Конспект урока: Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема урока: Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами.

Задачи урока: -познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами; -развивать умения писать глаголы с частицей не, графически обозначать орфограмму; -расширять знания детей о служебных частях речи; -воспитывать культуру учебного труда; -создавать творческий и благоприятный микроклимат в коллективе; -развивать интерес к изучению русского языка

Методы обучения: продуктивный

Формы организации познавательной деятельности учащихся: - индивидуальная; - фронтальная; - работа в группах

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, карточки для групповой и индивидуальной работы, учебник

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

№ слайда

УУД

1.Самоопре -деление к деятельности

(орг. момент)

1.Психологический настрой на работу. а) проверка готовности к уроку

- проверьте, всё ли готово к уроку, в порядке ли ваши рабочие места;

б) -давайте вспомним одно из правил поведения на уроке.





- Откройте тетрадь. - Что надо записать?

Учащиеся проверяют готовность,

Дети хором говорят правило: - Как пришёл ты на урок, На язык повесь замок.

Далеко не прячь ключи,

Там, где надо, не молчи!

Ученики отвечают, что сначала надо записать дату и слова «Классная работа».

Сл 1 Личностные УУД: Самооценка готовности к уроку.

Метапредметные УУД: Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.

2. Актуализа ция знаний

1. Словарная работа.

- тему нашего урока вы узнаете, когда разгадаете кроссворд, который вы видите на экране.

-Как называют:

1) детей в школе?

2) продолговатый деревянный ящичек для хранения ручек, карандашей и др. мелких школьных принадлежностей? 3) коллективная поездка в театр, в музей, на выставку?

4) сшитые листы чистой бумаги, в обложке или переплете, для записывания чего-нибудь?

5) человек, занимающийся обучением детей в школе?

6) сумка у школьников для ношения книг и учебных принадлежностей, надеваемая на спину. 7) тонкая палочка графита, сухой краски и т. п., обычно вделанная в дерево, для письма, черчения и рисования.

2. Вопросы ученику, работающему у доски -на какие вопросы отвечают эти слова? - что они обозначают?

- какой частью речи они являются?

- как изменяются имена существительные ? - какого рода существительные, которые ты записал?

Вопросы к ученику, для формирования алгоритма самооценки: -Что тебе нужно было сделать?

-Удалось ли тебе выполнить задание? -Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью? -Какой был уровень задания?

-Какие умения формировались при выполнении этого задания?

-Какую отметку ты бы себе поставил?

*1 группа работает по индивидуальным карточкам (приложение 1)

*1ученик работает у доски (записывает словарные слова)

*Учащиеся записывают словарные слова в тетради.

-ученики

- пенал

-экскурсия

- тетрадь

-учитель

- ранец

- карандаш

Ученик отвечает на вопросы.

- Кто? Что?

- предметы

- именем существительным

- по числам и родам в ед. числе

(Ученик определяет род записанных словарных слов)

Отвечая на заданные вопросы, ученик оценивает свою работу.

Сл 2

Сл 3

Сл 4

Сл 5

Сл 6

Сл 7

Сл.8

Сл.9

Метапредметные УУД : умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения

ПознавательныеУУД:

Находить ответы на вопросы,обобщать и квалифицировать по признакам



Регулятивные УУД. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью.

3.Формулиро- вание проблемы.


1. Беседа -Прочтите ключевое слово в кроссворде. - Это и есть тема нашего урока.

- Кто знает, что такое ЧАСТИЦА? - Сформулируйте тему урока, спрогнозируйте цели. - На основе целей урока давайте составим план работы.

- Что мы сейчас делали?


2. Инструктаж по работе с таблицей

- в каждой группе есть табличка №1, (приложение 2) в неё вы будете записывать всё, что узнаете о новой части речи -посмотрите, на какие вопросы мы должны найти ответы на уроке?

Ученики хором:

- частица

- название служебной части речи

Дети вместе с учителем составляют план урока.

- Формулировали тему урока, составляли план.

Чтение учащихся по карточке

(приложение 2)

Сл

10

Сл

11

Регулятивные:

Познавательные (Логические): анализ с целью выделения признаков Прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

4. Открытие новых знаний.







6.Физминутка



7. Первичное закрепление


Организация учащихся на исследование проблемы.

1. Возьмите карточку №2 (приложение 3) и подчеркните глаголы. - на какие вопросы они отвечают?
- как мы их подчёркиваем?

- какие слова вы подчеркнули?

