Родительское собрание О готовности ребёнка к школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание. 19.05.2015г.

Тема: «Готовность ребёнка к школе»

Задачи:

1. познакомиться с родителями будущих учеников.

2. познакомить родителей с основными психологическими проблемами, возникающими у детей при вступлении в школу;

3. познакомить родителей с требованиями в учебно-воспитательном процессе;

4. совместно с помощью практических и логических действий выработать основные закономерности в участии родителей в учебно-воспитательном процессе;

5. выбор родительского комитета, распределение обязанностей.

Ход собрания.

  1. Приветствие, знакомство.

  2. Презентация о критериях готовности ребёнка к школе.

- Своё выступление я хотела бы начать с таких слов:(2 сл.)

"Семья и школа - это берег и море.

На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа….

Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега"…. Л.Кассиль.

Начало обучения в школе - важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному развитию школьника? Какая роль принадлежит родителям, учителю в формировании учебной деятельности?

Эти и многие другие вопросы волнуют родителей первоклассников.

С приходом в школу изменяется вся жизнь ребенка, он сталкивается с совершенно новыми условиями, с новыми требованиями. Представьте, что в одной обстановке детям даются одинаковые задания, результат которых потом и оценивается. Это для ребёнка стресс. Одно из кардинальных отличий школы от детского сада - система оценивания ребенка. Дети привыкли, что их хвалят в детском саду уже за то, что они «старались». В школе оценивается не процесс, а результат. Многие первоклассники с трудом привыкают к этому. Каждый родитель заинтересован в школьных успехах своего ребёнка, получении положительных эмоций от обучения. Для этого нужно начинать раньше готовить ребёнка к обучению в школе.

(3сл.) Готовность к школе, включает в себя три основные составляющие: анатомо- физиологическую, психологическую, педагогическую, социальную готовность. Психологическая готовность ребёнка, в свою очередь, включает в себя интеллектуальную, мотивационную, эмоционально-волевую и коммуникативную готовности.

Начнём с физиологической готовности.(4сл.)

Все вы, я думаю, согласитесь с тем, что ребёнка следует приучать к посильным физическим упражнениям и подвижным играм. В подвижных играх у ребёнка развивается координация движений, важная при ориентировке в пространстве, происходит развитие волевых качеств, усидчивости, внимания, формируется умение выполнять правила. Хорошее развитие мускулатуры, мышц спины, в частности, позволит ребёнку справиться с физическими нагрузками, которые ему придётся переносить в школе. Ведь сидеть прямо в течение 35 минут урока требует определённой физической подготовки. А таких уроков будет 3-4 в день. Если ребёнок будет сильно уставать, то это, несомненно, негативно скажется на результатах обучения.

Кроме того, важно и то, насколько развиты у ребёнка мелкие группы мышц. Пропуски букв, описки, разная высота букв - всё это результат недостаточного развития "ловких" мышц руки. Развитию этих мышц способствуют такие простые и интересные для ребёнка занятия, как лепка, аппликация, работа с ножницами, природным материалом, крупами, бисером. Хорошо развивает мелкую моторику рисование разными техниками: от простой штриховки до пальчикового и точечного рисунка. Существует тесная взаимосвязь между координацией движений и речью. Однако, готовность к школе не сводится лишь к физической готовности. Давайте рассмотрим следующий компонент.

Это психологическая готовность. (5сл.)

Она включает в себя ряд очень важных аспектов, от сформированности каждого из которых, зависит успешность подготовки к школе и дальнейшее обучение. Давайте подумаем, что необходимо для хорошего роста и развития дерева? (родители включаются в дискуссию).

Прежде всего, дереву необходимы крепкие корни. Есть мнение, что под сильными корнями следует понимать познавательные психические процессы: память зрительную и слуховую, мышление, внимание и творческое воображение. От того, насколько хорошо они развиты, будет во многом зависеть успешность интеллектуальной готовности к обучению. Но развивая способности ребёнка, следует знать один важный секрет. Я хочу продемонстрировать один простой опыт. Для этого мне понадобится помощник (психолог приглашает одного родителя по желанию).

