Рабочая программа по внеурочная деятельность Мир глазами художника

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«СОШ №57 г. Оренбурга»




УТВЕРЖДАЮ: Директор МОАУ «СОШ №57» г. Оренбурга ________ Т.А.Редникова

02.09.2013 г.
ОДОБРЕНО: на заседании МС
Протокол №1 от 29.08.2013 г. РАССМОТРЕНО: на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол №1 от 29.08.2013 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


внеурочной деятельности


«СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»
















Разработчик программы:

Головина Валентина Юрьевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории







Оренбург, 2013 г

Пояснительная записка


Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображение в народном искусстве. Декоративно-прикладное творчество - удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующую особенность - чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем больше количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия. Таким образом, многие пытаются отойти от того стандарта, который окружает нас на протяжении жизни. Изучение декоративно-прикладного искусства в рамках дополнительного образования способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Цель программы развитие творческих способностей обучающихся средствами прикладной направленности. Задачи: Обучающие: научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства; научить правильно использовать термины, формулиро­вать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства. обучить конкретным трудовым навыкам при работе с тканью, нитками, бисером, красками, природными материалами; Воспитательные: привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества; воспитать нравственные качества детей; формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи, навыки здорового образа жизни. Развивающие: развивать образное мышление, творческие способности; формировать эстетический и художественный вкус; содействовать формированию всесторонне развитой личности. Программа «Смотрю на мир глазами художника» рас­считана на учащихся начальной школы, увлекающихся изоб­разительным искусством и художественно-творческой дея­тельностью. Занятия проходят во внеурочное время 1 раза в неделю (1 класс) и 2 раза в неделю (2-4 класс), всего 237 занятий. Срок реализации программы 4 года, возраст обучающихся с 7 до 11 лет. Занятия проводятся в классе. Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искус­ства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами. Разнообразие видов деятельности и большой выбор материалов для работы позволяют и помогают каждому обучающему раскрыть свои индивидуальные способности при изготовлении поделок, что, безусловно, окажет влияние на дальнейшее обучение. Обучающиеся вовлекаются в творческую внеурочную деятельность с интересом, им интересен как сам процесс работы, так и её результат, ведь изготавливают вещи, игрушки, поделки, украшения для интерьера, они для себя и своих близких. Данные занятия способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспита­тельные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллектив­ной деятельности; творческие задачи: умение осознанно ис­пользовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой само­реализации средствами художественной деятельности. По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выстав­ки, мастерские художников, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников. Уровень результатов работы по программе: Уровень результатов первого уровня обучения - приобретение обучающимися первоначальных знаний о живописи, скульптуре, аппликации и других видов прикладной деятельности. Изготовление обучающимися творческих работ, овладение навыков защищать своих работы. Уровень результатов второго уровня обучения - расширение знаний обучающихся, знакомство с проектной деятельностью; углубление знаний обучающихся, знакомство с навыками исследовательской деятельности. Уровень результатов третьего уровня обучения - закрепление навыков обучающихся, углубление знаний и навыков проектно-исследовательской деятельности. Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки, научно-практических конференций, отчётного концерта или спектакля юных художни­ков, мастеров народных промыслов и ремёсел с приглашением родителей детей, друзей, педагогов местных учебных заведений художественно-эстетического и прикладного профиля.

№ п/п Тема

I год обучения

II год обучения

III год обучения

IV год обучения Всего 1 Живопись 5 10 10 10 35 2 Графика 5 5 5 5 20 3 Скульптура 4 4 4 4 16 4 Аппликация 6 5 5 5 21 5 Бумажная пластика 6 4 4 4 18 6 Работа с природными материалами 5 4 4 4 17 7 Организация и обсуждение детских работ 2 2 2 2 8 8 ИТОГО 33 34 34 34 135


Учебно-тематический план первого года обучения

№ п/п Наименование тем Количество часов Теоретические занятия Практические занятия 1 2 3 4 5 I год обучения (33 часов) Тема «Живопись» (5 часов)
Введение. Экскурсия на природу «Прекрасное вокруг нас» 1 0 1
Выполнение набросков с натуры 1 0 1
Рисование листьев деревьев 1 0,5 0,5
Рисование цветов 1 0,5 0,5
Выставка творческих работ 1 0 1 Тема «Графика» (5 часов)
Введение. Типы линий 1 0,5 0,5
Работа цветными карандашами 2 0,5 1,5
Работа фломастером 1 0,5 0,5
Выставка творческих работ 1 0 1 Тема «Скульптура» (4 часа)
Введение. Скульптура 1 1

