Урок литературного чтения на тему Удивительные открытия в произведении А. де Сент-Экзюпери Маленький принц (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Коваленко Екатерина Викторовна

МОУ гимназия №1

г. Комсомольск на Амуре

Хабаровский край

Урок литературного чтения по теме: Удивительные открытия в произведении А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».


Класс: 2 Программа: УМК «Школа 2100»

Учебник: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Литературное чтение 2 часть, Маленькая дверь в большой мир.

Раздел 4: Самое обыкновенное чудо. (4 четверть)

Цели урока: 1. Предметная цель: учащиеся научатся полно, отвечать на вопросы, обобщать изученное, адекватно понимать и оценивать прочитанное, используя средства выразительности речи и элементы литературоведческого анализа произведения. 2. Метапредметная цель: создать условия для формирования развития внимания, памяти, воображения; развития логических операций (сравнение, обобщение); развития фонематического слуха; развития коммуникативной деятельности учащихся; развитие воли, эмоций, интересов, способностей каждой личности. 3. Личностная цель: учащийся должен осознавать и видеть в произведениях добро и зло, воспитывать в себе нравственные, моральные, этические качества на примерах героев произведения. Задачи урока:

  1. Формировать надпредметные умения и навыки (умение анализировать, сравнивать, подбирать ассоциации, умение рассуждать на заданную тему, создавать описание по рисунку, умение работать со словарями);
  2. Развивать у учащихся творческое восприятие литературного произведения через иллюстрирование и чтение по ролям;
  3. Сравнить прогнозируемый результат работы учащихся с полученным в конце урока, проверить результативность предложенных учащимся форм работы.


Ход урока. 1. Организационный момент. Психологический настрой. - Улыбнитесь друг другу. Подарите улыбки гостям, подарите улыбки мне. - С каким настроением начинаем урок? - У меня тоже хорошее настроение, я вам дарю частичку своего настроения. Настроимся на урок, проведём точечный массаж. Сели девочки, сели мальчики.
- Ребята, посмотрите на солнышко. Слайд 1 (на интерактивной доске появляется грустное солнышко) -Какое оно? (грустное) Почему? Чего не хватает? (лучиков)
2. Постановка учебной задачи. Определение темы урока. - К концу урока оно засияет, если вы ответите на вопрос: Проблемный вопрос: Какое открытие сделал маленький принц?
Лучики могут быть разными (установка для самооценки): - если вы считаете, что ваш ответ полный и правильный, вы прикрепляете красный лучик, - если при ответе испытываете небольшие трудности - жёлтый лучик. - а самым критичным - оранжевый лучик. - Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? - Определите тему нашего урока. (тема появляется на доске) Слайд 2 - Какие цели урока вы бы перед собой поставили?
Вначале проведём речевую разминку. Речевая разминка. Слайд 3 1) произнесём гласные: а о у ы и э а) пение б) чётко в) тихо 2) произнесём сочетание гласных: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о а) «колокольчик» б) с начала, с конца 3) произносим согласные: з-с-ж, ш-ж-с а) с начала, с конца б) громко-тихо 4) произносим сочетания согласных и гласных: зе-се-же, ша-жа-га а) громко-тихо
- Назовите качества человека, в которых есть эти сочетания. Слайд 4 (слова закрыты, дети называют слова, открываются на интерактивной доске): жалость милосердие дружелюбие жестокость жадность - Какие из этих качеств вы считаете главными? Почему? - Пригодятся эти качества на уроке? Почему? - Давайте эти слова занесём в наш словарик. (Учитель прикрепляет слова на доску) Словарик: дружелюбие, милосердие -Что обозначают эти слова?
Слайд 5 (слова записаны на интерактивной доске, с их значением) Дружелюбие - дружеское расположение, доброжелательное отношение. Милосердие - готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами.
- Вспомните любую сказку, где дружелюбие и милосердие помогло герою? Докажите. -А нам на уроке помогут эти качества? Как? Психологический настрой (звучит музыка) - Положите руки на парту, опустите голову, закройте глаза, послушайте и помечтайте. - О чём вы мечтали? - Куда мы совершим путешествие? (мы совершим путешествие в сказку) И затронем некоторые ключевые моменты сказки: (слова висят на доске, учитель показывает рукой, но не называет)

  1. Энергоинформационное поле
  2. Основная тема
  3. Сюжет
  4. Линия главного героя
  5. Символическое поле