- Это наклонная плоскость. А это шар. Прошу Вас, попробовать покатить шар вверх по плоскости. (Родитель выполняет действие).

- У вас получилось? Что способствовало этому?

- Потому что я прилагал усилия.

- А теперь отпустите шар. Что с ним произошло?

- Он тут же скатился назад с доски.

- Спасибо. А теперь, давайте подведём итоги. Итак, чтобы шар двигался по наклонной плоскости вверх, необходима определённая движущая сила. Она должна быть стабильна и постоянна. В противном случае шар неизбежно начнёт движение в обратную сторону. Мы с вами убедились в этом. Шар - это умственная деятельность человека. Секрет заключается в том, что наш ум требует постоянной загрузки. Развитие и обучение должно быть стабильно и постоянно. Стоит нам на время сделать перерыв и навёрстать упущенное будет нелегко. В развитии интеллекта нет "стоячего" положения. И если мы не движемся вперёд, то неизбежно станем двигаться назад.

Но как сделать так, чтобы ребёнок захотел учиться, узнавать новое, постоянно двигаться вперёд? Высокий уровень обучаемости связан с познавательной активностью. Известный детский писатель С.Я.Маршак писал:

Он взрослых изводил вопросом "почему?"
Его прозвали "маленький философ",
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с тех пор он больше никому
Не досаждал вопросом "почему?".

Не отмахивайтесь от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать наблюдаемые события. Но помните, что как только интересное и новое станет рутинным, обязательной повинностью, оно не принесёт ожидаемого результата. Познавательный интерес ребёнка постепенно угаснет. (6сл.)

И ещё одним важным секретом я бы хотела поделиться с вами. (Психолог демонстрирует рисунок с изображением мамы, кормящей малыша). Всем вам хорошо знакома эта ситуация. Мама кормит маленького ребёнка кашей. Ей гораздо проще и удобнее взять самой ложку, набрать каши и поднести её ко рту малыша, которому останется только проглотить еду. При таком способе кормления и время экономиться, и нет риска, что всё вокруг окажется в каше.

(Психолог демонстрирует второй рисунок с изображением малыша, который ест сам).

Здесь ребёнок ест сам, перепачкав всё вокруг в каше. Мама находится рядом, присматривая за малышом. Конечно, в этом случае и маминого драгоценного времени уходит больше. И хлопот тоже существенно прибавляется.

Оба способа приведут к желаемому результату - ребёнок будет накормлен и сыт. Но первый малыш просто поел каши, тогда как второй, приобрёл неоценимый житейский опыт, хотя и создал столько неудобств маме. Пока первый ребёнок ел, второй - учился! И не просто учился есть, а учился управлять своим телом, координировать движения, сохранять терпение. Ведь такое простое действие как набрать в ложку каши, а потом поднести ложку ко рту, не выронив содержимое, не говоря уже о том, чтобы попасть ложкой в рот - серьёзный труд! Но взрослые чаще создают первую ситуацию. Так удобнее нам, взрослым. Мы сами застёгиваем пуговицы, стираем, завязываем шнурки, заправляем постель, собираем игрушки за детьми. А через несколько лет удивляемся тому, почему наш ребёнок несамостоятелен, безответственен, безынициативен. Он привыкает к тому, что за него всё делают и всё решают. Секрет в том, что в

детях надо развивать самостоятельность, поощрять инициативность, замечать их успехи в изучении окружающего мира и помогать учиться новому, а не делать всё за них.

