудованная стеллажами для демонстрации детских работ; - библиотечная зона;  Мини-огород.  Учебно-практическое оборудование, материалы: - географический атлас для детей «Мир и человек»; - глобус; - стаканчики; - воронки; - тарелочки; - микроскоп; - барометр; - термометр; - песочные часы; - фильтровальная бумага; - ёмкости с почвой, песком, глиной; - кашпо или ящички для посадочного материала; - плакаты по эскизам, предложенным к программе С. Н. Николаевой: «Юный эколог», «Кому нужна вода», «Как дерево дышит, питается и растёт», «Лес - многоэтажный дом», «Кому нужны деревья в лесу», «Цепи питания», «Зачем люди ходят в лес»; - простые карандаши; - фломастеры; - альбомы-раскраски; - аудио- и видеозаписи; - тексты художественных произведений.  Дидактический материал: - индивидуальные карточки; - разноуровневые задания; - лото; - кроссворды; - пазлы; - домино; - дидактические игры: «Вода в природных явлениях», «Найди, что неверно», «Где человек использует воду», «Кто и где живет?»; - комплекты открыток о природе, репродукций известных русских художников. Литература: 1. Артамонов, В. И. Редкие и исчезающие растения: по страницам Красной книги СССР / В. И. Артамонов. - М. : Агропромиздат, 1989. 2. Богуславская, Н. Е. Веселый этикет: развитие коммуникативных способностей ребенка / Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина. - Екатеринбург : АРД ЛТД, 1997. 3. Большая энциклопедия природы для детей. - М. : Межкнига, 1994. - 256 с. : ил. 4. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир : беседы с учителем / Н. Ф. Виноградова. - М. : Просвещение, 1995. 5. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир в 1-2 классах : метод. беседы : кн. для учителя / Н. Ф. Виноградова. - М. : Просвещение, 1997. 6. Воробьев, Г. И. Лесная энциклопедия : в 2 т. / Г. И. Воробьев [и др.]. - М. : Советская энциклопедия, 1985-1986. 7. Гвоздецкий, Н. А. Горы / Н. А. Гвоздецкий, Ю. Н. Голубчиков. - М. : Мысль, 1987. - 403 с. 8. Гуткина, Л. Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе / Л. Д. Гуткина ; ред. А. А. Рождественская. - М. : Педагогический поиск, 2001, с. 115-118. 9. Жиряко, В. В. Алма-Атинский заповедник : фотоальбом / В. В. Жиряко [и др.]. - М. : Планета, 1989. 10. Колвин, Л. Живой мир : энциклопедия / Л. Колвин, Э. Спиэр. - М. : Росмэн, 1996. - 127 с. : ил. 11. Костинская, И. В. Исследователи природы / И. В. Костинская // Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. - М. : Просвещение, 1997. 12. Красная книга РСФСР. Животные / сост. В. А. Забродин, А. М. Колосов. - М. : Россельхозиздат, 1983. 13. Красная книга РСФСР. Растения / сост. А. Л. Тахтаджян. - М. : Росагропромиздат, 1988. 14. Ларина, Т. И. 50 несложных фокусов / Т. И. Ларина, Е. И. Соколова. - Ярославль : Академия развития : Холдинг, 2000. 15. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду : кн. для воспитателя детского сада / М. М. Марковская. - М. : Просвещение, 1989. 16. Мир и человек : географический атлас для детей. - М. : ГУГК СССР, 1988. 17. Молодова, Л. П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л. П. Молодова. - Минск : Асар, 1999. - 111 с. 18. Мухина, И. А. Острова жизни : фотоальбом / И. А. Мухина. - М. : Советская Россия, 1988. 19. Николаева, С. Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста / С. Н. Николаева. - М. : Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности, 1996. 20. Николаева, С. Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду / С. Н. Николаева. - М. : Мозаика-Синтез, 1999. 21. Они должны жить : 6 альбомов о животном мире нашей страны / Н. И. Кочетова, И. М. Парамонова, М. В. Черкасова. - М. : Агропромиздат, 1982-1990. 22. Петров, В. В. Растительный мир нашей Родины : кн. для учителя / В. В. Петров. - М. : Просвещение, 1991. 23. Плавильщиков, Н. Н. Юным любителям природы / Н. Н. Плавильщиков. - М. : Детская литература, 1975. 24. Плешаков, А. А. Зеленые страницы : кн. для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 1994. 25. Полещук, А. А. Человек открывает Землю: по страницам журнала «Вокруг света» / А. А. Полещук [и др.]. - М. : Мысль, 1986. 26. Природные условия и ресурсы Волгоградской области / под. ред. проф. В. А. Брылева. - Волгоград : Перемена, 1995. - 264 с. 27. Прутченков, А. С. Наедине с собой / А. С. Прутченков. - М., 1996. 28. Радость познания : популярная энциклопедия : в 4 т. Т. 2 : Мир живой природы / под ред. Р. Л. Беме [и др.] ; пер. с англ. Б. Д. Васильева. - М. : Мир, 1984. 29. Резникова, А. С. Сказания о лекарственных растениях / А. С. Резникова, М. А. Кузнецова. - М. : Высшая школа, 1992. 30. Рыжова, Н. А. Я и природа : учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников / Н. А. Рыжова. - М. : Линка-Пресс, 1996. 31. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр : пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов / Н. Ф. Сорокина. - М. : Детская литература, 1980. 32. Сосновский, И. П. Редкие и исчезающие животные: по страницам Красной книги СССР / И. П. Сосновский. - М. : Лесная промышленность, 1987. 33. Черкасова, М. В. Они должны жить. Птицы : альбом / М. В. Черкасова ; худож. В. А. Горбатов. - М. : Лесная промышленность, 1984. - 64 с. : ил. 34. Энциклопедия комнатного цветоводства / авт.-сост. Т. П. Белоусова [и др.]. - М. : Колос, 1993.





