- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока: Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами
Конспект урока: Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Маслова Р.В. |
Дата | 18.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами.
Задачи урока: -познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами; -развивать умения писать глаголы с частицей не, графически обозначать орфограмму; -расширять знания детей о служебных частях речи; -воспитывать культуру учебного труда; -создавать творческий и благоприятный микроклимат в коллективе; -развивать интерес к изучению русского языка
Методы обучения: продуктивный
Формы организации познавательной деятельности учащихся: - индивидуальная; - фронтальная; - работа в группах
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, карточки для групповой и индивидуальной работы, учебник
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
№ слайда
УУД
1.Самоопре -деление к деятельности
(орг. момент)
1.Психологический настрой на работу. а) проверка готовности к уроку
- проверьте, всё ли готово к уроку, в порядке ли ваши рабочие места;
б) -давайте вспомним одно из правил поведения на уроке.
- Откройте тетрадь. - Что надо записать?
Учащиеся проверяют готовность,
Дети хором говорят правило: - Как пришёл ты на урок, На язык повесь замок.
Далеко не прячь ключи,
Там, где надо, не молчи!
Ученики отвечают, что сначала надо записать дату и слова «Классная работа».
Сл 1 Личностные УУД: Самооценка готовности к уроку.
Метапредметные УУД: Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.
2. Актуализа ция знаний
1. Словарная работа.
- тему нашего урока вы узнаете, когда разгадаете кроссворд, который вы видите на экране.
-Как называют:
1) детей в школе?
2) продолговатый деревянный ящичек для хранения ручек, карандашей и др. мелких школьных принадлежностей? 3) коллективная поездка в театр, в музей, на выставку?
4) сшитые листы чистой бумаги, в обложке или переплете, для записывания чего-нибудь?
5) человек, занимающийся обучением детей в школе?
6) сумка у школьников для ношения книг и учебных принадлежностей, надеваемая на спину. 7) тонкая палочка графита, сухой краски и т. п., обычно вделанная в дерево, для письма, черчения и рисования.
2. Вопросы ученику, работающему у доски -на какие вопросы отвечают эти слова? - что они обозначают?
- какой частью речи они являются?
- как изменяются имена существительные ? - какого рода существительные, которые ты записал?
Вопросы к ученику, для формирования алгоритма самооценки: -Что тебе нужно было сделать?
-Удалось ли тебе выполнить задание? -Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью? -Какой был уровень задания?
-Какие умения формировались при выполнении этого задания?
-Какую отметку ты бы себе поставил?
*1 группа работает по индивидуальным карточкам (приложение 1)
*1ученик работает у доски (записывает словарные слова)
*Учащиеся записывают словарные слова в тетради.
-ученики
- пенал
-экскурсия
- тетрадь
-учитель
- ранец
- карандаш
Ученик отвечает на вопросы.
- Кто? Что?
- предметы
- именем существительным
- по числам и родам в ед. числе
(Ученик определяет род записанных словарных слов)
Отвечая на заданные вопросы, ученик оценивает свою работу.
Сл 2
Сл 3
Сл 4
Сл 5
Сл 6
Сл 7
Сл.8
Сл.9
Метапредметные УУД : умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения
ПознавательныеУУД:
Находить ответы на вопросы,обобщать и квалифицировать по признакам
Регулятивные УУД. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью.
3.Формулиро- вание проблемы.
1. Беседа -Прочтите ключевое слово в кроссворде. - Это и есть тема нашего урока.
- Кто знает, что такое ЧАСТИЦА? - Сформулируйте тему урока, спрогнозируйте цели. - На основе целей урока давайте составим план работы.
- Что мы сейчас делали?
2. Инструктаж по работе с таблицей
- в каждой группе есть табличка №1, (приложение 2) в неё вы будете записывать всё, что узнаете о новой части речи -посмотрите, на какие вопросы мы должны найти ответы на уроке?
Ученики хором:
- частица
- название служебной части речи
Дети вместе с учителем составляют план урока.
- Формулировали тему урока, составляли план.
Чтение учащихся по карточке
(приложение 2)
Сл
10
Сл
11
Регулятивные:
Познавательные (Логические): анализ с целью выделения признаков Прогнозировать предстоящую работу (составлять план)
4. Открытие новых знаний.
6.Физминутка
7. Первичное закрепление
Организация учащихся на исследование проблемы.
1. Возьмите карточку №2 (приложение 3) и подчеркните глаголы. - на какие вопросы они отвечают?
- как мы их подчёркиваем?