А теперь, давайте вновь вернёмся к нашему дереву. Достаточно ли только хорошо развитой корневой системы? Конечно, для того, чтобы дерево зацвело и принесло плоды, его необходимо поливать и удобрять почву под ним. И если под корнями, мы подразумеваем познавательные процессы, то драгоценной влагой для нашего дерева следует понимать веру в ребёнка, поддержку, оптимизм, поощрение, ответственность и т.п. (психолог прикрепляет к доске вокруг "дерева" капельки с напечатанными на них способами стимулирования ребёнка). "Почвой" же питающей "корни" и способствующей росту всего дерева является мотивация. Ответь мне, пожалуйста, на следующий вопрос: "Будет ли человек прилагать старания, занимаясь каким - либо делом, не зная, зачем он это делает?" (родители высказываются вслух).

- Конечно, нет. Тогда скажите, "желание пойти в школу" и "желание учиться" - это одно и то же?

Если ребёнок идёт в школу ради нового ранца или модного школьного костюма, или говорит "в школе не надо спать", "там будут мои друзья из детского сада" и т.п., то его привлекают лишь внешние стороны обучения. Тогда как основной деятельностью ребёнка в школе является учение, узнавание нового. Поэтому главное, что должно быть сформировано - желание учиться! Отношение к школе формируется у большинства детей ещё до того, как они становятся школьниками. В этом вопросе большую роль играет семья. Если родители ребёнка придают большое значение образованию, положительно отзываются об образованных людях, прививают любовь к чтению, говорят малышу о том, как они хотят видеть его в будущем успешным и умным, а это возможно, только если хорошо учиться; о том, какую гордость они будут испытывать в этом случае, то это будет способствовать формированию у ребёнка мотивационной готовности к школе.(7сл.) Он будет понимать, зачем он пришёл в школу и зачем ему нужны знания. Учебная деятельность станет для ребёнка более значимой и важной. И конечно, родителям не стоит запугивать малыша школой или наоборот, настраивать на лёгкость учения. Следует формировать адекватное представление о школе и о её основных занятиях. Например, полезнее сказать: "В школе будет трудно, но интересно. Ты узнаешь много нового!", чем высказывать что-то неопределённо-пугающее: "Вот придёшь в школу - тогда и узнаешь…".

Коммуникативная готовность (8сл.) включает в себя умение ребёнка общаться со сверстниками и со взрослыми. Это тоже, весьма важное умение! Ведь, по сути, весь процесс обучения представляет собой общение между учителем и учеником. От того, насколько ребёнок контактен, умеет ли внимательно слушать учителя, достаточно ли развита его речь - зависит успешность усвоения школьных знаний. Задача родителей - научить ребёнка простым правилам общения.

Эмоционально-волевая готовность (9сл.) - важное звено школьной готовности. По сути, это умение управлять своими эмоциями, настроениями и контроль над своими желаниями. В вечном компромиссе между "хочу" и "надо" у старшего дошкольника должно преобладать "надо". От того насколько ребёнок сможет заставить себя быть внимательным, когда хочется отдохнуть и поиграть; от того насколько малыш будет упорным при возникновении трудностей, будет зависеть его успешность. Всем нам известна истина: "Гений - это один процент таланта и девяносто девять процентов трудолюбия". Надо с детства приучать ребёнка к труду и, разумеется, не на словах, а на личном примере! Пусть ваш ребёнок будет уверен, что только упорство и труд приведут к желаемому результату. Доводите начатое до конца, не отчаивайтесь при временных трудностях, получайте удовольствие от работы, - и ваш ребёнок усвоит с лёгкостью эти полезные навыки.

Педагогическая готовность (10-12 сл.) - это тот багаж знаний, умений и навыков, которыми обладает ребёнок, т.е. то, чему он научился в детском саду. Порядковый и количественный счёт, знание геометрических фигур, словарный запас, умение дифференцировать звуки, сведения об окружающем (животных, транспорте, временах года и т.д.), знание букв и прочее. От того, с какими знаниями, умениями и навыками пришёл малыш в школу очень многое зависит. Поэтому, в оставшееся до школы время, уделите этому вопросу внимание. Поиграйте со своим ребёнком в "Занимательные фигуры" или "Назови одним словом"; уточните, знает ли он времена года, дни недели, названия зверей и птиц; умеет ли связно рассказать о каких-либо событиях. Это поможет вашему малышу закрепить полученные знания и умения, обрести уверенность в себе.

