- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Литературная тропинка1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности Литературная тропинка1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кононова Л.А. |
Дата | 24.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пролетарская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Литературная тропинка»
( Общеинтеллектуальное направление)
предназначена для детей от 6 до 10 лет
(1 - 4 классы).
Рабочая программа по курсу составлена учителем
МБОУ Пролетарской СОШ
Кононовой Л.А..
на основе программы
Г.Н.Кудиной, З.Н. Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла»
Актуальность
-
Воспитание эстетически развитого читателя, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении о произведении и жизненных явлениях, в нем отображенных.
-
Наличие в современном мире безграничного информационного пространства, Уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения.
-
Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлеченность новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.
-
Появляется возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера.
-
При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.
-
Социальный заказ на выпускника I образовательной ступени диктует формирование ребенка как субъекта учебного процесса, в связи с чем, его самостоятельность регулируется выбором варианта получения знаний на уровне его инициативы (через проблематизацию, через получение индивидуальных заданий). Уметь правильно выбирать нужную для этого литературу.
-
Наличие в ОУ материально-технической базы (программное обеспечение, библиотечный фонд, наличие интерактивной доски, компьютерных классов, DVD, видеотехника) дает основание для активного включения обучающихся в процесс обретения знаний в урочном и внеурочном пространстве.
.
Цели программы Образовательные
- Формирование устойчивого познавательного интереса.
- Формирование умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения.
- Создание условий для развития у учащихся потребности в чтении дополнительной литературы.
- Развитие интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно-популярной литературы.
- Воспитание коммуникативно-активной коммуникативно-грамотной личности.
- Воспитание всесторонне развитого, творческого, человека, уважительно относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не догматично принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать.
Задачи программы
- Учить понимать произведение так, как понимал его сам автор, увидеть нарисованную картину мира глазами автора.
- Включить произведение в свой, чужой для автора контекст. Вырабатывать свою точку зрения в процессе диалога с автором. Расширение художественных представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
- Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению художественной литературы.;
- Расширение кругозора учащихся,
- Развитие их воображения и эмоциональной сферы;
- Укрепление интереса к чтению разного рода литературы.
- Последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
Тип и вид классов. Возраст детей,
участвующих в реализации программы
-
Программа рассчитана на реализацию в общеобразовательных классах в течение 4-х учебных лет.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на четыре года обучения 1 час в неделю. 1 год обучения - 33 часа; 2 год обучения - 34 часа; 3 год обучения - 34 часа; 4 год обучения - 34 часа; Итого - 135 часов.
Форма и режим занятий
Занятия проводятся 1 час в неделю.
-
групповая работа, праздники читательских удовольствий, творческие работы
-
экскурсии в библиотеку
Наполняемость групп - 10-13 человек.
Содержание программы
1 год обучения (35ч) 1.Введение (1 ч) Знакомство с программой работы кружка. Раскрытые и нераскрытые загадки литературной тропинки: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий. . 2. Моя осень (4ч). Введение маленьких читателей в мир исскуства, в мир художественной литературы. Эти занятия призваны приучить детей непосредственно-эмоционально вслушиваться, «заражаться» эмоциями, сопереживать. 3. Литература-искусство слова. (28 ч). Введение позиции зрителя в ролевую игру. Знакомство с жанрами, языком произведений, рассматривание их с позиции зрителя, актера, автора. Обучение выражать точку зрения и собственное суждение. Познакомить с оттенками настроений. Проведение праздников читательских удовольствий. Обсуждение детских сочинений. Коллективно-творческие работы. 4. Наше творчество. (1ч). Заключительное занятие. Подведение итогов.
Учебно-тематический план
План составлен в виде таблицы с указанием разделов, тем и часов.
№ п/п
Тема
Количество часов
1
Введение (1ч)
Вводное занятие.
1
2
Моя осень(4 ч)
Осень
.
1
3
Праздник читательских удовольствий
1
4
Может ли нравится печальное?
1
5
Надо ли, чтобы все желания исполнялись?
1
6
Литература-искусство слова (28ч)
Жанры. Язык.
1
7
8
9
10
11
12
13-14
15-16
17
18
19
20-21
22
23
24-26
27
28-29
30-31
32
33
34
35
Введение позиции зрителя в ролевую игру.
Театр и литература.
Настроение читателя.
Словарь настроений.
Сонное царство. Праздник читательских удовольствий.
Радостное настроение и его оттенки.
Рассказчик-герой.
Рассказчик- повествователь.
Зимняя сказка. Праздник читательских удовольствий.
Моя снежинка. Обсуждение детских сочинений.
Зимнее настроение. Снег.Коллективно-творческая работа.
Обсуждение детских сочинений
Рассказчик-герой. Г.Х.Андерсен. «Чайник»
Контраст настроений
А.Толстой «Желтухин». Плавающая точка зрения.
Аквариум глазами Золотой рыбки и кота. Обсуждение детских сочинений.
Что такое героизм? Героические защитники Родины. Героическое настроение.
«Разговор кота с сосулькой». «Первый дождь». Классное сочинение.
День Победы. Торжественно-скорбное настроение.
Большая Родина моя.
Летний карнавал.
Наше творчество
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
2
1
1
3
1
2
2
1
1
1
1
Требования к уровню подготовки учащихся
Предполагаемые результаты по окончанию работы по данному курсу.
- уметь искать информацию в книгах различного жанра;
- уметь её анализировать;
- уметь работать со справочной, энциклопедической и
научно-популярной литературой;
- знать способы поиска ответов на поставленные вопросы;
- видеть красоту в произведениях литературного жанра;
- видеть нужную информацию и находить на нее ответы;
- уметь работать с книгой;
- уметь сравнивать, анализировать, делать выводы.
Форма диагностики
-
результаты конкурса чтецов;
-
участие в конкурсе «Лучший сказитель»;
-
пректы сочинений.
Список литературы
Методическое пособие Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская. «Литература как предмет эстетического цикла».
Произведения детских писателей В.Катаева, Б.Заходера, А.Барто, Н.Носова, С.Маршака, С.Михалкова и др. Былины. Русские народные сказки. Произведения М.Лермонтова, А.Пушкина, А.Толстого.
10