3. Актуализация знаний. -С какой сказкой мы работаем на уроке? Слайд 6 (на интерактивной доске появляется название сказки).
- Почему это сказка? (Потому что в сказке есть волшебство, вымысел. Лис и роза разговаривают человеческими голосами) - Какие бывают сказки? (волшебные, бытовые, богатырские, анималистические). - А эта сказка? (волшебная, в ней есть волшебство, роза и Лис разговаривают, Маленький принц может перелетать с одной планеты на другую). - Какому из этих жанров вы отнесёте сказку? (морально-нравственная, потому что там рассказывается о взаимоотношениях между Лисом и Маленьким принцем, о том, как они подружились, и стали главными друг для друга). Слайд 7 Жанры сказок: - мистический - философский - морально-нравственный - истории из жизни - любовно-романтический - смешанный
- Сказка обладает частью энергии своего автора и содержит информацию о его внутреннем мире, его чувствах, помыслах. - А эта сказка? (авторская, её написал А. де Сент-Экзюпери) Я думаю, он очень любит Маленького принца, он относится к нему нежно, с трепетом, это видно из сказки. В словах, когда он о нём говорит, описывает его. И сам он, наверное, очень дружелюбный и хороший человек, ведь не мог он написать такую сказку, если б был плохим человеком. - Какие ты знаешь ещё авторские сказки?
Смена динамических поз: Слайд 8 (На доске написаны сказки) Туве Янсон «Шляпа Волшебника» А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» П. Бажов «Серебряное копытце» - Встаньте, кто читал сказку (учитель показывает рукой на сказку)
- Работать будем в группах? - Напомните правила работы. 1. Уважать друг друга. 2. Молча выслушивать мнение каждого. 3. Помогать друг другу. 4. Работать дружно.
- Эпиграфом к уроку я взяла слова Вольтера - это французский писатель 18 века, с ним вы познакомитесь в старших классах. Слайд 9 «Глаза дружбы редко улыбаются» (Вольтер) - Прочитайте жужжащим чтением. - Как вы понимаете? Обсудите в группах. (Когда мы выбираем себе друга, мы хотим, чтобы он нас понимал, любил, мог помочь. Друга выбирают сердцем, душой)
4. Повторение пройденного материала. - Подтвердите словами из текста (выборочное чтение по группам) (проверка домашнего задания) 4 частьЕсли ты меня приучишь, моя жизнь точно солнцем озариться. Твои шаги я стану различать средь тысяч других.Твоя походка позовёт меня, точно музыка.Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру…Пожалуйста, приручи меня!Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!Слова только мешают понимать друг друга.Я уже с трёх часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В 4 часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью. 3 частьТы будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя одним в целом свете…
- Подходит этот эпиграф к нашей сказке? (Да, Маленький принц, когда прилетел на планету Земля, был одинок. И первым кого он встретил, был Лис. Маленький принц хотел с ним поиграть, а потом приручил его, подружился с ним.) - Ведь Лис тоже был одинок. У него не было друзей. Маленький принц приручил его, и они подружились. Маленький принц стал для Лиса одним в целом свете. Они научились понимать друг друга глазами без слов, сердцем и душой. - Выразите своё отношение к сказанному. (Маленький принц и Лис подружились, потому что у них было много общего, они были похожи сердцем и душой. Они были верны друг другу, отзывчивые, открытые). Вывод учителя: Они подружились и научились друг друга понимать сердцем, душой, но и глазами без слов.
- Подарите солнышку лучики. - Вот настал час прощания. - Каким он был для героев?
5. Открытие новых знаний (5 часть) Первичное чтение 5 часть. Задание по группам. Слайд 10 1 группа. Поделитесь своими впечатлениями об услышанном. 2 группа. О чём вспоминает Маленький принц? 3 группа. Почему Лису грустно?
Зрительная физминутка.
6. Первичное закрепление нового материала (5 часть) Самостоятельное чтение сказки (жужжащие чтение). Задание по группам после чтения. Слайд 11 1 группа Каким был час прощания для Лиса и Маленького принца? (Грустным. Лис плакал и принц тоже, у них было тяжело на душе. А может и немного радостно ведь они нашли друг друга). 2 группа Как вы понимаете Лиса, который говорит, что будет плакать по Маленькому принцу, но ему от этого хорошо? (Друзьям тяжело расставаться, грустно, но как хорошо знать и помнить, что где-то есть кто-то близкий, кто помнит о тебе) 3 группа Почему в момент прощания Лис напоминает Маленькому принцу о розе? (Его роза не была похожа на другие, она одна была в целом свете для него)
7. Вторичное закрепление материала (5 часть) - Прочитаем эту часть по ролям. - Кто действующие лица? (Лис, Маленький принц автор) - Кому из чтецов удалось передать характер героев? - Почему ко всем розам кроме одной Маленький принц был равнодушен? (его роза была для него единственная в целом свете, он её приручил, он с ней подружился, он её полюбил) - Найдите и зачитайте реплики Маленького принца о розе. (… Вы ничуть не похожи на мою розу. Вы ещё ничто…) - Подошли мы к ответу на вопрос? (Да. Лис обещал открыть секрет Маленького принца, после того как он, ещё раз посмотрит на розы) - Хотите узнать, что было дальше?
Физминутка. Слайд 12 «Море волнуется раз…» Представьте, что вы оказались на планете Маленького принца, в кого вы превратитесь: Почему? Кто ещё хотел бы стать другом Маленького принца?
- Вас все слушали. Покажите теперь, как вы умеете слушать.
5(1). Открытие новых знаний. Звучит аудиозапись 6 части. Первичное восприятие. - Поделитесь своими чувствами об услышанном. - Прочитайте жужжащим чтением.
6(2). Первичное закрепление новых знаний. Работа в группах. Слайд 13 1 группа Выразительно прочитать 1 абзац и ответить на вопрос: Как вы понимаете слова «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»? 2 группа Выразительно прочитать 2 абзац и ответить на вопрос: Почему дорога Маленькому принцу его роза? (он её приручил, она для него одна в целом свете. Ради неё он мог умереть. Она была его другом) 3 группа Выразительно прочитать 3 абзац и ответить на вопрос: Как вы понимаете слова «Ты навсегда в ответе за всех кого приручил»? (надо о своих близких заботиться, любить, уважать, беречь, охранять, помогать, жалеть)
Инсценировка 6 части.
-Кому удалось показать выразительность языка?
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. - Сегодня на уроке мы открываем копилку знаний. Они спрятаны в этих конвертах, вы их должны раскрыть и прикрепить на волну своего цвета. (от группы выходит ученик и вытягивает конверт) 1 группа Зорко одно лишь сердце. 2 группа Самого главного глазами не увидишь. 3 группа Ты всегда в ответе за тех, кого приручил.
Слайд 14 (на интерактивной доске линии и слова тех цветов, какие у детей конверты)
- Прочтём секрет Лиса, используя средства выразительности (хором) - Какие вы знаете? (мимика, жесты, интонация, темп) - С каким настроением? (весело, грустно, плавно, протяжно)
Чтение хором. - Дети я услышала, что (имя ученика) прочитала выразительно, с настроением, с душой. Можно я за тебя прикреплю твой лучик. - Почему Лис свой секрет открыл Маленькому принцу? - Посмотрите вокруг себя и в словарик, найдите, какие качества должен иметь настоящий друг? (слова висят на стенах класса, дети выбирают слова и прикрепляют их на доску) добрый верный жадный отзывчивый внимательный равнодушный бессердечный и т.д.