Выполнение творческих работ. Лепка с натуры 1 0,5 0,5
Выполнение творческих работ. Лепка по памяти 1 0,5 0,5
Выставка творческих работ 1
1 Тема «Аппликация» (6 часов)
Введение. Введение. Беседа «Что делают из бумаги» 1 1

Виды аппликаций Технология выполнения аппликации 2 1 1
Выполнение творческих работ. Цветная бумага 1 1 2
Выполнение творческих работ. Сюжетная аппликация 1 1 3
Выставка творческих работ 1
1 Тема «Бумажная пластика» (6 часов)
Введение. Виды бумаги 1 1

Выполнение творческих работ по рисунку 2 0,5 1,5
Выполнение творческих работ по образцу 2 0,5 1,5
Выставка творческих работ 1
1 Тема «Работа с природными материалами» (5 часов)
Введение. Путешествие в страну мастеров. Методы работы с природными материалами 1
1


Создание композиции из листьев, цветов 1 0 1
Изготовление объемной открытки 2
2
Выставка творческих работ 1
1
Тема «Организация и обсуждение детских работ» (2часа)
Подведение итогов года «Праздник творчества» 2
2
Итого часов за год 33








































Учебно-тематический план второго года обучения

№ п/п Наименование тем Количество часов Теоретические занятия Практические занятия 1 2 3 4 5 II год обучения (34часа) Тема «Живопись» (10 часов)
Введение. Беседа «Городской пейзаж» 1 0,5 0,5
Игра «Я художник» 1 0,5 0,5
Рисование с натуры 3 1 2
Рисование по памяти. Акварель 4 1 3
Выставка творческих работ 1
1 Тема «Графика» (5 часов)
Повторение. Беседа «Мир вокруг меня» 1 0,5 0,5
Графическая грамотность. Виды пятен, точек 1 0,5 0,5
Выполнение творческих работ 2 1 1
Выставка творческих работ 1
1 Тема «Скульптура» (4 часов)
Беседа «Труд людей вокруг нас» 1
1
Лепка тематических композиций. Пластилин 1 0,5 0,5
Лепка тематических композиций. Соленое тесто 1 0,5 0,5
Выставка творческих работ 1
1 Тема «Аппликация» (5 часов)
Повторение. Беседа «Я исследователь» 1 1

Мозаичное панно из цветной бумаги 1 0,5 0,5
Составление сюжетных аппликаций 1
1
Выполнение творческих работ 1
1
Выставка творческих работ 1
1 Тема «Бумажная пластика» (4 часа)
Введение. Беседа «Будь бережливым» 1 0,5 0,5
Понятие о развертке 1 0,5 0,5
Выполнение творческих работ. Цветная бумага 1
1
Выставка творческих работ 1
1 Тема «Работа с природными материалами» (4 часа)
Повторение. Беседа «Подводный мир» 1 1

Материалы, инструменты необходимые для работы 1 0,5 0,5
Выполнение творческих работ. Ракушки и камни 1
1
Выставка творческих работ 1
1 Тема «Организация и обсуждение детских работ» (2 часа)
Подведение итогов года «Праздник творчества» 1
1
Защита творческих работ 1
1
Итого часов за год 34









































Учебно-тематический план третьего года обучения
№ п/п Наименование тем Количество часов Теоретические занятия Практические занятия 1 2 3 4 5 III год обучения (34часа) Тема «Живопись» (10 часов)
Введение. Беседа «Моя Родина - Россия!» 2 1 1
Рисование сельского пейзажа 4 1 3
Выполнение творческой работы 3 1 2
Выставка творческих работ 1
1 Тема «Графика» (5 часов)
Элементы графической грамотности. Точка, линия 1 0,5 0,5
Выполнение творческой работы. Карандаш 1
1
Выполнение творческой работы. Гелиевые ручки 1
1
Выполнение творческой работы. Фломастеры 1
1
Выставка творческих работ 1
1 Тема «Скульптура» (4 часа)
Беседа «Я скульптор» 1 0,5 0,5
Знакомство с глиной 1 1

