- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе
Статья Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Касторская В.В. |
Дата | 10.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ .
На современном этапе внедрения федеральных государственных стандартов в рамках реализации компетентностно - ориентированных технологий в обучении педагогу необходимо определить: как же решаются поставленные им задачи на уроках истории и обществознания. Одним из направлений педагогической работы должно стать использование работы в режиме двигательной активности. Иногда физические паузы приходится проводить не в середине, а в начале занятия, так как это помогает сосредоточить внимание обучающихся, нацелить их на работу, снять напряжение, оставшееся в них с предыдущего занятия. На каждой перемене обязательно проветривать кабинет, допустимо открывать окна в помещении и во время физминуток. Ведь обучающимся (в нашем случае имеются ввиду первокурсники - вчерашние школьники) необходим свежий воздух для улучшения их самочувствия и повышения работоспособности. Другими формами двигательной активности являются ролевые игры на уроках, «инсценирование» исторических сюжетов и поиск решений исторических и обществоведческих задач, работа в группах, когда обучающиеся двигаются, пересаживаются во время занятия. При этом значительную роль играет эмоциональный фактор, ведь, как правило, обучающиеся садятся с тем, кто им симпатичен и привлекателен. Заряд положительными эмоциями сказывается как на ход занятия, так и на самочувствие обучающихся. Чтобы они чувствовали себя комфортно и раскованно, преподаватель может позволить себе и им шутить, смеяться, но естественно, не нарушая при этом дисциплины и порядка. Пожалуй, сложнее всего, в данной ситуации - это сохранение баланса между раскованностью и дисциплинированностью. Поэтому выход видится в том, чтобы обучающимся было интересно и увлекательно, чтобы работали много, но плодотворно, так, чтобы работы на дом оставалось мало, и выполнять её было бы интересно. Каким образом, преподаватель достигает этого? Во-первых, обучающиеся по возможности сами читают новый материал, изложенный в учебнике. Во-вторых, систематизация прочитанного происходит в совместной деятельности обучающихся и педагога, когда наводящими вопросами он проверяет первичное восприятие, делая при этом записи, выстраивая схемы на доске и в тетрадях для установления причинно - следственных связей. Как правило, вскоре обучающиеся начинают говорить, спорить, доказывать свою точку зрения, поправлять других и преподавателя, когда он «допускает ошибку». Казалось бы, в кабинете должен стоять неимоверный шум, но ведь одновременно воспитывается и культура поведения по принципу: «Хочешь быть выслушанным - умей слушать других». Выстроенные в тетради логические цепи, позволяют обучающимся не сидеть долго над домашней работой, а вспомнить, закрепить изученный на занятии материал и отдыхать. Таким образом, одновременно решается, пусть и частично, проблема ненормированной продолжительности учебного дня, недели и предельного напряжения организма в течение этого времени. Через создание спокойной и заинтересованной атмосферы, педагог пытается решить задачу сохранения комфортной эмоционально -психологической среды в коллективе. Если обучающийся спокоен и уверен в себе, если он уходит с занятия довольным, то можно с уверенностью сказать, что и здоровье его тоже в порядке, так как положительные эмоции снижают утомление, вызванное учебным процессом. Со слабыми и больными обучающимися должна быть организована индивидуальная работа, которая предусматривает меньшую нагрузку, дополнительное разъяснение во время и после занятий. Решение такой задачи, как передача знаний по предотвращению отдельных болезней осуществляется как на занятиях, так и во внеаудиторной деятельности. Например:
- при изучении тем Древнего мира обязательно рассматривается вопрос «Почему в ежедневном рационе простых египтян были чеснок и лук?»;
- при выяснении причин вымирания американских индейцев заостряется внимание на отравляющее влияние алкоголя на организм человека и отсутствие иммунитета у аборигенов на такие инфекционные заболевания как грипп и ангина, унёсшие жизнь многих коренных жителей Америки, отмечается, что африканцам удалось избежать эпидемий этих болезней благодаря употреблению бананов;
- при изучении средневековой Европы подчёркивается, что основная причина моров и эпидемий - отсутствие элементарных правил гигиены, таких как умывание и мытьё, регулярная смена белья;