- какие слова вы подчеркнули?
- прочтите короткое слово, которое стоит перед глаголом
- кто уже догадался, как оно называется?
2. Коллективное заполнение таблицы:
- так что же такое НЕ?
- может ли оно употребляться самостоятельно, само по себе?
- значит, какая это часть речи?
- а с какими словами оно употребляется?
- а как пишется НЕ с глаголами?
- Пользуясь таблицей, которую мы заполнили, что вы уже можете рассказать о частице НЕ? 3. Работа в тетрадях.
- Запишите в тетрадь глаголы с частицей НЕ, которые вы подчеркнули.
4.- Послушайте историю о глаголе и частице НЕ и попробуйте выделить новые сведения.
- какую же роль играет частица НЕ ?
5.Чтение правила в рамке учебника на с. 112.
-Давайте сравним наши открытия с правилом в учебнике.
Вопросы после прочтения правила.
- Как называется новое слово НЕ?
- К какой группе частей речи её можно отнести,
к самостоятельным или служебным? - Почему? - Какую роль выполняет частица в речи?
- Ведущие дают команды, класс выполняет.
- какое правило вы сегодня узнали? Составление правила из слов на экране.
6.Знакомство с глаголами- исключениями
- Посмотрите на экран, прочтите слова, которые там записаны
-На какие вопросы они отвечают?
-Какой частью речи являются?
- Почему же тогда НЕ с этими словами пишется слитно?
- Правильно, у некоторых правил есть исключения. Есть оно и у этого правила.
- А теперь запишите слова - исключения в тетрадь и постарайтесь их запомнить.
1. Коллективная работа по памятке «Важные правила безопасного поведения» (приложение 4) Задание:
- Прочитайте памятку о правилах безопасного поведения и скажите, согласны ли вы с такими правилами?
- Что же здесь не так, как вы думаете? - Чего здесь не хватает? - Как должны звучать правила безопасности?
-какую роль играет частица НЕ?
2. Творческое задание. (Работа в группах)
Составить небольшую памятку, используя глаголы с частицей не.
Тексты посвящены разным темам:
1группа будет говорить о правилах поведения в лесу. 2группа - о правилах поведения в столовой. 3группа - о правилах пользования книгой. 4группа - о правилах поведения на уроках 3. Проверка работ.
- Что делает? Что делают? Что делал? Что будет делать?
- двумя чертами
Обсуждая задание в группах, дети его выполняют.
Каждая группа зачитывает свои слова
- не
- частица
- частица (запись в таблице)
- нет
- служебная (запись в таблице)
- с глаголами (запись в таблице)
- отдельно (запись в таблице)
Учащиеся дают характеристику частице НЕ.
Работа в тетрадях
Рассказ ученицы:
- Глаголы терпеть не могут частицу не. Она такая маленькая, но противная, перечёркивает всё то, что говорят глаголы. Скажет глагол: «Люблю мороженое» А частица НЕ подскакивает и получается «НЕ люблю». Скажет другой глагол: «Пойду гулять»
Тут как тут частица НЕ и получается: «НЕ пойду гулять»
Ну, всё она отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя. Дети приходят к выводу, что частица НЕ всё отрицает Чтение правила учащимися
-Частица, отрицательная частица.
- Служебным
Дети делают вывод: - Самостоятельно в речи не употребляется, нельзя понять, что обозначает слово НЕ - Частица НЕ придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению.
2 ученика дают команды:
- шагать - не шагать
- прыгать - не прыгать
- приседать - не приседать
- хлопать - не хлопать
- наклоняться - не наклоняться -Не с глаголами пишется отдельно
Дети составляют правило по слайду
Дети читают слова.
- Что делать?
- Глаголом.
Обсуждая этот вопрос в группах, дети делают вывод, что эти слова без НЕ не употребляются.
Запись слов - исключений в тетрадь.
- нет
- частицы не перед глаголами
Учащиеся называют «правильные» правила (Приложение 4) Дети делают вывод:
- Частица НЕ придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению
Составление памяток в группах.
Дети зачитывают составленные памятки и дают самооценку своей работе.
Сл 12-15
Сл
16
Сл
17
Коммуникативные УУД- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения
установление аналогий и причинно - следственных связей
Метапредметные УУД- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
ПознавательныеУУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Личностные УУД : ценностное отношение к здоровому образу жизни
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника
Личностные УУД : ценностное отношение к здоровому образу жизни
Предметные УУД : Умение применять знания на практике,
умение работать самостоятельно
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе
8.Самостоятельная работа Работа по учебнику.