Лепка элементарных фигур. Работа с глиной 1
1
Выставка творческих работ 1
1 Тема «Аппликация» (5 часов)
Повторение. Беседа «Я в сказочном царстве» 1 0,5 0,5
Составление мозаичного панно из кусочков цветной бумаги 2 1 1
Составление аппликаций на сюжеты русских народных сказок 1 0,5 0,5
Выставка творческих работ 1
1
Тема «Бумажная пластика» (4 часа)
Беседа «Применение картона в народном хозяйстве» 1 0,5 0,5
Понятие макетирование 1 0,5 0,5
Технология создания объемных макетов 1 0,5 0,5
Выставка творческих работ 1
1 Тема «Работа с природными материалами» (4 часа)
Повторение. Беседа «Поделки из бересты» 1 1

Материалы, инструменты необходимые для работы 1 1

Выполнение творческих работ. Работа с берестой 1
1
Выставка творческих работ 1
1 Тема «Организация и обсуждение детских работ» (2 часа)
Подведение итогов года «Праздник творчества» 1
1
Защита творческих работ 1
1
Итого 34








































Учебно-тематический план четвертого года обучения
№ п/п Наименование тем Количество часов Теоретические занятия Практические занятия 1 2 3 4 5 IV год обучения (34 часов) Тема «Живопись» (10 часов)
Введение. Беседа «Искусство родного края» 2 1 1
Рисование с натуры предметов быта. 4 1 3
Выполнение творческой работы 3 1 2
Выставка творческих работ 1
1 Тема «Графика» (5 часов)
Элементы графической грамотности 1 0,5 0,5
Выполнение творческой работы. Цветной карандаш 1
1
Выполнение творческой работы. Гелиевые ручки 1
1
Выполнение творческой работы. Мелки, уголь 1
1
Выставка творческих работ 1
1 Тема «Скульптура» (4 часа)
Беседа «Я скульптор» 1 1

Лепка героев русских народных сказок. Работа с глиной 2 1 1
Выставка творческих работ 1
1 Тема «Аппликация» (5 часов)
Повторение. Составление мозаичного панно «Утро в горах» 2 1 1
Составление мозаичного панно «Солнце над морем» 1 0,5 0,5
Выполнение творческой работы 1
1
Выставка творческих работ 1
1 Тема «Бумажная пластика» (4 часа)
Повторение. Беседа «Я- инженер» 1 1

Создание объемных макетов сказочных царств 1
1
Выполнение творческой работы 1
1
Выставка творческих работ 1
1 Тема «Работа с природными материалами» (4 часа)
Повторение. Беседа «Поделки из соломки» 1 1

Выполнение творческих работ. Работа с соломой 1
1
Изготовление композиций из соломы 1
1
Выставка творческих работ 1
1 Тема «Организация и обсуждение детских работ» (2 часа)
Подведение итогов года «Праздник творчества» 1
1
Защита творческих работ 1
1
Итого 34










































Содержание программы

I ГОД ОБУЧЕНИЯ - 33 часа Тема: «Живопись» (5 часов) Начальные представления об осно­вах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изу­чение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зави­симости от характера его насыщения белой или чёрной крас­кой. Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использова­ния палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных птиц, растений, трав. Тема: «Графика» (5 часов) Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пят­на в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами. Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей. Тема: «Скульптура» (4 часа) Знакомство с выразительными воз­можностями мягкого материала для лепки - плас­тилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и кото­рое можно обойти со всех сторон. Практическая работа: лепка отдельных фруктов, ово­щей, птиц, сладостей. Тема: «Аппликация» (6 часов) Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используе­мыми в данном виде прикладного искусства. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плав­ную линию. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляют­ся сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции. Практическая работа: изучение выразительности гото­вых цветовых эталонов, создание простых композиций. Тема: «Бумажная пластика» (6 часов) Трансформация плоского листа бу­маги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа. Практическая работа: изображение уголка парка, от­дельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и так далее. Тема: «Работа с природными материалами» (5 часов) В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна. Работа заключается в создании небольших плоских пейзажей, в ко­торых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. Практическая работа: изображение уголков природы - листья, цветы, деревья. Тема: «Организации и обсуждение выставки детских работ» (2 часа) Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуж­дении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.


