• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект занятия по внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 2 класса «Умножение и деление. Упражнения, игры, задачи»

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 2 класса «Умножение и деление. Упражнения, игры, задачи»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Умножение и деление. Упражнения, игры, задачи. Цели: 1) Закрепить изученные случаи табличного умножения; расширить знания учащихся. 2) Закрепить взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления. 3) Развивать навыки счёта, смекалку, сообразительность, внимание и наблюдательность детей; развивать умения решать задачи умножением и делением. 4) Способствовать формированию у детей умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, перенося знания в новую ситуацию. 5) Воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний, интерес к математике, активность, умение общаться. Оборудование: раздаточный материал на каждую парту, компьютер, проектор, компьютерная презентация.

Этапы

Ход занятия


Формирование УУД

I. Организация класса к занятию.



II. Разминка.

III. Основная часть. Решение задач.

















IV.Итог занятия. Рефлексия.

- Что такое Умножение?
Это умное сложение.
Ведь умней - умножить раз,
Чем слагать всё целый час.

Умножения Таблица
Всем нам в жизни пригодится,
И недаром названа
УМНОжением она!

- Послушайте сказку.

Два брата.
Жили-были два брата: Умножение и Деление. Как-то поссорился брат Умножение со своим братом Деление. Пришли к нему в это время три рыбака , и говорят: « Мы поймали 15 рыб, а разделить их не можем. Помоги нам!» А брату Умножение и сказать нечего. Делить-то он не умеет.
А еще беда: Пришло время слугам жалование выдавать: по 40 золотых между 12 слугами делить. Причем, четверым нужно выдать по 4 золотых, а сколько остальным- непонятно. Ничего не получилось у брата Умножение.
А тут еще дети прибежали, сын Плюс и дочь Минус, и спрашивают:
- Папа, а какую часть богатства нам в наследство ты оставишь?.
Брат Умножение совсем раскис и понял, что умножение без деления прожить не сможет. Пошел он к брату Деление мириться. Тут и сказки конец, а кто слушал - молодец» - Догадайтесь, ребята, какие будем решать сегодня задачи и примеры? (На умножение и деление) - Таблица умножения это прекрасная тренировка памяти! Но, как и любая другая тренировка, она должна быть регулярной, для достижения хорошего результата. - Математика - точная наука, поэтому, чтобы ответить на нижеследующие вопросы, тебе придется предположить, что все, о ком идет речь на этой странице, живы, здоровы и не пострадали в схватках друг с другом. Пожалуйста, предположи именно это. 1. Сколько хвостов у семи котов? 2. Сколько носов у двух псов? 3. Сколько пальчиков у четырех мальчиков? 4. Сколько ушей у пяти малышей? 5. Сколько ушек у трех старушек? 6. Сколько углов у четырёх столов? 7. Сколько ног у трёх пауков? 8. Сколько рогов у семи коров? 9. Сколько рук у шести подруг? 10.Сколько лбов у трёх козлов?

1. Задачи на табличное умножение и деление. ( Парная работа)

а) У Пети несколько собак. После прогулки Петя помыл 12 лап. Сколько собак у Пети? 12:4=3 (с.)

б) Папа, мама и старшие сёстры ужинают, а младший брат Васенька сидит под столом и пилит ножку стола со скоростью 3 см/мин. Через сколько минут закончится ужин, если толщина ножки стола 9 см?

( 9:3=3 (мин.)) в) Слону принесли 9 ведер воды по 6 литров в каждом. 27 литров слон выпил сам, а остальную воду израсходовал на поливку из хобота директора зоопарка. Сколько ведер воды израсходовал слон на поливку директора зоопарка? ( 9х6 - 27=27) г) В доме 12 чашек и 9 блюдечек. Дети разбили половину чашек и 7 блюдечек. Сколько чашек осталось без блюдечек? (12:2=6 (ч.), 9 - 7=2 (б.), 6 - 2=4 (ч.) ) 2. Логически-поисковые задания. а) Какие три числа надо перемножить, чтобы получить пять? (1х1х5) б) Какие два целых числа при умножении дают тот же результат, что и при сложении? (2 и 2) в) Какие три целых числа, если их перемножить, дают столько же, сколько получится от их сложения? (1,2,3)

Физкультминутка

Вверх ладошки! Можем хлопнуть
Хлоп! Хлоп! За спиной!
По коленкам- Хлопаем перед собой!

Шлеп! Шлеп! Вправо можем!
По плечам теперь Влево можем!
Похлопай! И крест-накрест руки сложим!
По бокам
Себя пошлепай!
3. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

- Сейчас мы с вами решим несколько задач, взятых из старинных русских рукописей и «Арифметики» Л. Магницкого. Их решение требует не только математических знаний, но и сообразительности, творчества, умения логически мыслить, желание найти нетрадиционные пути решения. Родился Л.Ф. Магницкий 9 июня 1669 г. в Осташковской слободе Тверской губернии в семье крестьянина. Один из священников того времени писал, что мальчик с малых лет прославился в своей слободе тем, что сам научился писать и читать, «разбирать мудрёное и трудное». Настойчивым и упорным трудом он приобрёл глубокие познания в точных науках. Знатные богомольцы перевезли мальчика в Москву.