- прочтите короткое слово, которое стоит перед глаголом

- кто уже догадался, как оно называется?

2. Коллективное заполнение таблицы:

- так что же такое НЕ?

- может ли оно употребляться самостоятельно, само по себе?

- значит, какая это часть речи?

- а с какими словами оно употребляется?

- а как пишется НЕ с глаголами?

- Пользуясь таблицей, которую мы заполнили, что вы уже можете рассказать о частице НЕ? 3. Работа в тетрадях.

- Запишите в тетрадь глаголы с частицей НЕ, которые вы подчеркнули.

4.- Послушайте историю о глаголе и частице НЕ и попробуйте выделить новые сведения.









- какую же роль играет частица НЕ ?



5.Чтение правила в рамке учебника на с. 112.

-Давайте сравним наши открытия с правилом в учебнике.

Вопросы после прочтения правила.

- Как называется новое слово НЕ?

- К какой группе частей речи её можно отнести,

к самостоятельным или служебным? - Почему? - Какую роль выполняет частица в речи?



- Ведущие дают команды, класс выполняет.




- какое правило вы сегодня узнали? Составление правила из слов на экране.

6.Знакомство с глаголами- исключениями

- Посмотрите на экран, прочтите слова, которые там записаны

-На какие вопросы они отвечают?

-Какой частью речи являются?

- Почему же тогда НЕ с этими словами пишется слитно?

- Правильно, у некоторых правил есть исключения. Есть оно и у этого правила.

- А теперь запишите слова - исключения в тетрадь и постарайтесь их запомнить.

1. Коллективная работа по памятке «Важные правила безопасного поведения» (приложение 4) Задание:
- Прочитайте памятку о правилах безопасного поведения и скажите, согласны ли вы с такими правилами?
- Что же здесь не так, как вы думаете? - Чего здесь не хватает? - Как должны звучать правила безопасности?

-какую роль играет частица НЕ?

2. Творческое задание. (Работа в группах)

Составить небольшую памятку, используя глаголы с частицей не.

Тексты посвящены разным темам:

1группа будет говорить о правилах поведения в лесу. 2группа - о правилах поведения в столовой. 3группа - о правилах пользования книгой. 4группа - о правилах поведения на уроках 3. Проверка работ.

- Что делает? Что делают? Что делал? Что будет делать?

- двумя чертами

Обсуждая задание в группах, дети его выполняют.

Каждая группа зачитывает свои слова

- не

- частица

- частица (запись в таблице)

- нет

- служебная (запись в таблице)

- с глаголами (запись в таблице)

- отдельно (запись в таблице)

Учащиеся дают характеристику частице НЕ.

Работа в тетрадях


Рассказ ученицы:

- Глаголы терпеть не могут частицу не. Она такая маленькая, но противная, перечёркивает всё то, что говорят глаголы. Скажет глагол: «Люблю мороженое» А частица НЕ подскакивает и получается «НЕ люблю». Скажет другой глагол: «Пойду гулять»
Тут как тут частица НЕ и получается: «НЕ пойду гулять»
Ну, всё она отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя. Дети приходят к выводу, что частица НЕ всё отрицает Чтение правила учащимися

-Частица, отрицательная частица.

- Служебным

Дети делают вывод: - Самостоятельно в речи не употребляется, нельзя понять, что обозначает слово НЕ - Частица НЕ придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению.

2 ученика дают команды:

- шагать - не шагать

- прыгать - не прыгать

- приседать - не приседать

- хлопать - не хлопать

- наклоняться - не наклоняться -Не с глаголами пишется отдельно

Дети составляют правило по слайду

Дети читают слова.

- Что делать?

- Глаголом.

Обсуждая этот вопрос в группах, дети делают вывод, что эти слова без НЕ не употребляются.

Запись слов - исключений в тетрадь.

- нет

- частицы не перед глаголами

Учащиеся называют «правильные» правила (Приложение 4) Дети делают вывод:

- Частица НЕ придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению

Составление памяток в группах.

Дети зачитывают составленные памятки и дают самооценку своей работе.









Сл 12-15

Сл

16


Сл

17

Коммуникативные УУД- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения

установление аналогий и причинно - следственных связей

Метапредметные УУД- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами


ПознавательныеУУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя



Личностные УУД : ценностное отношение к здоровому образу жизни


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника


Личностные УУД : ценностное отношение к здоровому образу жизни

Предметные УУД : Умение применять знания на практике,

умение работать самостоятельно

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе

8.Самостоятельная работа Работа по учебнику.