Прочитайте эти качества. - Какие бы вы добавили? - Какие есть у вас?
- Кто из вас готов сделать вывод? (учитель показывает рукой на проблемный вопрос, но его не читает)
9. Рефлексия деятельности учеников. - Какое открытие сделали вы? - С кем из героев этой сказки вы хотели бы встретиться? Почему? - Понравился ли вам наш урок? - Чьи ответы вам запомнились? Понравились? - Кто по новому стал на себя смотреть, подарите лучику солнцу.
Звучит музыка. Слайд 15 (на интерактивной доске появляется улыбающиеся солнышко)
Как засияло солнышко. Пусть оно останется в ваших сердцах. … Маленький принц ушёл, но всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял законы, подаренные Лисом. И в сердцах людей зажигается огонёк любви, огонёк милосердия. Откройте свои сердца навстречу друг другу. Создадим костёр любви. (учитель берёт детей за руки и встаёт с ними в круг)
Я верю в каждом навсегда Добро поселится и радость, Взойдёт любовь, отступит старость, Найдутся новые друзья… Если вы это осознаёте, вы маленькие жители, способны возродить и сохранить нашу Землю. Как сказал А. де Сент-Экзюпери: «Вы в ответе за тех, кого приручили…»


Описание урока: Урок разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к организации обучения во 2 классе. Во 2 классе у детей безотметочное обучение. На уроке удачно подобрана самооценка для учащихся, которая ставит любого ребёнка в ситуацию успеха и даёт возможность ребёнку адекватно себя оценивать. Предложенные задания на уроке позволяют работать над развитием универсальных учебных действий второклассников, обеспечивают формирование как предметных, так и метапредметных компетентностей каждого ученика. Использование системно-деятельностного подхода помогает учащимся успешно решать практические задач урока. Частая смена видов работы позволяет уроку пройти на высоком уровне, и не дать ребёнку уставать во время урока и работать до конца урока также активно, как и в начале.

6

© 2010-2022