Немало важным является и социальная готовность(13сл.) и готовность родителей (14сл.)

И в заключении, хочу продемонстрировать вам один простой опыт. Это губка - предмет, который очень хорошо впитывает в себя любую жидкость: вольём красную - получим красную, вольём синюю - такую же и получим. (Психолог проделывает всё озвученные действия). А если одновременно вольём и синюю, и красную, то эффект будет неопределённым.

Наш ребёнок точно также впитывает в себя те нравственные нормы, правила поведения, моральные принципы и отношения к жизни, которые мы демонстрируем. И то, что мы "вложим" в своих детей в детстве, то и "получим" в более зрелом возрасте.

Притча: ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ.

Давайте, будем вкладывать в своих малышей только хорошее, доброе и вечное! И тогда они непременно порадуют нас своими успехами в будущем.

Помните, каким бы профессиональным не был бы учитель,

никогда без Вашей помощи

ему не сделать того, что можно сделать вместе.

И запомните самое главное. Ваши дети - это теперь и мои дети. Но МОИ они только четыре года, а ВАШИ до конца ваших дней. Свою достойную старость вы готовите сегодня, и я готова Вам в этом помочь... Давайте вместе заботиться, помогать, слышать и слушать друг друга, и у нас всё получится.

ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ - И В ЭТОМ НАШЕ БОГАТСТВО

Готов ли ваш ребенок к школе? (тест для родителей)

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?

3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?

4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?

5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?

8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?

9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?

17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.

Возможно, на первых порах школьного обучения вам придется очень и очень тщательно выполнять вместе с ребенком домашнее задание, может быть, даже возвращаться вновь и вновь к пройденному материалу, но не стоит отчаиваться -упорные и систематические занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки.

Портрет идеального ученика. (15-18сл.)

Памятка родителям от ребёнка (19-20сл.)


Что необходимо приобрести первокласснику

Кассу букв и цифр

Контейнер с бобами, горохом, мелкими макаронами и т.д.

Блокнотик

Веер с цифрами, буквами.

В пенале:

• Ручка синяя (с тонко пишущим стержнем) -2 шт.

• Простой карандаш ТМ-2 шт.

• Линейка (деревянная) 20 см-1 шт.

• Ластик-1 шт.

• Точилка закрытая-1 шт.

• Цветные карандаши12 - 14 цветов.

• Пенал (на одной молнии)

• Тетрадь в клетку-5 шт.

• Тетрадь в линейку-2 шт.

• Обложки для тетрадей (плотные)

• Обложки для учебников (плотные)

Карандаши проверять ежедневно (точить дома по необходимости, готовясь к школьному дню)

Для урока художественного труда:

• Цветная бумага (6-7 цветов)-1 шт. А4

• Цветной картон (7-10 цветов)-1 шт. А4

• Пластилин (6-8 цветов)-1 шт.

• Дощечка для пластилина

• Клей-карандаш-1 шт.

• Ножницы с тупыми концами-1 шт.

Альбом ( не менее 40л.)

Для урока рисования:

• Краски акварельные (12-14 цветов)

• Кисти беличьи -№1,№3 ,№5

• Альбом для рисования-1 шт. (не менее 40 л.)

Для урока физической культуры:

Футболка • Спортивный костюм (тёмного цвета)

Спортивная обувь (легкая, с легко сгибаемой подошвой)

*Папка тонкая с 10 -15 файлами (портфолио обучающегося) - вложить листок с фамилией и именем ребенка в 1 - й файл.

Нужно обеспечить ребенку

школьную форму : повседневную и парадную


© 2010-2022