В знак глубокого уважения к математическому таланту царь Петр I предложил изменить фамилию мальчика Телятин на Магницкого, объясняя своё решение тем, что «как магнит привлекает к себе железо, так и он своими природными и самообразованными способностями обратил внимание на себя. возможно поэтому именно ему было предложено написать учебник по изучению математики для школы навигации, которая была открыта впервые в Москве в 1701 г. по указу

Петра I. Леонтий Филиппович Магницкий успешно справился с предложением Петра I, и в 1703 г. в Москве была издана книга «Арифметика, сиречь наука числительная». Кроме основ арифметики, учебник содержал элементы алгебры, геометрии, тригонометрии, астрономии и навигации. Учебник насыщен задачами и примерами, большинство из которых увлекательны по содержанию. Книга была в употреблении почти до середины XVIII века, являясь, по словам М. Ломоносова, «вратами своей учёности».

Задача №1

- Как-то рано поутру

Птицы плавали в пруду.

Белоснежных лебедей

Втрое больше, чем гусей.

Уток было 8 пар -

Вдвое больше, чем гагар.

Сколько было птиц всего?

Если нам ещё дано,

Что всех уток и гусей

Столько, сколько лебедей.

(Решение: Обозначив количество гусей через какой-то отрезок, получим для количества лебедей отрезок в 3 раза больше первого.

Гуси

Лебеди

Из условия задачи известно, что уток было 8 пар, т.е. 2х8=16(уток), вдвое больше, чем гагар, т.е. 16:2=8(гагар). Но ещё известно, что «всех уток и гусей столько, сколько лебедей».

На рисунке видно, что количество гусей - 8, а количество лебедей - 24. Всего птиц было: 8+16+8+24=56)

Гуси

16 уток

Лебеди

Задача №2

У пятерых крестьян - Ивана, Петра, Якова, Михаила и Герасима было 10 овец. Не могли они найти пастуха, чтобы пасти овец. И говорит Иван остальным: «Будем, братцы, пасти овец по очереди - по столько дней, сколько каждый из нас имеет овец». По сколько дней должен каждый крестьянин пасти овец, если известно, что у Ивана в два раза меньше овец, чем у Петра, у Якова в два раза меньше, чем у Ивана; Михаил имеет овец в два раза больше, чем Яков, а Герасим - в четверо меньше, чем у Петра?

(Решение: Воспользуемся для решения данной задачи схематическим моделированием.

10

о

в

е

ц



И.

П.

Я.

М.

Г.


Решение:

1) 10:10=1 - было овец у Герасима и Якова.

2) 1х2=2 - было овец у Михаила и у Ивана.

3) 2х2=4 - было овец у Петра.

Ответ: У Ивана - 2 овцы, у Петра - 4 овцы, у Якова - 1 овца, у Михаила - 2 овцы, у Герасима - 1 овца.)

Задача №3

В жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 8 часов. Нужно узнать, сколько косцов за 4 часа выпьют такой же бочонок кваса.

( Решение: Эту задачу можно решить двумя способами: методом приведения к единице или на основании взаимно - обратной пропорциональности между величинами.

Способ 1:

8х6=48(часов) - выпьет бочонок кваса один косец

48:4=12(косцов) - выпьют бочонок кваса за 4 часа.

Способ 2:

Если количество часов сократилось в 8:4=2(раза), то количество косцов, которые выпьют такой же бочонок кваса, возрастёт в 2 раза, т.е. 6х2=12 (косцов)

- Какие знания помогали выполнять задания на уроке правильно?
- Какие задания были самыми трудными?
- У меня на столе кружочки.

Зелёный кружочек возьмет тот, кто без труда выполнял все задания. Справился с задачами, поставленными на этом уроке.

Голубой - кто понял тему урока, но допускал ошибки.

Розовый- кто не справился с задачами урока.

Спасибо за работу. Познавательные УУД Развиваем умения

1. Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

2.Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;

составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; 3. - строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем; 4. - анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему. Коммуникативные Развиваем умения 1. - работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом); 2. - вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

3. - активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

4. - ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу; 5. - ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

6. - участвовать в обсуждениях, работая в паре;

7. - ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;

8. - не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;

9. - работать консультантом и помощником для других ребят;

10. - работать с консультантами и помощниками в своей группе.



Регулятивные Развиваем умения 1. - принимать участие в обсуждении иформулировании цели конкретного задания; 2. - принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий);

3. - выполнять работу в соответствии с заданным планом;

4. - участвовать в оценке и обсуждении полученного результата; Личностные

1. - понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

2. - быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

3. - не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки - обязательная часть решения любой задачи


© 2010-2022