СОГЛАСОВАНО


СОГЛАСОВАНО

протокол


заместитель директора по ВР

классных руководителей СОШ № 3


МБОУ СОШ № 3

от ___ августа 20___г. № 1



А.А. Костенко


Н.М. Корзун


____ августа 20___ г.

Приложение 1

Контрольные вопросы к блокам тем
по изучению неживой природы 1. Какого цвета кажется наша планета из космоса? Почему? (Голубого, ¾ всей планеты занимает вода.) Дополнительный вопрос. Представь себя космонавтом. Возьми в руки глобус и начни быстро его вращать. Какой цвет виден прежде всего? Что обозначают голубым цветом на глобусе и картах? 2. Какими свойствами обладает вода? Какие опыты подтверждают эти свойства? (Прозрачная - видна надпись на противоположной от взгляда стороне флакона с водой; без цвета - она может принимать любой цвет при добавлении в нее красящих веществ; без запаха - её ароматизируют, добавляя различные пахучие вещества; без вкуса - для придания вкуса добавляют соль, сахар, кислоту; является растворителем - растворяет сахар, соль и другие вещества.) 3. В каком состоянии можно встретить воду? (В жидком, твёрдом, парообразном.) 4. Какое явление природы вызвано: - жидкой водой (роса, дождь), - твердой водой (иней, снег, град, рисунок на стекле), - парообразной водой (туман, облака)? 5. Как часто нужно поливать растения? (С крупными тонкими листовыми пластинками - чаще, так как большая площадь испарения, с толстыми мясистыми стеблями и листьями реже - в них запас воды.) Дополнительный вопрос. (Демонстрация тех и других типов растений.) Одинаковый ли им требуется полив? 6. Для чего нужна вода растениям и животным? (Питье, среда обитания и размножения.) 7. Кому нужна вода? (Всем.) 8. Почему воду нужно экономить? (Сокращается запас пресной воды, тогда как ее потребление растет.) 9. Где берут пресную воду? (Реки, источники, айсберги; люди очищают соленую воду.) 10. Какими опытами можно показать, как очистить воду от мусора и соли? (Фильтрование и выпаривание с конденсацией.) 11. Назови свойства воздуха. (Бесцветный, без запаха, без вкуса, прозрачный, занимает место.) 12. Нужен ли ветер? Для чего? (Перемешивает теплый с холодным воздухом; для птиц, для парусников, для распространения семян, для ветряных мельниц.) 13. Назови тех, для кого воздух - среда обитания. (Летающие птицы, насекомые, животные.) 14. Кто и что загрязняет воздух? (Заводы, автомобили, люди, растения, животные выделяют СО2 и СО - углекислый и угарный газы.) 15. Что дает нам солнце? (Тепло и свет.) 16. Каких ты знаешь ночных животных? (Совы, летучие мыши, ежи, некоторые бабочки, тушканчики.) 17. Кто живет в пустыне, степях, джунглях? Кто живет в тундре, за полярным кругом? Почему? (Одни обитают в условиях жары, а другие - холода.) Дополнительный вопрос. (Демонстрация дидактического материала.) Раздели карточки с изображением животных и растений на две группы - те, кто любит жару, те, кто любит холод. 18. Какие горные породы ты знаешь? (Песок, глина, гранит, известняк - мел, ракушечник, мрамор.) 19. Определи на ощупь в «черном ящике» песок, глину, почву. По каким свойствам ты определил их? (Песок - рыхлый, сыпучий; глина - пластичная, вязкая, плотная; почва - рыхлая, комочками.) 20. Из чего состоит почва? (Песок, глина, перегной.) 21. Можно ли улучшить почву? (Да, изменить её состав, увеличивая тот или иной ингредиент.) 22. Почему нужно охранять почву? (В отравленной почве не живут растения и животные.)