II ГОД ОБУЧЕНИЯ - 34 часа Тема: «Живопись» (10 часов) Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоцио­нального изменения цвета путём насыщения его ахроматиче­ской шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской) на примере городского пейзажа. Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов. Практическая работа: изображение пейзажей, вырази­тельных объектов города - здания, памятники. Тема: «Графика» (5 часов) Продолжение освоения вырази­тельности графической неразомкнутой линии, развитие дина­мики руки (проведение пластичных, свободных линий). Рас­ширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графичес­кий материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Знакомство с графикой пятна, виды пятен. Знакомство с техникой рисо­вания цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в созда­нии графического образа. Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека. Тема: «Скульптура» (4 часа) Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавли­вание) со скульптурными материалами -пластилином и соленым тестом. Работа с пластикой плоской формы (изображе­ние листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры. Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей. Тема: «Аппликация» (5 часов) Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание уделяет­ся работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм. Практическая работа: изображение пейзажей, архитек­турных сооружений, овощей, фруктов. Тема: «Бумажная пластика» (4 часа) Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании худо­жественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги. Понятие развертка. Работа с фольгой. Практическая работа: изображение природных объек­тов (деревьев, кустов), отдельных фигурок. Тема: «Работа с природными материалами» (4 часа) Знакомство с природными материалами подводного мира - ракушки, камень. Например, при выборе камней отдаётся пред­почтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлага­ется разрисовка камней как в живописной манере, так и в декоративной. Составление композиций из ракушек и камней. Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по вы­бору детей).
Тема: «Организация и обсуждение выставки детских работ» (2 часа) При организации выставки педа­гог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроиз­вести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях. Знакомство с проектной деятельностью, защита лучших творческих работ обучающимися.



III ГОД ОБУЧЕНИЯ - 34 часа Тема: «Живопись» (10 часов) Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов на примере сельского пейзажа. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают зву­чание своих пар. Знакомство с живописным приёмом подма­лёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом. Практическая работа: изображение с натуры объектов природы - цветов, веток, фантастических фигурок. Тема: «Графика» (5 часов) Расширение знаний о выразитель­ности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами. Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей. Тема: «Скульптура» (4 часа) Активное закрепление навыков ра­боты с мягкими скульптурными материалами. Ведение рабо­ты от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украше­ния плоской формы элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов). Практическая работа: лепка лежащих животных, сидя­щей фигуры человека, декоративных украшений. Тема: «Аппликация» (5 часов) Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспекти­вы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров. Практическая работа: изображение натюрмортов, сказочных пейзажей, сюжетов. Тема: «Бумажная пластика» (4 часа) Закрепление навыков работы с бе­лой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручи­вания, надрезания. Работа над объёмной композицией - макетироание. Практическая работа: создание парков, скверов, игровых площадок (коллективные и индивидуальные работы). Тема: «Работа с природными материалами» (4 часа) Особенностью работы с природны­ми материалами является использование бересты. Технология выполнения панно из бересты. Практическая работа: Сказочные персонажи, букеты цветов. Тема: «Организация и обсуждение выставки детских работ» (2 часа) Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых ре­зультатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников, формируются навыки исследовательской деятельности. Кроме этого, обучающиеся могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полу­ченных за год.






