Статья ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Пряникова М.Г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6», г. Новокузнецк Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Высокий темп обучения часто приводит к тому, что у учащихся пропадает интерес к учению. Изменить эту ситуацию могут творческие методы обучения. Особое место среди таких методов занимает исследовательская творческая деятельность. Приобщение детей к научно исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Изучая материалы по данной теме, пришла к выводу, что методика организации исследовательской деятельности в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа, всѐ-таки, осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности обучающихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности, а исследовательская работа - один из важнейших путей в решении данной проблемы. Исследовательская деятельность воспитывает у детей навыки работы с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, так как по собственному опыту я знаю, дети в большем случае читают только учебники. Они не хотят читать дополнительную литературу по предметам, увлекательные произведения детских писателей. Организуя деятельность учащихся, стремлюсь увлечь их, показать им значимость собственной деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь к участию родителей учащихся. Совместная деятельность становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми, делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращивание кристаллов, изучения истории русской матрѐшки, истории самовара, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. С первого класса начинаю вовлекать своих воспитанников в мини исследования. В первом и втором классе почти всегда тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу. В третьем и четвѐртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, о чѐм они хотели бы узнать побольше, могут сами выбрать тему исследования. Стараюсь направить их в принятии окончательного решения. В процессе мини-исследования дети должны для себя ответить на вопросы: Что мне интересно больше всего?; О чѐм хотелось бы узнать как можно больше?; Чем я мог бы гордиться?; Чем я могу заинтересовать окружающих? Тема исследования младшего школьника должна быть связана с повседневной жизнью. Сочетание личного интереса и повседневного опыта позволяет учащимся выполнить ее относительно быстро, так как в силу возрастных особенностей способность долго концентрировать внимание у учащихся начальной школы ограничена. В ходе написания исследовательской работы у учащихся формируются следующие умения: работать с рекомендованной литературой, правильно выработать методологию исследования, умение критически осмысливать материал, представленный в книге, самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы, определять верность или ложность того или иного понятия, четко и ясно излагать свои мысли. Так, например, в ходе исследовательской работе «Удивительный мир - кристаллы» одни воспитанники активно искали информацию для своих исследований в библиотеках, другие вовлекали в свою работу родителей и искали информацию в интернете, но были и пассивные дети, которые боятся высказать свою точку зрения. Таких детей я тоже стараюсь вовлекать в исследовательскую работу, поручая им самые интересные этапы работы, они участвуют в выполнении практической части исследования - в выращивании кристаллов соли, чувствуя свою значимость и делая первые робкие шаги в лабиринтах исследований. При организации исследовательской деятельности необходимо соблюдать этапы работы: обсуждение алгоритма проектирования (выбор темы проекта, актуальность проекта, постановка цели и задач, выявление проблем, формулирование гипотезы планирование и разработка исследовательских действий); сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств, их анализ и синтез); подготовка и написание работы; оценка проекта экспертами (написание рецензии); устранение недостатков в проекте, оформление; выступление, защита проект. Самым главным демонстрационным материалом защиты проекта является презентация. Это своеобразное шоу, яркое, красочное, увлекательное, поэтому должна быть заранее продумана и спланирована. Защита работы проходит обычно в течение 10 минут (7 минут на выступление, 3 минуты - ответы на вопросы), мультимедийная презентация должна включать 10-12 слайдов. Прежде всего, представляются результаты исследования. Рисунки, графики, всегда зрелищнее таблиц или текста. Текст сопровождается иллюстративным материалом, слайды не дублируются. Выводы должны демонстрироваться достаточно долго, чтобы слушатели смогли внимательно с ними ознакомиться и обдумать. Итогом исследовательской работы в нашей школе является детская научно-практическая конференции «Малая академия наук». В отличие от «взрослой» конференции здесь мы создаѐм «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу независимо от еѐ степени проработанности необходимо похвалить, чтобы у ребѐнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Ежегодно ученики моего класса не только принимают участие в таких мероприятиях, но и занимают призовые места, как на школьных конференциях, так и на конференциях регионального уровня. В результате исследовательской деятельности дети незаметно для себя воспитывают такие качества как: трудолюбие, ответственность, самостоятельность. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет быть успешным и в учебной деятельности. Исследовательская деятельность направлена на творческое развитие личности, накопление у обучающихся достоверных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире. Знания и умения, приобретенные в процессе исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской работы среднем и стершем звеньях. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам. Кроме того, работа над исследовательскими проектами позволяет: обрести ученикам ощущение успешности, научит применять полученные знания, организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бреховских Л.М. Как делаются открытия //Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся» М., 2001 С.5-29 2. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2006, С.8-12 3. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006. 4. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М., 2003. 5. Матяш Н.В. Хохлова М.В, Творческие проекты в младшей школе. /Под ред. Симоненко В. Д. -. Брянск, 1999. 6. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль, 2002. 7. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. - М.: «Ось-89», 2006. 8. Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. - СПБ. 2004. 9. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М., 2004.

© 2010-2022