Приложение 2

Контрольные вопросы к блокам тем
«Я и растения» и «Я и животные» 1. Из каких частей состоит растение? (Корень, стебель, лист, цветок.) 2. Для чего нужна каждая часть растения? (Корень - закрепляет растение в почве, «пьет»; стебель - несет листья к свету; листья - улавливают свет и вырабатывают кислород, испаряют воду; цветок - в будущем образуются семена.) 3. Чем можно размножать растения? (Семенами - цветы, деревья, кустарники; подземными частями - лук, картофель, малина, гладиолусы, вишня, тополь; черенками - традесканция, розы, смородина, ива.) 4. Для чего нужны растения человеку? (Пища, сырье для различных отраслей промышленности, свекла - сахар; лен, хлопок - текстиль; деревья - строительство, бумага.) 5. Что общего у всех животных? (Голова, туловище, хвост, лапы, глаза.) 6. Чем питаются животные? (Беседа по плакату «Цепи питания».) 7. Кто такие страусы, пингвины? Почему они так не похожи на всех птиц? (Первые приспособились к быстрому бегу для добывания пищи, а вторые - прекрасно плавают, добывая рыбу.) 8. Кого мы называем зверями? Приведи примеры. (Млекопитающие.) 9. Какие создаются места для охраны животных и растений? (Заказники, заповедники.) 10. Что такое Красная книга? Почему она имеет красный цвет? (Цвет опасности. В Красную книгу заносятся редкие и исчезающие виды животных и растений.) 11. Какие животные и растения нашей области занесены в Красную книгу?

Вопросы к блокам «Лес и наше здоровье»,
«В дружбе с природой» 1. Почему лес можно сравнить с многоэтажным домом? (Беседа по плакату, просматриваются уровни жизни леса.) 2. Кому нужны деревья в лесу? (Беседа по плакату: грибам, насекомым, птицам, зверям, другим теневыносливым и тенелюбивым растениям.) 3. Как человек использует деревья? (Беседа по плакату.) 4. Почему пожар в лесу называют бедой, чрезвычайной ситуацией? (Губит пищу, жильё, зелёные лёгкие планеты.) 5. Кто стоит на службе леса? (Лесники, лесопитомники, зелёные патрули, авиация.)

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др. Обработка результатов. Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-балльной шкале: 1 балл - если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии; 2 балла - если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное; 3 балла - если сформировано полное и четкое представление.