1. Упр. 362 - развиваются речевые умения, а также правописные - писать НЕ с глаголами.
Осложнённое списывание с обозначением орфограмм.
(Выборочное оценивание 3-4 работ)
Взаимопроверка работ в парах
Регулятивные УУД
Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
9. Рефлексия деятельности
(итог урока) -Что нового вы узнали на уроке? - Чему учились? - Оцените свою работу на уроке и в тетрадях на полях поставьте себе оценку. - Объявление оценок за работу на уроке. -А теперь я проверю, как хорошо вы умеете применять новые знания. (ТРЕНАЖОР)
Ответы детей
Самооценка результатов деятельности
Актуализируется умение применять новые знания.
Сл
18
Регулятивные УУД
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
10.Домашнее задание 1.Упр 363, с.113 2. Выучить правило
Деятельность учеников:
- Наблюдать за ролью глаголов в речи.
Приложение 1
Карточка №1 *Подбери к данным словам другие слова, близкие по значению. *Надпиши, какой частью речи они являются. Буря - ..., азбука - ..., доктор - ..., храбрый - ..., грустный -..., смеётся - ..., трудится - ..., друг - ..., ветхий - ..., спешит - ..., весёлый - ..., глядит - ....
Карточка №2
*Подбери к данным существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. *Укажи их род.
ягода
_________________ улица
язык
одежда
класс
помидор
огурец
фамилия
самолёт
Карточка №3
* Выпиши из стихотворения однокоренные слова. *Надпиши, какой частью речи они являются. *Разбери их по составу
* * *
Снег да снежные узоры.
В поле вьюга, разговоры.
В пять часов уж тьма.
День - коньки, снежки, салазки.
Вечер - бабушкины сказки.
Вот она зима.
Карточка №4
*Вставь пропущенные буквы.
В глуши л..сной, в глуши з..лёной,
Всегда т..нистой и сырой,
В крутом овраге под горой Бьёт ( ) из к..мней р..дник ( студёный ( ).
И. Бунин
*Укажи, какой частью речи являются выделенные слова.
*Разбери по составу слова: т..нистой, студёный, з..лёной.
Карточка №5
*Подчеркни глаголы.
*Разбери по составу выделенные слова.
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли.
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
А. Толстой
Карточка 6.
*Отгадай загадки. *Вставь пропущенные буквы. *Обозначь число глаголов
1)В..сной вес..лит, летом хол..дит, осенью п..тает, з..мой
согр..вает. ( )
2)Ветки носят, глину роют, на реке плотину строят. У плотины
там и тут в круглых домиках ж..вут. ( )
3)Не ест и не пьёт, а г..ворит и поёт. ( )
Приложение 2
Что такое не?
Частица
К какой части речи относится это слово?
Служебная
Когда оно употребляется в речи?
Отрицание
Запрет
Как пишется не с глаголами?
Раздельно
Исключения
Слитно ненавидеть негодовать неволить недоумевать
Приложение 3
Карточка № 2 (для 1группы)
Прочтите пословицы и подчеркните в них глаголы.
-
После драки кулаками не машут.
-
В решете воду не удержишь.
-
Слезами горю не поможешь.
Кашу маслом не испортишь
Карточка № 2 (для 2группы)
Прочтите пословицы и подчеркните в них глаголы.
-
Чего не знаешь - того не говори.
-
Шила в мешке не утаишь.
-
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
-
Слон осла не заменит.
Карточка № 2 (для 3группы)
Прочтите пословицы и подчеркните в них глаголы.
-
На каждый роток не накинешь платок.
-
Кто не работает, тот не ест.
-
Семеро одного не ждут.
-
С огнем не шути, воде не верь.
Карточка № 2 (для 4группы)
Прочтите пословицы и подчеркните в них глаголы.
-
С одним умом на базар не ходят.
-
Слезами долги не платят.
-
С пословицей не поспоришь.
-
Книги читать - скуки не знать.
Приложение 4
«Важные правила безопасного поведения»
*сообщай незнакомым людям свой адрес и телефон; *открывай дверь посторонним людям;
*садись в машину к незнакомым людям;
*трогай незнакомые пакеты, сумки, свёртки;
*принимай подарки от незнакомых людей
Не сообщай незнакомым людям свой адрес и телефон.
Не открывай дверь посторонним людям.
Не садись в машину к незнакомым людям.
Не трогай незнакомые пакеты, сумки, свёртки.
Не принимай подарки от незнакомых людей.