1. Упр. 362 - развиваются речевые умения, а также правописные - писать НЕ с глаголами.

Осложнённое списывание с обозначением орфограмм.

(Выборочное оценивание 3-4 работ)

Взаимопроверка работ в парах

Регулятивные УУД

Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

9. Рефлексия деятельности

(итог урока) -Что нового вы узнали на уроке? - Чему учились? - Оцените свою работу на уроке и в тетрадях на полях поставьте себе оценку. - Объявление оценок за работу на уроке. -А теперь я проверю, как хорошо вы умеете применять новые знания. (ТРЕНАЖОР)

Ответы детей

Самооценка результатов деятельности

Актуализируется умение применять новые знания.

Сл

18

Регулятивные УУД

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

10.Домашнее задание 1.Упр 363, с.113 2. Выучить правило

Деятельность учеников:

  • Наблюдать за ролью глаголов в речи.



Приложение 1

Карточка №1 *Подбери к данным словам другие слова, близкие по значению. *Надпиши, какой частью речи они являются. Буря - ..., азбука - ..., доктор - ..., храбрый - ..., грустный -..., смеётся - ..., трудится - ..., друг - ..., ветхий - ..., спешит - ..., весёлый - ..., глядит - ....

Карточка №2

*Подбери к данным существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. *Укажи их род.

ягода

_________________ улица

язык

одежда

класс

помидор

огурец

фамилия

самолёт

Карточка №3

* Выпиши из стихотворения однокоренные слова. *Надпиши, какой частью речи они являются. *Разбери их по составу

* * *

Снег да снежные узоры.

В поле вьюга, разговоры.

В пять часов уж тьма.

День - коньки, снежки, салазки.

Вечер - бабушкины сказки.

Вот она зима.

Карточка №4

*Вставь пропущенные буквы.

В глуши л..сной, в глуши з..лёной,

Всегда т..нистой и сырой,

В крутом овраге под горой Бьёт ( ) из к..мней р..дник ( студёный ( ).

И. Бунин

*Укажи, какой частью речи являются выделенные слова.

*Разбери по составу слова: т..нистой, студёный, з..лёной.

Карточка №5

*Подчеркни глаголы.

*Разбери по составу выделенные слова.

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли.

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

А. Толстой

Карточка 6.

*Отгадай загадки. *Вставь пропущенные буквы. *Обозначь число глаголов

1)В..сной вес..лит, летом хол..дит, осенью п..тает, з..мой
согр..вает. ( )

2)Ветки носят, глину роют, на реке плотину строят. У плотины
там и тут в круглых домиках ж..вут. ( )

3)Не ест и не пьёт, а г..ворит и поёт. ( )



Приложение 2

Что такое не?

Частица

К какой части речи относится это слово?

Служебная

Когда оно употребляется в речи?

Отрицание

Запрет

Как пишется не с глаголами?

Раздельно

Исключения

Слитно ненавидеть негодовать неволить недоумевать



Приложение 3

Карточка № 2 (для 1группы)

Прочтите пословицы и подчеркните в них глаголы.

  • После драки кулаками не машут.

  • В решете воду не удержишь.

  • Слезами горю не поможешь.

Кашу маслом не испортишь

Карточка № 2 (для 2группы)

Прочтите пословицы и подчеркните в них глаголы.

  • Чего не знаешь - того не говори.

  • Шила в мешке не утаишь.

  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

  • Слон осла не заменит.

Карточка № 2 (для 3группы)

Прочтите пословицы и подчеркните в них глаголы.

  • На каждый роток не накинешь платок.

  • Кто не работает, тот не ест.

  • Семеро одного не ждут.

  • С огнем не шути, воде не верь.

Карточка № 2 (для 4группы)

Прочтите пословицы и подчеркните в них глаголы.

  • С одним умом на базар не ходят.

  • Слезами долги не платят.

  • С пословицей не поспоришь.

  • Книги читать - скуки не знать.

Приложение 4

«Важные правила безопасного поведения»

*сообщай незнакомым людям свой адрес и телефон; *открывай дверь посторонним людям;
*садись в машину к незнакомым людям;
*трогай незнакомые пакеты, сумки, свёртки;
*принимай подарки от незнакомых людей

Не сообщай незнакомым людям свой адрес и телефон.
Не открывай дверь посторонним людям.
Не садись в машину к незнакомым людям.
Не трогай незнакомые пакеты, сумки, свёртки.
Не принимай подарки от незнакомых людей.




© 2010-2022