Методика «Закончи историю» Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Методика «Что мы ценим в людях» Предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка. Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой - плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в этих людях и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на проявление этих качеств. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) - на безнравственный поступок. Обработка результатов. 0 баллов - ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. 1 балл - нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны. 2 балла - нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое. 3 балла - ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Методика «Как поступать» Предназначена для выявления отношения к нравственным нормам. Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: «Во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему?». Вторая ситуация: «Одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Методика «Закончи предложение»
(методика Н. Е. Богуславской) Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами. 1. Если я знаю, что поступил неправильно, то… 2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то… 3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно… 4. Когда в моем присутствии обижают человека, я… 5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я… 6. Если бы я был на месте учителя, я… Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Незаконченные предложения,
или моё отношение к людям Отношение к друзьям. Думаю, что настоящий друг… Не люблю людей, которые… Больше всего люблю тех людей, которые… Когда меня нет, мои друзья… Я хотел бы, чтобы мои друзья… Отношение к семье. Моя семья обращается со мной, как… Когда я был маленьким, моя семья… Чувство вины. Сделал бы все, чтобы забыть… Моей самой большой ошибкой было… Если ты совершаешь дурной поступок, то… Отношение к себе. Если все против меня… Думаю, что я достаточно способен… Я хотел бы быть похожим на тех, кто… Наибольших успехов я достигаю, когда… Больше всего я ценю…

Методика оценки уровня
морально-нравственного развития Основываясь на работах Ж. Пиаже по выявлению стадий интеллектуального развития, Л. Кольберг предположил возможность существования стадий развития нравственного сознания. Кольберг выделяет три основных уровня развития моральных суждений: преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный. Преконвенциональный уровень отличается эгоцентричностью моральных суждений. Поступки оцениваются главным образом по принципу выгоды и по их физическим последствиям. Хорошо то, что доставляет удовольствие (например, одобрение); плохо то, что причиняет неудовольствие (например, наказание). Конвенциональный уровень развития моральных суждений достигается тогда, когда ребенок принимает оценки своей референтной группы: семьи, класса. Моральные нормы этой группы усваиваются и соблюдаются некритично, как истина в последней инстанции. Действуя в соответствии с принятыми группой правилами, становишься «хорошим». Эти правила могут быть и всеобщими, но они не выработаны самим человеком в результате его свободного выбора, а принимаются как внешние ограничители или как норма той общности, с которой человек себя идентифицирует. Постконвенциональный уровень развития моральных суждений редко встречается даже у взрослых людей. Это уровень развития личных нравственных принципов, которые могут отличаться от норм референтной группы, но при этом имеют общечеловеческую широту и универсальность.

Стадии развития моральных суждений по Л. Кольбергу

Уровень

Возраст

Основания морального
выбора

Отношение к идее
самоценности человеческого

существования Преконвенциональный

4-7

Наивный потребительский гедонизм.

Делаю то, за что меня хвалят; совершаю добрые поступки по принципу «ты - мне, я - тебе»

Ценность человеческой жизни измеряется удовольствием, которое ребенку доставляет этот человек Конвенциональный

7-10

Мораль «пай-мальчика». Поступаю так, чтобы избежать неодобрения, неприязни ближних, стремлюсь быть хорошим

Ценность человеческой жизни измеряется тем, насколько этот человек симпатизирует ребенку

10-12

Ориентация на авторитет. Поступаю так, чтобы избежать неодобрения авторитетов и чувства вины; выполняю свой долг, подчиняюсь правилам

Жизнь оценивается как сакральная, неприкосновенная категория моральных норм и обязанностей

Приложение 5

Диагностика эмоционального компонента
нравственного развития

Методика «Сюжетные картинки» (по Р. Р. Калининой)

Предназначена для детей 1-2 классов.

Внеурочная деятельность Мир на ладошкеВнеурочная деятельность Мир на ладошкеВнеурочная деятельность Мир на ладошке

Внеурочная деятельность Мир на ладошкеВнеурочная деятельность Мир на ладошкеВнеурочная деятельность Мир на ладошке

Внеурочная деятельность Мир на ладошке
Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие, объясняя свой выбор. Обработка результатов. 0 баллов - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. 1 балл - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны. 2 балла - ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. 3 балла - ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.