IV ГОД ОБУЧЕНИЯ - 34 часа Тема: «Живопись» (10 часов) Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном на примере предметов быта (посуда, прялки, кувшины и так далее). Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразитель­ности, освоение цветовых контрастов. Один из основных мо­ментов - освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней. Практическая работа: изображение сюжетных компо­зиций, посуды, натюрмортов. Тема: «Графика» (5 часов) Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспек­тивы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различ­ных их сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Закрепление спосо­бов работы в печатных техниках. Новая учебная задача - рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа. Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов. Тема: «Скульптура» (4 часа) Новые знания и навыки - работа с глиной. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала глины с последующей доработкой образа. Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе. Тема: «Аппликация» (5 часов) Знакомство школьников с но­выми материалами, используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только кон­тур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Зна­комство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные обра­зы. Новым материалом аппликации могут стать крупы, засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж. Практическая работа: изображение пейзажей, предме­тов быта, фантастических животных и растений из засушен­ных листьев. Тема: «Бумажная пластика» (4 часа) Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной композицией - макетирование. Практическая работа: создание макетов сказочных царств. Тема: «Работа с природными материалами» (4 часа) Новые творческие задачи в ра­боте с природным материалом - знакомство с соломой. Выполнение творческих работ из соломы. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев. Практическая работа: выполнение творческих работ из соломы: бабочка, цветок, птица. Тема: «Организация и обсуждение выставки детских работ» (2 часа) Подведение итогов года «Праздник творчества». Обсуждение достигнутых ре­зультатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результа­те восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной вырази­тельности изобразительного искусства.


Формы и методы На занятиях используются методы:

  • Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
  • Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).
  • Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
  • Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).
  • Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
  • Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль и письменный контроль, методы самоконтроля).
Ведущие формы организации занятий:
  • Групповые (творческие мастерские).
  • Индивидуальные (самостоятельная работа).
  • Коллективные (занятия, экскурсии, игра, КТД).
В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.




































Условия реализации программы
1. Материально-техническая база:
  • просторный оборудованный кабинет;
  • предметная среда (стенды, специальное оформление, выставки готовых работ, сменная информация);
  • оборудование: ножницы, лекало.
  • шкаф для хранения изделий, материалов;
  • коробки для хранения остатков бумаги, ткани.
2. Методическое обеспечение:
  • пополнение периодической литературы и книг по темам;
  • дидактический материал;
  • наглядный материал (образцы готовых изделий, иллюстрации из журналов);
  • методическая литература: журналы, книги по технологии, учебные пособия для детей.
Список литературы
  1. Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. - М., 1991.
  2. Алексахин Н. Постичь цветовую гармонию сердцем и умом // Дошкольное воспитание. - 1988 - № 3;
  3. Алёхин А. Д. Когда начинается искусство / А. Д. Алё­хин. - М., 1994.
  4. Арманд Т. Руководство по росписи тканей. - СПб. - 1992;
  5. Апполон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь / под ред. А.М.Контра. - М.:. - 1997;
  6. Барадулин В.А, Основы художественного ремесла. В 2 т. М.: Просвещение. - 1979;
  7. Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев [Текст]- М.: Эксмо. - 2006;
  8. Гасюк Е.О., Степан М.Г, Художественное вышивание . Киев: Выща школа. - 1989;
  9. Глинская И.П. Декоративное растение: методическая разработка. - Л.: 1971;
  10. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горя-ева. - М., 1991.
  11. Гусакова М.А. Аппликация. М.: Просвещение. 1987;
  12. Держава Рериха. - М.: Изобразительное искусство. - 1994;
  13. Елизарова Е. Декоративно-прикладное искусство // Дошкольное образование. 1997. - №3;
  14. Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. - М.:. Просвещение. - 1971;
  15. Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева - М., 2009.
  16. Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева - М., 2009.
  17. Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Короте­ева.-М., 2009.
  18. Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Короте­ева.-М., 2009.
  19. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Короте­ева.-М., 2003.
  20. Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
  21. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: пособие для руководителей общеобразовательных школ и внешкольных учреждений. М.:. Просвещение. - 1990;
  22. Народное творчество: журнал - 1995;
  23. Новикова Е.Ф. Вдохновение: аранжировка цветов. Флористика. - Минск.: ПП «МЕТ». - 1994;
  24. Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский.-М., 1987.
  25. Неменский Б. М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский.-М., 2007.-(Библиотека учителя).
  26. Неменский Б. М.Познание искусством / Б.М. Неменский. - М., 2000.
  27. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В, Декоративное искусство. - М: - 1976;
  28. Претте М.-К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М.-К. Претте, А.Копальдо.-М., 1981, 1985.
  29. Психология процессов художественного творчества. - Л.: Наука. - 1980;
  30. Пучков А.С. Методика работы над натюрмортом. М.: Просвещение. - 1982;
  31. Танкус О.В., Гроховская Л.М, Технология росписи тканей. - М. - 1969;





© 2010-2022