Приложение 6

Анкета-опросник «Настоящий друг» (Прутченков А. С. Наедине с собой: психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников. М., 1996. С. 154.) 1. Делится новостями о своих успехах. 2. Оказывает эмоциональную поддержку. 3. Добровольно помогает в случае нужды. 4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе. 5. Не завидует другу. 6. Защищает друга в его отсутствие. 7. Терпим к остальным друзьям своего друга. 8. Хранит доверенные ему тайны. 9. Не критикует друга публично. 10. Не ревнует друга к остальным людям. 11. Стремится не быть назойливым. 12. Не поучает, как нужно жить. 13. Уважает внутренний мир друга. 14. Не использует доверенную тайну в своих целях. 15. Не стремиться переделать друга по своему образцу. 16. Не предает в трудную минуту. 17. Доверяет свои самые сокровенные мысли. 18. Понимает состояние и настроение друга. 19. Уверен в своем друге. 20. Искренен в общении. 21. Первым прощает ошибки друга. 22. Радуется успехам и достижениям друга. 23. Не забывает поздравить друга. 24. Помнит о друге, когда того нет рядом. 25. Может сказать другу то, что думает.
Обработка результатов: За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» - по 1 баллу, а за ответ «нет» - 0 баллов. Сложите полученные очки. От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить. От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить. От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.

Приложение 7

Диагностика уровня воспитанности учащихся
начальных классов (методика Н. П. Капустиной)
1-2 классы


Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. Любознательность:

 мне интересно учиться;

 я люблю мечтать;

 мне интересно находить ответы на непонятные вопросы;

 мне нравится выполнять домашние задания;

 я стремлюсь получать хорошие отметки


2. Трудолюбие:

 я старателен в учебе;

 я внимателен;

 я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью;

 мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу;

 мне нравится дежурство в школе


3. Бережное отношение к природе:

 к земле;

 растениям;

 животным;

 природе


4. Мое отношение к школе:

 я выполняю правила для учащихся;

 я добр в отношениях с людьми;

 я участвую в делах класса и школы


5. Красивое в моей жизни:

 я аккуратен в делах;

 я опрятен в одежде;

 мне нравится красивое вокруг меня;

 я вежлив в отношениях с людьми


6. Как я отношусь к себе:

 я управляю собой;

 я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой;

 у меня нет вредных привычек


Оценка результатов:

5 - всегда;

4 - часто;

3 - редко;

2 - никогда;

1 - у меня другая позиция. По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Они складываются и делятся на 6. Средний балл - уровень воспитанности. 5-4,5 - высокий уровень; 4,4-4 - хороший уровень; 3,9-2,9 - средний уровень; 2,8-2 - низкий уровень.

Диагностика уровня воспитанности учащихся
начальных классов (методика Н. П. Капустиной)
3-4 классы


Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. Любознательность:

 мне интересно учиться;

 я всегда выполняю домашние задания;

 я люблю читать;

 мне интересно находить ответы на непонятные вопросы;

 я стремлюсь получать хорошие отметки


2. Прилежание:

 я старателен в учебе;

 я внимателен;

 я старателен;

 я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью;

 мне нравится самообслуживание в школе и дома


3. Отношение к природе:

 я берегу землю;

 я берегу растения;

 я берегу животных;

 я берегу природу


Окончание табл.


Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

4. Я и школа:

 я выполняю правила для учащихся;

 я выполняю правила внутришкольной жизни;

 я участвую в делах класса и школы;

 я добр в отношениях с людьми;

 я справедлив в отношениях с людьми


5. Прекрасное в моей жизни:

 я аккуратен и опрятен;

 я соблюдаю культуру поведения;

 я забочусь о здоровье;

 я умею правильно распределять время учебы и отдыха;

 у меня нет вредных привычек



Оценка результатов:

5 - всегда;

4 - часто;

3 - редко;

2 - никогда;

1 - у меня другая позиция. По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Они складываются и делятся на 5. Средний балл - уровень воспитанности.

5-4,5

высокий уровень

4,4-4

хороший уровень

3,9-2,9

средний уровень

2,8-2

низкий уровень



© 2010-2022